Значение финансов в регулировании экономических процессов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значение финансов в регулировании экономических процессов

Сущность финансов

Финансы возникли как развитие денежных отношений в определенных социально-экономических условиях. Содержание и подходы к определению этой категории существенно изменяются в зависимости от уровня развития экономических наук, накопленного практического опыта, социально-экономических условий. Чтобы сформулировать единое определение финансов как экономической категории, следует учитывать различия в теоретических и прагматических подходах к трактовке сущности финансовых отношений, но и сформулировать универсальные признаки финансов, раскрывающие их особенности независимо от целей и конкретно-исторических условий деятельности хозяйствующих субъектов. К таким признакам следует отнести: денежный характер; распределительный характер отношений, т. е. движение денежных средств происходит обособленно от движения товаров; создание фондов денежных средств, имеющих целевое назначение (фондовая форма).

Финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта в связи с формированием денежных доходов и накоплений у государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения. Материальным носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы. [2]

Сущность финансов, как и любой экономической категории, прояв­ляется в их функциях. Функции всегда производны от сущности и выра­жают порядок реализации общественного назначения любой экономи­ческой категории. Многие ученые считают, что финансы выполняют две функции - рас­пределительную и контрольную. Однако в литературе можно найти мне­ния о наличии обеспечивающей, стимулирующей, воспроизводственной, регулирующей, производственной функциях. Некоторые авторы счита­ют, что финансам присущи функции формирования денежных фондов, их использования и контроля, а в последнее время появились точки зре­ния о том, что в условиях рынка финансам не присущи распределитель­ные отношения или, что они утратили контрольную функцию.[21]

Основной функцией финансов считается распределитель­ная, которая проявляется как в первичном распределении, так и в перераспределении совокупного общественного продукта на всех уровнях управления экономикой между регионами, отраслями, социальными группами, государством, хозяй­ствующими субъектами и населением. Благодаря распреде­лительной функции происходит обеспечение экономических субъектов необходимыми финансовыми ресурсами в форме фондов целевого назначения. [2]

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за рас­пределением валового внутреннего продукта и национального до­хода по соответствующим фондам и расходованием их по целево­му назначению. В условиях перехода к рыночным отношениям финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития сме­шанной экономики, ускорение научно-технологического процес­са, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях эконо­мики. Он охватывает производство товаров и услуг и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных бо­гатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пре­сечение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансового контроля – проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. [22]

 

Россия.

В 2008 году Беларусь достигла договоренности с Россией о получении 2 млрд. долларов. К настоящему времени Беларусь получила от России в виде кредитов 1,5 млрд. долларов. Последний транш кредита в размере 500 млн. долларов Россия к настоящему времени не выделила Беларуси. [35]

В рамках укрепления стратегического сотрудничества в августе 2009г. Сбербанк России и ОАО «БПС-Банк» подписали межбанковский договор об открытии возобновляемой мультивалютной кредитной линии на сумму 50 млн. долларов США для целей финансирования платежей. [36]

В 2010 г. Россия откроет кредитную линию под строительство первой белорусской АЭС. В начале июня Беларусь официально обратилась к правительству РФ с просьбой о выделении кредита в размере 9 млрд. долл. [35]

Германия.

16 февраля 2009 г. было подписано кредитное соглашение между ОАО "Белагропромбанк" и консорциумом германских банков (BHF-Bank Aktiengesellschaft и AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft mbH), предусматривающее выделение белорусской стороне кредита в размере 98,9 млн. евро для финансирования инвестиционного проекта на ОАО "Гомельстекло" (создание второй линии по выпуску листового полированного стекла мощностью 780 т в сутки). [38]

26 февраля 2009 г. было подписано Кредитное Соглашение между ОАО «АСБ Беларусбанк» и АКА Ausfuhrkredit-Gesellschaft mbH (Германия) на сумму свыше 34,0 млн евро. Данный кредит был предоставлен на срок 5 лет для финансирования поставки производственного участка для обработки зубчатых колес и валов немецкой компании Niles Simmons Industrieanlagen GmbH для РУП «Минский тракторный завод» на общую сумму 61,2 млн евро. [37]

Китай.

В октябре 2008 года между Правительством Беларуси и Эксимбанком (Китайская Народная Республика, КНР) достигнуты соглашения о льготном правительственном кредите и предоставлении покупательского кредита общим размером 390 млн. долларов. Целью получения кредитных ресурсов является потребность в финансировании программы модернизации белорусских производителей цемента. Условиями кредитования являются:

- покупательский кредит - ставка 6,6% годовых, срок 10 лет, трехлетний мораторий на погашение;

- правительственный кредит - ставка 2,5% годовых, срок 15 лет, трехлетний мораторий на погашение.

Дополнительное условие - кредитные ресурсы должны быть направлены на приобретение оборудования у китайских производителей.

По оценке представителей органов государственного управления, использование кредитных ресурсов позволит увеличить производственные мощности предприятий «Кричевцементношифер» и «Белорусский цементный завод» в 2,5 раза. Средства по кредитным линиям будут отнесены на внешний долг Беларуси.

Следует отметить, что органами государственного управления на период до 2011 г. предполагается реализация инвестиционных проектов с использованием кредитных ресурсов КНР в размере 2,6 млрд. долларов. Отраслевое направление инвестиционных проектов – энергетика, промышленность стройматериалов, нефтехимическая и деревообрабатывающая промышленность. [39]

Основным приоритетом при использовании республикой иностранных кредитов является их целевое направление для реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики с целью осуществления структурной перестройки промышленности, развития транспорта, коммуникаций, укрепления экспортного потенциала белорусских предприятий, создание новых производств и технологий. Кроме того, кредиты международных кредитно-финансовых организаций имеют и дополнительную цель – развитие малого и среднего бизнеса, а также в целом содействие процессам приватизации в Беларуси. [33]

Для стабилизации экономического развития необходимо более четкое определение приоритетов экономического и научно-технического развития. С учетом весьма существенного технологического отставания отечественного производства и исключительно острого дефицита инновационно-инвестиционных ресурсов приоритеты должны быть предельно узкими; иначе не избежать пагубного распыления ограниченных ресурсов по множеству направлений научно-технологического прогресса, отраслей и производств. Не менее важно при этом учесть и весьма большую ресурсо- и энергоемкость белорусской экономики, а также отсутствие необходимых возможностей для ее быстрого существенного снижения. Последнее предполагает, что приоритеты должны быть не только узкими, но и связаны с такими отраслями и производствами, которые для своего функционирования не требуют импорта в больших объемах дорогостоящих энергоносителей, сырья и материалов. [13] Определяя  какие сферы экономики могут выполнить функции локомотива, приоритет следует отдать строительству, развитию малого и среднего предпринимательства, развитию научной сферы и инноваций.

Отрасль строительства, прежде всего малоэтажных жилых домов и дорог, является одной из наименее импортоёмких, а дорожное строительство может осуществляться с использованием оте­чественных строительных материалов (щебня, асфальта). Как показывают различные исследования, у населения сохраняется огромный спрос на малоэтажные дома. Предоставление бла­гоприятных условий для малоэтажного домостроения может иницииро­вать экономический рост не только в строительстве, но и по цепочке – в производстве строительных материалов, мебельной промышленности, машиностроении и других отраслях экономики. Строительство и рекон­струкция дорог должны обеспечить развитие главной инфраструктурной отрасли, создав тем самым условия для транзитных перевозок, развития туризма, размещения инвестиционных объектов на территории Белару­си, развития населенных пунктов вдоль новых дорог. [1]

К приоритетным следует отнести также наукоемкие, высокотехнологичные производства, располагающие необходимыми предпосылками для производства конкурентоспособных на мировом рынке продукции и услуг. [13] Несмотря на финансовые сложности в услови­ях мирового финансово-экономического кризиса, многие страны не толь­ко не снижают затраты на науку, образование, инновации, но увеличива­ют их, поскольку эти сферы деятельности являются наиболее значимыми для модернизации экономики. Отказ от их развития ведет к потере кон­курентных преимуществ, отставанию в конкурентной гонке, которая не зависит от кризиса и еще более усилится после его окончания. В Белару­си в этом направлении делается крайне мало, создание национальной инновационной системы происходит недостаточно быстро. [17]

В системе мер по повышению эффективности и конкурентоспособности выделенных приоритетных отраслей и производств одно из центральных мест надлежит отвести их кластеризации с целью обеспечения организационного единства предприятий и организаций, представляющих единую технологическую "цепочку": от заготовки исходного сырья до получения конечного готового продукта. Помимо производственных предприятий в каждый из создаваемых кластеров желательно включить также достаточно мощную научно-исследовательскую организацию, способную обеспечить его полноценное обслуживание по соответствующему направлению научно-технологического прогресса. Что касается предприятий, которые не попадут в состав кластеров, то им целесообразнее всего предоставить права свободного плавания в безбрежном море мировой экономики. В частности, они должны получить полную свободу выбора способа выживания в условиях кризиса, включая право вхождения в различного рода международные холдинги, финансово-промышленные группы, ТНК и создаваемые ими стратегические альянсы и глобальные производственно-сбытовые и инновационные сети. Естественно, воспользоваться ею реально смогут лишь единичные белорусские предприятия, которые будут представлять собой определенный интерес для ведущих ТНК. [13]

Предлагаемая отраслевая и организационная реструктуризация национально-хозяйственного комплекса - задача не одного года. Ее решение потребует осуществления целого комплекса масштабных мероприятий, тесно взаимоувязанных между собой во времени и сбалансированных по требуемым ресурсам. Но движение в данном направлении необходимо начинать уже теперь, т.к. кризис - наиболее подходящий для таких кардинальных структурных преобразований период. Но это не означает, что здесь нужна безоглядная спешка. Как раз, наоборот, в данном деле, как может быть ни в одном другом, необходима предельная предусмотрительность. Каждый шаг на пути к конечной стратегической цели должен быть обстоятельно подготовлен предшествующими действиями. Особенно важно строго соблюдать последовательность в осуществлении мероприятий. [14]

Также по всем предприятиям должны быть разработаны свои индивидуальные целевые антикризисные программы. В них необходимо отразить меры не только по технологической модернизации производства, но и по совершенствованию его организации и управления. В тех случаях, когда предприятие подлежит включению в состав создаваемого кластера, крайне важно предусмотреть меры по обеспечению его надлежащей сопряженности со всеми другими предприятиями-участниками кластера. Главной целью всех этих мероприятий должно стать кардинальное повышение производительности труда. При разработке мероприятий по технологической модернизации производства особое внимание надлежит уделить ресурсо- и энергосбережению, поскольку время дешевых энергоносителей и других природных ресурсов, необходимых для развития материального производства, безвозвратно уходит в прошлое. Они будут оставаться относительно дешевыми на мировом рынке лишь пока экономика находится в рецессии. Как только в мировом хозяйстве начнется оживление, цены на топливо, сырье и материалы станут стремительно расти. [13]

Известно, что самый эффективный механизм преодоления экономических кризисов – фор­мирование в стране платежеспособного спро­са. Иными словами, недопущение высокого уровня безработицы, негативно влияющего как на экономическую, так и социальную стабильность общества. Вместе с тем следует отметить имеющие место факты сокращения численности персонала в банковской системе (в отдельных банках – на 10–20 %). Подоб­ные процессы, как и понижение уровня за­работной платы, идут также в совместных и иностранных предприятиях. [5]

Таким образом, одно из центральных мест в государственной антикризисной программе должно быть отведено вопросам занятости населения. Одним из решений данного вопроса является развитие  малого и среднего предпринимательства (МСП). В развитых странах доля работников, занятых на малых предприяти­ях национальной экономики, в среднем пре­вышает 50 %. В Республике Беларусь этот показатель находится на уровне 10–15 %. Малые предприятия – наиболее гибкие структуры, позволяющие сохранять или создавать новые рабочие места, оказывая та­ким образом благотворное влияние на соци­альный климат в государстве. Примечательно, что в структуре ВВП развитых экономик доля МСП достигает уровня 50–55 %. [8] Сегодня развитие МСП без поддержки не остается, однако есть и нерешенные проблемы, касающиеся финансовой, имущественной и информационной поддержки; стимулирования спроса на товары и услуги малых предприятий; дальнейшего сокращения административных барьеров. Предпринимателей, которые проявляют особенно большую активность в создании новых рабочих мест, либо работают в особо сложных условиях, на время кризиса и в первые годы после его окончания целесообразно полностью освободить от налогов и сборов, полагая, что они оправдывают свое существование уже тем, что дают согражданам работу и тем самым помогают им выживать в исключительно тяжелое для страны время. [13]

Существенный недостаток структуры отечественной экономики – исто­рически сложившаяся низкая предметная диверсификация ее внешнеэкономической деятельности: небольшое число предприятий формируют основную долю валютных посту­плений, а снижение спроса на соответствую­щем рынке оказывает резкое влияние на объемы валютной выручки государства. Это в первую очередь «Беларуськалий» и другие предприятия системы концерна «Белнефте­хим», а также гиганты машиностроительного комплекса – МАЗ, МТЗ и другие. Известно, что финансовый кризис уже рез­ко снизил спрос на продукцию последних и ее реализацию. Стоимость отгруженной в Российскую Федерацию, но не оплаченной техники превышает миллиард долларов США и продолжает увеличиваться. Маши­ностроительный комплекс Беларуси фак­тически лишается оборотных средств, что ведет к его неплатежеспособности, в свою очередь негативно влияющей на платежеспособность кредитующих его финансовых институтов, и так далее.

Но наибольшему риску потерь в сегодняшней ситуации подвергается страховой сегмент финансового рынка и особен­но те компании, которые не имеют доступа к обслуживанию обязательных видов стра­хования.

На правительственном уровне уже приняты ре­шения о приостановке с 1 декабря 2008 го­да увеличения заработной платы рабочим и служащим, привязанным к тарифной ставке первого разряда; в целях экономии валютных средств отменена для нерезидентов Респу­блики Беларусь предоплата за поставляемый товар; предприняты шаги по ограничению импорта; проведены переговоры с МВФ о выделении на­шей стране кредита и т. д.

Однако подобных мер «запретительного и экстенсивного характера» явно недостаточно для обеспечения устойчивости национальной экономики. Необходим приток в правитель­ственные структуры на всех уровнях управ­ления свежих мыслей и идей, следует шире обеспечивать возможность более динамично отвечать на возникающие вызовы, принимая на се­бя последствия принятых решений. В связи с этим необходимо предоставить большую самостоятель­ность предприятиям в проведении ими гибкой ценовой политики, ори­ентированной на рас­ширение рынков сбыта даже в условиях кризиса.

Важно и то, что Республика Беларусь располагает огромны­ми и уникальными ландшафтными богат­ствами и возможностями по производству востребованной экологически чистой продукции сельского хозяйства. Сре­ди наших преимуществ – географическое положение, система подготовки квалифици­рованных кадров и нерастраченный произ­водственный потенциал, интеллектуальный потенциал нации и умение творчески рабо­тать. Объединив имеющиеся в стране уни­кальные факторы производства, реально не только в значительной степени компенсиро­вать кризисные воздействия, но и обеспечить предпосылки для построения процветающе­го независимого государства в будущем. [8]

 



Заключение

Глобализация усили­вает взаимосвязи и взаимозависимости между национальными хозяйствами, а также усиливает центростремительные тенденции в мировом хозяйстве. Тесное экономическое взаимодействие способ­ствует возникновению в различных странах сходных тенденций раз­вития, сближает динамику экономических показателей. Вместе с тем, глобализация оборачивается ростом зависимости всех стран от международной конъюнктуры и динамики цен на сырье, много­кратно возрастает опасность возникновения и глобального распол­зания финансовых кризисов.

В мире осталось немного стран, почти не за­тронутых глобализацией. Однако можно заметить, что гло­бализация имеет тенденцию выбирать наиболее сильных и/или перспективных игроков (сегодня это, безусловно, США и Китай), давая им допол­нительные преимущества и именно через них оказывая наиболее сильное влияние на остальной мир. 

Именно глобализация поспособствовала распространению финансово-экономического кризиса, возникшего в США, на все страны мира. Таким образом, кризис на уровне отдельного государства в целом может быть представлен в виде двух составляющих: общемирового уровня финансового кризиса и уровня финансового и экономического кризиса на отдельных национальных рынках. И мировому сообществу приходится сталкиваться с ди­леммой: коллективные действия по преодолению национального кризиса легче реализовать (не координируя свои усилия с другими странами), но эффект от них будет недостаточным, если не решить проблему коллективных действий на международном уровне. Последние могут создать системные предпосылки для преодоления кризиса, но обеспечить такие действия неизмеримо сложнее.

Экономи­ческую политику в такой период предпочтитель­нее ориентировать не столько на борьбу с причи­нами или последствиями самого кризиса, сколько на создание условий для становления экономиче­ской системы нового качества. Как можно предположить, она будет характери­зоваться прорывами но двум направлениям - глобализационному и технологическому. Первое связано с преодолением отставания политиче­ской интеграции от экономической. Возможно, гипертрофированное развитие международных финансов было реакцией хозяйственного механизма на неспособность достичь такого уровня сбли­жения политики, который соответствовал бы достигнутому уровню сближения национальных экономик. Второе – с раскрытием накопленного в мировой науке потенциала знаний, что суще­ствующая экономическая система как раз и не смогла обеспечить. Мировой кризис, по всей ве­роятности, освободит экономику от наследия ин­дустриальной эпохи и сделает неактуальными присущие ей методы регулирования.

Эти задачи призвана решить новая институци­ональная система мировой экономики, в которой усилится роль международных органов и органи­заций, и будут созданы более благоприятные условия для обмена и кооперации в различных областях хозяйственной деятельности.

 



Значение финансов в регулировании экономических процессов

Сущность финансов

Финансы возникли как развитие денежных отношений в определенных социально-экономических условиях. Содержание и подходы к определению этой категории существенно изменяются в зависимости от уровня развития экономических наук, накопленного практического опыта, социально-экономических условий. Чтобы сформулировать единое определение финансов как экономической категории, следует учитывать различия в теоретических и прагматических подходах к трактовке сущности финансовых отношений, но и сформулировать универсальные признаки финансов, раскрывающие их особенности независимо от целей и конкретно-исторических условий деятельности хозяйствующих субъектов. К таким признакам следует отнести: денежный характер; распределительный характер отношений, т. е. движение денежных средств происходит обособленно от движения товаров; создание фондов денежных средств, имеющих целевое назначение (фондовая форма).

Финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта в связи с формированием денежных доходов и накоплений у государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения. Материальным носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы. [2]

Сущность финансов, как и любой экономической категории, прояв­ляется в их функциях. Функции всегда производны от сущности и выра­жают порядок реализации общественного назначения любой экономи­ческой категории. Многие ученые считают, что финансы выполняют две функции - рас­пределительную и контрольную. Однако в литературе можно найти мне­ния о наличии обеспечивающей, стимулирующей, воспроизводственной, регулирующей, производственной функциях. Некоторые авторы счита­ют, что финансам присущи функции формирования денежных фондов, их использования и контроля, а в последнее время появились точки зре­ния о том, что в условиях рынка финансам не присущи распределитель­ные отношения или, что они утратили контрольную функцию.[21]

Основной функцией финансов считается распределитель­ная, которая проявляется как в первичном распределении, так и в перераспределении совокупного общественного продукта на всех уровнях управления экономикой между регионами, отраслями, социальными группами, государством, хозяй­ствующими субъектами и населением. Благодаря распреде­лительной функции происходит обеспечение экономических субъектов необходимыми финансовыми ресурсами в форме фондов целевого назначения. [2]

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за рас­пределением валового внутреннего продукта и национального до­хода по соответствующим фондам и расходованием их по целево­му назначению. В условиях перехода к рыночным отношениям финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития сме­шанной экономики, ускорение научно-технологического процес­са, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях эконо­мики. Он охватывает производство товаров и услуг и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных бо­гатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пре­сечение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансового контроля – проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. [22]

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.