В 80-х годах XX века возникло новое научное направление – «Социальная информатика». Это направление выросло на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии. В то же время социальная информатика является предметной областью информатики как фундаментальной науки.
Социальная информатика рассматривает следующие аспекты:
· закономерности и проблемы становления информационного общества;
· информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества;
· развитие личности в информационном обществе;
· информационная культура;
· информационная безопасность.
В последней трети ХХ века все увереннее зазвучали голоса специалистов, в первую очередь социологов, философов, информатиков, утверждавших, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизни общества в целом ведет к качественному переходу общества в новое состояние[1].
Само название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.
Академик В.А. Извозчиков предложил следующее определение информационного общества: «Будем понимать под термином «информационное» («компьютеризированное») общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение.»[2]
Под «телематикой» ученым понимается обработка информации на расстоянии.
Существуют и иные подходы к определению понятия «информационное общество». Тем не менее, основные его признаки выделяются достаточно устойчиво. В информационном обществе:
· любой его член, группа членов, любая организация или учреждение в любое время могут получить доступ к информационным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельности или в личных целях;
· доступны современные информационные технологии и средства связи;
· создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая постоянно пополнять и обновлять информационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.
Проследим более детально существующие тенденции в развитии информационного общества. Однако вначале отметим, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии.[3].
До сих пор не существует общепринятого критерия оценки полномасштабного информационного общества, однако известны попытки его сформулировать. Интересный критерий предложил академик А.П.Ершов[4]: по утверждению, которого о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи. За этим стоит простая и глубокая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объем накопленной информации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза – при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу «каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность каналов связи, по оценке А.П. Ершова, 10 млн. Мбит/сек на человека – в миллион раз больше, чем в первой фазе.
В последние полвека в развитых странах мира пропускная способность коммуникационных сетей передачи информации возрастала в среднем примерно в 10 раз за десятилетие. При таких темпах время вхождения в развитое информационное общество составляет около 7 десятилетий, откуда и получаются приведенные выше оценки о времени завершения перехода к информационному обществу.
Отметим, что часто понятие «информационное общество» отождествляется с понятием «постиндустриальное общество», понимаемым как общество, в котором информация и знания являются доминирующим продуктом, а их производство – как один из ведущих видов индустрии.
Следует, однако, предостеречь от переноса понятия «информационное общество» в плоскость отношений, связанных с формами собственности и общественно-политическим устройством. Понятие «информационная революция» не имеет ничего общего с понятием «социальная революция». Информационное общество не будет обществом всеобщего благоденствия, как это иногда пытаются изображать. Информационное общество не есть очередная утопия – напротив, его проявлениями являются жесткая конкуренция и борьба за существование. Жизнь уже показала, что в процессе продвижения к информационному обществу усиливается разрыв между значительной частью мира и ведущими в плане информатизации странами. Даже в масштабах одной из таких стран, как США или Япония, наиболее далеко продвинувшихся на пути к информационному обществу, социальное расслоение не позволяет значительной части населения пользоваться благами информатизации.[5].
Тем не менее, реальные и ожидаемые в ближайшем будущем перемены велики и касаются всех сторон жизни общества. Меняется и образ жизни людей в тех странах, которые встали на путь глобальной информатизации, включая трудовую и общественно-политическую деятельность, а также бытовую, социально-культурную, досуговую деятельность и т.д. Эти перемены системны, взаимосвязаны между собой, и охватывают значительную часть жизни общества и личности.
Информация всегда играла огромную роль в жизни общества и отдельного индивидуума. Владение информацией, доминирование на информационном поле с древнейших времен было необходимым условием наличия власти у господствовавшей социальной группы.
Развитие средств хранения, передачи и обработки информации в истории человеческого общества шло неравномерно. Несколько раз в истории человечества происходили радикальные изменения в информационной области, которые называют «информационными революциями».
Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить древний Египет, страны Междуречья, Китай. Внутри этой революции весьма значимым оказался этап перехода от пиктографического и иероглифического письма к алфавитному; это сделало письменность более доступной и, в значительной степени, способствовало смещению центров цивилизации в Европу[6].
Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.
Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Именно в этот исторической период появились зародыши того процесса, который в наши дни называют «глобализацией». Прогресс средств передачи информации в значительной мере способствовал бурному развитию науки и техники, которое нуждалось в надежных и быстродействующих каналах связи.
Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Отметим, что не появление компьютеров в середине ХХ века само по себе, а именно микропроцессорные системы оказали решающее влияние на информационную революцию. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Именно четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин ¾ «информационное общество»[7].
Информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после которых начинались качественно иные этапы развития цивилизации.[8]
Парадоксально, но по мере перехода от одного этапа информационной революции к другому нарастали проявления, так называемого, «информационного кризиса» – явления, важнейшей чертой которого является превышение объема информации того уровня, за которым находится способность человека воспринимать и анализировать ее. До изобретения книгопечатания образованный европеец, знавший 3-4 языка, мог прочесть практически всю европейскую литературу и отслеживать почти полностью значимую общественно-политическую информацию. В результате второй информационной революции стало невозможным полное прочтение книг, а третьей – полное владение оперативной информацией; и то, и другое – первые проявления информационного кризиса. Эти процессы небезобидны, так как принятие важных решений требует владения полной информацией по соответствующей проблеме, ее осмыслению и анализу.
В полной мере информационный кризис проявился к середине ХХ века. Потоки информации стали столь огромными, что человек не имеет возможности воспринимать их и анализировать в полной мере. Это касается даже относительно узких сфер человеческой деятельности. Например, порой бывает проще и экономически целесообразнее выполнить научно-техническую разработку, нежели найти полную информацию о ней. Подобные явления ведут к разобщенности и определенной растерянности специалистов и тех, кто принимает ответственные решения[9].
Возникновение больших потоков информации было обусловлено:
· постоянным увеличением числа периодических изданий по разным областям знаний; так, если в начале ХХ века число ежемесячных физических журналов, чтение которых позволяло научному работнику быть полностью в курсе науки, не превышало десяти, то к концу века их стало на порядок больше, а объем каждого выпуска увеличился во много раз;
· чрезвычайно быстрым ростом числа книг, документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты различных видов научной и практической деятельности.
Уровень описанного явления, наступивший в этой сфере к середине ХХ века, часто характеризуют как «информационный взрыв». По оценкам специалистов, общая сумма знаний менялась на начальном этапе развития цивилизации очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило за каждые 10 лет, к 1970 г. – уже за каждые 5 лет, к концу ХХ века – ежегодно.
Информационный кризис породил ряд негативных явлений. Среди них отмечают[10]:
· противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и постоянно нарастающими информационными потоками;
· существование огромной избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной информации;
· укрепление образовательных, экономических, политических и других социальных барьеров, которые препятствуют распространению информации.
Одна из задач информационного общества – смягчение последствий информационного кризиса. Следует, однако, отчетливо сознавать, что если внедрение компьютеров, информационных технологий в экономику, промышленность, средства переработки и передачи информации, иные сферы профессиональной деятельности и повседневной жизни человека позволяет решить многие проблемы технически, то в социальном плане это не всегда удается. Свидетельством этого являются, в частности, растущие проявления информационного неравенства по пути продвижения к информационному обществу[11].
Информационное общество оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, образ мыслей. Поэтому знание основ социальной информатики, ее возможностей и перспектив развития становится необходимым практически для всех членов современного общества.
1.2.
1.2 Влияние процессов информатизации общества на развитие системы образования
Образование – одна из самых консервативных общественных систем. Форма, методы и организация системы образования, в основном сложившиеся в XVII веке и господствующие в современном мире, на протяжении нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Однако новые информационные технологии, адекватные процессу образования по существу (поскольку обучение, передача знаний от поколения к поколению, является древнейшим информационным процессом), уже внести в образование существенные новации; еще больше они сулят в развитом информационном обществе.
По мере продвижения к информационному обществу наблюдаются следующие тенденции в сфере образования.
Переход от механического, репродуктивного процесса обучения к органическому, гуманистическому. Информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного индивидуума и быстро реагировать на возникающие перемены. Организационный способ достичь этого – индивидуальное (или глубоко индивидуализированное) обучение. В социальном плане это может обеспечить учащимся более равные возможности в получении образования
Поддержка разнообразия. Стандартизированный процесс обучения в традиционной школе, по общим учебным планам и программам, не позволяет учитывать разнообразие культур, присущее различным группам (национальным, религиозным и т.д.), образующим современное общество. Информационные технологии способствуют реализации такого разнообразия[12].
Развитие системы гибких индивидуальных учебных программ. Здесь – иной аспект поддержки разнообразия. В традиционной школе учебная программа фактически представлена заданным статичным объемом знаний. Переход к новым технологиям представления информации позволяет преодолеть это ограничение, подстраивать учебные программы под возможности и интересы учащихся.
Децентрализация учебных заведений. Вместо централизованного учреждения с фиксированным для каждого учащегося расписанием, набором уроков, школа может предоставить возможности для организации части учебного процесса на дому, а части – в составе гибких, динамически формируемых учебных групп по интересам.
Информатизация управления учебным заведением. В ходе преобразований создается современная информационная среда системы образования. Образовательные учреждения обеспечиваются информационными системами, автоматизируют управленческую деятельность, создают и пользуются распределенными базами данных в различных предметных областях.
Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу, поэтому обсудим некоторые проблемы подробнее.
Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием – сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество требует от своих членов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволяет человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества. В связи с этим даже возникло новое понятие: «принцип пожизненного повышения квалификации». Одним из самых радикальных следствий информатизации в сфере обучения стало исчезновение понятия расстояния. Возникли новые формы обучения; в частности, дистанционное образование, которое быстро наращивает свои возможности и в некоторых странах охватывает различные уровни образовательной системы, включая школьный, университетский и послевузовский[13].
Информационные технологии позволяют учащимся, проживающим в отдаленных районах страны, получать доступ к информационным ресурсам и специальным знаниям, которые отсутствуют по месту проживания. То же самое уже происходит (хоть и пока в очень ограниченном масштабе) с жителями тех стран, которые не имеют возможности получить полноценное образование в своей стране. В развитом информационном обществе информационные супермагистрали сделают указанную возможность технически реализуемой практически повсеместно; станет ли эта техническая возможность истинной реальностью, зависит уже не от технологий.
Непосредственно в обучении, как показывает опыт, весьма полезны принесенные информатизацией технологии мультимедиа, которые позволяют делать более доступными сложные абстрактные построения, необходимые для образования на высоком уровне – процесс, начало которого академик Ершов назвал в свое время «визуализацией абстракций». Уже в настоящее время мультимедийные технологии, в сочетании с гипертекстовой структурой учебного материала, позволяют создавать высокоэффективные средства обучения – электронные книги, мультимедиа-энциклопедии, компьютерные фильмы, базы данных и т.д., позволяющие объединить текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию, анимации[14].
В информационном обществе возможен полный или частичный отход школы от традиционной классно-урочной системы. Индивидуализация обучения, возможность организации с помощью информационных технологий «персональных образовательных траекторий» для учащихся, может привести к замене этой классической модели организации обучения на проектно-групповую и индивидуальную модели. Тем не менее, и в рамках классно-урочной системы, при условии, что компьютерами (объединенными в локальную сеть) оснащены все рабочие места учащихся и преподавателей, информационные технологии обучения могут быть эффективны. Они позволяют учителю индивидуализировать обучение и текущий контроль знаний. Школьная (университетская) библиотека становится мультимедиа-центром, через нее учащимся и преподавателям поступает информация, как в печатном, так и в электронном виде.
Тем не менее, остаются актуальными слова, сказанные генеральным директором ЮНЕСКО Ф.Майором: «Технологии развиваются быстрее, чем возможности их использования, которыми располагает образование». Часть из отмеченных выше явлений пока следует рассматривать скорее как тенденции, нежели реальности развитого информационного общества.
На наш взгляд, обучение в школе должно обеспечить формирование у учащихся новых знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования информационных технологий обучения. Итак, целью данного исследования на этом основании является разработка методической системы обучения социальной информатике учащихся средних общеобразовательных школ.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 265.