Технология и правила анкетирования в социальной работе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выбрав тему для анкетирования, исследователь составляет вопросы так, чтобы можно было ответить на них конкретно. В анкетах не д. б. вопросов, задевающих достоинство личности, интимные моменты жизни. В анкету полезно включить общие данные, характеризующие респондента: пол, возраст, стаж, профессия, должность, участие в том или ином виде деятельности, степень успешности в этой деятельности и др. Ответы даются содержательнее и полнее, когда в анкету включено небольшое количество вопросов (не более 7 – 10). Перегрузка большим перечнем вопросов затрудняет создание у респондента необходимой установки, увеличивает вероятность формальных ответов. Построение анкеты по принципу: от более простых вопросов к более сложным. Разъяснение перед началом опроса его целей и значения для результатов исследования. Оставление возможности анонимных ответов. Исключение возможности двусмысленного толкования вопросов, постановка их цепным и перекрестным способами, создающими у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и подтверждающими искренность ответов. Эффективность анкетирования зависит от того, насколько соблюдаются требования, предъявляемые к вопросам: – вопросы закрытых анкет должны предполагать ответ только в одном смысле (лучше всего «да», «нет», «не знаю») или предлагать несколько ответов, из которых надо сделать выбор; – нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной или социальной оценки своих качеств; – вопросы д. б., точными, ясными по смыслу, доступными, простыми, конкретными; – на выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов респондента; – в анкете желательно иметь вопросы как в прямой, так и косвенной форме, как личные, так и безличные; – Вначале анкеты предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий, фактов), затем трудные (выявляющие суждения, оценки), далее самые сложные (требующие принятия решения, выбора ответа), в заключение (последняя треть) –опять простые вопросы; – вопросыанкетдолжныбытьвзаимосвязаныичастичнопосодержаниюперекрыватьдругдруга. Это позволяет проверить достоверность ответов; – вся анкета должны быть построена так, чтобы располагать респондентов к откровенности, но не внушать им ответ. При этом опрашиваемые должны быть уверены, что их откровенность не будет использована против них, поэтому многие анкеты могут быть анонимными, без указания фамилии респондентов.

 

24.Структура анкеты и основные фазы анкетного опроса.

 Анкета состоит из следующих частей: введения (преамбулы), реквизитной части, информативной части, классификационной части (паспортички), заключения.

1. Введение знакомит опрашиваемого с целями научного исследования, содержанием анкеты, Здесь обязательно надо указывать на анонимность и конфиденциальность, а также размещать правила заполнения и (при необходимости) способ ее возвращения. В случае анонимности респондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не будут известны исследователям. В случае конфиденциальности предполагается, что имя респондента известно только исследователю, но отнюдь не заказчику данного обследования.

2. Реквизитная часть. В реквизитной части кроме некоторых технических данных – кодов, служебных пометок – принято размещать название организации, производящей опрос, приводится информация, касающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифицируется сам вопросник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера. В социологической практике иногда вводную и реквизитную часть объединяют в одну.

3. Информативная (содержательная) часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, контрольных вопросов, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), «переведенных» на логику восприятия респондентом.

4. Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах. Иначе ее называют «паспортичкой». Если анкета не предполагает анонимности, здесь же фиксируются персональные сведения (адрес, дата заполнения, личные пожелания, возможность дальнейшего сотрудничества и т. п.).

5. Заключительная часть анкеты содержит благодарность отвечающему за участие в исследовании.

 

 

                                        

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 353.