Финансовый менеджмент реализуется в рамках отдельно взятой или частично обособленной предпринимательской структуры. Понятие предпринимательской структуры подразумевает, что это самоокупающаяся или самофинансирующая система. Следовательно, предпринимательская структура должна обеспечивать рентабельную работу. В связи с этим, особое значение приобретают способы финансирования предпринимательской структуры. Способы финансирования определяются в процессе стратегического финансового менеджмента. При этом различают два понятия: «вертикальная интеграция» и «горизонтальная интеграция».
Вертикальная интеграция возникает в том случае, когда предпринимательская структура входит в более крупное образование. В этом случае часть управленческих функций передается вышестоящему звену. При этом происходит процесс перераспределения денежных средств подведомственных предприятий для образования централизованных фондов, используемых для финансирования общих программ из единого центра.
Особенностью вертикальной интеграции является то, что она может объединять различные предпринимательские структуры. В этом случае основными задачами текущего финансового менеджмента являются:
1. обеспечить условия для адаптации деятельности этих структур с общими принципами деятельности вышестоящего звена;
2. сопоставление структуры издержек производства и обращения;
3. определение уровня себестоимости в предпринимательских структурах;
4. определение уровня самоокупаемости.
При «горизонтальной интеграции» осуществляется самостоятельность в решении всех вопросов, производственных, так и финансовых. В этом случае повышается роль и значение финансового менеджера и принятых им управленческих решений. Соответственно повышаются требования к текущему финансовому менеджменту. В условиях «Горизонтальной интеграции» текущий финансовый менеджмент призван обеспечить:
1. оперативное реагирование на происходящие изменения как внутри фирмы, так и за ее пределами;
2. постоянное обновление информации в процессе формирования фондов денежных средств.
В целом же финансовый менеджмент опирается на концепцию обеспечения прибыльности, превышающий среднеотраслевой уровень. В условиях перехода к рыночным отношениям значительно возросло внимание к вопросам эффективного управления финансовым обеспечением предпринимательской деятельности. В связи с этим в экономической литературе появилась различные варианты подходов к определению такого понятия, как «финансовое обеспечение предпринимательской деятельности».
В настоящее время все источники финансирования делятся на 4 основные группы:
1. Собственные средства хозяйствующих объектов.
2. Заемные.
3. Привлеченные.
4. Бюджетные ассигнования.
Финансовое обеспечение предпринимательства основано на реализации двух основных принципов:
1. самоокупаемости;
2. самофинансирования.
Самоокупаемость как метод финансирования означает возмещение текущих затрат за счет полученных доходов.
Самоокупаемость в условиях рыночной экономики должна обеспечиваться в первую очередь за счет собственных ресурсов (выручкой от реализации), либо за счет заемных средств, если собственных не достаточно. В отдельных случаях возможна поддержка государства, но при этом следует иметь в виду, что в современных условиях роль бюджетных средств, как источника финансирования предпринимательской деятельности резко сократилось. Это обусловлено рядом причин, основной из которых является дефицит государственного бюджета.
Процесс определения оптимальной величины затрат включает в себя следующие элементы:
1. планирование затрат;
2. планирование капитальных вложений;
3. фиксация уровня затрат;
4. улучшение стоимостных показателей.
Важным моментом для действенности принципа самоокупаемости является включение в состав окупаемых затрат денежных накоплений. Содержание самофинансирования в условиях формирования рыночной экономики всецело определяется внутренними финансовыми возможностями предприятия.
Таким образом, самофинансирование, в условиях перехода к рыночным отношениям можно определить следующим образом: самофинансирование - это финансовая стратегия управления фондами денежных средств предприятий в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства.
Диверсификация - это стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства или портфеля ценных бумаг.
В ходе разработки стратегии развития предприятия (фирмы) могут сложиться различные ситуации, которые могут привести не только к росту фирмы, но и к сокращению, а возможно к свертыванию производства. Постепенное переключение капитала подразумевает модернизацию и переоснащение производства на выпуск новой продукции. При этом в оборот вовлекаются дополнительные финансовые ресурсы, которые накапливались предприятием для целей расширенного воспроизводства.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 306.