ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Банкротство – сложная, многомесячная (9-12 и более месяцев) и кропотливая процедура урегулирования неплатежеспособности должника юридического лица. Она проводится как по заявлению самого должника, так и по заявлению кредитора.

Виды банкротства:

­   Реальное банкротство.

Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически. Компания объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве. Банкротство организации наступает вследствие неэффективного управления компанией.

­   Техническое банкротство.

Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

­   Умышленное банкротство

Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

­   Фиктивное банкротство.

Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

­   Временное (условное) банкротство

 Вызывается превышением актива баланса компании над ее пассивом или же большим размером дебиторской задолженности. В этом случае при помощи процедур административного и внешнего управления можно восстановить платежеспособность предприятия.

Должник является неплатежеспособным при наступлении одного и более условий:

1. Обязательства перед кредиторами по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, взысканию алиментов, оплате труда, компенсациям по трудовым договорам, социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам и обязательным профессиональным пенсионным взносам, а также по вознаграждениям по авторским договорам - не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее 100 месячных расчетных показателей (МРП).

2. Обязательства перед кредитором по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности, включая задолженность филиалов и представительств должника - не исполнены в течение 4 месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее 150 МРП.

3. Обязательства перед иными кредиторами не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления срока их исполнения и в совокупности составляют сумму:

  • не менее 300 МРП - для индивидуальных предпринимателей;
  • не менее 1000 МРП - для юридических лиц.

Таким образом, основанием (правом) для обращения кредитора в суд с заявлением о признании должника банкротом является - неплатежеспособность должника, а также соответствие его критериям, указанным выше.

 

КРАТКОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ КОМПАНИИ

Краткосрочное финансовое планирование на предприятии заключается в составлении годового финансового плана, основой которого являются бюджеты производства, расходов ресурсов и реализации продукции, на основании которых, в свою очередь, составляются прогнозные формы отчетности, дающие представление о финансовом состоянии предприятия в конце предстоящего периода.

Годовой финансовый план включает:

1) общий бюджет, в свою очередь включающий:

- бюджет реализации;

- бюджет производства;

- бюджет прямых затрат на сырье и материалы;

- бюджет прямых затрат на труд;

- бюджет производственных накладных расходов;

- бюджет общих и административных расходов;

- бюджет коммерческих расходов;

- прогнозный отчет о прибылях и убытках;

2) финансовый бюджет, в свою очередь включающий:

- бюджет денежных средств;

- прогнозный баланс.

Общий (основной) бюджет составляется на основе маркетин­говых и производственных планов и представляет собой затраты, относимые на себестоимость продук­ции, и (составленного на их основе) прогнозного отчета о при­былях и убытках.

Бюджет реализации (бюджет продаж) составляется на основе прогноза реализации, который, в свою очередь, составляется на основе:

1) анализа ретроспективных(обращенных к прошлому) показателей реализации и опре­деления на этой основе тенденций на ближайшую перспективу;

2) анализа текущих экономических условий, в том числе ры­ночной конъюнктуры (создавшееся положение, обстановка в какой-либо области );

 

3) анализа текущего финансового состояния предприятия.

Бюджет реализации составляется с учетом:

1) существующего спроса на продукцию;

2) географии и методов реализации;

3) категорий покупателей;

4) сезонных Факторов.

Степень надежности прогноза зависит от применяемых мето­дов и их комбинаций. Существуют следующие основные методы прогноза реализации: функциональный, статистический, груп­повое принятие решений.

· Функциональный метод предполагает, что ответственность за составление и точность прогноза реализации возлагается на ру­ководство отдела маркетинга, что делает прогнозные оценки весьма субъективными.

· Статистический метод позволяет прогнозировать показате­ли на том основании, что тенденции, сложившиеся в ретроспек­тиве, в ближайшей перспективе не переламываются. При этом прогнозные значения показателей представляют собой средние арифметические значений предыдущих анализируемых периодов со среднеквадратическими отклонениями.

· Групповое принятие решений означает, что прогноз составляет­ся экспертным способом, т.е. на основе опыта и предложений высшего руководящего звена предприятия (директоров и началь­ников подразделений). К преимуществам этого метода относится его простота, к недостаткам — распыление ответственности.

Оценка потенциального объема продаж влияет на показатели всех остальных бюджетов и является основой для общего бюдже­та. Бюджет реализации (продаж) представляет собой расчет про­гнозного объема реализации, который определяется как произве­дение ожидаемого количества единиц продукции на ожидаемую цену единицы продукции.

Прогнозный объем реализации позволяет оценить будущие притоки денежных средств, которые включаются в бюджет де­нежных средств. Прогноз денежных поступлений от реализации необходимо оценивать с учетом коэффициентов периода инкас­сации и скидок по сомнительным поступлениям.

Коэффициент периода инкассации = (денежные средства и их эквиваленты + чистая дебиторская задолженность) / денежные средства / 365.

Бюджет производства составляется после бюджета реализа­ции и представляет собой план выпуска продукции в натураль­ных показателях. Бюджет производства составляется с учетом прогнозных объемов реализации, имеющихся производственных мощностей и изменения объемов материально-производствен­ных запасов. Ожидаемый объем производства определяется посредством вычитания расчетных остатков материально-производственных запасов на начало периода из объема продукции, которую плани­руется продать, и того объема материально-производственных запасов на конец периода, которое предприятие считает для себя оптимальным.

Бюджет прямых затрат на материалы. Прямые затраты на материалы представляют собой часть затрат, относимых на себе­стоимость произведенной продукции. Бюджет прямых затрат на материалы составляется после бюджета реализации и бюджета производства. В бюджете прямых расходов на материалы рассчи­тывается потребность предприятия в сырье и материалах для производства запланированного объема продукции, на основа­нии которой определяются объемы закупок материально-произ­водственных запасов. Бюджет прямых затрат на материалы включает расчет ожи­даемых наличных платежей за приобретаемые материалы.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на ос­нове бюджетов, входящих в состав общего бюджета, по той же форме, что и обычный отчет, и позволяет оценить финансовые результаты деятельности предприятия в конце предстоящего пе­риода. Как известно, отчет о прибылях и убытках представляет собой поэтапное вычитание из доходов от реализации расходов, в том числе относимых на себестоимость, связанных и не связан­ных с основной деятельностью. Все эти расходы присутствуют в бюджетах реализации, производства, прямых затрат на материа­лы и труд, производственных накладных, общих и администра­тивных расходов.

Финансовый бюджет включает бюджет денежных средств и прогнозный баланс.

Бюджет денежных средств позволяет оценить:

1) будущие притоки и оттоки денежных средств;

2) оптимальный объем денежных средств, который необходи­мо поддерживать в течение всего текущего периода.

Бюджет денежных средств включает:

1) раздел поступлений денежных средств, в котором отражается остаток денежных средств на начало предстоящего периода и все поступления денежных средств за предстоящий период;

2) раздел расходов денежных средств, в котором отражаются все направления оттока денежных средств за предстоящий период;

3) раздел избытка или дефицита денежных средств, представляющий собой разницу между суммой остатка и поступлений и расходами денежных средств за период;

4) раздел финансирования, в котором представлены все обязательства предприятия, а также график погашения части этих обязательств в предстоящем периоде;

5) итоговый раздел, отражающий сумму денежных средств предприятия на конец предстоящего периода.

Финансирование компании.Стратегия финансирования проекта заключается в применении в определенной последовательности схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов.

Выделяют следующие основные виды стратегии финансирования в зависимости от источников финансирова­ния:

· Финансирование из внутренних источников.

· Финансирование из привлеченных средств.

· Финансирование из заемных средств.

· Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.

Внутренними источниками являются собственные средства предприятия – прибыль и амортизационные отчисления.

Реинвестирование прибыли — более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность.

Особенности внешних источников:

1. Привлеченные инвестиции:

· инвестору интересны высокая прибыль и сама компания;

· инвестор может иметь (или не иметь) намерения когда-либо избавиться от инвестиции;

· доля собственности инвестора определяется из соотношения его инвестиций ко всему капиталу компа­нии.

2. Заемные инвестиции:

· компания получает обязательство по контракту вернуть сумму займа;

· заем должен быть погашен в соответствии с условиями, на которых был получен;

· компания платит за полученный заем проценты;

· компания предоставляет необходимые и приемлемые для кредитора гарантии (возможно личное имущество собственников);

· если кредит не возвращается по согласованному графику, то кредитор может изъять гарантии;

· после возвращения суммы займа обязательства перед кредитором прекращаются.

При реализации стратегии финансирования могут применяться в сочетании следующие финансовые инструменты (схемы финансирования), предоставляющие средства из различных источников:

· продажа доли финансовому инвестору;

· продажа доли стратегическому инвестору;

· венчурное финансирование;

· публичное предложение ценных бумаг (IPO);

· закрытое (частное) размещение ценных бумаг;

· выход на западные финансовые рынки (депозитарные расписки);

· банковские кредиты, кредитные линии, ссуды;

· коммерческий (товарный) кредит;

· государственный кредит (инвестиционный налоговый кредит);

· облигационный заем;

· проектное финансирование;

· страхование экспортных операций;

· лизинг;

· франчайзинг;

· факторинг;

· форфейтинг;

· гранты и благотворительные взносы;

· соглашение об исследованиях и разработках;

· государственное финансирование;

· выпуск векселя;

· взаимозачет;

· бартер;

· другие.

Продажа доли финансовому или стратегическому инвестору. Выделяются два типа долевых инвесторов.

 

 

Инвестор финансового типа:

· стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из проекта;

· не стремится к приобретению контрольного пакета;

· не стремится сменить менеджмент компании;

· предпочитает горизонт инвестирования – 4-6 лет;

· обычно закрепляет свой контроль участием в Совете директоров.

Финансовые инвесторы представлены инвестиционными компаниям и фондами, фондами венчурных инвестиций.

Инвестор стратегического типа:

· стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности;

· стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании;

· активно участвует в управлении компанией;

· в основном стремится инвестировать в компании из смежных отраслей;

· «участие» инвестора часто не ограничивается конкретными сроками.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 291.