Современное состояние и развитие курса информатики для основной школы за счет вопросов социальной информатики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рассмотрев значимость вопросов социальной информатики для развития современного общества, выясним, насколько глубоко рассматриваются социальные аспекты информатики в школьном курсе, какие вопросы затрагиваются при изучении.

Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. На базовом уровне определяет объем и содержание учебного материала, предъявляемые школой учащимся, включает следующие разделы:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ:

1. Представление информации.

2. Передача информации.

3. Обработка информации.

4. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

5. Информационные процессы в обществе. В данный раздел включены следующие вопросы социальной информатики: Информационные ресурсы общества, информационная безопасность, информационные этика и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В результате обучения ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, к таким знаниям в области социальной информатике относятся: умение передавать информацию по телекоммуникационным каналам связи в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

В последнее время издается большое количество учебников и методических пособий по информатике. С одной стороны, это помогает учителям, им есть из чего выбирать необходимый материал для проведения уроков. Но, с другой стороны, выбирать становится все сложнее и сложнее из-за большого количества информации.

Проведем анализ программ базового курса информатики в основной школе (7-9 классы) и в старшем звене (10-11 классы). Выясним, какие темы раздела «Основы социальной информатики» рассматриваются и сколько учебных часов выделяется на эти темы.

Учебник А.А. Кузнецова «Основы информатики» (8-9 классы). Во введении к курсу даются первоначальные представления о предмете информатики, основных областях деятельности человека, связанных с применением информатики и вычислительной техники - 2 часа. 10 часов отводится следующим темам: «Информация и управление» (4 часа) и «Представление и передача информации» (6 часов). Формированию учащимися знаний о современной научной картине мира, об информационных процессах в живой природе, обществе, технике и т.д. уделяется всего 2 часа. На освоение курса предлагается 68 учебных часов, из них 12 часов уделяется теоретическим основам информатики Вопросы социальной информатике не рассматриваются.[15]

Учебник А.Г. Гейна. А.И. Сенокосова «Информатика» (7-9 классы) направлена на овладение учащимися конкретных навыков использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности. К теоретическим основам информатики относятся темы: «Понятие информации. Виды информации» (7 класс, 2 часа), «Кодирование информации. Двоичное кодирование. Количество информации» (9 класс, 2 часа). Социальные аспекты информатики не рассматриваются. На изучение курса отводится по 68 часов в каждом классе, из них только 3 часа теоретической информатики[16].

Учебник Н.В. Макаровой «Информатика. Базовый курс» (7-9 класс), предусматривает формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использовать для этого возможности компьютера, оставляя в стороне социальные аспекты информатики. В программе предусмотрены темы теоретической информатики: «Понятие информации. Представление информации» (7 класс, 2 часа % «Информационная деятельность человека» (7 класс, 1 час), «Информационные процессы» (7 класс, 1 час), «Представление об объектах окружающего мира» (7 класс - 8 часов, 8 класс - 2 часа) «Информационная модель объекта» (8 класс - 2 часа). На изучение курса отводится 204 часа, по 68 часов в каждом классе. Темы теоретической информации излагаются в течение 22 часов.[17]

Учебник А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. Информатика. 7-9 классы[18]. Новый учебник информатики продолжает линию школьного курса информатики, начатую в 1985 году академиком А.П. Ершовым. Учебник во многом опирается на предыдущий учебник этого коллектива[19] и развивает его основные идеи, адаптированные для изучения в 7-9 классах. Основное внимание авторы уделяют общим принципам обработки информации, независимым от конкретной технической базы. Специализированное программное обеспечение (система Кумир) работает на всех типах компьютеров, имеющихся в российских школах. Вопросы социальной информатике не рассматриваются.

Учебник И.Г. Семакин, Т.Ю.Шеина. Преподавание базового курса информатики. Учебник предназначен для изучения базового курса информатики в 8,9 классах общеобразовательных школ. Содержание учебника соответствует рекомендованному Министерством образования обязательному минимуму содержания предмета. Учебник разделен на две части. Первая часть учебника обеспечивает обязательный минимальный уровень изучения предмета. Материал второй части ориентирован на углубленный курс информатики. Во второй части затрагиваются следующие вопросы: «Информационные ресурсы современного общества, Проблемы формирования информационного общества»[20].

Учебник A.T. Гейна, И. Залогогова «Информатика» (7-9 классе) Учебник предназначен для изучения базового курса информатики в 7-9 классах общеобразовательных школ. В учебнике не содержатся вопросы, затрагиваемы при изучении темы основы социальной информатике.

Учебник A.T. Гейна, Н.А. Юнермана «Информатика» (10-11 классе) включает мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, особенностях самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов, но на эту тему отводится только 3 часа. На изучение курса отводится по 68 часов в каждом классе, из них только 3 часа - теоретической информатике. Вопросы социальной информатике не рассматриваются.[21]

Учебник Н.В. Марковой «Информатика» (10-11 класс)

В рассматриваемом учебном пособии можно выделить следующие содержательные линии: обучение социальный информатика школа

· Информация и информационные процессы;

· Технологии обработки текстовой информации;

· Технологии обработки числовой информации;

· Технологии хранения, поиска и сортировки информации;

· Мультимедийные технологии;

Социальная информатика затрагивается только в одной теме: «От индустриального общества к информационному», На изучение темы уделяется один час..[22]

Учебник Н.В. Макарова Информатика и ИКТ для 10 класса. Ориентирован на изучение старшеклассников, предлагает теоретический материал по изучению информационно-коммуникационных технологий работы в компьютерной сети и разработки проэкта. Рассматривает следующие вопросы социальной информатике: "Информационный процесс", "Информационная модель объекта", также присутствует практикум по созданию проекта "Жизнь без сигарет" в котором рассматриваются социальные аспекты курения.[23]

Учебник "Информатика и ИКТ" для 11 класса авторы: Н.В. Макарова. Ориентирован на обучение старшеклассников. Рассматривает теоретический материал по основам социальной информатики. Включает следующие темы:

От индустриального общества к информационному.

Информационная культура современного человека

Информационные ресурсы.

Этические и правовые нормы информационной деятельности людей

Информационная безопасность[24]

Программа «Информатика 10-11» авторы: И.Г. Семакин. Е.К. Хеннер. Предлагаемый курс информатики является профильным для старших классов, изучаемый после освоения учащимися базового курса информатики в основной школе. Этот курс рассчитан для старших классов общеобразовательных школ с углубленным изучением дисциплин образовательных областей обществознания и филологии. Предлагаемый курс состоит из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть курса рассматривает следующие темы: «Структура и содержание предметной области современной информатики» (3 часа), «Информационные ресурсы компьютерных сетей» (3 часа), «Социальная информатика» (3 часа). Вопросы рассматриваемы по социальной информатике: информационные ресурсы; информационное общество; информационная культура; правовое регулирование в информационной сфере[25]

Учебник для 10-11 классов. Информатика и информационные технологии. Н.Д. Угринович Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и информационные технологии» (ИИТ) в общеобразовательных учреждениях. Учебно-методический комплект (учебник, практикум, методическое руководство, компьютерный практикум на CD-ROM), в который входит данный учебник, полностью соответствует разработанному Министерством образования новому общеобразовательному стандарту по ИИТ и обеспечивает возможность изучения углубленного курса ИИТ в 10-11 классах по естественно-математическому, информационно-технологическому и общеобразовательному профилям. Особое внимание уделено изучению объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic, основ логики, систем счисления и коммуникационных технологий. Содержание учебника соответствует программе вступительных экзаменов по информатике в вузы и может быть использовано для подготовки к экзаменам. На изучение социальной информатики отводится целая глава – «Информатизация общества», в которую включено 6 параграфов:

· Информационное общество

· Информационная культура

· Правовая охрана программ и данных

· Лицензионное ПО

· Правовая охрана информации

· Защита информации

Итак, анализируя выше приведенные программы научную и методическую литературу, мы видим, что на сегодняшний день школьный курс информатики в большей степени рассматривает разделы, связанные с компьютерной обработкой информации, а «Социальная информатика» представлена далеко не во всех учебных издания и как правило, ориентирована на старшую школу (10-11 класс). Для 8-9 класса можно увидеть материал в учебнике И.Г. Семакин Т.Ю. Шейна. Для 10-11 класса материала значительно больше, его можно найти в учебниках Макаровой Н.В. и Угриновича Н.Д. для 10-11 классов.

Как показано в исследованиях К.К. Колина, социальная информатика прошла этап институционализации, в настоящее время учебный курс по социальной информатике используется в программах подготовки студентов ряда ведущих высших учебных заведений России (МГСУ, МГУ им М.В. Ломоносова, Институт молодежи и т.д.). Нами определено, что такой же курс проводился в лицее научно-инженерного профиля (ЛНИП, г. Королев Московская область) и в других средних общеобразовательных учреждениях. Положительные результаты проведения занятий по социальной информатике в высших и средних профессиональных учебных заведениях послужило основой проведения эксперимента по внедрению курса «Социальная информатика» в средних общеобразовательных учреждениях.

На сегодняшний день, вопросы отбора содержания образования являются сложной и актуальной проблемой, постоянно привлекающей внимание ученых, методистов, преподавателей. Существует большое количество различных подходов к преподаванию, в процессе разработки и реализации которых вырабатывается специфический язык учебных дисциплин, выявляются основные понятия образовательных областей, определяются содержание и структура обучения. Решение проблемы отбора содержания усложняется и в связи с тем, что в настоящее время в преподавании практически всех дисциплин помимо учебников и учебных пособий необходима разработка средств информатизации, нацеленных на комплексное использование компьютерной техники в учебном процессе.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 291.