Международные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности являются важной и неотъемлемой частью норм международного права. Принципы международного права способствуют стабилизации международных отношений и закрепляют все новое, способствуя их дальнейшему развитию. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН и являются обязательствами высшего порядка, которые не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой. К международному регулированию экономических отношений, в том числе внешней торговли, применимы, прежде всего, принципы равноправия, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой, сотрудничества и другие.
Практическое создание международной многосторонней системы регулирования экономических отношений и торговли в частности, связано с подписанием в 1947 году Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое получило название ГАТТ-47. Необходимо отметить, что в то время механизмы многосторонних торговых соглашений в целом отличались большей гибкостью. Сейчас же системе Всемирной Торговой Организации свойственна более жесткая структура обязательств.
В целом можно выделить следующие важнейшие принципы, на которых построена вся система международных экономических отношений: недискриминация и транспарентность.
Принцип недискриминации исходит из необходимости создания максимально равных условий для свободной конкуренции товаров и услуг. В данном принципе проявляется идея равноправного участия государств в международной торговле. Однако на практике принцип недискриминации не может быть реализован полностью.
Элементы дискриминации проявляются во многих нормах ГАТТ и ВТО, когда прямо предусмотрены случаи дискриминационного применения тех или иных ограничений. Принцип недискриминации, таким образом, проявляется в основном как тенденция.
Обеспечение недискриминации сталкивается с проблемами на двух направлениях: дискриминация между отдельными странами и дискриминация между национальными и иностранными товарами, услугами, фирмами.
Под транспарентностью понимается обеспечение прозрачности системы регулирования внешней торговли. В широком смысле это означает доступность информации о мерах по регулированию, их ясность и однозначность и касается как самих мер, так и правил их применения.
Основными элементами транспарентности являются:
· Доступность информации о мерах государственного регулирования
· Применение любых мер регулирования только после опубликования
· Единообразие применения мер регулирования
· Возможность обжалования действий властей
· Нотификация – информирование о системе регулирования заинтересованными сторонами в рамках многосторонних соглашений, которое осуществляется, как правило, путем официального уведомления органов, осуществляющих контроль за применением многосторонних соглашений
· Меры, связанные с обеспечением транспарентности в рамках системы разрешения споров (это, прежде всего взаимные консультации, а также предоставление информации заинтересованным сторонам).
· Прозрачность процедур принятия решений
Таким образом, применение этих двух основополагающих принципов направлено на создание определенных торгово-политических режимов. В частности, широкое применение получили следующие специальные принципы - наиболее благоприятствуемой нации, национального режима, взаимной выгоды, преференциального режима, свободы транзита.
Принцип наиболее благоприятствуемой нации, в том числе предоставляемый им режим наибольшего благоприятствования (РНБ), является основополагающим принципом международного регулирования экономических отношений. Он означает право каждого договаривающегося государства на основе взаимности пользоваться всеми преимуществами, которые другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим государствам по согласованному кругу отношений. В торговых отношениях данный принцип применяется на условиях взаимности и в безусловной форме, предусматривающей обязательства договаривающихся государств предоставить режим РНБ друг другу немедленно, безусловно и безвозмездно. Под данным режимом понимается не менее благоприятный режим, предоставляемый государствами друг другу в международном договорном порядке в области торговли, мореплавания, правового положения граждан, таможенных пошлин и т. д., чем тот, который предоставлен или будет предоставлен каждой из договаривающихся сторон третьей стране. Исключения из РНБ допускаются в отношении преимуществ, которые предоставляются соседним странам с целью облегчения приграничной торговли или создания зоны свободной торговли, таможенного союза.
Принцип национального режима подразумевает предоставление государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам режима, аналогичного тому, которым пользуются, соответственно, отечественные юридические и физические лица, товары, услуги. Национальный режим применяется в дополнение к принципу РНБ при реализации импорта на внутреннем рынке и предусматривает, что условия торговли должны быть сходными для отечественных и иностранных товаров в том, что касается внутренних налогов и сборов, правил закупки, продажи, транспортировки, распределения и потребления товаров, а также их переработки и смешивания.
Содержание принципа свободы транзита выражается в том, что:
• свобода транзита должна быть обеспечена по путям, наиболее подходящим для международного транзита;
• не должно делаться никакого различия в зависимости от флага, например, судов, их места происхождения, отправления, захода, выхода или назначения, а также от каких-либо иных обстоятельств, относящихся к собственности на товары или транспортные средства;
• транзитные перевозки не должны подвергаться каким-либо ненужным задержкам или ограничениям, должны быть освобождены от таможенных пошлин и от всех транзитных и других сборов, установленных в отношении транзита, за исключением сборов за перевозку товаров или сборов, соразмерных с административными расходами, вызванными транзитом, или со стоимостью предоставленных услуг;
• в отношении всех сборов, правил и формальностей, связанных с транзитом, предоставляется РНБ;
• сторона, через территорию которой осуществляются транзитные перевозки, вправе требовать их совершения через соответствующую входную таможню. При этом в качестве транзита или транзитных перевозок понимается проход товаров (включая багаж) и транспортных средств через территорию договаривающихся сторон, который является лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами границы договаривающейся стороны, через территорию которой совершается движение. При этом проход может быть сопряжен с перегрузкой товара, складированием, дроблением партии товара и переменой вида транспорта;
• гарантом реализации равного и недискриминационного доступа субъектов к транспортным инфраструктурам на равных, наиболее выгодных условиях, которые могут быть предоставлены третьей стороне, выступает РНБ.
Начало формирования принципа преференциального режима относится к 1964 году, когда на первой Конференции ООН по торговле и развитию была выдвинута концепция создания Общей системы преференций (ОСП), призванной содействовать экономическому развитию и индустриализации развивающихся стран. В 1968 году ОСП была официально одобрена и в настоящее время является самостоятельным инструментом торговой политики развитых стран. Суть ОСП заключается в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран. Основной формой преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде пониженных ставок импортных пошлин. Название «общая» объясняется тем, что преференции практикуются в отношении развивающихся стран практически всеми развитыми странами как односторонняя уступка, а не результат торгово-экономических переговоров. При предоставлении преференций развитые государства должны соблюдать условия их введения без дискриминации, а также воздерживаться от требований взаимности. Со своей стороны страны, получившие преференции (бенефициарии), должны воздерживаться от злоупотребления правом пользования преференциями, в частности путем реэкспорта товаров, происходящих из третьих стран.
Международные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности являются основой при создании законодательной базы таможенно-тарифного регулирования ВЭД практически всех государств мира.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 251.