· Детерминанты предложения: 1) цена на данный товар (ценовой фактор предложения);2)цены на товары субституты и комплементарные товары, цены на ресурсы, количество производителей, количество покупателей данного товара, налоги и субсидии, технология производства, государственная политика и другие особые неценовые факторы.
·Зависимость предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения QSX = f (PX, PY…PN, L , t, S, Е … ), |
где, QSX – объем предложения товара (Х);
PX – цена данного товара;
PY…PN – цены других товаров;
L – технология производства товара (Х);
t – ставка налога;
S – дотации, субсидии;
Е – экономические ожидания и т. д.
Если все факторы, кроме цены на данный товар, остаются неизменными, то функция предложения приобретает вид:
Qsх = f (Pх). |
Движение вдоль кривой предложения вызвано изменением цены (ценового фактора) на конкретный данный товар и представляет собой изменение объема (величины) предложения (рис.5.)
Сдвиг всей кривой предложения отражает изменение в предложении, которое связано с изменением неценовых факторов. Сдвиг кривой предложения вправо показывает расширение предложения блага, а влево его сокращение (рис. 6).
Рис.6.Изменение неценовых факторов предложения. Изменение в предложении.
2. Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня.
Каждый акт купли-продажи товара совершается в результате обоюдного соглашения покупателя с продавцом о величине цены блага, причем каждая из сторон обмена стремится извлечь максимальную выгоду для себя.
Совмещая на одном графике кривые спроса и предложения можно получить точку пересечения кривой спроса и предложения, которая называется точкой равновесия (Е).
Рис.7. Рыночное равновесие. Последствия отклонения
цены от равновесного уровня.
В точке равновесия PE = PD = PS ,
где РЕ — равновесная цена;
Р S — цена предложения;
Р D — цена спроса.
Это означает, что QE = QD = QS,
где QE — равновесный объем;
QS — объем предложения;
QD — объем спроса.
На рынке в условиях конкуренции происходит постоянное взаимодействие спроса и предложения, в результате которого формируется рыночное равновесие.
· Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда планы покупателей и продавцов полностью совпадают, так что при данной цене величина предложения равна величине спроса. |
· Равновесная цена (РЕ), или цена рыночного клиринга – цена, которая устанавливается при равенстве спроса и предложения. |
· Равновесное количество (QЕ) – количество товара, соответствующее равенству объема спроса и объема предложения. |
Графически ситуацию рыночного равновесия представляет пересечение кривых спроса и предложения (рис. 7).
· Если цена выше равновесной (Р2), то наблюдается излишек товара на рынке. Производители сократят производство и снизят цены, а потребители увеличат объем спроса на товар при изменившихся условиях. В результате восстановится рыночное равновесие(точка Е). Если же рыночная цена ниже равновесной (Р1) - наблюдается дефицит товара. В этом случае потребители готовы заплатить больше, лишь бы купить товар. Производители ответят увеличением объема предложения товара и постепенным повышением цены на дефицитный товар. В результате рыночное равновесие восстановится (рис. 7).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 273.