Внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ходе прошедших в начале 90-х годов преобразований изменилась роль государства в регулировании ВЭД и внешней торговли в частности. За это время государство отказалось от монополии на ВЭД и перешло к регулированию ВЭД в условиях либерализации социально-экономических отношений и выхода большого числа субъектов хозяйствования на мировой рынок. Это потребовало, в том числе и создание нормативной базы, соответствующей новым реалиям.

Основными законами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность в Республике Беларусь, являются законы: "Об основах внешнеэкономической деятельности" (принят 24.10.1990 г.), "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" (14.11.1991г.), "Таможенный кодекс Республики Беларусь" (06.01.1998 г.), "О таможенном тарифе" (05.12.1997 г.), "Об экспортном контроле" (06.01.1998 г.), "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами" (02.12.1999 г.).

Статьей 2 Закона Республики Беларусь "О Таможенном тарифе" установлено, что таможенный тариф Республики Беларусь является сводом ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь. Этой же статьей утверждено, что таможенный тариф Республики Беларусь систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, сформированной исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

Таможенный тариф Республики Беларусь состоит из двух частей: импортный тариф и экспортный тарифы.

Импортный тариф является трехуровневым.

Действующие в настоящее время ставки импортных пошлин содержатся в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 865 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" В Республике Беларусь применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба вида таможенного оформления.

Следует напомнить, что при установлении комбинированных ставок исчисление производится как с таможенной стоимости, так и с объема товара, и уплате подлежит большая из рассчитанных сумм (ст.117 Таможенного кодекса).

Все ввозные пошлины рассчитываются на основе таможенной стоимости (СИФ).

Действующие в республике в настоящее время экспортные таможенные пошлины содержатся в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин".

Вывозные таможенные пошлины установлены главным образом в отношении сырьевых товаров, вывозимых в государства, не являющиеся участниками Таможенного союза. Экспортный тариф распространяет свое действие на отдельные категории товаров, в первую очередь на природные энергоресурсы (природный газ, нефть и ее производные, кожевенное сырье, древесину и изделия из них, руды, а также некоторые иные товары, экспорт которых из республики может повлиять на экономическую стабильность).

Как и в импортном таможенном тарифе, в экспортном расчетной базой для начисления вывозных таможенных пошлин является таможенная стоимость товара (для адвалорных ставок или для комбинированных ставок с адвалорной составляющей) или установленный для конкретного товара его физический параметр (для специфических ставок или комбинированных ставок со специфической составляющей). Если осуществляется начисление таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара, в качестве расчетной базы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи. При этом, в качестве расчетной базы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи. Данный порядок применим только для целей начисления и взимания таможенных пошлин, а не для установления соответствия заявленных о товаре весовых характеристик фактическим или указанным в товаросопроводительных документах.

Существует возможность установления сезонных пошлин, срок действия которых составляет шесть месяцев.

В целях защиты экономических интересов Республики Беларусь к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин: специальные пошлины, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины.

Специальная пошлина взимается в качестве защитной меры, если товар ввозится на таможенную территорию того или иного государства в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Она взимается как мера предупреждения в отношении участников внешнеэкономических связей, нарушающих общегосударственные интересы в этой области, а также как мера пресечения недобросовестной конкуренции в случаях, указанных в национальном таможенном законодательстве. Ставка специальной таможенной пошлины устанавливается в каждом отдельном случае.

Антидемпинговая и компенсационная пошлины предназначены для компенсации несправедливо полученных конкурентных преимуществ либо за счет продажи товара по заниженным ценам (демпинг), либо за счет субсидий государства (компенсация).

Для введения антидемпинговых пошлин необходимо выполнение следующих условий:

• наличие демпинговой разницы (демпинговой маржи), то есть разницы между нормальной ценой и ценой, по которой экспортируется товар;

• наличие фактически доказанного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства государства-импортера;

• существование причинно-следственной связи между фактом продажи по демпинговым ценам и ущербом.

 Антидемпинговые меры вводятся только после проведения открытого расследования, в котором принимают участие все заинтересованные стороны. Расследование начинается при условии предоставления достаточных доказательств демпинга, ущерба и причинно-следственной связи между ними. Расследование не возбуждается, если на долю отечественных производителей, высказывающихся в поддержку обращения, приходится менее 25 % от всего объема производства аналогичного товара, произведенного отечественной отраслью, в случае размера демпинговой разницы менее 2 % или доли рынка демпингового товара менее 3 %. Срок действия временных антидемпинговых мер составляет не более девяти месяцев, окончательных - не более пяти лет [ 2 ].

 Законом Республики Беларусь "О внесении изменений в Закон Республики Беларусь "О таможенном тарифе", и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. установлено, что:

товары, происходящие из государств-участников СНГ освобождены от пошлин (за исключением сахара белого, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь с территорий государств, не входящих в Таможенный союз, и происходящий из этих государств) на основании многостороннего соглашения о свободной торговле между странами СНГ;

товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь и происходящие из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наибольшего благоприятствования (РНБ) облагаются таможенными пошлинами по ставкам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г.;  

товары, происходящие из стран, к которым в торговле с Беларусью не применяется РНБ или страна происхождения которых не определена, облагаются таможенными пошлинами по ставкам, увеличенным в два раза.

 

С 1996 г. режим внешней торговли в Республике Беларусь формируется под воздействием Таможенного союза четырех стран – России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана (в 1998 г. к Таможенному союзу присоединился Таджикистан). Внутри этого союза Беларусь развивает особо тесное сотрудничество с Россией, на которую в настоящее время приходится около 55 % внешней торговли страны. Таможенный союз призывает к полному согласованию внешних тарифов на импорт, введению единых правил торговли с третьими странами, а также к отмене всех налогов на экспорт. В этих областях с начала 1997 г. отмечается прогресс: все внутренние тарифы на торговлю с членами союза отменены, что привело к возникновению зоны свободной торговли. Беларусь и Россия практически полностью согласовали все тарифные ставки в торговле с третьими странами. Казахстан и Кыргызская Республика согласовали около 50 % своих внешнеторговых тарифов. Члены союза работают также над проектом соглашения о создании единого экономического пространства. С начала 1998 г. вступил в силу порядок приобретения гражданства, обеспечения свободного передвижения физических лиц и облегчения перевода денежных средств.

На основе Таможенного союза его участниками 10 октября 2000 года было создано Евразийское Экономическое сообщество. Одной из основных его задач является проведение согласованной внешнеторговой и таможенной политики государствами - членами ЕврАзЭС, в том числе ведение единой таможенно-тарифной политики регулирования внешнеэкономической деятельности, что стало возможным уже в феврале 2000 года, когда было подписано Соглашение об Общем таможенном тарифе государств - участни­ков Таможенного союза. Важнейшей частью последнего стал Базовый перечень, основанный на согласованных ставках таможенных пошлин Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Общий объем унифицированных ставок ввозных таможенных пошлин в рамках «тройки» составил 60 % Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Республикой Таджикистан было унифицировано 58,4 % ставок ввозных таможенных пошлин по отношению к Базовому перечню, Киргизской Республикой - 12,8 %. В настоящее время проводится работа по поэтапному присоединению этих республик к Базовому перечню Общего таможенного тарифа [15, 196].

В рамках трех государств продолжается согласование перечней товаров, в частности тех, по которым расхождение ставок ввозных таможенных пошлин не превышает пять процентных пунктов, на основе чего предусматривается расширение Базового перечня Общего таможенного тарифа. В соответствии с Соглашением об Общем таможенном тарифе предусматривается завершение его формирования в течение пяти лет с правом некоторого продления этого срока.

В осуществлении тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь можно выделить три периода.

До 1 мая 1994 г. в республике происходила выработка и становление самостоятельной политики в области внешнеэкономической деятельности. Ввоз и вывоз товаров регулировался налогами на экспорт и импорт в соответствии с Законом Республики Беларусь "О налоге на экспорт и импорт" от 10 января 1992 г., а не таможенными пошлинами.

С 1 мая 1994 г. начался второй период в регулировании внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. В соответствии с условиями Договора об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и Соглашения между правительствами Беларуси и России с 1 мая 1994 г. в республике стали действовать ставки вывозных (экспортных) и ввозных (импортных) таможенных пошлин, идентичные ставкам, применяемым в Российской Федерации.

Ставки экспортного таможенного тарифа, установленные в основном на сырьевые ресурсы либо продукцию, подвергшуюся невысокой степени переработки, в целом не ухудшили условия экспортеров республики. За 4 месяца 1994 г. до введения новых таможенных пошлин экспорт составил 249,8 млн. дол., а за 4 месяца после мая – 312,9 млн. дол., т. е. объем экспорта вырос на 25 %. 8 октября 1994 г[ 6 ]. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 50 "О частичном изменении ставок экспортных таможенных пошлин" были внесены изменения в экспортный таможенный тариф Республики Беларусь в сторону отмены (сахар, древесина, толуол, некоторые продукты переработки нефти), либо значительного снижения ставок по ряду позиций (минеральные удобрения, масса древесная, целлюлоза древесная, цинк). Приостановления взимания таможенных пошлин во взаимной торговле между Республикой Беларусь и Российской Федерацией по товарам, происходящим с территории России и Беларуси, позволили субъектам хозяйствования экономить значительные средства, снизить стоимость производимой продукции, сделать ее более конкурентоспособной.

Существенное влияние на внешнюю торговлю Республики Беларусь оказало подписание и вступление в действие Соглашения о Таможенном союзе с Российской Федерацией от 6 января 1995. Согласно этому документу Республика Беларусь и Российская Федерация согласовали списки стран, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования (РНБ), а также торговые режимы с государствами – участниками СНГ (свободная торговля с изъятиями либо без изъятий). В развитие этого Соглашения в республике был принят ряд новых документов, регулирующих внешнюю торговлю. С выходом новых законов было выявлено много проблем, в частности вопрос о том, что ставки в основном защищают интересы российских и не в полной мере отечественных производителей.

Третий этап в регулировании внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь начался с 1996 г., когда в Российской Федерации произошли серьезные изменения в области тарифного регулирования. В связи с этим в целях унификации законодательных актов Беларуси и России были приняты Указ Президента Республики Беларусь "Об отмене действия временного экспортного таможенного тарифа Республики Беларусь" и проекты постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь "Об отмене ставок экспортных таможенных пошлин" и "Об изменении таможенного тарифа Республики Беларусь". Как следствие всех происходящих процессов в Республике Беларусь в 1998 г. был принят новый Таможенный кодекс, унифицированный с российским, а также Закон о таможенном тарифе и Закон об экспортном контроле, идентичные существующим в Российской Федерации.

С принятием 28 июня 2002 года постановлений Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин» и «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» можно говорить о начале нового, четвертого, этана формирования современного таможенно-тарифного регулирования ВЭД Республики Беларусь. В соответствии со ст. 1 межправительственного Соглашения о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве Беларуси и России стороны применяют в торговле с третьими странами единый таможенный тариф (экспортный и импортный), за исключением товаров, по которым ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин имеют различия. В настоящее время указанные различия составляют немногим более 50 субпозиций по ввозным таможенным пошлинам и около 160 - по вывозным [15, 199].

Общий режим внешней торговли Республики Беларусь в настоящее время выглядит следующим образом: средневзвешенная ставка импортного тарифа стремится к 13-14 %; максимальная тарифная ставка равна 30 % (не считая 100 % тарифа на этиловый спирт); минимальная тарифная ставка составляет 1 %, причем есть и нулевые ставки, устанавливающие беспошлинный ввоз товаров. Ненулевые тарифные ставки распространяются примерно на 10 тыс. наименований товаров. Ставки таможенных пошлин на большинство ввозимых на таможенную территорию Беларуси товаров после их согласования с Российской Федерацией понизились в среднем на 5 %. В качестве базовой с учетом международной практики в Республике Беларусь сложилась следующая структура ставок импортного тарифа: сырье и материалы - 0-5 %; полуфабрикаты и комплектующие - 5-15 %; готовые изделия -15-30 %. Средневзвешенная ставка экспортного тарифа тяготеет к 10 %; максимальная тарифная ставка равна 20 %; минимальная -5 %, есть и нулевые ставки, устанавливающие беспошлинный вывоз товаров. Экспортный тариф распространяет свое действие на отдельные категории товаров, в первую очередь на природные энергоресурсы (газ природный, нефть и ее производные и т. п.), а также кожевенное сырье, некоторые виды древесины ценных пород (дуб, бук и т.п.) и изделия из них [15, 199].

При более внимательном рассмотрении новые ставки таможенных пошлин не всегда соответствуют экономическим интересам белорусских товаропроизводителей. Так, ставка на импортный картофель-корнеплод, который успешно и повсеместно производится в Беларуси, оказалась ниже, чем, к примеру, на рыбу (в том числе осетровую и изделия из нее), хотя наша страна выхода к морю не имеет и рыболовство как промысел на промышленную основу не поставлено. Некоторые новые ставки таможенных тарифов могут иметь серьезные последствия. В первую очередь это касается пошлин на социально значимые категории товаров, в частности, на фармацевтическую продукцию. Если раньше многие ее виды ввозились на территорию страны беспошлинно, поскольку отечественная фармацевтическая отрасль еще недостаточно развита и слабо обеспечена сырьем, то теперь беспошлинный ввоз разрешен только для препаратов, содержащих инсулин.

Развитие импортного таможенного тарифа предполагается по пути дальнейшего снижения общего уровня ставок пошлин по мере повышения конкурентоспособности отечественных товаров. При этом конкурентность должна выражаться, прежде всего, в экспорте товара. Ожидается, что увеличение экспорта вызовет действие тенденции снижения ставок импортных пошлин на сырье и комплектующие, используемые для его производства.

Предусматривается снижение ставок ввозных таможенных пошлин на определенные виды готовой продукции, не производимых в республике, а также снижение ставок на товары из определенных стран в виде таможенных льгот. Ожидается снижение ставок или их полная ликвидация в рамках интеграционных объединений.

Таким образом, таможенный тариф Республики Беларусь выполняет, прежде всего, функции оптимизации внешнеторгового оборота и защиты отечественных товаропроизводителей. Произошел отказ от чрезмерного использования таможенного тарифа как источника поступлений в бюджет.

 


Глава 4. Учет требований ГАТТ/ВТО в таможенно-тарифном


Дата: 2019-12-22, просмотров: 263.