Можно выделить следующие варианты ошибок:
§ замена одной приставки другой, близкой по значению (подлетает- прилетает, подходит- приходит);
§ употребление вместо глагола с приставкой основы глагола без приставки (подплывает – плывает, подъезжает – езжает);
Нарушения словообразования глаголов проявлялись в большом количестве ошибок при употреблении приставочных глаголов. В основе неправильного употребления глаголов с приставками лежат трудности сравнения приставочных глаголов по их значению и звучанию, выделения общего значения в различных глаголах с одинаковой приставкой, выделения приставок из общего образа слова, определения связи значения приставки и ее формального выражения. Указанные трудности обусловлены недоразвитием у детей с ЗПР мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения.
Исследование дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида
Полученные результаты при исследовании дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида детьми ЭГ и КГ, можно отразить с помощью таблицы и диаграммы (Таблица 9 и диаграмма 9).
Данные, представленные в таблице 9, наглядно свидетельствуют о том, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе было хуже, чем в контрольной группе.
Испытуемые с нормальным психическим развитием отлично справились с заданием, набрав максимальное количество, тогда как в экспериментальной группе только двое детей набрали 3 балла, остальные дети допускали ошибки при выполнении данного задания. Дошкольники с ЗПР показали более низкий уровень сформированности умения дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, чем дошкольники с нормальным психическим развитием (Диаграмма 9).
Таблица 9
Исследование дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида
Задание | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | |||||||||
4 бал ла | 3 бал ла | 2 бал ла | 1 балл | 4 бал ла | 3 бал ла | 2 бал ла | 1 балл | ||
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида | - | 2 | 8 | - | 10 | - | - | - | |
Диаграмма 9. Уровень сформированности дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида
При дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида были выявлены следующие ошибки:
§ неправильное употребление приставок при образовании глаголов совершенного вида (девочка пьет чай – девочка запила чай, Маша моет руки – Маша намыла руки);
§ замена глаголов совершенного вида с приставками бесприставочными глаголами несовершенного вида (мальчик рисует дом – мальчик рисовал дом, девочка сажает цветы – девочка сажала цветы);
§ лексические замены глаголов (Мальчик рисует дом – мальчик закрасил дом).
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей с задержкой психического развития уровень сформированности дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида гораздо ниже, чем у детей контрольной группы.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 361.