Вопрос – это включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя (чаще всего в форме вопросительного мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа.Поэтому вопрос составляет запрограммированный исследователем акт взаимной коммуникации между респондентами в письменной (анкета) или в устной (интервью) форме.Виды вопросов:По предметному содержанию. Вопросы о фактах. Цель - получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих.Вопросы о знании. Цель - в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. ( вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в опред-ой области).
Вопросы о мнении. Направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента.
Вопросы о мотивах. Призваны выявить субъективное представление чел-ка о мотивах своей деят-ти.По своей логической природе: Основные вопросы. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.Вопросы фильтры. Создаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целого выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.Контрольные вопросы. Служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности. вопросы - "ловушки", являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов. Наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса, помогают дать более точный ответ.По своей психолгической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, вопросы делятся на :
Контактные вопросы служат для установления контакта с респондентом. Цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие. Как правило, один из первых вопросов анкеты, который по форме весьма простой и касается самого респондента, как бы настраивать его на заинтересованное участие в анкетировании.
Буферные вопросы .Цель - переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому. Респонденту конкретно предлагается переключиться с одной проблемы на другую и объясняется, для чего это необходимо сделать, ему предлагается подумать, вновь заострить внимание, переключиться.Прямые вопросы направлены на выражение отношения респондента – по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.Косвенные вопросы. При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Они могут задаются и тогда, когда прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть предположение, что на них не будут получены искренние ответы.По характеру ответов :Открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты.Полузакрытые , на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.Закрытые вопросы предполагают наличие специального перечня ответов (альтернатив), на которых респондент должен остановить свой выбор.В зависимости от того, должен ли опрашиваемый выбрать только один или несколько ответов, выделяют альтернативные ,предполагают ответы по принципу “да-нет”, и неальтернативные вопросы.Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.Табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы.
Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.Вопросы - "диалоги", ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц
22. Анкетирование как метод исследования в социальной работе.
В социальном исследовании особую роль играет метод анкетирования. Активно стал использоваться в социальной работе.Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются цели сбора информации в письменной форме.
Анкетирование – (фр. enguête – расследование) – упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, представленный в виде опросного листа.
Анкетирование – методический прием получения информации с помощью составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования.
Анкета- вопросник, опросный лист, структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. Это инструмент сбора информации, которая фиксируется в виде письменных ответов респондентов.Респондент - опрашиваемый, лицо, участвующее в опросе в качестве источника информации.Анкетер - лицо, ведущее непосредственное общение с респондентами, с помощью анкеты. Он отвечает за правильное проведение процедуры анкетирования (найти нужных респондентов, обеспечить спокойную обстановку при заполнении, проверить полноту заполнения анкеты при ее сдаче).
Анкетирование используется для получения информации о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не отражены в различных документах. Например: информация о мотивах, интересах, предпочтениях людей, о жизненных планах и пр.Анкетирование дает возможность предложить вопросники стразу большому числу людей. Но нельзя утверждать, что все они могут дать искренние и полные ответы.Полученные письменные ответы анализируются, обрабатываются методами математической статистики. Они могут служить основой для получения ориентировки в проблеме, выявления имеющей место тенденции в группе и формулирования выводов. Погрешность от неверных, неискренних и неточных ответов будет тем меньше, чем больше будет охвачено респондентов и чем представительнее будет их состав.Анкетирование проводится либо с указанием лица респондента, либо, для большей объективности, анонимно, т.е. без указания фамилии анкетируемого.В зависимости от предлагаемых вопросов анкеты могут быть:
– открытые (открытого типа) – ответ формулируется самим опрашиваемым (респондентом);– полузакрытые (вопросы и вопросники) – можно выбрать ответ из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента;– закрытые – респонденту необходимо выбрать один из предложенных готовых ответов, ответ в данном виде анкет называют выборочным.Анкеты с закрытыми вопросами, естественно, ограничивают возможности отвечающих, но такие анкеты лучше поддаются математической обработке.Требования к анкетированию как методу исследования: – апробирование анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности;– разъяснение перед началом опроса его целей и значения для результатов исследования; – оставление возможности анонимных ответов; – исключение возможности двусмысленного толкования вопросов;– сбор достаточно большого количества ответов; – построение анкеты по принципу: от более простых вопросов к более сложным.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 324.