Банкротство – сложная, многомесячная (9-12 и более месяцев) и кропотливая процедура урегулирования неплатежеспособности должника юридического лица. Она проводится как по заявлению самого должника, так и по заявлению кредитора.
Виды банкротства:
Реальное банкротство.
Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически. Компания объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве. Банкротство организации наступает вследствие неэффективного управления компанией.
Техническое банкротство.
Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.
Умышленное банкротство
Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.
Фиктивное банкротство.
Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.
Временное (условное) банкротство
Вызывается превышением актива баланса компании над ее пассивом или же большим размером дебиторской задолженности. В этом случае при помощи процедур административного и внешнего управления можно восстановить платежеспособность предприятия.
Должник является неплатежеспособным при наступлении одного и более условий:
1. Обязательства перед кредиторами по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, взысканию алиментов, оплате труда, компенсациям по трудовым договорам, социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам и обязательным профессиональным пенсионным взносам, а также по вознаграждениям по авторским договорам - не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее 100 месячных расчетных показателей (МРП).
2. Обязательства перед кредитором по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности, включая задолженность филиалов и представительств должника - не исполнены в течение 4 месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее 150 МРП.
3. Обязательства перед иными кредиторами не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления срока их исполнения и в совокупности составляют сумму:
Таким образом, основанием (правом) для обращения кредитора в суд с заявлением о признании должника банкротом является - неплатежеспособность должника, а также соответствие его критериям, указанным выше.
КРАТКОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ КОМПАНИИ
Краткосрочное финансовое планирование на предприятии заключается в составлении годового финансового плана, основой которого являются бюджеты производства, расходов ресурсов и реализации продукции, на основании которых, в свою очередь, составляются прогнозные формы отчетности, дающие представление о финансовом состоянии предприятия в конце предстоящего периода.
Годовой финансовый план включает:
1) общий бюджет, в свою очередь включающий:
- бюджет реализации;
- бюджет производства;
- бюджет прямых затрат на сырье и материалы;
- бюджет прямых затрат на труд;
- бюджет производственных накладных расходов;
- бюджет общих и административных расходов;
- бюджет коммерческих расходов;
- прогнозный отчет о прибылях и убытках;
2) финансовый бюджет, в свою очередь включающий:
- бюджет денежных средств;
- прогнозный баланс.
Общий (основной) бюджет составляется на основе маркетинговых и производственных планов и представляет собой затраты, относимые на себестоимость продукции, и (составленного на их основе) прогнозного отчета о прибылях и убытках.
Бюджет реализации (бюджет продаж) составляется на основе прогноза реализации, который, в свою очередь, составляется на основе:
1) анализа ретроспективных(обращенных к прошлому) показателей реализации и определения на этой основе тенденций на ближайшую перспективу;
2) анализа текущих экономических условий, в том числе рыночной конъюнктуры (создавшееся положение, обстановка в какой-либо области );
3) анализа текущего финансового состояния предприятия.
Бюджет реализации составляется с учетом:
1) существующего спроса на продукцию;
2) географии и методов реализации;
3) категорий покупателей;
4) сезонных Факторов.
Степень надежности прогноза зависит от применяемых методов и их комбинаций. Существуют следующие основные методы прогноза реализации: функциональный, статистический, групповое принятие решений.
· Функциональный метод предполагает, что ответственность за составление и точность прогноза реализации возлагается на руководство отдела маркетинга, что делает прогнозные оценки весьма субъективными.
· Статистический метод позволяет прогнозировать показатели на том основании, что тенденции, сложившиеся в ретроспективе, в ближайшей перспективе не переламываются. При этом прогнозные значения показателей представляют собой средние арифметические значений предыдущих анализируемых периодов со среднеквадратическими отклонениями.
· Групповое принятие решений означает, что прогноз составляется экспертным способом, т.е. на основе опыта и предложений высшего руководящего звена предприятия (директоров и начальников подразделений). К преимуществам этого метода относится его простота, к недостаткам — распыление ответственности.
Оценка потенциального объема продаж влияет на показатели всех остальных бюджетов и является основой для общего бюджета. Бюджет реализации (продаж) представляет собой расчет прогнозного объема реализации, который определяется как произведение ожидаемого количества единиц продукции на ожидаемую цену единицы продукции.
Прогнозный объем реализации позволяет оценить будущие притоки денежных средств, которые включаются в бюджет денежных средств. Прогноз денежных поступлений от реализации необходимо оценивать с учетом коэффициентов периода инкассации и скидок по сомнительным поступлениям.
Коэффициент периода инкассации = (денежные средства и их эквиваленты + чистая дебиторская задолженность) / денежные средства / 365.
Бюджет производства составляется после бюджета реализации и представляет собой план выпуска продукции в натуральных показателях. Бюджет производства составляется с учетом прогнозных объемов реализации, имеющихся производственных мощностей и изменения объемов материально-производственных запасов. Ожидаемый объем производства определяется посредством вычитания расчетных остатков материально-производственных запасов на начало периода из объема продукции, которую планируется продать, и того объема материально-производственных запасов на конец периода, которое предприятие считает для себя оптимальным.
Бюджет прямых затрат на материалы. Прямые затраты на материалы представляют собой часть затрат, относимых на себестоимость произведенной продукции. Бюджет прямых затрат на материалы составляется после бюджета реализации и бюджета производства. В бюджете прямых расходов на материалы рассчитывается потребность предприятия в сырье и материалах для производства запланированного объема продукции, на основании которой определяются объемы закупок материально-производственных запасов. Бюджет прямых затрат на материалы включает расчет ожидаемых наличных платежей за приобретаемые материалы.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе бюджетов, входящих в состав общего бюджета, по той же форме, что и обычный отчет, и позволяет оценить финансовые результаты деятельности предприятия в конце предстоящего периода. Как известно, отчет о прибылях и убытках представляет собой поэтапное вычитание из доходов от реализации расходов, в том числе относимых на себестоимость, связанных и не связанных с основной деятельностью. Все эти расходы присутствуют в бюджетах реализации, производства, прямых затрат на материалы и труд, производственных накладных, общих и административных расходов.
Финансовый бюджет включает бюджет денежных средств и прогнозный баланс.
Бюджет денежных средств позволяет оценить:
1) будущие притоки и оттоки денежных средств;
2) оптимальный объем денежных средств, который необходимо поддерживать в течение всего текущего периода.
Бюджет денежных средств включает:
1) раздел поступлений денежных средств, в котором отражается остаток денежных средств на начало предстоящего периода и все поступления денежных средств за предстоящий период;
2) раздел расходов денежных средств, в котором отражаются все направления оттока денежных средств за предстоящий период;
3) раздел избытка или дефицита денежных средств, представляющий собой разницу между суммой остатка и поступлений и расходами денежных средств за период;
4) раздел финансирования, в котором представлены все обязательства предприятия, а также график погашения части этих обязательств в предстоящем периоде;
5) итоговый раздел, отражающий сумму денежных средств предприятия на конец предстоящего периода.
Финансирование компании.Стратегия финансирования проекта заключается в применении в определенной последовательности схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов.
Выделяют следующие основные виды стратегии финансирования в зависимости от источников финансирования:
· Финансирование из внутренних источников.
· Финансирование из привлеченных средств.
· Финансирование из заемных средств.
· Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.
Внутренними источниками являются собственные средства предприятия – прибыль и амортизационные отчисления.
Реинвестирование прибыли — более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность.
Особенности внешних источников:
1. Привлеченные инвестиции:
· инвестору интересны высокая прибыль и сама компания;
· инвестор может иметь (или не иметь) намерения когда-либо избавиться от инвестиции;
· доля собственности инвестора определяется из соотношения его инвестиций ко всему капиталу компании.
2. Заемные инвестиции:
· компания получает обязательство по контракту вернуть сумму займа;
· заем должен быть погашен в соответствии с условиями, на которых был получен;
· компания платит за полученный заем проценты;
· компания предоставляет необходимые и приемлемые для кредитора гарантии (возможно личное имущество собственников);
· если кредит не возвращается по согласованному графику, то кредитор может изъять гарантии;
· после возвращения суммы займа обязательства перед кредитором прекращаются.
При реализации стратегии финансирования могут применяться в сочетании следующие финансовые инструменты (схемы финансирования), предоставляющие средства из различных источников:
· продажа доли финансовому инвестору;
· продажа доли стратегическому инвестору;
· венчурное финансирование;
· публичное предложение ценных бумаг (IPO);
· закрытое (частное) размещение ценных бумаг;
· выход на западные финансовые рынки (депозитарные расписки);
· банковские кредиты, кредитные линии, ссуды;
· коммерческий (товарный) кредит;
· государственный кредит (инвестиционный налоговый кредит);
· облигационный заем;
· проектное финансирование;
· страхование экспортных операций;
· лизинг;
· франчайзинг;
· факторинг;
· форфейтинг;
· гранты и благотворительные взносы;
· соглашение об исследованиях и разработках;
· государственное финансирование;
· выпуск векселя;
· взаимозачет;
· бартер;
· другие.
Продажа доли финансовому или стратегическому инвестору. Выделяются два типа долевых инвесторов.
Инвестор финансового типа:
· стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из проекта;
· не стремится к приобретению контрольного пакета;
· не стремится сменить менеджмент компании;
· предпочитает горизонт инвестирования – 4-6 лет;
· обычно закрепляет свой контроль участием в Совете директоров.
Финансовые инвесторы представлены инвестиционными компаниям и фондами, фондами венчурных инвестиций.
Инвестор стратегического типа:
· стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности;
· стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании;
· активно участвует в управлении компанией;
· в основном стремится инвестировать в компании из смежных отраслей;
· «участие» инвестора часто не ограничивается конкретными сроками.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 306.