Значение финансов в регулировании экономических процессов
Сущность финансов
Финансы возникли как развитие денежных отношений в определенных социально-экономических условиях. Содержание и подходы к определению этой категории существенно изменяются в зависимости от уровня развития экономических наук, накопленного практического опыта, социально-экономических условий. Чтобы сформулировать единое определение финансов как экономической категории, следует учитывать различия в теоретических и прагматических подходах к трактовке сущности финансовых отношений, но и сформулировать универсальные признаки финансов, раскрывающие их особенности независимо от целей и конкретно-исторических условий деятельности хозяйствующих субъектов. К таким признакам следует отнести: денежный характер; распределительный характер отношений, т. е. движение денежных средств происходит обособленно от движения товаров; создание фондов денежных средств, имеющих целевое назначение (фондовая форма).
Финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта в связи с формированием денежных доходов и накоплений у государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения. Материальным носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы. [2]
Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Функции всегда производны от сущности и выражают порядок реализации общественного назначения любой экономической категории. Многие ученые считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Однако в литературе можно найти мнения о наличии обеспечивающей, стимулирующей, воспроизводственной, регулирующей, производственной функциях. Некоторые авторы считают, что финансам присущи функции формирования денежных фондов, их использования и контроля, а в последнее время появились точки зрения о том, что в условиях рынка финансам не присущи распределительные отношения или, что они утратили контрольную функцию.[21]
Основной функцией финансов считается распределительная, которая проявляется как в первичном распределении, так и в перераспределении совокупного общественного продукта на всех уровнях управления экономикой между регионами, отраслями, социальными группами, государством, хозяйствующими субъектами и населением. Благодаря распределительной функции происходит обеспечение экономических субъектов необходимыми финансовыми ресурсами в форме фондов целевого назначения. [2]
Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. В условиях перехода к рыночным отношениям финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития смешанной экономики, ускорение научно-технологического процесса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях экономики. Он охватывает производство товаров и услуг и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансового контроля – проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. [22]
Россия.
В 2008 году Беларусь достигла договоренности с Россией о получении 2 млрд. долларов. К настоящему времени Беларусь получила от России в виде кредитов 1,5 млрд. долларов. Последний транш кредита в размере 500 млн. долларов Россия к настоящему времени не выделила Беларуси. [35]
В рамках укрепления стратегического сотрудничества в августе 2009г. Сбербанк России и ОАО «БПС-Банк» подписали межбанковский договор об открытии возобновляемой мультивалютной кредитной линии на сумму 50 млн. долларов США для целей финансирования платежей. [36]
В 2010 г. Россия откроет кредитную линию под строительство первой белорусской АЭС. В начале июня Беларусь официально обратилась к правительству РФ с просьбой о выделении кредита в размере 9 млрд. долл. [35]
Германия.
16 февраля 2009 г. было подписано кредитное соглашение между ОАО "Белагропромбанк" и консорциумом германских банков (BHF-Bank Aktiengesellschaft и AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft mbH), предусматривающее выделение белорусской стороне кредита в размере 98,9 млн. евро для финансирования инвестиционного проекта на ОАО "Гомельстекло" (создание второй линии по выпуску листового полированного стекла мощностью 780 т в сутки). [38]
26 февраля 2009 г. было подписано Кредитное Соглашение между ОАО «АСБ Беларусбанк» и АКА Ausfuhrkredit-Gesellschaft mbH (Германия) на сумму свыше 34,0 млн евро. Данный кредит был предоставлен на срок 5 лет для финансирования поставки производственного участка для обработки зубчатых колес и валов немецкой компании Niles Simmons Industrieanlagen GmbH для РУП «Минский тракторный завод» на общую сумму 61,2 млн евро. [37]
Китай.
В октябре 2008 года между Правительством Беларуси и Эксимбанком (Китайская Народная Республика, КНР) достигнуты соглашения о льготном правительственном кредите и предоставлении покупательского кредита общим размером 390 млн. долларов. Целью получения кредитных ресурсов является потребность в финансировании программы модернизации белорусских производителей цемента. Условиями кредитования являются:
- покупательский кредит - ставка 6,6% годовых, срок 10 лет, трехлетний мораторий на погашение;
- правительственный кредит - ставка 2,5% годовых, срок 15 лет, трехлетний мораторий на погашение.
Дополнительное условие - кредитные ресурсы должны быть направлены на приобретение оборудования у китайских производителей.
По оценке представителей органов государственного управления, использование кредитных ресурсов позволит увеличить производственные мощности предприятий «Кричевцементношифер» и «Белорусский цементный завод» в 2,5 раза. Средства по кредитным линиям будут отнесены на внешний долг Беларуси.
Следует отметить, что органами государственного управления на период до 2011 г. предполагается реализация инвестиционных проектов с использованием кредитных ресурсов КНР в размере 2,6 млрд. долларов. Отраслевое направление инвестиционных проектов – энергетика, промышленность стройматериалов, нефтехимическая и деревообрабатывающая промышленность. [39]
Основным приоритетом при использовании республикой иностранных кредитов является их целевое направление для реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики с целью осуществления структурной перестройки промышленности, развития транспорта, коммуникаций, укрепления экспортного потенциала белорусских предприятий, создание новых производств и технологий. Кроме того, кредиты международных кредитно-финансовых организаций имеют и дополнительную цель – развитие малого и среднего бизнеса, а также в целом содействие процессам приватизации в Беларуси. [33]
Для стабилизации экономического развития необходимо более четкое определение приоритетов экономического и научно-технического развития. С учетом весьма существенного технологического отставания отечественного производства и исключительно острого дефицита инновационно-инвестиционных ресурсов приоритеты должны быть предельно узкими; иначе не избежать пагубного распыления ограниченных ресурсов по множеству направлений научно-технологического прогресса, отраслей и производств. Не менее важно при этом учесть и весьма большую ресурсо- и энергоемкость белорусской экономики, а также отсутствие необходимых возможностей для ее быстрого существенного снижения. Последнее предполагает, что приоритеты должны быть не только узкими, но и связаны с такими отраслями и производствами, которые для своего функционирования не требуют импорта в больших объемах дорогостоящих энергоносителей, сырья и материалов. [13] Определяя какие сферы экономики могут выполнить функции локомотива, приоритет следует отдать строительству, развитию малого и среднего предпринимательства, развитию научной сферы и инноваций.
Отрасль строительства, прежде всего малоэтажных жилых домов и дорог, является одной из наименее импортоёмких, а дорожное строительство может осуществляться с использованием отечественных строительных материалов (щебня, асфальта). Как показывают различные исследования, у населения сохраняется огромный спрос на малоэтажные дома. Предоставление благоприятных условий для малоэтажного домостроения может инициировать экономический рост не только в строительстве, но и по цепочке – в производстве строительных материалов, мебельной промышленности, машиностроении и других отраслях экономики. Строительство и реконструкция дорог должны обеспечить развитие главной инфраструктурной отрасли, создав тем самым условия для транзитных перевозок, развития туризма, размещения инвестиционных объектов на территории Беларуси, развития населенных пунктов вдоль новых дорог. [1]
К приоритетным следует отнести также наукоемкие, высокотехнологичные производства, располагающие необходимыми предпосылками для производства конкурентоспособных на мировом рынке продукции и услуг. [13] Несмотря на финансовые сложности в условиях мирового финансово-экономического кризиса, многие страны не только не снижают затраты на науку, образование, инновации, но увеличивают их, поскольку эти сферы деятельности являются наиболее значимыми для модернизации экономики. Отказ от их развития ведет к потере конкурентных преимуществ, отставанию в конкурентной гонке, которая не зависит от кризиса и еще более усилится после его окончания. В Беларуси в этом направлении делается крайне мало, создание национальной инновационной системы происходит недостаточно быстро. [17]
В системе мер по повышению эффективности и конкурентоспособности выделенных приоритетных отраслей и производств одно из центральных мест надлежит отвести их кластеризации с целью обеспечения организационного единства предприятий и организаций, представляющих единую технологическую "цепочку": от заготовки исходного сырья до получения конечного готового продукта. Помимо производственных предприятий в каждый из создаваемых кластеров желательно включить также достаточно мощную научно-исследовательскую организацию, способную обеспечить его полноценное обслуживание по соответствующему направлению научно-технологического прогресса. Что касается предприятий, которые не попадут в состав кластеров, то им целесообразнее всего предоставить права свободного плавания в безбрежном море мировой экономики. В частности, они должны получить полную свободу выбора способа выживания в условиях кризиса, включая право вхождения в различного рода международные холдинги, финансово-промышленные группы, ТНК и создаваемые ими стратегические альянсы и глобальные производственно-сбытовые и инновационные сети. Естественно, воспользоваться ею реально смогут лишь единичные белорусские предприятия, которые будут представлять собой определенный интерес для ведущих ТНК. [13]
Предлагаемая отраслевая и организационная реструктуризация национально-хозяйственного комплекса - задача не одного года. Ее решение потребует осуществления целого комплекса масштабных мероприятий, тесно взаимоувязанных между собой во времени и сбалансированных по требуемым ресурсам. Но движение в данном направлении необходимо начинать уже теперь, т.к. кризис - наиболее подходящий для таких кардинальных структурных преобразований период. Но это не означает, что здесь нужна безоглядная спешка. Как раз, наоборот, в данном деле, как может быть ни в одном другом, необходима предельная предусмотрительность. Каждый шаг на пути к конечной стратегической цели должен быть обстоятельно подготовлен предшествующими действиями. Особенно важно строго соблюдать последовательность в осуществлении мероприятий. [14]
Также по всем предприятиям должны быть разработаны свои индивидуальные целевые антикризисные программы. В них необходимо отразить меры не только по технологической модернизации производства, но и по совершенствованию его организации и управления. В тех случаях, когда предприятие подлежит включению в состав создаваемого кластера, крайне важно предусмотреть меры по обеспечению его надлежащей сопряженности со всеми другими предприятиями-участниками кластера. Главной целью всех этих мероприятий должно стать кардинальное повышение производительности труда. При разработке мероприятий по технологической модернизации производства особое внимание надлежит уделить ресурсо- и энергосбережению, поскольку время дешевых энергоносителей и других природных ресурсов, необходимых для развития материального производства, безвозвратно уходит в прошлое. Они будут оставаться относительно дешевыми на мировом рынке лишь пока экономика находится в рецессии. Как только в мировом хозяйстве начнется оживление, цены на топливо, сырье и материалы станут стремительно расти. [13]
Известно, что самый эффективный механизм преодоления экономических кризисов – формирование в стране платежеспособного спроса. Иными словами, недопущение высокого уровня безработицы, негативно влияющего как на экономическую, так и социальную стабильность общества. Вместе с тем следует отметить имеющие место факты сокращения численности персонала в банковской системе (в отдельных банках – на 10–20 %). Подобные процессы, как и понижение уровня заработной платы, идут также в совместных и иностранных предприятиях. [5]
Таким образом, одно из центральных мест в государственной антикризисной программе должно быть отведено вопросам занятости населения. Одним из решений данного вопроса является развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). В развитых странах доля работников, занятых на малых предприятиях национальной экономики, в среднем превышает 50 %. В Республике Беларусь этот показатель находится на уровне 10–15 %. Малые предприятия – наиболее гибкие структуры, позволяющие сохранять или создавать новые рабочие места, оказывая таким образом благотворное влияние на социальный климат в государстве. Примечательно, что в структуре ВВП развитых экономик доля МСП достигает уровня 50–55 %. [8] Сегодня развитие МСП без поддержки не остается, однако есть и нерешенные проблемы, касающиеся финансовой, имущественной и информационной поддержки; стимулирования спроса на товары и услуги малых предприятий; дальнейшего сокращения административных барьеров. Предпринимателей, которые проявляют особенно большую активность в создании новых рабочих мест, либо работают в особо сложных условиях, на время кризиса и в первые годы после его окончания целесообразно полностью освободить от налогов и сборов, полагая, что они оправдывают свое существование уже тем, что дают согражданам работу и тем самым помогают им выживать в исключительно тяжелое для страны время. [13]
Существенный недостаток структуры отечественной экономики – исторически сложившаяся низкая предметная диверсификация ее внешнеэкономической деятельности: небольшое число предприятий формируют основную долю валютных поступлений, а снижение спроса на соответствующем рынке оказывает резкое влияние на объемы валютной выручки государства. Это в первую очередь «Беларуськалий» и другие предприятия системы концерна «Белнефтехим», а также гиганты машиностроительного комплекса – МАЗ, МТЗ и другие. Известно, что финансовый кризис уже резко снизил спрос на продукцию последних и ее реализацию. Стоимость отгруженной в Российскую Федерацию, но не оплаченной техники превышает миллиард долларов США и продолжает увеличиваться. Машиностроительный комплекс Беларуси фактически лишается оборотных средств, что ведет к его неплатежеспособности, в свою очередь негативно влияющей на платежеспособность кредитующих его финансовых институтов, и так далее.
Но наибольшему риску потерь в сегодняшней ситуации подвергается страховой сегмент финансового рынка и особенно те компании, которые не имеют доступа к обслуживанию обязательных видов страхования.
На правительственном уровне уже приняты решения о приостановке с 1 декабря 2008 года увеличения заработной платы рабочим и служащим, привязанным к тарифной ставке первого разряда; в целях экономии валютных средств отменена для нерезидентов Республики Беларусь предоплата за поставляемый товар; предприняты шаги по ограничению импорта; проведены переговоры с МВФ о выделении нашей стране кредита и т. д.
Однако подобных мер «запретительного и экстенсивного характера» явно недостаточно для обеспечения устойчивости национальной экономики. Необходим приток в правительственные структуры на всех уровнях управления свежих мыслей и идей, следует шире обеспечивать возможность более динамично отвечать на возникающие вызовы, принимая на себя последствия принятых решений. В связи с этим необходимо предоставить большую самостоятельность предприятиям в проведении ими гибкой ценовой политики, ориентированной на расширение рынков сбыта даже в условиях кризиса.
Важно и то, что Республика Беларусь располагает огромными и уникальными ландшафтными богатствами и возможностями по производству востребованной экологически чистой продукции сельского хозяйства. Среди наших преимуществ – географическое положение, система подготовки квалифицированных кадров и нерастраченный производственный потенциал, интеллектуальный потенциал нации и умение творчески работать. Объединив имеющиеся в стране уникальные факторы производства, реально не только в значительной степени компенсировать кризисные воздействия, но и обеспечить предпосылки для построения процветающего независимого государства в будущем. [8]
Заключение
Глобализация усиливает взаимосвязи и взаимозависимости между национальными хозяйствами, а также усиливает центростремительные тенденции в мировом хозяйстве. Тесное экономическое взаимодействие способствует возникновению в различных странах сходных тенденций развития, сближает динамику экономических показателей. Вместе с тем, глобализация оборачивается ростом зависимости всех стран от международной конъюнктуры и динамики цен на сырье, многократно возрастает опасность возникновения и глобального расползания финансовых кризисов.
В мире осталось немного стран, почти не затронутых глобализацией. Однако можно заметить, что глобализация имеет тенденцию выбирать наиболее сильных и/или перспективных игроков (сегодня это, безусловно, США и Китай), давая им дополнительные преимущества и именно через них оказывая наиболее сильное влияние на остальной мир.
Именно глобализация поспособствовала распространению финансово-экономического кризиса, возникшего в США, на все страны мира. Таким образом, кризис на уровне отдельного государства в целом может быть представлен в виде двух составляющих: общемирового уровня финансового кризиса и уровня финансового и экономического кризиса на отдельных национальных рынках. И мировому сообществу приходится сталкиваться с дилеммой: коллективные действия по преодолению национального кризиса легче реализовать (не координируя свои усилия с другими странами), но эффект от них будет недостаточным, если не решить проблему коллективных действий на международном уровне. Последние могут создать системные предпосылки для преодоления кризиса, но обеспечить такие действия неизмеримо сложнее.
Экономическую политику в такой период предпочтительнее ориентировать не столько на борьбу с причинами или последствиями самого кризиса, сколько на создание условий для становления экономической системы нового качества. Как можно предположить, она будет характеризоваться прорывами но двум направлениям - глобализационному и технологическому. Первое связано с преодолением отставания политической интеграции от экономической. Возможно, гипертрофированное развитие международных финансов было реакцией хозяйственного механизма на неспособность достичь такого уровня сближения политики, который соответствовал бы достигнутому уровню сближения национальных экономик. Второе – с раскрытием накопленного в мировой науке потенциала знаний, что существующая экономическая система как раз и не смогла обеспечить. Мировой кризис, по всей вероятности, освободит экономику от наследия индустриальной эпохи и сделает неактуальными присущие ей методы регулирования.
Эти задачи призвана решить новая институциональная система мировой экономики, в которой усилится роль международных органов и организаций, и будут созданы более благоприятные условия для обмена и кооперации в различных областях хозяйственной деятельности.
Значение финансов в регулировании экономических процессов
Сущность финансов
Финансы возникли как развитие денежных отношений в определенных социально-экономических условиях. Содержание и подходы к определению этой категории существенно изменяются в зависимости от уровня развития экономических наук, накопленного практического опыта, социально-экономических условий. Чтобы сформулировать единое определение финансов как экономической категории, следует учитывать различия в теоретических и прагматических подходах к трактовке сущности финансовых отношений, но и сформулировать универсальные признаки финансов, раскрывающие их особенности независимо от целей и конкретно-исторических условий деятельности хозяйствующих субъектов. К таким признакам следует отнести: денежный характер; распределительный характер отношений, т. е. движение денежных средств происходит обособленно от движения товаров; создание фондов денежных средств, имеющих целевое назначение (фондовая форма).
Финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта в связи с формированием денежных доходов и накоплений у государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и населения. Материальным носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы. [2]
Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Функции всегда производны от сущности и выражают порядок реализации общественного назначения любой экономической категории. Многие ученые считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Однако в литературе можно найти мнения о наличии обеспечивающей, стимулирующей, воспроизводственной, регулирующей, производственной функциях. Некоторые авторы считают, что финансам присущи функции формирования денежных фондов, их использования и контроля, а в последнее время появились точки зрения о том, что в условиях рынка финансам не присущи распределительные отношения или, что они утратили контрольную функцию.[21]
Основной функцией финансов считается распределительная, которая проявляется как в первичном распределении, так и в перераспределении совокупного общественного продукта на всех уровнях управления экономикой между регионами, отраслями, социальными группами, государством, хозяйствующими субъектами и населением. Благодаря распределительной функции происходит обеспечение экономических субъектов необходимыми финансовыми ресурсами в форме фондов целевого назначения. [2]
Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. В условиях перехода к рыночным отношениям финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития смешанной экономики, ускорение научно-технологического процесса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях экономики. Он охватывает производство товаров и услуг и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансового контроля – проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. [22]
Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.