Таким образом, у дошкольников ЭГ умение образовывать притяжательные прилагательные находится на уровне ниже среднего. Высокое развитие не выявлено.
Среди детей без речевой патологии у 9 дошкольников выявлено высокое развитие умения образовывать притяжательные пилагательные, а у 1 дошкольника – уровень выше среднего.
Полученные данные указывают на то, что у детей экспериментальной группы не сформированы морфологические обобщения и отсутствует «чувство языка».
Образование приставочных глаголов противоположного значения
Полученные результаты при исследовании умения образовывать глаголы противоположного значения детьми с ЗПР и их сверстниками без психических нарушений, можно отразить с помощью таблицы и диаграммы (таблица 7, диаграмма 7)
Таблица 7
Исследование умения образовывать приставочные глаголы противоположного значения детьми ЭГ и КГ
Задание | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | |||||||||
4 бал ла | 3 бал ла | 2 бал ла | 1 балл | 4 бал ла | 3 бал ла | 2 бал ла | 1 балл | ||
Образование приставочных глаголов противоположного значения | - | - | 6 | 4 | 7 | 3 | - | - | |
Диаграмма 7. Уровень сформированности умения образовывать приставочные глаголы противоположного значения
Из таблицы и диаграммы хорошо видно, что качество выполнения заданий на умение образовывать приставочные глаголы противоположного значения детьми в экспериментальной группе было хуже, чем в контрольной группе.
Никто из детей экспериментальной группы не получил максимального количества баллов (4) и даже детей, получивших 3 балла, тоже нет.
В контрольной группе максимальное количество баллов набрало большинство детей – 7 дошкольников. Все варианты ответов были правильными.
Таким образом, уровень сформированности умения образовывать приставочные глаголы противоположного значения у детей контрольной группы находится на более высоком уровне, чем у дошкольников с задержкой психического развития.
Образование глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо
Результаты исследования образования глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо детьми экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице и на диаграмме (Таблица 8 и Диаграмма 8).
Данные, представленные в таблице 8, наглядно свидетельствуют о том, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе было хуже, чем в контрольной.
Никто из испытуемых с нормальным речевым развитием не набрал менее 2 баллов, тогда как в экспериментальной группе не было ни одной оценки 4 – 3 балла.
Таблица 8. Исследование умения образовывать глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо
Задание | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | |||||||||
4 бал ла | 3 бал ла | 2 бал ла | 1 балл | 4 бал ла | 3 бал ла | 2 бал ла | 1 балл | ||
Образование глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо | - | - | 7 | 3 | 7 | 2 | 1 | - | |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 335.