Успех проводимой в Республике Беларусь экономической реформы во многом зависит от способности страны интегрироваться в мировую хозяйственную систему. До тех пор, пока Беларусь остается обособленной частью мировой экономики, национальное производство не сможет в полной мере испытывать на себе стимулирующее воздействие международной конкуренции. Чтобы Республике Беларусь стать органичной частью мирового хозяйства, необходимо, прежде всего, адаптировать систему регулирования национальной экономики к современным методам, принципам и правилам, широко применяемым мировым сообществом, добиться повышения эффективности функционирования отечественной экономики, а следовательно, и внешнеэкономического комплекса страны. В этой связи требуется создать такие механизмы регулирования внешнеэкономических связей, которые включали бы в себя экономические инструменты, дополняемые при необходимости инструментами административного регулирования, такими, как квотирование, лицензирование и т.п.
Решению этой задачи будет способствовать полноправное участие страны в рамках Всемирной торговой организации.
ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Целью ВТО является понижение торговых барьеров и облегчение обмена товарами и услугами между странами.
Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение по торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Соглашение ГАТТ 1994 является в настоящее время базовым международным документом, на основе которого осуществляется правовое регулирование внешней торговли во всемирном масштабе (95% мирового рынка) [10,6]. Соглашение включает в себя определенное количество требований, которые в самом общем виде можно охарактеризовать как требования по максимально возможной либерализации внешней торговле товарами.
Для вступления в ВТО стране необходимо предоставить уступки странам – членам этой организации, обеспечивая доступ на ее рынок товаров и услуг. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что означает прекращение ее дискриминации на внешних рынках. Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в области тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта, антимонопольной, антидемпинговой политики, технических стандартов, экологических требований, защиты прав интеллектуальной собственности и т. п. в соответствие с требованиями к участникам данной организации.
Это выражается в:
· связывании и постепенном сокращении тарифных ограничений;
· отмене нетарифных ограничений;
· провозглашении режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе;
· взаимном представлении национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
· введении свободы транзита;
· разрешении торговых споров путем консультаций и переговоров
Каждый член ВТО пошел на соответствующие тарифные уступки, приняв обязательства по доступу на рынок. Списки тарифных уступок постоянно пересматривались в процессе совершенствования системы ГАТТ в сторону уменьшения тарифов. Если в1947 году средний размер таможенной пошлины в развитых странах составлял 40%, то к началу нового тысячелетия он снизился примерно в десять раз [10, 8].
Что касается присоединяющихся стран в ходе их вступления в ВТО, то в процессе переговоров по доступу на рынок товаров должен быть согласован максимальный уровень импортного тарифа по каждому товару (связанный уровень). После присоединения член не вправе применять ставку выше связанного уровня. Зачастую многие государства применяют более низкие ставки пошлин, чем возможно в рамках обязательств.
Страны, присоединившиеся к ВТО в последние годы, взяли следующие обязательства в отношении средневзвешенного уровня связанного импортного тарифа:
Таблица 1
Связанный средневзвешенный импортный тариф
Албания 6% | Монголия 20% |
Болгария 12.6% | Панама 11.5% |
Грузия 5.8% | Хорватия 5% |
Иордания 15% | Эквадор 20% |
Киргизия 6.7% | Эстония 6.6% |
Латвия 9.3% |
Источник: [10, 11]
Однако, система ГАТТ/ВТО допускает применение тарифных ограничений, рассматривая их в качестве «наименьшего из зол» Тарифные ограничения основаны, как правило, на цене товара. Они не имеют столь пагубное воздействие на рыночные отношения, как нетарифные. В первом случае остаются возможности для проникновения на рынок, во втором случае существует общий запрет, который уравновешивает всех. Так, в рамках ВТО существует практика применения высоких (пиковых) ставок по отношению к наиболее чувствительным товарам (особенно это характерно для сельскохозяйственных товаров).
Присоединение Беларуси к ГАТТ/ВТО чрезвычайно важно, поскольку наша республика является малой страной с открытой экономикой, чрезвычайно зависящей от внешнеторговых связей. Для Беларуси является чувствительным ударом введение со стороны Европейского союза антидемпинговых мер по нашим стратегическим экспортным позициям. Поэтому республика четко определила свое отношение к ГАТТ/ВТО и последовательно осуществляет шаги в избранном направлении на присоединение.
Первый раунд переговоров о вступлении Беларуси во Всемирную торговую организацию состоялся 5-6 июня 1997 г., второй – 28 апреля 1998 г.3 февраля 2004 года в Женеве проходил очередной полномасштабный раунд переговоров по вступлению Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию. В ходе переговоров по доступу к рынку товаров продолжилось обсуждение возможных обязательств Республики Беларусь перед ВТО по максимальным ставкам ввозных таможенных пошлин на момент присоединения к ВТО, по конечному уровню их связывания по окончании переходного периода, а также по длительности этого периода.
Присоединение Беларуси к ВТО потребует последовательного снижения импортных таможенных пошлин, так как средний уровень таможенного обложения импорта в промышленно развитых странах составляет, по данным разных источников, 4,5-6 %, а последний, Уругвайский, раунд торговых переговоров в рамках ГАТТ/ВТО привел к договоренности о снижении тарифов более чем на 120 товаров в течение пяти лет. В результате средний уровень импортных тарифов в мировой экономике на промышленные товары снизится, до 3,8 %. Однако, как было заявлено в меморандуме о внешнеторговом режиме республики, средневзвешенная тарифная ставка в стране составила 14,2 %, что более чем в два раза превышает данный показатель по странам - членам ВТО [15, 213]. В связи с этим Правительством Республики Беларусь предложен механизм последовательного снижения пошлин по развернутой номенклатуре изделий.
Безусловно, дополнительное снижение таможенных пошлин ставит под удар тех отечественных товаропроизводителей, которые еще не в полной мере освоили конкуренцию с сильными зарубежными компаниями, и поэтому оптимальным для республики является дифференцированный подход к уровню тарифов по отношению к различным отраслям и рациональный протекционизм для наиболее чувствительных из них к открытию экономики (сельское хозяйство, легкая и химическая промышленность). В отношении сельскохозяйственного сектора предлагается более длительный (до десяти лет) период адаптации к правилам ВТО (вместо принятых шести лет), что допускается этой организацией в отношении отдельных стран (развивающихся и стран с переходной экономикой). Параллельно в республике действует программа импортозамещения и повышения конкурентоспособности секторов экономики.
Важным фактором, определяющим условия присоединения Республики Беларусь к ВТО, будет системный аспект переговорного процесса, иными словами, вопрос о том, будет ли Беларусь рассматриваться как страна с рыночной экономикой или нет.
Дело в том, что для стран с “нерыночной экономикой” рядом государств были специально разработаны некоторые ограничительные меры, многие из которых были введены по политическим соображениям. Часть таких “остаточных” элементов в торговых режимах ведущих развитых стран продолжает применяться к экспорту Республики Беларусь, что является значительным препятствием на пути интеграции Республики Беларусь в международную торговую систему и наносят значительный ущерб ее экономическим интересам. В их числе специальные критерии для применения антидемпинговых мер, предусматривающие использование в расчетах цен третьих стран с рыночной экономикой, или искусственных цен, или даже внутренних цен на подобные товары в стране-импортере.
Устранение упомянутых дискриминационных положений законодательства ряда развитых стран является одной из сложнейших задач в процессе переговоров о присоединении Беларуси к ВТО.
Именно в ходе данных переговоров будут определены конкретные условия участия Беларуси в ВТО, другими словами, та “цена”, которую Республика Беларусь должна будет заплатить за получение статуса члена Организации. Очевидно, что защита экономических интересов Беларуси должна лежать в основе переговорной позиции Республики Беларусь при присоединении к ВТО
Либерализация торговли и соблюдение правил ВТО вовсе не означает, что страна лишается какой бы то ни было законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок. Так, тарифные меры по защите внутреннего рынка, предусмотренные правилами ВТО, достаточно широки и включают различные виды особых пошлин. В Республике Беларусь в 1999 году принят закон «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», который разработан в соответствии с основными принципами и нормами ГАТТ и связанным с ними пакетом многосторонних соглашений ВТО. Принятие данного Закона усиливает переговорную позицию страны по присоединению ее к ВТО, так как наличие в государстве механизма применения защитных мер также является одним из требований ВТО к претендентам на членство в этой организации. Со вступлением в силу упомянутого Закона республика приобретает торгово-политические средства защиты своих экономических интересов, которыми располагают большинство стран мира. Закон определяет защитные меры как меры на случай угрозы и реального нанесения существенного ущерба отечественной промышленности импортом какого-либо товара. Здесь учтены положения ст. VI ГАТТ «Антидемпинговая и компенсационная пошлины» и принятого в рамках ВТО в ее развитие Международного антидемпингового кодекса, применяемого в случае преднамеренного занижения цен во внешнеторговых контрактах.
Применение антидемпинговых мер республикой должно носить индивидуальный характер, то есть они должны применяться не ко всем производителям или импортерам определенного товара, а лишь к допустившим демпинговый импорт. Законом также установлена процедура введения и применения компенсационных мер при предоставлении иностранным государством субсидий своим производителям и экспортерам какого-либо товара с целью его экспортной экспансии. Здесь также отражены принятые в мировой практике нормы защиты экономических интересов государства при осуществлении им внешней торговли, которые опираются на нормы ГАТТ. В их числе - ограничение экспорта в случае критической нехватки жизненно важных для внутреннего рынка страны товаров (ст. IX ГАТТ), например продовольствия; ограничение импорта в интересах поддержания равновесия платежного баланса государства (ст. XII ГАТТ). При необходимости предотвратить угрозу серьезного сокращения валютных резервов или потребности их увеличения государство также может ограничить количество или стоимость товара, разрешаемого к импорту.
Существуют внешние проблемы, связанные с обязательствами республики, в частности, наличие Таможенного союза между Республикой Беларусь, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. В соответствии с принципами и правилами ВТО любое государство должно гарантировать обеспечение всех взятых обязательств перед этой организацией. При отсутствии таможенного контроля на границе со странами – членами Таможенного союза вопрос по обеспечению торгового режима Беларуси по отношению к ВТО является проблематичным. Страны – члены ВТО могут создавать таможенные союзы или зоны свободной торговли (например, ЦЕФТА, ЕАСТ и др.), но при вступлении каждая страна должна определить свой торговый режим относительно других стран. В рамках Таможенного союза это достаточно сложно, так как все страны союза обязаны применять одинаковые таможенные пошлины в отношении третьих стран. Кроме того, Кыргызстан уже стал членом ВТО в 1998 г., не известив и не посоветовавшись по этому вопросу со странами – партнерами по Таможенному союзу. Россия и Казахстан также подали официальные заявления о намерении присоединиться к ГАТТ/ВТО в качестве полномочных участников.
В отличие от Таможенного союза, в рамах интеграционного объединения Республики Беларусь и Российской Федерации ведется скоординированная работа по вхождению в ВТО. Так, 15 октября 2002 года вышло Постановление Совета Министров Союзного Государства №28 «О ходе координации позиций по присоединению государств – участников договора о создании союзного государства к Всемирной торговой организации».
К основным преимуществам, которые получит Республика Беларусь при условии присоединения к ВТО, можно отнести:
1) недискриминационный доступ к рынкам 137 государств – членов ВТО
2) обеспечение международной правовой защиты экономических интересов страны. При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности в качестве члена-экспортера и члена-импортера. У нее будет право защищать себя от "серьезного вреда" своим интересам и от "потери или уменьшения прибылей", полагающейся ей как члену ВТО. Как член-экспортер и член-импортер она будет обязана иметь институциональный механизм для проведения объективного расследования о существовании субсидий и их объемах, а также о наличии ущерба или об уменьшении прибыли. Ей также будет необходимо доказать взаимосвязь между субсидиями и их отрицательным воздействием;
3) значительное улучшение открытости торговой политики и практики торговых партнеров, обеспечивающее большую безопасность в торговых отношениях;
4) наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), применяемых крупнейшими государствами в торговле с Беларусью. Республике важно добиться, чтобы в ходе разрешения таких конфликтов с помощью применяемых в ВТО механизмов и процедуры споров, и в первую очередь при проведении антидемпинговых расследований, принимались во внимание специфические местные экономические условия (прежде всего, невысокая заработная плата), которые на отдельные виды товаров формируют более низкие цены, чем на рынках Европейского союза. Беларусь уже в полной мере столкнулась с этой проблемой: две основные конкурентоспособные и валютоокупаемые статьи белорусского экспорта – калийные удобрения и химические волокна – в настоящее время находятся под действием антидемпинговых санкций на важнейшем для республики рынке Европейского союза. При этом методика самих антидемпинговых разбирательств такова, что исполнительные органы ЕС произвольно присваивают Беларуси и другим государствам с переходной экономикой статус страны с государственной системой торговли и "нерыночной" экономикой, практически игнорируя заключенный между Республикой Беларусь и Европейским союзом в 1995 г. широкомасштабный договор о партнерстве, в котором переходный статус Беларуси оговорен;
5) участие Республики Беларусь в системе ГАТТ/ВТО будет способствовать созданию в стране предсказуемой инвестиционной среды. В свою очередь, это будет содействовать привлечению капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт секторы белорусской экономики;
6) возможность получения Беларусью от договаривающихся сторон ГАТТ/ВТО определенных льгот, которые предусматриваются в ряде статей соглашения. Приобретаемые льготы особенно важно использовать сейчас, когда Беларусь переживает серьезные экономические трудности, а экспортируемая отечественная продукция не является достаточно конкурентоспособной на мировом рынке;
7) укрепление репутации страны как стабильного и надежного торгового партнера.
С учетом того, что интеграция в ВТО приведет к дальнейшей либерализации внешней торговли и усилению конкуренции со стороны западных партнеров, перед республикой стоит сложная задача научиться использовать права и возможности представлять, отстаивать и защищать свои торговые интересы в рамках многосторонней правовой системы. В то же время для обеспечения успешного вступления в ВТО требуется осуществить преобразования в экономике.
Заключение
Таким образом, таможенный тариф занимает ключевое место в системе мер государственного регулирования. При этом можно выделить следующие важнейшие принципы, на которых построена вся система международных экономических отношений: недискриминация и транспарентность.
Применение этих двух основополагающих принципов направлено на создание определенных торгово-политических режимов. В частности, широкое применение получили следующие специальные принципы - наиболее благоприятствуемой нации, национального режима, взаимной выгоды, преференциального режима, свободы транзита.
Введение таможенных пошлин – одно из средств воздействия государства на экономику. В самом общем представлении они представляются налогом на импорт или экспорт.
Среди функций таможенного тарифа выделяется защитная и фискальная функции. Первая связана с защитой национальных товаропроизводителей. Вторая обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Выделяют также торгово-политическую балансировочную функцию.
Общий теоретический анализ показывает, что если рассматривать введение пошлин в чистом виде, т.е. независимо от конкретных экономических условий, то торговые ограничения всегда оборачиваются потерями для экономики страны в целом, хотя отдельная ее отрасль, защищаемая таможенными пошлинами, получает экономический выигрыш.
Таким образом, от введения пошлины выигрывают производители и государство, а проигрывают потребители; в целом же введение пошлины на товар, объем импорта, которого совершенно эластичен по цене, сопровождается чистыми потерями общества.
Таможенный тариф Республики Беларусь, согласно Закону «О таможенном тарифе», состоит из двух частей: импортный тариф и экспортный тарифы. Импортный тариф является трехуровневым.
Таможенный тариф Республики Беларусь развивается также в рамках интеграционных объединений: Евразийского экономического сообщества и Союза Беларуси и России.
Общий режим внешней торговли Республики Беларусь в настоящее время выглядит следующим образом: средневзвешенная ставка импортного тарифа стремится к 13-14 %; максимальная тарифная ставка равна 30 % (не считая 100 % тарифа на этиловый спирт); минимальная тарифная ставка составляет 1 %, причем есть и нулевые ставки, устанавливающие беспошлинный ввоз товаров. Ненулевые тарифные ставки распространяются примерно на 10 тыс. наименований товаров.
С учетом международной практики в Республике Беларусь сложилась следующая структура ставок импортного тарифа: сырье и материалы - 0-5 %; полуфабрикаты и комплектующие - 5-15 %; готовые изделия -15-30 %. Средневзвешенная ставка экспортного тарифа близка к 10 %; максимальная тарифная ставка равна 20 %; минимальная - 5 %, есть и нулевые ставки, устанавливающие беспошлинный вывоз товаров.
Экспортный тариф распространяет свое действие на отдельные категории товаров, в первую очередь на природные энергоресурсы, а также кожевенное сырье, некоторые виды древесины ценных пород и изделия из них.
Развитие импортного таможенного тарифа предполагается по пути дальнейшего снижения общего уровня ставок пошлин по мере повышения конкурентоспособности отечественных товаров.
Предусматривается снижение ставок ввозных таможенных пошлин на определенные виды готовой продукции, не производимых в республике, а также снижение ставок на товары из определенных стран в виде таможенных льгот. Ожидается снижение ставок или их полная ликвидация в рамках интеграционных объединений.
Таможенный тариф Республики Беларусь выполняет, прежде всего, функции оптимизации внешнеторгового оборота и защиты отечественных товаропроизводителей.
Таким образом, таможенный тариф занимает центральное место в системе мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Дальнейшее развитие государственного регулирования возможно, прежде всего, путём использования тарифных мер, принимая во внимание мировую практику отказа от нетарифного регулирования, в том числе, и требования ГАТТ/ВТО.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 199.