Кафедра информатики и прикладной математики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГОУ ВПО города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра информатики и прикладной математики

Дипломная работа

Обучение основам социальной информатики учащихся 8-9 классов

Студентки

Курса в/о

Атласовой Е.И.

Научный руководитель:

Доцент, к.п.н.

Левченко И.В.

Москва, 2009



Введение

 

Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. Цель современной школы развитие личности учащегося, формирование его ценностного сознания. Этой цели невозможно достичь без ориентации подростков на значимые для него ценности, без развития духовного мира школьника, его нравственной и эстетической воспитанности.

Для достижения указанных задач в школьном курсе информатики необходимо уделять больше внимания основам социальной информатики, формировать знания, помогающие школьникам осуществлять информационную деятельность, работать, преобразовывать, передавать и хранить социально значимую информацию, понимать процессы протекающие в обществе.

Изучение основ социальной информатики в школьном курсе информатики 8-9 класса позволит учащимся сформировать элементы информационной культуры и научного мировоззрения, содействовать успешной социализации обучаемых в обществе, активному освоению новых интеллектуальных продуктов.

В то же время в школьном курсе информатики недостаточно уделяется внимание изучению аспектов социальной информатики, отсутствует система задач для методической поддержки данного направления. Поэтому необходимо рассмотреть возможности выстраивания методической системы обучения основам социальной информатики в курсе информатики для основной школы. Этим определяется проблема и актуальность темы исследования.

Объект исследования является процесс обучения информатике учащихся основной школы в условиях формирующегося информационного общества.

В качестве предмета исследования выступает методическая система обучения основам социальной информатики учащихся 8-9 классов.

Цель дипломной работы: разработка содержания и системы задач для обучения учащихся 8-9 классов по теме «Основы социальной информатики».

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать исторические аспекты становления социальной информатики в условиях информатизации общества.

2. Выявить психолого-педагогические особенности учащихся 8-9 классов.

3. Определить возможности развития школьного курса информатики за счет вопросов социальной информатики.

4. Разработать содержание учебного материала, необходимого при изучении темы «Основы социальной информатики» учащимися основной школы.

5. Разработать систему задач для обучения учащихся 8-9 классов по теме «Основы социальной информатики».

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, и приложений.

Во введении показана актуальность данной темы. Сформулирована цель, задачи и исследования.

В первой главе рассмотрен исторический аспект становления социальной информатики. Показана значимость информатизации общества для развития системы образования. Проведен анализ учебников и учебных пособий по информатике, который дает оценку того, насколько полно в этих пособиях представлены аспекты социальной информатики. Так же дана психолого-педагогическая характеристика учащихся основной школы, которая необходима для разработки содержания учебного материала и системы задач для обучения учащихся информатики 8-9 классов.

Во второй главе описывается реализация методической системы обучения основам социальной информатики в рамках курса информатики для основной школы. Предложен один из вариантов реализации темы «Основы социальной информатики», который представлен в виде тематического планирования для обучения учащихся 8-9 классов на уроках информатики. Тематическое планирование конкретизируется наполнением содержания учебного материала. Предлагается система задания для обучения учащихся основам социальной информатики, которая содержит контрольные вопросы, задания для выполнения за компьютером, диктанты, задания тестовой формы.

В заключение дана характеристика успешности решения поставленных во введении задач исследования. Сделан вывод о том, что положительные результаты исследования обеспечили достижение поставленной цели исследования.

В приложениях обобщающая презентация по теме «Основы социальной информатике», дополнительная литература к курсу.



1.2.

1.2 Влияние процессов информатизации общества на развитие системы образования

Образование – одна из самых консервативных общественных систем. Форма, методы и организация системы образования, в основном сложившиеся в XVII веке и господствующие в современном мире, на протяжении нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Однако новые информационные технологии, адекватные процессу образования по существу (поскольку обучение, передача знаний от поколения к поколению, является древнейшим информационным процессом), уже внести в образование существенные новации; еще больше они сулят в развитом информационном обществе.

По мере продвижения к информационному обществу наблюдаются следующие тенденции в сфере образования.

Переход от механического, репродуктивного процесса обучения к органическому, гуманистическому. Информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного индивидуума и быстро реагировать на возникающие перемены. Организационный способ достичь этого – индивидуальное (или глубоко индивидуализированное) обучение. В социальном плане это может обеспечить учащимся более равные возможности в получении образования

Поддержка разнообразия. Стандартизированный процесс обучения в традиционной школе, по общим учебным планам и программам, не позволяет учитывать разнообразие культур, присущее различным группам (национальным, религиозным и т.д.), образующим современное общество. Информационные технологии способствуют реализации такого разнообразия[12].

Развитие системы гибких индивидуальных учебных программ. Здесь – иной аспект поддержки разнообразия. В традиционной школе учебная программа фактически представлена заданным статичным объемом знаний. Переход к новым технологиям представления информации позволяет преодолеть это ограничение, подстраивать учебные программы под возможности и интересы учащихся.

Децентрализация учебных заведений. Вместо централизованного учреждения с фиксированным для каждого учащегося расписанием, набором уроков, школа может предоставить возможности для организации части учебного процесса на дому, а части – в составе гибких, динамически формируемых учебных групп по интересам.

Информатизация управления учебным заведением. В ходе преобразований создается современная информационная среда системы образования. Образовательные учреждения обеспечиваются информационными системами, автоматизируют управленческую деятельность, создают и пользуются распределенными базами данных в различных предметных областях.

Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу, поэтому обсудим некоторые проблемы подробнее.

Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием – сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество требует от своих членов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволяет человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества. В связи с этим даже возникло новое понятие: «принцип пожизненного повышения квалификации». Одним из самых радикальных следствий информатизации в сфере обучения стало исчезновение понятия расстояния. Возникли новые формы обучения; в частности, дистанционное образование, которое быстро наращивает свои возможности и в некоторых странах охватывает различные уровни образовательной системы, включая школьный, университетский и послевузовский[13].

Информационные технологии позволяют учащимся, проживающим в отдаленных районах страны, получать доступ к информационным ресурсам и специальным знаниям, которые отсутствуют по месту проживания. То же самое уже происходит (хоть и пока в очень ограниченном масштабе) с жителями тех стран, которые не имеют возможности получить полноценное образование в своей стране. В развитом информационном обществе информационные супермагистрали сделают указанную возможность технически реализуемой практически повсеместно; станет ли эта техническая возможность истинной реальностью, зависит уже не от технологий.

Непосредственно в обучении, как показывает опыт, весьма полезны принесенные информатизацией технологии мультимедиа, которые позволяют делать более доступными сложные абстрактные построения, необходимые для образования на высоком уровне – процесс, начало которого академик Ершов назвал в свое время «визуализацией абстракций». Уже в настоящее время мультимедийные технологии, в сочетании с гипертекстовой структурой учебного материала, позволяют создавать высокоэффективные средства обучения – электронные книги, мультимедиа-энциклопедии, компьютерные фильмы, базы данных и т.д., позволяющие объединить текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию, анимации[14].

В информационном обществе возможен полный или частичный отход школы от традиционной классно-урочной системы. Индивидуализация обучения, возможность организации с помощью информационных технологий «персональных образовательных траекторий» для учащихся, может привести к замене этой классической модели организации обучения на проектно-групповую и индивидуальную модели. Тем не менее, и в рамках классно-урочной системы, при условии, что компьютерами (объединенными в локальную сеть) оснащены все рабочие места учащихся и преподавателей, информационные технологии обучения могут быть эффективны. Они позволяют учителю индивидуализировать обучение и текущий контроль знаний. Школьная (университетская) библиотека становится мультимедиа-центром, через нее учащимся и преподавателям поступает информация, как в печатном, так и в электронном виде.

Тем не менее, остаются актуальными слова, сказанные генеральным директором ЮНЕСКО Ф.Майором: «Технологии развиваются быстрее, чем возможности их использования, которыми располагает образование». Часть из отмеченных выше явлений пока следует рассматривать скорее как тенденции, нежели реальности развитого информационного общества.

На наш взгляд, обучение в школе должно обеспечить формирование у учащихся новых знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования информационных технологий обучения. Итак, целью данного исследования на этом основании является разработка методической системы обучения социальной информатике учащихся средних общеобразовательных школ.

 

Выводы по первой главе

 

В первой главе теоретически обоснована необходимость и целесообразность изучения темы «Основы социальной информатики» в основной школе. Для этого рассмотрен исторический аспект становления социальной информатики. Ее зарождение и развитие в нашей стране. Показана значимость информатизации общества для развития системы образования. Проведен анализ учебников и учебных пособий по информатике, который показывает, что материала необходимого для изучения в 8-9 классах мало, а весь он сосредоточен в учебниках 10-11 классов. Так же дана психолого-педагогическая характеристика учащихся основной школы, которая необходима для разработки методической системы обучения по теме «Основы социальной информатики».

 



Содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики» для курса информатики основной школы

 

В данном параграфе описано содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики» предназначенное для 8-9 классов средних общеобразовательных школ. План изучения данной темы составлен в соответствии с федеральным Базисным учебным планом. Который предполагает изучение дисциплины «Информатика и ИКТ» по 1 часу в неделю в 8 классе и по 2 часа в неделю в 9 классе. Всего 105 часов за 2 года. На изучение данного материала предлагается отвести 6 часов.

Тематическое планирование учебного материала (всего 6 часов)

§1.Информационная культура. Роль информационной культуры в жизни каждого человека. (1 час)

§2.Информационные ресурсы общества. Роль информации в развитии общества. Информационные ресурсы общества. Информационные услуги. (1 час)

§3.Информационное общество. Становление и развития информационного общества. Информатизации как глобальный процесс. (1 час)

§4. Проблема информационной безопасности личности, общества и   государства. Информационные угрозы. (1 час)

§5.Правовая охрана интеллектуальной собственности. Виды программного обеспечения. (1 час)

§6.Урок обобщения и систематизации знаний, выполнение контрольной работы по теме: «Основы социальной информатике». (1 час)

Информационная культура

Перед системой образования стоит задача формирования информационной культуры у всех граждан страны.

Выясним, что же такое информационная культура. В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

Рассмотрим несколько подходов к определению понятия информационной культуры.

Информационная культура как один из важнейших компонентов культуры вообще.

Под культурой общества понимают совокупность практических, материальных и духовных достижений, которые отображают исторически достигнутый уровень развития общества и человека.

Поэтому, можно сказать, что информационная культура — это область культуры, связанная с работой информации в обществе и формированием информационных качеств личности, этических норм и правил.

Информационная культура является продуктом разнообразных способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

- в способности использовать в своей деятельности многочисленные программные продукты;

- в умении извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных носителей, и уметь ее эффективно использовать;

- во владении основами переработки информации;

- в умении работать с различной информацией;

Обобщающий вариант определения приводится в «Толковом словаре по информатике» : «Информационная культура - это уровень информатизации, степень его освоения и качество использования его человеком; владение методами и средствами информатики».

Анализируя выше изложенный материал, мы будем исходить из определения информационной культуры личности как умения и потребности человека работать со средствами информационных и коммуникационных технологий, самостоятельно увеличивать недостающие знания: общекультурные, профессиональные, и соблюдении этических ном и правил.

Составляющие информационной культуры буде считать:

- культура поиска новой информации;

- культура восприятия;

- умение работать с большим объемом сведений;

- умение сохранять полученную и переработанную информацию, а при необходимости передавать ее для коллективного использования;

- умение четко излагать результаты деятельности;

Очевидно, процесс формирования информационной культуры можно считать непрерывным в течение всей жизни человека.

Информационные ресурсы

Несмотря на все более широкое использование понятия "информационный ресурс", в настоящее время отсутствует его общепринятое определение.

Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются:

Материальные – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты;

Природные ресурсы - объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

Трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

Финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

Энергетические – носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, электроэнергия;

В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы.

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

«Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

В документах и массивах информации, о которых говорилось выше, в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их.

Эти знания зачастую уникальны; их использование позволяет экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношения и т.п.

Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым.

Однако между информационными и всякими иными ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается «не сжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, но чаще при этом генерируется дополнительная информация.

Вместе с тем, необходимо понимать, что информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами – техникой, энергией, сырьем и т.д., информационный ресурс реализуется как нечто материальное.

Информационное общество

Давайте подумаем, откуда появился термин «информационное общество», и что способствовало его развития. Для этого необходимо узнать значение «информационной революции».

Информационная революция представляет собой радикальные изменения инструментальной основы, способов хранения и передачи информации. Информационная революция создает технологическую основу для объединения интеллектуальных способностей человечества.

Первая революция – связана с изобретением письменности.

Изобретение письменности обусловило качественный гигантский и количественный скачок в развитии общества. Появились средства и методы накопления информации и передачи информации. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай.

Вторая революция (середина XVI века) – связана с изобретением книгопечатания.

Человек получил не только средства хранения информации, но и средства систематизации и размножения информации. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья революция (конец XIX века) – связана с изобретением электричества.

Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать информацию в любом объеме. Появились средства информационной коммуникации. Именно в этот исторический период началось зарождение того процесса, который в наши дни называют глобализацией. Прогрессивные средства передачи информации в значительной мере способствовали бурному развитию науки и техники.

Четвертая революция (70-е годы XX века) – связана с изобретением персонального компьютера.

Именно эта революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, определившим появление нового термина – “информационное общество”.

Впервые термин «информационное общество» предложили в Японии, и определили его как общество, в котором в циркулирует высокая по качеству информация, а так же есть все необходимые средства для хранения, распределения и использования этой информации. Япония первой вступила в информационное общество.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации.

В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:

- наличие компьютеров,

- уровень развития компьютерных сетей

- доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Изменение структуры экономики и структуры труда

В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит автоматизировать обработку информации. В результате этого процесса станет производство информационного, а не материального продукта.

Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.

Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий:

- создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;

- появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

- выработка единых правил поведения в сетях и поиск в них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой 200 миллионам человек.

Информационная культура

Контрольные вопросы

1. Что такое информационная культура?

2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?

3. Какие факторы способствуют развитию информационной культуры?

4. Назовите составляющие информационной культуры?

Упражнение №1

Продолжите предложение.

Информационная культура человека заключается в..

· его умения пользоваться бытовыми приборами;

· его умение работать с информацией;

· его умение определять количество потребляемой информации;

· его умения и потребности работать с информацией, средствами информационный и коммуникационных технологий

· наличие у него среднего образования.

Упражнение №2

Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.

Задание №1 для работы за компьютером.

С помощью системы Интернет и программы Microsoft PowerPoint создайте свой проект, в котором будет отражена информация по теме «Информационная культура человека». Данная презентация может состоять из любого количества слайдов (от 2 до 5) После просмотра презентации мы должны понять, в чем заключается информационная культура человека.

Задание №2 для работы за компьютером.

С помощью системы Интернет, найдите иллюстрации из любых источников, которые составлены безграмотно, с несоблюдением норм информационной культуры. Найденную информацию скопируйте в программу Microsoft Office Word с помощью операции Print Screen и дайте комментарий, почему в данном сообщении отсутствует информационная культура.

Данная рассылка не содержит приветствия и пропагандирует распространение нелегальных дисков.

Диктант

Диктант состоит из утверждений, на которые следует ответить да или нет, соответственно записав единицу или ноль в проверочном бланке.

1. Информационная культура человека заключается в его умении работать с большим объемом информации.

2. Процесс формирования информационной культуры закончится после окончания высшего учебного заведения.

3. Информационная культура является продуктом разнообразных способностей человека.

4. Информационной культуры личности это потребности человека самостоятельно запрашивать недостающую информацию по средствам коммуникационных технологий.

5. Информационная культура человека проявляется в умении извлекать и использовать информация из разных источников.

6. Информационная культура важна для каждого человека.

Информационные ресурсы

Контрольные вопросы

1. Какие бывают ресурсы?

2. Что такое информационные ресурсы?

3. Какими свойствами обладают информационные ресурсы по сравнению с другими?

4. Почему информационные ресурсы можно назвать товарами?

Упражнение №1

Из предложенного списка выберите те ресурсы, которые являются для вас информационными.

· Денежные средства на обед в школе.

· Домашняя библиотека.

· Набор видеофильмов.

· Диски с программами и рефератами.

· Телефонный справочник.

· Набор канцелярских товаров.

· Каталог учебной или художественной литературы.

Упражнение №2

Перечислите основные информационные ресурсы, с которыми вам приходится встречаться на уроках информатики, в кабинете информатики.

Задание №1 для работы за компьютером

Используя возможности Интернета и программы Microsoft Office Excel , создайте базу информационных ресурсов по теме, которая вам наиболее интересна.

Задание №2 для работы за компьютером

Используя возможности Интернета и программы Microsoft Office Excel, составьте сравнительную характеристику следующих видов ресурсов:

Материальные – Энергетические

Материальные – Природные

Диктант

Диктант состоит из утверждений, на которые следует ответить да

или нет, соответственно записав единицу или ноль в проверочном бланке.

1. Информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования.

2. Примером природных ресурсов является руда.

3. Примером материальных ресурсов являются полуфабрикаты.

4. Знания позволяют экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально- экономические отношения.

5. Информационные ресурсы реализуются как что-то материальное после их использования.

6. Значимость информационных ресурсов возрастает.

Информационное общество

Контрольные вопросы

1. Дайте определение информационной революции?

2. Назовите основные этапы в информационном развитии общества?

3. Что является главным ресурсом информационного общества?

4. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

Упражнение №1

С каким событием в развитии человеческого общества были связаны информационные революции общества? Установите соответствие.

 

Информационная революция

 

Событие
  Изобретение электричества
Первая Полет человека в космос
Вторая Изобретение книгопечатания
Третья Изобретение электричества
Четвертая Появление корпорации Microsoft
  Изобретение персонального компьютера

Упражнение №2 Выберите правильный ответ(ты) из списка.

Критерии развитости информационного общества

· Наличие компьютеров;

· Наличие телевидения и радио;

· Наличие Интернета;

· Наличие достаточного количества специальной литературы;

· Высокий уровень развитости населения в области информатизации;

· Высокий уровень развитости компьютерных сетей;

· Большое количество населения имеют высшее образование;

· Большое количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Задание №1 для работы за компьютером

Используя интернет, соберите информацию об информационных технологиях, применяемых в выбранной вами области. Ответ подготовьте в электронном виде в среде Microsoft Office Word. Для поиска предлагаем выбрать одну из областей:

· Образование

· Медицина

· Экономика

· Автомобилестроение

Задание №2 для работы за компьютером

Используя возможности Интернета и программы Microsoft Office Excel, выберите несколько критериев развитости информационного общества и проанализируйте разные страны: Россия, Япония, Китай.

Диктант

Диктант состоит из утверждений, на которые следует ответить да

или нет, соответственно записав единицу или ноль в проверочном бланке.

1. Вторая информационная революция была связана с изобретением электричества.

2. Третья информационная революция была связана с полетом человека на луну.

3. Критерием развитости информационного общества является высокий уровень развитости компьютерных сетей.

4. В информационном обществе большая часть населения занята в информационной сфере.

5. Китай, первая страна, общество которой вступило в стадию информационного развития.

6. Компьютерная грамотность позволяет человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве.

7. Локальные сети позволяют ускорить процесс информатизации.

Задание №1 для работы за компьютером

Найдите в Интернете информацию о частной жизни граждан или их индивидуальные данные (Ф.И.О, паспортные данные или номер телефона), при использовании которой нарушаются права личности. Проанализируйте предложения в интернете о предоставлении информации о гражданах или организациях, какой вывод вы можете сделать? Почему эта информация все доступна? Как она влияет на преступность? Подготовьте ответы на эти вопросы, и в конце урока мы их обсудим.

Задание №2 для работы за компьютером

Используя Интернет, подготовьте сообщение по методам и средствам защиты информации для некомпьютерной среды обитания человека: кинотеатр, школа, магазин.

Диктант

Диктант состоит из утверждений, на которые следует ответить да

или нет, соответственно записав единицу или ноль в проверочном бланке.

1. В информационном обществе не существует проблем.

2. Проблема потепления на земле относится к глобальным проблемам общества.

3. Процесс автоматизации приводит к росту объемов продукции и дополнительным рабочим местам.

4. Распространение информации паспортных данных покупателей в интернете облегчает процесс оформления покупок через интернет и не несет угрозы для людей.

5. Преступная деятельность, направленная против национальных интересов относится к внешним источникам угроз для России

6. Компьютерные вирусу присланные по почте относится к случайным факторам информационных угроз.

Упражнение №1

Выпишите из предложенного списка только те записи, которые являются знаком охраны авторского права на программы для компьютеров. Выполните их расшифровку , заполнив таблицу

· © Корпорация Microsoft. 1993-1997

· Лаборатория Касперского, 1998

· © Корпорация Microsoft

· © Петров&Иванов, 2005

· © Game Power Corporation. 2007

Упражнение №2

Программы по юридическому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Как можно охарактеризовать каждую группу? Заполните таблицу: запишите группу, к которой относится программа с предложенной характеристикой.

Характеристика программ Группа
Версии программ с ограниченным сроком действия
Новые недоработанные версии программных продуктов, распространяются с целью их широкого тестирования
Устаревшие версии программ
Версии программ с ограниченными возможностями
Распространяются разработчиками на основании договоров с пользователями на платной основе
Драйверы к новым устройствам или улучшенные драйверы у уже существующим драйверам.

Задание №1 для работы за компьютером

Найдите в сети Интернет законы, указы, постановления об авторском праве на: книги, программные продукты.

Задание №2 для работы за компьютером

Найдите в Интернете знаки охраны авторского права частных исполнителей на свою музыкальную продукцию и допишите в нашу таблицу.

Диктант

Диктант состоит из утверждений, на которые следует ответить да

или нет, соответственно записав единицу или ноль в проверочном бланке.

1. Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе.

2. Автор это физическое лицо творческим трудом которого было создано произведение.

3. Авторское право на программы для компьютера возникает сразу после его регистрации.

4. Лицензионные программные продукты распространяются разработчиками на основании устной договоренности с крупными компаниями.

5. Условно бесплатные программные продукты распространяются с целью рекламы и продвижения на рынке.

6. К бесплатным программным продуктам относятся устаревши версии программных продуктов.

Выводы по второй главе

Во второй главе реализована методическая система обучения «Основам социальной информатике» в средней школе, которая включает в себя такие взаимосвязанные компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы обучения.

Конкретизируется наполнение соответствующей темы фактическим содержанием. Предлагается тематическое планирование, рассчитанное на 6 часов, последний урок отводится на обобщение и проверку знаний учащихся. Так же каждый параграф темы содержит упражнения, которые учащиеся выполняют в тетрадях, задания для работы за компьютером, диктанты, задания в тестовой форме.

Тема «Основы социальной информатике» является фундаментальным средством повышения информационной культуры школьников. Она не только расширяет кругозор учащихся, формирует его информационную компетентность, мировоззрение, но и выполняет основополагающие функции информатизации общества.



Заключение

 

Сформулированные во введении цель дипломной работы сформулировали основные задачи. Поэтому их позитивное решение обеспечивает достижение цели. В связи с этим в заключении охарактеризуем решение поставленных во введении задач исследования.

В параграфе 1.1. произведен анализ становления и развития социальной информатики как науки и учебной дисциплины. Мы видим, что важнейшими проблемами фундаментальной науки и образования должны стать теоретическое осмысление сущности и закономерностей происходящих в мире стремительных изменений и подготовка учеников к жизни и деятельности в условиях совершенно новой для них высокоавтоматизированной информационной среды обитания.

Важную роль в решении этих проблем должно сыграть изучение Основ социальной информатики в школе.

В параграфе 1.2 – показано влияние процессов информатизации на систему образования. Процесс обучения, под действием информационных технологий, обеспечивает поддержку разнообразия, позволяет развитие гибких индивидуальных программ, организует дистанционного образования, тем самым позволяю получить образование группам граждан ограниченных в способностях. В социальном плане это может обеспечить учащимся более равные возможности в получении образования.

В параграфе 1.4 – проведена психолого-педагогическая характеристика учащихся, эти знания, полученные при исследовании данного вопроса, необходимы для создания системы задач по теме «Основы социальной информатики» т.к. материал параграфов и задания должны быть адаптированные для данного возраста и интересны ученикам.

В параграфе 2.2 – разработано содержание учебного материала, необходимого при изучении темы «Основы социальной информатики» Приведено тематическое планирование материала.

В параграфе 2.3 – разработана система задач, целью которой является закрепление, углубление и контроль знаний и умений, полученных во время изучения темы «Основы социальной информатики» учащимися средних общеобразовательных заведений.

Данная система задач сгруппирована по темам параграфов. Задания для проверки знаний выполнены в различных формах: устные ответы на вопросы, письменные ответы на вопросы, тестирование, защита проектов. В каждом блоке представлены тестовые задания и диктанты по каждой теме параграфа.

Итак, в процессе проведенного нами исследования решены все поставленные задачи, что обеспечило достижение основной цели исследования.

 



Библиография

 

1. Стандарт основного общего образования по информатике.- М.: Астель: АСТ, 2004.

2. Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи.- М.: Владос., 2003.– С. 25.

3. Извозчиков В.А. Информология, информатика и образование. Справочное пособие.- М.: Каро., 2003.- С. 32.

4. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях.– М.: ИНИОН РАН, 2008.- С. 87.

5. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества.- М.: Коммунист, 1988, № 2.- С. 92.

6. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. – М.: ИНИОН РАН, 2008.- С. 43.

7. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,2003.- С. 25-27.,35.

8. Колин К.К. Социальная информатика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 44.

9. Кинилев В.Г. Контуры системы образования в XXI веке. Журнал «Информатика и образование», №5, 2000.

10. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. – М.: Высшая школа экономики, 2000.- С. 25.

11. Колин К.К. Социальная информатика – новое направление научных исследований. /Сб. научн. трудов «Системы и средства информатики»/ – М.: Наука, 2005, вып.7.- С. 20-37.

12. Соколов А.В. Феномен информатики и псевдофеномен информации // Вестник ВОИВТ, 1990. № 3.- С. 11.

13. Соколов А.В. Феномен информатики и псевдофеномен информации // Вестник ВОИВТ, 1990. № 3.- С. 23-27.

14. Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. М.: Владос, 2003.- С. 52.

15. Кузнецов А.А. “Основы информатики”, 8-9 –е классы. М: Дрофа, 2003.

16. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. “Информатика”,7-9 -е классы.- М.: Просвещение, 2005.

17. Макарова Н.В. Информатика: Базовый курс: Теория: Учебник для 7-9 классов. - Спб.Питер.,2000.

18. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А., “Информатика, 10-11 класс”.- М.: Просвещение, 2005.

19. Макарова Н.В. Информатика 10-11кл.- Питер, 1999.

20. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика 10-11.- М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.

21. Соколова И.В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины // Социальная информатика – 95.- М.: 1995.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.: 2006.- С. 14.

23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: 1980.- С. 59.

24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: 1980.- С. 39-43.

25. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М.: 1999.- С. 22-25.

26. Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.- С. 37-38.

 

 


[1] Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи.- М.: Владос, 2003

[2] Извозчиков В.А., - Информология, информатика и образование. Справочное пособ.- М.: Каро, 2003.- С. 32.

[3] Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. – М.: ИНИОН РАН, 2008. С. 87.

[4] Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988. № 2, С. 92.

[5] Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических измерениях. – М.: ИНИОН РАН, 2008. С. 43.

[6] Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,2003. С. 25-27.

[7] Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: 2003.

[8] Колин К.К. Социальная информатика: Учеб. пособ для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 44.

[9] Кинилев В.Г. Контуры системы образования в XXI веке. Журнал «Информатика и образование», №5, 2000.

[10] Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. – М.: Высшая школа экономики, 2000. С. 25.

[11] Колин К.К. Социальная информатика – новое направление научных исследований. /Сб. научн. трудов «Системы и средства информатики»/ – М.: Наука, 2005, вып.7,  С. 20-37.

[12] Соколов А.В. Феномен информатики и псевдофеномен информации // Вестник ВОИВТ, 1990, № 3. С. 11.

[13] Соколов А.В. Феномен информатики и псевдофеномен информации. Вестник ВОИВТ, 1990, № 3 С. 23-27.

[14] Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. М.: Владос, 2003. С. 52.

[15] Кузнецов А.А. “Основы информатики”, 8-9 –е классы. М: Дрофа, 2003.

[16] Гейн А.Г., Сенокосов А.И. “Информатика”, 7-9 -е классы.

[17]Макарова Н.В. Информатика: Базовый курс: Теория: Учебник для 7-9 классов. Питер, 2004

[18] А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. Информатика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2000. С. 33.

[19] Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М.:Просвещение, 1996. С. 52.

[20] И.Г. Семакин, Т.Ю.Шеина. Преподавание базового курса информатики. Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

[21] Гейн А.Г., А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман, “Информатика, 10-11 класс” М.: Просвещение, 2005.

[22] Макарова Н.В. Информатика 10-11кл.- Питер, 1999.

[23] Макарова Н.В. Информатика и ИКТ 10 кл.- СПб.: Питер, 2008.

[24] Макарова Н.В. Информатика и ИКТ 11 кл.- СПб.: Питер, 2008.

[25] Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика 10-11, М.:Лаборатория базовых знаний, 2001.

[26] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2006. С. 14.

[27] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1980. С. 59.

[28] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1980. С. 39-43.

[29]Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений М., 1999. С. 22-25.

[30] Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. С. 36-38.

[31] Федеральный Компонент Государственного Стандарта общего образования 2004 г.

[32] Федеральный Компонент Государственного Стандарта общего образования 2004 г. Базовый уровень.

[33] Федеральный Компонент Государственного Стандарта общего образования 2004 г. Профильный уровень.

[34] Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. — М.: 1977. С. 22-25.


ГОУ ВПО города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра информатики и прикладной математики

Дипломная работа

Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.