Введение таможенных пошлин – одно из средств воздействия государства на экономику. В самом общем представлении они представляются налогом на импорт или экспорт. В зависимости от того, какая функция тарифа является наиболее важной, выделяют следующие определения таможенного тарифа
1) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
2) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
3) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определённого товара на таможенную территорию страны.
Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию государства или вывозе товара с этой территории и являющийся необходимым условием такого ввоза или вывоза, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, можно дать общее определение таможенного тарифа.
Таможенный тариф – инструмент регулирования внешней торговли страны, представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, подлежащих уплате при ввозе или вывозе определённого товара на (из) таможенную территорию страны, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В номенклатуре перечислены конкретные товары, классифицированные таможенными органами по указанным в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности позициям. Сейчас в Республике Беларусь действует десятизначная номенклатура, следовательно каждому товару присваивается десятизначный код.
Приступая непосредственно к классификации таможенных пошлин, следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется защитная и фискальная функции. Первая связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Вторая обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от защитной таможенной пошлины тем, что она влечёт за собой доходы в бюджет и влияет на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.
Выделяют также и торгово-политическую функцию таможенных тарифов. Под ней понимается расстановка предпочтений к тем или иным странам, регионам, к их торговой политике путём изменения ставок таможенных пошлин.
Относительно к экспортным тарифам выделяют балансировочную функцию. В соответствии с ней устанавливаются экспортные тарифы для предотвращения нежелательного экспорта товара из страны, внутренние цены на которые ниже мировых.
Классификация таможенных пошлин:
1. По объекту обложения:
* Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются, прежде всего, как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу.
* Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.
* Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и зачастую используются как средство торговой войны.
2. По методу взимания:
* Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.
* Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 10% таможенной стоимости);
* Альтернативная. В таможенной практике промышленноразвитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.
* Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 10% от таможенной стоимости, но не более 20$ за 1т.).
3. По времени действия:
* Автономные – постоянно действующие пошлины;
* Временные – вводятся на короткий промежуток времени, как ответ на какие-либо изменения в условиях торговли.
* Сезонные – используются, как правило, в определённое время для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.
4. По происхождению:
* Постоянные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
* Конвенционные – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого, например, как ГАТТ\ВТО;
* Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.
* Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный) демпинг.
Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между “нормальной” ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.
* Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах.
5.По способу вычисления:
* Номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.
* Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
Реальный уровень защиты для отрасли формально определяется как (VТ - VW)/VW, где VW добавленная стоимость в отрасли при мировых ценах, VТ – добавленная стоимость после принятия таможенных мер.
В таможенно-тарифной практике большинства стран наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-25%, а в отдельных случаях и в два раза. Поэтому методы определения цены импортного товара также важны для расчета сумм пошлин, как и размер самой пошлины.
В настоящее время средний уровень ставок таможенного тарифа промышленно развитых стран относительно низок: приблизительно 6% от стоимости товара. В развивающихся странах уровень таможенного обложения импорта значительно выше. Средний уровень таможенных тарифов многих развивающихся стран составляет 38-40%, а ставки колеблются от 1% до 100% и более. На отдельные товары пошлина составляет 150-200% и более [16, 34].
Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе, представляющем собой список (или реестр) облагаемых таможенными пошлинами товаров. По мере развития мировой торговли структура таможенных тарифов усложнялась. Если первоначально существовала только одна ставка пошлины, накладываемая на все импортированные товары, и тариф был одноколонным, то впоследствии начали широко использоваться и многоколонные тарифы.
При одноколонном (простом) тарифе, предусматривающем для одного товара одну ставку таможенной пошлины, величина пошлины едина вне зависимости от страны происхождения товара. Развитие такого таможенного тарифа происходит путем увеличения номенклатуры товаров. Недостаток такого тарифа связан с тем, что он не позволяет гибко менять величину пошлин и использовать их при решении торгово-политических задач.
Многоколонный (сложный) таможенный тариф предполагает установление двух или более ставок таможенных пошлин по каждой номенклатуре в зависимости от страны происхождения товаров.
Таможенно-тарифные системы государств мира в основном построены с использованием двух уровней ставок при таможенном обложении. Один определяет уровень льготных таможенных пошлин, применяемых государством к товарам тех стран, с которыми имеются торговые соглашения и которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования в таможенном обложении. Второй закрепляет максимальный уровень таможенных пошлин, применяемых к товарам, импортируемым из стран, с которыми не заключены такие двусторонние торговые соглашения.
Такой тариф позволяет применять таможенные пошлины дифференцированно в зависимости от конкретного торгово-политического режима, применяемого в отношениях с конкретной страной (группой стран). Эта дифференциация находит отражение в институте тарифных льгот (преференций). Тарифная преференция - предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики государства льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу государства, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от обложения, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз/вывоз товара.
Таможенные тарифы промышленно развитых стран строятся так, чтобы уровень налогообложения увеличивался одновременно с увеличением степени обработки товара. Например, если таможенная пошлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, т. е. равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7-9%, а для изделий уже может достигать 20%. Такой способ взымания пошлин, ставка которых увеличивается по мере обработки, называется в мировой практике тарифной эскалацией.
Таким образом, производитель хлопчатобумажных изделий, покупая беспошлинно иностранный хлопок, получает фактический уровень таможенной защиты, намного превышающий номинальную величину таможенной пошлины. На практике эта величина тем больше, чем выше доля сырья, ввозимого беспошлинно или с минимальными пошлинами.
Величина действительной ставки таможенной защиты оказывается тем больше, чем выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие.
Следует заметить, что в последнее время наряду с национальными тарифами в мировой экономике все более широкое распространение получают объединения нескольких стран (таможенные союзы), которые практикуют различные формы межгосударственного регулирования внешней торговли, опираясь на содействие различных глобальных и региональных международных экономических организаций.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.