Как и любой метод исследования, анкетирование имеет достоинства и недостатки.
Достоинства анкетирования:
возможность охватить исследованием большое количество опрашиваемых, а следовательно выявить массовые явления, на основе анализа которых устанавливаются факты;
– массовость обследования, большая скорость сбора информации;
– легкая обработка результатов, широкое применение математических методов анализа данных;
– возможность получения письменных ответов на такие вопросы, которые в устной форме остаются без ответа;
– возможность сравнения результатов нескольких обследований;
– удобные способы фиксации результатов (в анкетах закрытого типа);
– уменьшение вероятности неправильного понимания вопросов (в анкетах закрытого типа).
Недостатки анкетирования:
– анкетный метод все же не позволяет полностью охарактеризовать все сферы личности;
– с его помощью трудно рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию;
– трудно рассчитывать на полные правильные, точные ответы, т.к. различные респонденты на вопросы могут отвечать по-разному, а потому часто возникают и трудности в классификации ответов;
– ответы не всегда являются достаточным условием для окончательных выводов;
– в анкетный опрос нельзя вмешиваться, изменять что-либо, поэтому данный метод нельзя назвать гибким;
– объективность ответов не всегда высокая, т.к. респонденты могут отнестись к ответу недобросовестно;
– анкетирование – искусственный, а не естественный метод;
– жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности;
– анкетирование не учитывает различное понимание вопросов респондентами.
26. Интервью как метод исследования. Виды интервью. Достоинства и недостатки интервью.
Большую роль в исследования в социальной работе играют интервью.
Интервью (англ. Interview – беседа) – один из основных видов опроса, использующий непосредственное социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.
Специфика интервью как метода исследования определяет особую значимость этапа его организации и проведения и взаимодействия его главных действующих лиц: интервьюера и респондента.Для успешного проведения интервью важны следующие моменты:– место проведения (определяется спецификой предмета исследования), отсутствие посторонних лиц (особенно администрации);– вступительное слово; краткое, обоснованное и уверенное: представить организацию, проводящую исследование, изложить цель (терминология должна быть понятной), заверить в анонимности (если надо!);– нейтральная позиция интервьюера (не обнаруживать свое отношение к предмету исследования);– создание дружеской атмосферы.– темп интервью.Виды интервью.Классифицируют интервью по разным основаниям.
По стратегии и технике построения (в зависимости от степени свободы собеседника, которая выражается в наличии и форме вопросов, а также глубины ответов):
– глубинное – исследователь определяет круг проблем, сохраняя полную свободу в способе ведения беседы, а респондент свободен в выборе формы ответа;
– свободное (нестандартизированное) – интервьюеру представляется свобода в постановке, порядке, количестве и способе выражения вопросов, но при условии, что он должен собрать именно ту информацию, которая намечена темой и планом исследований;– фокусированное (полустандартизированное) – используется «путеводитель интервью» с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов;– стандартизирванное (формализованное) – задаваемые вопросы имеют открытый или закрытый характер; проводится на основе опросного листа, строго определяющего порядок и формулировку вопросов (в первом случае предполагаются любые возможные ответы, во втором – лишь те, которые указаны в опросном листе).
В зависимости от числа респондентов:– индивидуальное;– групповое.
В зависимости от способа общения между интервьюером и респондентом:
– личное;– телефонное – краткое (5 – 10 минут). Недостаток – могут быть опрошены только те, у кого есть телефон, достоинство – возможность быстро получить информациюВ зависимости от частоты проведения:– однократное;
– многократное (панельное) – предусматривается сбор информации от одних и тех же лиц по одним и тем же вопросам несколько раз через определенные периоды времени с определенной познавательной целью (либо проверить изменение мнения испытуемых лиц по данным вопросам, либо установить появление новых элементов в их сознании и поведении по истечении определенного времени.
В зависимости от объекта и целей исследования:– интенсивное – для исследования структур или индивидуальных типов ответов (глубинное и свободное);– экстенсивное – многократные беседы с большим числом респондентов (стандартизированное) – позволяет выявить общие типы ответов, но при этом на общем фоне исчезают личностные черты респондентов.В зависимости от уровня подготовленности респондента:– директивное – в ситуации, когда респондент достаточно хорошо представляет себе, почему он поступает так, а не иначе; в данном случае применяется опросный лист с упорядоченными вопросами;– недирективное – в ситуации, когда респондент плохо разбирается в причинах своих действий; его цель – вовлечь респондентов в сотрудничество с интервьюером, выяснить их установки и настроения; здесь упорядоченность вопросов сведена к минимуму.По цели, которую стремится реализовать исследователь:– интервью мнений – выясняет оценки явлений, событий;
– интервью документальное – связано с установлением фактов (Н.В. Кузьмина).
По структуре проведения:– индивидуальное – беседа «с глазу на глаз» с опрашиваемым лицом;– групповое – интервьюер обращается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально;– панельное – неоднократное повторное интервьюирование одних и тех же лиц по одним и тем же вопросам через определенный промежуток времени (через полгода, год, три года и т.д.) цель – проверить изменение мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентаций опрашиваемых по исследуемой проблеме;– глубинное (клинические) – ориентировано на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания как о социальных событиях, так и о внутренних побуждениях респондентов;
– фокусированное – по сугубо конкретному вопросу (чаще всего при изучении масштабов и степени влияния средств массовой информации на опрашиваемых).
По типу опрашиваемых:– с ответственным или очень известным лицом:
– с экспертом;– с рядовым респондентом.
Так как главное действующее лицо в интервью – интервьюер, к нему предъявляются особые требования. Он должен быть хорошо образованным и эрудированным, общительным, должен хорошо знать тему и цель интервью, технику интервьюирования, должен уметь запомнить и в разговорной манере воспроизводить довольно обширные тексты вопросника, иногда и корректировать их, должен быть дисциплинированным и честным по отношению к выполняемой работе.
Как и каждый метод исследования, интервью имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства интервью:– непосредственное общение исследователя с объектом изучения, имеется возможность наблюдать за респондентом;
– предоставляется возможность получить конкретные факты из первых рук.;
– в процессе интервью можно использовать для фиксации материала электронно-технические средства.Недостатки интервью:– отсутствие широкого охвата исследуемых лиц;– ограниченная возможность использовать статистическую обработку полученного материала;– не исключается момент случайности, т.е. нетипичности представлений интервьюируемого лица.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 677.