·Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, связанная с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. |
Субъекты рыночных отношений:
· организации, фирмы, предприятия (юридические лица);
· домашние хозяйства, любой человек (физические лица);
· государство;
· заграница.
Условия и причины возникновения рыночных отношений:
· общественное разделение труда;
· специализация производства;
· экономическая обособленность товаропроизводителей;
· экономическая и правовая свобода хозяйствующих субъектов;
· регулярность обмена.
· ограниченность ресурсов;
· конкуренция.
Функции рынка:
1. ·Информационная. проявляется в рыночных ценах. 2.·Посредническая. Помогает встрече производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
3.·Регулирующая. Осуществляет поддержание равновесия спроса и предложения на рынке.
4.·Интегрирующая. Поддерживает интеграционные процессы в экономике. Состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.
5. · Стимулирующая. Стимулирует внедрение научно-технического прогресса в производство
6.· Санирующая. Освобождает общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц.
7.·Контролирующая. Рынок выполняет функцию главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
& Классики английской политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо) рассматривали рыночную экономику как саморегулирующуюся систему, где царила свобода экономической деятельности, где «невидимая рука» рынка на основе свободной конкуренции и свободного ценообразования, а также личного интереса владельцев факторов производства, толкала при помощи внедрения НТП общественное развитие вперед. И тем самым регулировала и стимулировала развитие общественного производства.
В настоящее время «свободный рынок» превратился в идеальную модель.
·Современное рыночное хозяйство в большей степени относится к смешанному типу, основанному на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. |
Для Республики Беларусь характерна социально ориентированная экономика рыночного типа.
2. Структура рыночной экономики. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура
Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
· Рыночная структура – это система взаимосвязанных и взаимодействующих рынков. |
Рынок связан как с непроизводственной сферой, так и со сферой духовной. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.
Структура рынка может определяться с учетом возникших практических задач, с использованием разных критериев:
а) ·по территориальному признаку (внутренний и внешний рынок, а также региональный, зональный рынок и т.д.);
б) ·по уровню насыщения товарами (равновесный, дефицитный, избыточный);
в) ·по степени зрелости (неразвитый, развитый, формирующийся);
г) ·по степени развития конкуренции (свободный рынок, монопольный, олигопольный, монополистической конкренции и др.);
д) ·по степени соответствия законодательству (легальный, теневой);
е) ·по объектам обмена (товарный, финансовый, рынок труда и т.д.);
ж) ·по характеру продаж (оптовый, розничный);
з) ·по отрослям (автомобильный, нефтяной, сельскохозяйственный).
Все данные аспекты классификации рынка способствуют раскрытию его природы и могут также иметь свою конкретную структуру (подструктуру). Так, например, товарный рынок включает: рынок потребительских товаров (продовольственные, непродовольственные товары, рынок жилья; рынок научно-технических разработок; информационный рынок и т.д. Финансовый рынок включает: рынок ссудного капитала, валютный рынок, рынок ценных бумаг. Рынок труда включает рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы.
Развитие получают и институты защиты прав потребителя, ужесточается механизм сертификации и стандартизации товаров и услуг; защиты отечественного рынка от недоброкачественного импорта. Создаются системы изучения и прогнозирования товарных рынков. Каждый товар имеет свой рынок, а каждый рынок имеет свою инфраструктуру.
·Рыночная инфраструктура – это система учреждений и организаций и служб, обеспечивающих нормальное движение товаров и услуг на рынке. |
Это ближайшее окружение рынка, помогающее ему функционировать. |
·Рыночная инфраструктура выступает как :
а) совокупность организационно-правовых форм, обслуживающих продвижение и реализацию экономических благ;
б) совокупность институтов или организаций, а также соответствующих подразделений предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Выделяют первичные и вторичные элементы рыночной инфраструктуры:
-первичные непосредственно связаны с актами купли-продажи, с движением денег и товаров;
-вторичные отражают дальнейшее развитие рынка, его усложнение.
·Основные функции инфраструктуры рынка:
а) организационное оформление рыночных отношений;
б) повышение оперативности сделок, обеспечение эффективности обмена;
б) распределение товарных потоков по отраслям и регионам;
в) обеспечение устойчивости процессов обмена, достижение сбалансированности рынка;
г) исключение деформаций рыночных отношений;
д) гарантия контрактов, юридический и экономический контроль за процессами обмена экономическими благами.[
·Материальная база состоит из транспортных, банковских и кредитно-сберегательных учреждений, а также различных по объему операций средних и мелких коммерческих банков.
·Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Каждый рынок имеет свою инфраструктуру.
Например, в инфраструктуру рынка товаров и услуг включают:
· товарные и сырьевые биржи;
· ярмарки, аукционы, выставки-продажи;
· торговые дома, торговые палаты;
· рекламные агентства, информационные агентства;
· аудиторские, консалтинговые компании;
· средства транспорта, связи и др.
· Консалтинговые компании – это фирмы, которые по заказам предпринимателей консультируют по экономическим и юридическим вопросам.
· Аудиторские фирмы – это фирмы, которые осуществляют комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности фирм и оценивают их возможности на рынке и в бизнесе. Эта проверка проводится в виде независимой экспертизы.
Элементами инфраструктуры финансового рынка являются:
· банковская система;
· инвестиционные институты;
· валютно-фондовые биржи;
· страховые компании, пенсионные фонды и др.
·Инфраструктура рынка труда состоит из:
· биржи труда, центры занятости;
· миграционные центры;
· фонды занятости;
· системы подготовки и переподготовки кадров.
·В инфраструктуру рынка включаютбиржи, как звено рыночной экономики. |
В г. Брюгге на площади возле дома известного менялы ван дер Бурсе, герб которого состоял из трех кошельков собирались купцы из разных стран.
Биржа представляет собой посредническую организацию.
·Биржа – от лат. bursa – кошелек – это организационная форма оптовой торговли по стандартам и образцам или рынок операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты и рабочей силы по ценам действующего закона спроса и предложения.
& Различают товарные, фондовые, валютные биржи и биржи труда.
·Товарные биржи – это коммерческо-посреднические предприятия, функционирующие на постоянной основе, где производится купля-продажа товаров с определенными характеристиками.
·Фондовые биржи – это организационная форма рынка ценных бумаг, на котором осуществляются сделки по их купле-продаже по рыночным ценам.
·Валютные биржи – это организационно оформленный и постоянно действующий рынок, на котором производятся операции по обмену иностранной валюты.
·Биржи труда – это учреждения, которые осуществляют посреднические операции между работниками и предпринимателями при совершении сделок по купле-продаже рабочей силы, регистрацию безработных и изучение спроса и предложения потенциальных работников.
К числу современных разновидностей бирж относится биржа фьючерсная.
·Биржа фьючерсная – это разновидность товарной биржи, на которой осуществляются сделки по купле-продаже товаров, которых в момент сделки не существует. Покупается не сам товар, а право на товар, который предстоит произвести в будущем (вырастить пшеницу, добыть золото, нефть, произвести бензин). В результате операции по купле-продаже носят фиктивный характер. Связь между контрагентами осуществляется посредством хеджирования.
·Хеджирование – это страхование от возможных потерь при изменении цены товара в момент фьючерсной сделки и его ценой при реализации через определенный срок, установленный в контракте. Назначение хеджирования заключается в компенсации потерь покупателей при повышении цен за время между фьючерсной сделкой и реализацией товара и потерей продавца – при понижении цен за этот же период времени.
3. Конкуренция: понятие, виды и методы конкурентной борьбы.
·Конкуренция – экономическое соперничество между рыночными субъектами, борьба за рынки сбыта товаров и потребителей с целью получения более высоких доходов, прибыли и выгоды. |
По организационному признаку, т.е. по степени ограничения конкуренции, выделяют рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
·Совершенная конкуренция – признак свободного рынка. Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния на рыночную цену. |
Совершенная конкуренция имеет теоретическое значение, но она является своеобразным ключом к пониманию остальных рыночных структур.
В условиях совершенной конкуренциирынок принимает продукцию фирмы только по рыночной цене. |
Характеристика рыночных структур представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характерные черты основных типов рыночных структур
Характерные черты | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия |
Количество и размеры фирм | Множество мелких фирм | Множество небольших и средних фирм | Несколько крупных фирм (до 10) | Одна фирма |
Тип продукта | Однородный (стандартизированный) | дифференцированный | Дифференцированный или однородный | Уникальный, нет близких заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует (ФИРМА-ЦЕНОПОЛУЧАТЕЛЬ) | Некоторый, но в очень узких рамках | Ограниченный взаимозависимостью (жесткость цен) | Значительный (фирма ценоустановитель) |
Условия входа и выхода из отрасли | Свободные (барьеров нет) | Относительно свободные | Возможны значительные препятствия | Непреодолимые препятствия (барьеры) |
Доступ к информации | Свободный доступ ко всем видам информации | Некоторые ограничения | Ограничен | Ограничен |
·Несовершенная конкуренция
Рыночная структура характеризуется«Несовершенной конкуренцией», когда фирма или группа фирм обладает в той или иной степени монопольной (рыночной) властью, т.е. способна воздействовать на цену путем изменения количества предлагаемого товара. |
Рынки несовершенной конкуренции представлены рынками: чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
· Монополиейв экономической теории называют такой тип рынка, на котором существует единственный продавец определенного (уникального) товара. |
Это крайняя противоположность совершенной конкуренции. Будучи единственным поставщиком товара предприятие-монополист фактически воплощает целую отрасль. Это предопределяет отличие его поведения от поведения совершенного конкурента.
·монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры,
в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция.
·Монополистическая конкуренция – это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. |
Четыре фактора отличают рынок монополистической конкуренции от других типов рынка:
- наличие большого количества продавцов;
- дифференциация продукции;
- сравнительно свободный вход на рынок и уход с него;
- совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка.
В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителей складываются неценовые предпочтения. На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемирной дифференциации продукции.
· олигополия – тип рыночной структуры, в рамках которой несколько крупных (до десяти) взаимозависимых фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж). |
Эффект небольшого количества фирм состоит в том, что каждая фирма занимает на рынке такое положение, когда ее решения оказывают серьезное воздействие на конкурентов. Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры.
Вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали; дифференциация – на рынках потребительских товаров (автомобили).
Немногочисленность фирм на таком рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является наиболее эффективной. Поэтому вместо ценовой конкуренции на рынке олигополии используются неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделий, методы сбыта, рекламу, экономический шпионаж и т.д.
·Методы конкуренции: ценовые и неценовые.
·К ценовым относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, использование ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковые товары и услуги. Устанавливается при оказании услуг врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящейся продукции и др.
Основным методом конкуренции в современных условиях является ·неценовая, т.е. конкуренция осуществляется посредством повышения технического уровня продукции, качества товаров, улучшения ассортимента при сохранении примерно одной и той же цены. Эти методы включают рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, продажу в кредит, лизинг, льготы постоянным покупателям, использование торговых знаков и торговых марок фирм.
Защита конкуренции включает контроль над монополиями посредством антимонопольного законодательства, установление стандартов, регулирование цен естественных монополий, где в силу технологических причин конкуренция невозможна.
4. Несовершенства (фиаско) рынка. Функции государства в современной рыночной экономике
У рынка, как и у всякого явления, есть свои преимущества и недостатки.
·К преимуществам рыночного механизма относятся: |
1. Эффективное распределение ресурсов (рынок направляет их на производство необходимых обществу товаров).
2. Стимулирование НТП и оптимальное использование его результатов. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают и вводят новую технику и технологию, которые позволяют им иметь временные преимущества перед конкурентами.
3. Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям (например, в 70-е гг. ХХ в. на рост цен на энергоносители рынок ответил разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий).
4. Свобода выбора действий потребителями и производителями : и те и другие независимы в принятии своих решений.
5. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.
·Но рынок имеет и «негативные стороны», так называемые «провалы», где рынок терпит «фиаско». |
·Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику вызвана следующими причинами: |
1. ·Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств.
2. ·Рынок не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (например, богатств океана, космоса).
3. ·Рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.п.).
4. ·Рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Она не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода.
5. ·Рынок не обеспечивает финансирование фундаментальных исследований.
6. ·Действие рыночного механизма ориентировано не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
7. ·Действие рыночного механизмаподвержено периодическим колебаниям деловой активности.
8. ·Производством «общественных благ» занимается государство (освещение городов, охрана окружающей среды, система здравоохранения, образования, обороны и др.)
Воздействуя на различные сферы общественной жизни, государство выполняетважные функции.
· Главные экономические функции государства в современной смешанной экономике сводятся к следующим: |
· Создание правовой основы функционирования экономики;
· Установление и регулирование рыночной среды, и создание условий для свободы выбора экономической деятельности, свободы конкуренции и т. д.
· Определение положения и судьбы предприятий-монополистов.
· Обеспечение социально-экономической справедливости путем перераспределения доходов.
· Воздействие на размещение ресурсов с целью повышения экономической эффективности ;
· Стабилизация экономики, сдерживание безработицы и инфляции, поддержание обороноспособности, экономического и политического порядка.
· Ограничение или запрет нежелательных, с точки зрения общества, видов экономической деятельности.
· Поддержка некоторых форм предпринимательства.
·Защита конкуренции.
Социальные блага – это блага, производимые не отдельными частными производителями, а всем обществом как единым производителем (поддержание общественного порядка, охрана окружающей среды, оборона, образование, наука и т.п.) |
Если экономические (материальные блага делимы, следовательно, связаны с «принципом исключения» (тот, кто не платит, исключается из числа потребителей), то социальные блага обладают двумя свойствами: являются неделимыми; связаны с проблемой «фрирайдера», состоящей в возможности пользоваться благом, не платя за него.
Побочные эффекты (внешние) – это издержки и выгоды, выпадающие на долю третьих лиц, не участвующих в сделке. |
Рыночный механизм их не учитывает и не выделяет на них экономические ресурсы, следовательно, уменьшает свои внутренние издержки и увеличивает внешние (побочные) издержки третьих лиц (населения).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 290.