Выделяют четыре основные модели.
·Первая модель называется континентальной, или германской. Помимо Германии, континентальная модель применяется в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, отчасти во Франции. Для этой модели характерны высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет (около 50%), формирование страховых фондов в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление к поддержанию полной или, по крайней мере, высокой занятости.
·Вторая модель – англосаксонская – используется в Великобритании, Ирландии, а также в Канаде. Она предусматривает более низкий уровень перераспределения через ВВП (не более 40%), преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокий удельный вес частных и общественных компаний и организаций в оказании социальных услуг.
·В странах Южной Европы (Греция, Испания и Италия) реализуется средиземноморская модель. Объем ВВП, перераспределяемый через бюджет, здесь существенно варьирует (от почти 60% в Греции и Италии до 40% в Испании). Социальная же политика преимущественно адресована социально уязвимым категориям граждан и не носит всеобъемлющего характера.
· Четвертая модель – скандинавская – модель применяется в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. Для скандинавской модели характерны очень активная социальная политика, понимание социального благосостояния как цели экономической деятельности государства, очень высокие (50–60% ВВП) объемы перераспределения национального богатства через бюджет, реализация идей социальной солидарности и активный упреждающий характер социальной политики. Основную роль в финансировании социальных расходов играет государство, осуществляя финансирование как через бюджет центрального правительства, так и через субнациональные бюджеты.
Финансовые проблемы, с которыми столкнулось большинство экономически развитых стран в 90-х годах, обусловили определенные сдвиги в принципах реализации социальных функций. Так, государства со значительными объемами финансирования социальных расходов за счет бюджетной системы стали более активно использовать принципы социального страхования и вводить элементы платности государственных социальных услуг.
Однако следует провести различие между концепциейсоциальной рыночной экономики Германииискандинавской, или шведской концепцией. В самом общем виде оно сводится к следующему.
·Германская модель – это в основе своей рыночная модель. Она опирается на идеи всеобъемлющей конкуренции и договорного характера установления заработной платы и других ведущих социально-экономических параметров.
Для нее характерно:
· государственное вмешательство в экономику проявляется при решении социальных задач;
· решающая роль в экономике отводится банкам;
· различия в заработной плате составляют 23 к 1;
· все служащие на предприятиях объединены общим интересам и предприятию.
·Шведская модель – это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Для нее является характерным:
· социальная направленность;
· сокращение имущественного неравенства;
· забота о малообеспеченных слоях населения;
· низкий уровень безработицы;
· высокий уровень государственного сектора.
Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и скандинавской моделью на практике стираются.
Раздел 2. Основы микроэкономики
Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие
План
1. Спрос и предложение. Законы спроса и предложения. Факторы спроса и предложения.
2. Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня.
3. Изменения спроса и предложения. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 306.