Стабилизационные меры, осуществляемые в Республике Беларусь на современном этапе экономического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансово-экономический кризис, начавшийся в США, быстро перекинулся на другие страны и континенты, прежде всего в Европу — слишком велика степень «переплетения» экономики и финансов в современном глобальном мире, их взаимозависимость и взаимосвязь. [14] Не миновал кризис и белорусскую экономику. Но следует отметить, что в Беларуси нет финансового пузыря и спекулятивных рынков, и это обеспечивает финансовой системе страны определённую устойчивость. [8]

В Беларуси важнейшими негативными последствиями финансово-экономи­ческого кризиса являются:

- падение спроса на экспортируемую белорусскую продукцию в странах- основных торговых партнерах, снижение экспортных цен, в том числе на нефтепродукты, продажа которых в страны дальнего зарубежья дает треть валютных поступлений страны;

- снижение емкости и платежеспособного спроса на большую часть про­дукции обрабатывающей промышленности, поставляемой на российский рынок (50-60% производимых в стране грузовых автомобилей, холодиль­ников, телевизоров, тракторов), что связано с сокращением долларовых поступлений от продажи российской нефти и газа. [1]

Необходимо отметить, что при появлении первых признаков негативного влияния на экономику Беларуси мирового кризиса были приняты меры по его минимизации. Все они могут быть разделены на четыре блока:

1) меры по стабилизации и укреплению денежно-кредитной и банковской систем;

2) первоочередные меры по либерализации условий экономической деятельности;

3) меры по обеспечению стабильности работы валообразующих и иных организаций реального сектора экономики;

4) план совместных действий правительств Беларуси и России по минимизации последствий экономического кризиса.

В рамках первого блока 4 ноября 2008 г. подписан Указ Президента Республики Беларусь №22, в соответствии с которым государство гарантирует сохранность денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) банковских вкладах (депозитах) в национальной и иностранных валютах, обеспечивая 100-процентное возмещение этих средств, включая средства нерезидентов. Эта мера позволила в какой-то мере обеспечить доверие населения к банковской системе и решить проблему бегства вкладов со счетов банков.

Второй блок мер направлен на расширение свобод для субъектов хозяйствования. Планы первоочередных мер по либерализации условий осуществления экономической деятельности, принятые 1 декабря 2008 г и 13 января 2009 г., в настоящее время находятся в стадии расширения и дополнения. Они включают меры по преобразованию в сферах: распоряжения госимуществом; регулирования земельных и арендных отношений; совершенствования контрольной деятельности; упрощения системы налогообложения и методологии бухгалтерского учета; порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования и ведения лицензионной деятельности; упрощения и сокращения других административных процедур, включая отмену регистрации цен. В основном эти меры были направлены на поддержку функционирования и развития сектора малых и средних предприятий.

Третий блок мер был принят в октябре 2008 г. - феврале 2009 г., когда мировой финансово-экономический кризис начал оказывать существенное воздействие на реальный сектор белорусской экономики. [17]

Для стимулирования развития промышленного производства в 2009 году ряд предприятий освобождены от уплаты в бюджет сумм превышения налога на прибыль и сбора в фонд сельхозпроизводителей по сравнению с величиной указанных платежей в прошлом году. Причем 85% высвобожденных средств остаются в распоряжении предприятий и направляются на финансирование инноваций, модернизацию, техническое переоснащение производства, повышение качества продукции, пополнение оборотных средств и реализацию иных мероприятий в соответствии с бизнес-планами.

В целях защиты отечественных товаропроизводителей введены повышенные ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные группы товаров, производимых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями республики. В то же время для поддержания жизненно важных для национальной экономики производств, использующих импортируемые материалы и технологическое оборудование, временно установлены пониженные (и даже нулевые) ставки ввозных таможенных пошлин по отдельным позициям приобретаемых товаров.

Предприятиям реального сектора экономики разрешена уценка учитываемых на 1 января 2009 г. производственных запасов (сырья, материалов, комплектующих изделий) до уровня их стоимости во время последнего приобретения, что позволяет предприятиям снизить себестоимость, сформировать конкурентоспособную цену на выпускаемую продукцию и за счет этого увеличить объем реализации.

В этих же целях до начала следующего года производственные предприятия имеют право не начислять амортизацию на основные средства (здания, сооружения, оборудование) и нематериальные активы (товарные знаки, лицензии, научно-технические разработки и иные объекты интеллектуальной собственности), используемые в хозяйственной деятельности с продлением на соответствующий период их сроков службы и полезного использования.

Ряд предприятий, задействованных в реализации важнейших инвестиционных проектов и программ, освобождены от возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, что способствует направлению дополнительных финансовых ресурсов на их инновационное развитие.

В связи с изменением цен на мировом рынке и для сохранения завоеванных экспортных позиций отечественным товаропроизводителям в установленном порядке до 2010 года предоставлено право реализации продукции за пределы республики по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры рынка, в том числе и ниже себестоимости.

Наряду с этим для увеличения объемов продаж предприятиям-изготовителям до конца года разрешена в установленном порядке реализация на территории республики продукции по сниженным ценам, определяемым с учетом конъюнктуры внутреннего рынка и предоставляемых торговых скидок.

В целях ускорения финансовых расчетов с производителями сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров для организаций торговли, при соблюдении ими определенных условий, установлен первоочередной порядок перечисления средств за проданные продукты питания.

Для увеличения объемов реализации готовой продукции руководители предприятий, в том числе промышленных и сельскохозяйственных, в 2009 году вправе самостоятельно устанавливать высококвалифицированным и отличившимся работникам виды стимулирующих выплат (повышенный размер оклада, премии, надбавки) за реализацию продукции, экспортные поставки, снижение складских запасов готовой продукции, поступление валютной выручки.

Для финансового обеспечения реализации мероприятий Антикризисной программы, иных государственных программ белорусская банковская система в необходимых объемах оказывает кредитную поддержку предприятиям реального сектора экономики. Объем выдачи инвестиционных кредитов реальному сектору экономики (без учета финансирования жилищного строительства), в том числе иностранных, в I квартале текущего года увеличился на 30%. [29]

Четвертый блок представлен Планом совместных действий правительств Бела­руси и России по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпри­нимательской деятельности и взаимной торговли. План предусматривает комплекс мер, направленных на расширение применения российского рубля во взаимных расчетах и создание системы доверия платежей, развитие взаимной торговли и взаимодействия субъектов хозяйствования реального сектора экономики, развитие банковского сектора и проведение согласованной курсовой и денежно-кредитной политики, улучшение параметров платежного баланса и совершенствование усло­вий взаимной торговли, включая таможенно-тарифное регулирование.

Если рассматривать в целом все четыре блока антикризисных мер, то можно сказать, что они недостаточно целеориентированы и системно интегрированы. При их подготовке не использовалась системная методология разработки целе­вых программ, которая предполагает формулирование ключевых проблем, фор­мирование целей и приоритетов программы, определение подцелей (дерева це­лей) и обоснование возможностей ресурсного обеспечения поставленных целей и задач. В конечном счете, непонятно, какие количественные и качественные результаты будут достигнуты в результате реализации указанных четырех бло­ков мероприятий и насколько достаточно тех, которые приняты для нейтрали­зации негативных воздействий мирового финансово-экономического кризиса. [17]

В настоящее время Республика Беларусь использует возможности кредитных линий Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, а также кредитных линий отдельных стран.

В конце 2008 года Беларусь была вынуждена обратиться за финансовой помощью к Международному валютному фонду, который довольно быстро согласился в начале января выделить Беларуси кредит в размере 2,5 млрд. долларов по программе стэнд-бай (резервный кредит). Первоначальная программа сроком 15 месяцев была утверждена 12 января 2009 года. Впоследствии, 29 июня 2009 года, сумма финансовой поддержки по этой договоренности была увеличена до 3,52 млрд. долларов.[30]

Размер выделяемой Беларуси финансовой помощи от МВФ во много раз превышает положенную ей квоту в размере 7% от ВВП страны. Но пересмотренный план поможет Правительству Беларуси выполнить экономическую программу и позволит стране уменьшить превысившее ожидания воздействие мирового финансового кризиса. [31]

Первый транш кредита МВФ в размере 800 млн. долларов Беларусь получила в январе текущего года. Второй транш поступил в полном объеме в июле - около 680 млн. долларов. 21 октября стране был выделен третий транш кредита МВФ в размере примерно 699,5 млн. долларов. [30]

2 декабря 2009 г. Совет директоров Всемирного банка одобрил выделение Беларуси кредита на сумму в 200 миллионов долларов. Кредит выдается на срок в 16 лет с отсрочкой платежей в шесть лет и преследует две конкретные цели. Первая - расширение программ социальной помощи малообеспеченным гражданам республики, которые больше остальных пострадали от мирового финансового кризиса. Вторая цель - поддержать государственную программу по либерализации частных инвестиций и созданию рабочих мест, меры по либерализации цен (включая снятие некоторых торговых ограничений), снижению налогов, а также подготовку законодательства для начала процесса приватизации. Необходимо отметить, что в 2009 году Всемирный банк финансировал проекты в Беларуси на 185 млн. долларов. Это самый большой объем инвестиций, которые ВБ предоставил Беларуси в истории сотрудничества. [32]

ЕБРР в основном оказывает поддержку частному сектору экономики Беларуси. Программу кредитования малого и среднего бизнеса он осуществляет с помощью шести белорусских банков. В 2010г. количество таких банков может возрасти до семи-восьми. За время реализации программы финансовую поддержку получило более 16,5 тысячи белорусских компаний на общую сумму более 224 млн. долларов. ЕБРР в начале 2008г. предоставил кредитную линию на сумму 60 млн. долларов белорусским банкам-партнерам. [33] Так, в настоящее время заключены соглашения на открытие кредитных линий Белгазпромбанку на сумму 30 млн. долларов и Минскому транзитному банку на 10 млн. долларов. [34]

 Кроме того, в октябре нынешнего года ЕБРР подготовил проект новой стратегии сотрудничества с Беларусью. Особенностью новой стратегии сотрудничества является участие банка в предоставлении финансирования не только частному бизнесу, но и участие в реализации государственных проектов. В частности, финансирование проектов по энергоэффективности, возможность участия в инфраструктурных муниципальных и предприватизационных проектах. Новая стратегия рассчитана на три года с возможностью ежегодной корректировки. [33]

Также была оказана помощь Республике Беларусь в рамках кредитных линий, открытых Россией, Германией и Китаем.

Россия.

В 2008 году Беларусь достигла договоренности с Россией о получении 2 млрд. долларов. К настоящему времени Беларусь получила от России в виде кредитов 1,5 млрд. долларов. Последний транш кредита в размере 500 млн. долларов Россия к настоящему времени не выделила Беларуси. [35]

В рамках укрепления стратегического сотрудничества в августе 2009г. Сбербанк России и ОАО «БПС-Банк» подписали межбанковский договор об открытии возобновляемой мультивалютной кредитной линии на сумму 50 млн. долларов США для целей финансирования платежей. [36]

В 2010 г. Россия откроет кредитную линию под строительство первой белорусской АЭС. В начале июня Беларусь официально обратилась к правительству РФ с просьбой о выделении кредита в размере 9 млрд. долл. [35]

Германия.

16 февраля 2009 г. было подписано кредитное соглашение между ОАО "Белагропромбанк" и консорциумом германских банков (BHF-Bank Aktiengesellschaft и AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft mbH), предусматривающее выделение белорусской стороне кредита в размере 98,9 млн. евро для финансирования инвестиционного проекта на ОАО "Гомельстекло" (создание второй линии по выпуску листового полированного стекла мощностью 780 т в сутки). [38]

26 февраля 2009 г. было подписано Кредитное Соглашение между ОАО «АСБ Беларусбанк» и АКА Ausfuhrkredit-Gesellschaft mbH (Германия) на сумму свыше 34,0 млн евро. Данный кредит был предоставлен на срок 5 лет для финансирования поставки производственного участка для обработки зубчатых колес и валов немецкой компании Niles Simmons Industrieanlagen GmbH для РУП «Минский тракторный завод» на общую сумму 61,2 млн евро. [37]

Китай.

В октябре 2008 года между Правительством Беларуси и Эксимбанком (Китайская Народная Республика, КНР) достигнуты соглашения о льготном правительственном кредите и предоставлении покупательского кредита общим размером 390 млн. долларов. Целью получения кредитных ресурсов является потребность в финансировании программы модернизации белорусских производителей цемента. Условиями кредитования являются:

- покупательский кредит - ставка 6,6% годовых, срок 10 лет, трехлетний мораторий на погашение;

- правительственный кредит - ставка 2,5% годовых, срок 15 лет, трехлетний мораторий на погашение.

Дополнительное условие - кредитные ресурсы должны быть направлены на приобретение оборудования у китайских производителей.

По оценке представителей органов государственного управления, использование кредитных ресурсов позволит увеличить производственные мощности предприятий «Кричевцементношифер» и «Белорусский цементный завод» в 2,5 раза. Средства по кредитным линиям будут отнесены на внешний долг Беларуси.

Следует отметить, что органами государственного управления на период до 2011 г. предполагается реализация инвестиционных проектов с использованием кредитных ресурсов КНР в размере 2,6 млрд. долларов. Отраслевое направление инвестиционных проектов – энергетика, промышленность стройматериалов, нефтехимическая и деревообрабатывающая промышленность. [39]

Основным приоритетом при использовании республикой иностранных кредитов является их целевое направление для реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики с целью осуществления структурной перестройки промышленности, развития транспорта, коммуникаций, укрепления экспортного потенциала белорусских предприятий, создание новых производств и технологий. Кроме того, кредиты международных кредитно-финансовых организаций имеют и дополнительную цель – развитие малого и среднего бизнеса, а также в целом содействие процессам приватизации в Беларуси. [33]

Для стабилизации экономического развития необходимо более четкое определение приоритетов экономического и научно-технического развития. С учетом весьма существенного технологического отставания отечественного производства и исключительно острого дефицита инновационно-инвестиционных ресурсов приоритеты должны быть предельно узкими; иначе не избежать пагубного распыления ограниченных ресурсов по множеству направлений научно-технологического прогресса, отраслей и производств. Не менее важно при этом учесть и весьма большую ресурсо- и энергоемкость белорусской экономики, а также отсутствие необходимых возможностей для ее быстрого существенного снижения. Последнее предполагает, что приоритеты должны быть не только узкими, но и связаны с такими отраслями и производствами, которые для своего функционирования не требуют импорта в больших объемах дорогостоящих энергоносителей, сырья и материалов. [13] Определяя  какие сферы экономики могут выполнить функции локомотива, приоритет следует отдать строительству, развитию малого и среднего предпринимательства, развитию научной сферы и инноваций.

Отрасль строительства, прежде всего малоэтажных жилых домов и дорог, является одной из наименее импортоёмких, а дорожное строительство может осуществляться с использованием оте­чественных строительных материалов (щебня, асфальта). Как показывают различные исследования, у населения сохраняется огромный спрос на малоэтажные дома. Предоставление бла­гоприятных условий для малоэтажного домостроения может иницииро­вать экономический рост не только в строительстве, но и по цепочке – в производстве строительных материалов, мебельной промышленности, машиностроении и других отраслях экономики. Строительство и рекон­струкция дорог должны обеспечить развитие главной инфраструктурной отрасли, создав тем самым условия для транзитных перевозок, развития туризма, размещения инвестиционных объектов на территории Белару­си, развития населенных пунктов вдоль новых дорог. [1]

К приоритетным следует отнести также наукоемкие, высокотехнологичные производства, располагающие необходимыми предпосылками для производства конкурентоспособных на мировом рынке продукции и услуг. [13] Несмотря на финансовые сложности в услови­ях мирового финансово-экономического кризиса, многие страны не толь­ко не снижают затраты на науку, образование, инновации, но увеличива­ют их, поскольку эти сферы деятельности являются наиболее значимыми для модернизации экономики. Отказ от их развития ведет к потере кон­курентных преимуществ, отставанию в конкурентной гонке, которая не зависит от кризиса и еще более усилится после его окончания. В Белару­си в этом направлении делается крайне мало, создание национальной инновационной системы происходит недостаточно быстро. [17]

В системе мер по повышению эффективности и конкурентоспособности выделенных приоритетных отраслей и производств одно из центральных мест надлежит отвести их кластеризации с целью обеспечения организационного единства предприятий и организаций, представляющих единую технологическую "цепочку": от заготовки исходного сырья до получения конечного готового продукта. Помимо производственных предприятий в каждый из создаваемых кластеров желательно включить также достаточно мощную научно-исследовательскую организацию, способную обеспечить его полноценное обслуживание по соответствующему направлению научно-технологического прогресса. Что касается предприятий, которые не попадут в состав кластеров, то им целесообразнее всего предоставить права свободного плавания в безбрежном море мировой экономики. В частности, они должны получить полную свободу выбора способа выживания в условиях кризиса, включая право вхождения в различного рода международные холдинги, финансово-промышленные группы, ТНК и создаваемые ими стратегические альянсы и глобальные производственно-сбытовые и инновационные сети. Естественно, воспользоваться ею реально смогут лишь единичные белорусские предприятия, которые будут представлять собой определенный интерес для ведущих ТНК. [13]

Предлагаемая отраслевая и организационная реструктуризация национально-хозяйственного комплекса - задача не одного года. Ее решение потребует осуществления целого комплекса масштабных мероприятий, тесно взаимоувязанных между собой во времени и сбалансированных по требуемым ресурсам. Но движение в данном направлении необходимо начинать уже теперь, т.к. кризис - наиболее подходящий для таких кардинальных структурных преобразований период. Но это не означает, что здесь нужна безоглядная спешка. Как раз, наоборот, в данном деле, как может быть ни в одном другом, необходима предельная предусмотрительность. Каждый шаг на пути к конечной стратегической цели должен быть обстоятельно подготовлен предшествующими действиями. Особенно важно строго соблюдать последовательность в осуществлении мероприятий. [14]

Также по всем предприятиям должны быть разработаны свои индивидуальные целевые антикризисные программы. В них необходимо отразить меры не только по технологической модернизации производства, но и по совершенствованию его организации и управления. В тех случаях, когда предприятие подлежит включению в состав создаваемого кластера, крайне важно предусмотреть меры по обеспечению его надлежащей сопряженности со всеми другими предприятиями-участниками кластера. Главной целью всех этих мероприятий должно стать кардинальное повышение производительности труда. При разработке мероприятий по технологической модернизации производства особое внимание надлежит уделить ресурсо- и энергосбережению, поскольку время дешевых энергоносителей и других природных ресурсов, необходимых для развития материального производства, безвозвратно уходит в прошлое. Они будут оставаться относительно дешевыми на мировом рынке лишь пока экономика находится в рецессии. Как только в мировом хозяйстве начнется оживление, цены на топливо, сырье и материалы станут стремительно расти. [13]

Известно, что самый эффективный механизм преодоления экономических кризисов – фор­мирование в стране платежеспособного спро­са. Иными словами, недопущение высокого уровня безработицы, негативно влияющего как на экономическую, так и социальную стабильность общества. Вместе с тем следует отметить имеющие место факты сокращения численности персонала в банковской системе (в отдельных банках – на 10–20 %). Подоб­ные процессы, как и понижение уровня за­работной платы, идут также в совместных и иностранных предприятиях. [5]

Таким образом, одно из центральных мест в государственной антикризисной программе должно быть отведено вопросам занятости населения. Одним из решений данного вопроса является развитие  малого и среднего предпринимательства (МСП). В развитых странах доля работников, занятых на малых предприяти­ях национальной экономики, в среднем пре­вышает 50 %. В Республике Беларусь этот показатель находится на уровне 10–15 %. Малые предприятия – наиболее гибкие структуры, позволяющие сохранять или создавать новые рабочие места, оказывая та­ким образом благотворное влияние на соци­альный климат в государстве. Примечательно, что в структуре ВВП развитых экономик доля МСП достигает уровня 50–55 %. [8] Сегодня развитие МСП без поддержки не остается, однако есть и нерешенные проблемы, касающиеся финансовой, имущественной и информационной поддержки; стимулирования спроса на товары и услуги малых предприятий; дальнейшего сокращения административных барьеров. Предпринимателей, которые проявляют особенно большую активность в создании новых рабочих мест, либо работают в особо сложных условиях, на время кризиса и в первые годы после его окончания целесообразно полностью освободить от налогов и сборов, полагая, что они оправдывают свое существование уже тем, что дают согражданам работу и тем самым помогают им выживать в исключительно тяжелое для страны время. [13]

Существенный недостаток структуры отечественной экономики – исто­рически сложившаяся низкая предметная диверсификация ее внешнеэкономической деятельности: небольшое число предприятий формируют основную долю валютных посту­плений, а снижение спроса на соответствую­щем рынке оказывает резкое влияние на объемы валютной выручки государства. Это в первую очередь «Беларуськалий» и другие предприятия системы концерна «Белнефте­хим», а также гиганты машиностроительного комплекса – МАЗ, МТЗ и другие. Известно, что финансовый кризис уже рез­ко снизил спрос на продукцию последних и ее реализацию. Стоимость отгруженной в Российскую Федерацию, но не оплаченной техники превышает миллиард долларов США и продолжает увеличиваться. Маши­ностроительный комплекс Беларуси фак­тически лишается оборотных средств, что ведет к его неплатежеспособности, в свою очередь негативно влияющей на платежеспособность кредитующих его финансовых институтов, и так далее.

Но наибольшему риску потерь в сегодняшней ситуации подвергается страховой сегмент финансового рынка и особен­но те компании, которые не имеют доступа к обслуживанию обязательных видов стра­хования.

На правительственном уровне уже приняты ре­шения о приостановке с 1 декабря 2008 го­да увеличения заработной платы рабочим и служащим, привязанным к тарифной ставке первого разряда; в целях экономии валютных средств отменена для нерезидентов Респу­блики Беларусь предоплата за поставляемый товар; предприняты шаги по ограничению импорта; проведены переговоры с МВФ о выделении на­шей стране кредита и т. д.

Однако подобных мер «запретительного и экстенсивного характера» явно недостаточно для обеспечения устойчивости национальной экономики. Необходим приток в правитель­ственные структуры на всех уровнях управ­ления свежих мыслей и идей, следует шире обеспечивать возможность более динамично отвечать на возникающие вызовы, принимая на се­бя последствия принятых решений. В связи с этим необходимо предоставить большую самостоятель­ность предприятиям в проведении ими гибкой ценовой политики, ори­ентированной на рас­ширение рынков сбыта даже в условиях кризиса.

Важно и то, что Республика Беларусь располагает огромны­ми и уникальными ландшафтными богат­ствами и возможностями по производству востребованной экологически чистой продукции сельского хозяйства. Сре­ди наших преимуществ – географическое положение, система подготовки квалифици­рованных кадров и нерастраченный произ­водственный потенциал, интеллектуальный потенциал нации и умение творчески рабо­тать. Объединив имеющиеся в стране уни­кальные факторы производства, реально не только в значительной степени компенсиро­вать кризисные воздействия, но и обеспечить предпосылки для построения процветающе­го независимого государства в будущем. [8]

 



Заключение

Глобализация усили­вает взаимосвязи и взаимозависимости между национальными хозяйствами, а также усиливает центростремительные тенденции в мировом хозяйстве. Тесное экономическое взаимодействие способ­ствует возникновению в различных странах сходных тенденций раз­вития, сближает динамику экономических показателей. Вместе с тем, глобализация оборачивается ростом зависимости всех стран от международной конъюнктуры и динамики цен на сырье, много­кратно возрастает опасность возникновения и глобального распол­зания финансовых кризисов.

В мире осталось немного стран, почти не за­тронутых глобализацией. Однако можно заметить, что гло­бализация имеет тенденцию выбирать наиболее сильных и/или перспективных игроков (сегодня это, безусловно, США и Китай), давая им допол­нительные преимущества и именно через них оказывая наиболее сильное влияние на остальной мир. 

Именно глобализация поспособствовала распространению финансово-экономического кризиса, возникшего в США, на все страны мира. Таким образом, кризис на уровне отдельного государства в целом может быть представлен в виде двух составляющих: общемирового уровня финансового кризиса и уровня финансового и экономического кризиса на отдельных национальных рынках. И мировому сообществу приходится сталкиваться с ди­леммой: коллективные действия по преодолению национального кризиса легче реализовать (не координируя свои усилия с другими странами), но эффект от них будет недостаточным, если не решить проблему коллективных действий на международном уровне. Последние могут создать системные предпосылки для преодоления кризиса, но обеспечить такие действия неизмеримо сложнее.

Экономи­ческую политику в такой период предпочтитель­нее ориентировать не столько на борьбу с причи­нами или последствиями самого кризиса, сколько на создание условий для становления экономиче­ской системы нового качества. Как можно предположить, она будет характери­зоваться прорывами но двум направлениям - глобализационному и технологическому. Первое связано с преодолением отставания политиче­ской интеграции от экономической. Возможно, гипертрофированное развитие международных финансов было реакцией хозяйственного механизма на неспособность достичь такого уровня сбли­жения политики, который соответствовал бы достигнутому уровню сближения национальных экономик. Второе – с раскрытием накопленного в мировой науке потенциала знаний, что суще­ствующая экономическая система как раз и не смогла обеспечить. Мировой кризис, по всей ве­роятности, освободит экономику от наследия ин­дустриальной эпохи и сделает неактуальными присущие ей методы регулирования.

Эти задачи призвана решить новая институци­ональная система мировой экономики, в которой усилится роль международных органов и органи­заций, и будут созданы более благоприятные условия для обмена и кооперации в различных областях хозяйственной деятельности.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.