С.А. Черняева. Мальчик, который не умел играть
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Жил-был мальчик. Звали его Петя-вредина. да, конечно, имя его было просто Петя, но его настолько давно прозвали врединой, что просто Петей его уже никто не называл. А все дело в том, что Петя не умел играть. Он не признавал никаких правил, если они ему не нравились, а обычно это так и было. Он не любил никому уступать и всегда хотел не того, что другие дети. В конце концов он так надоел остальным, что они уходили как можно дальше, как только Петя-вредина выходил погулять. Пете было решительно не с кем дружить. Но он не огорчался. «Мне не нужны их дурацкие забавы, я считаю, что не должен играть так, как хотят они, — думал Петя, — у меня будет что-нибудь такое, что они сами запросятся поиграть, а я еще подумаю. А это будет, будет…» И Петя представил себе замечательное животное: передние его лапки были крошечные, их было семь, и каждая держала по маленькому колокольчику. Задние лапы были сильные с крепкими копытами, голов было две — обе с розовыми гривами и с белым рогом посреди лба.

— Меня зовут Единорог Семь Колокольчиков, — сказало чудесное животное, — дай я тебя покатаю.

Петя охотно согласился. И весь день провел с Единорогом Семь Колокольчиков. Но, отправляясь домой, Петя даже не сказал Единорогу «до Свидания». И на следующий день на дворе его не увидел. Но теперь он знал, что делать. На этот день ему составил компанию Змеелев, который показывал ему фокусы. На следующее - быстро бегающий Летучий Свинслик; с ним Петя бегал наперегонки, а летать ему запретил из вредности. А еще на следующий день Петя-вредина вспомнил про других ребят. «Пусть они не думают, что я так легко оставлю их в покое, — мечтал Петя, — я придумаю такое...»

И придумал. Новое животное было очень страшным: с красной гривой, пятнистым телом, пастью, полной больших острых зубов. Оно выжидательно зевнуло.

— Что ты здесь торчишь? - закричал на него Петя. — Ты ребят ищи!

- Во-первых, — визгливым голосом проверещало животное, — не кричи на меня. Я тебе не кто-нибудь, а Опудало, и со мной так нельзя! Во-вторых, я никого искать не собираюсь. Ты меня придумал, и тебе самому придется со мной играть. Лучше не начинай меня сердить, а то узнаешь, что такое мои когти и зубы. А уж если я всерьез рассержусь, — заявило Опудало, — то я тебя просто съем.

— Ну ладно, — испугался Петя, — скажи, как ты хочешь играть.

И целый день Петя ползал, бегал, стоял смирно по команде чудовища, надеясь, что назавтра он сумеет выдумать что-нибудь поприятнее. Вечером, когда он собрался уйти, Опудало загородило ему дорогу:

— Ты что такой невежливый? Если ты не скажешь «до свидания», я тебя проглочу!

И Петя сказал. В результате на следующее утро Опудало поджидало его во дворе. И еще на следующее утро тоже. А вечером сказало:

— А почему это я должно ночевать во дворе? Я хочу играть с тобой и ночью, то-то будет весело!

Петя взмолился:

— Дорогое Опудало, я не успел приготовить тебе помещение, подожди до завтра.

— Ишь какой! — возмутилось Опудало и больно хлестнуло Петю колючим хвостом. — Смотри мне, только до завтра.

Грустно поплелся домой Петя, ему осталась одна ночь, чтобы что-нибудь придумать.

Петя думал всю ночь. Сначала он хотел придумать другое страшное чудовище, которое могло бы победить жуткое Опудало. Но что с ним делать потом? Думал Петя и о том, чтобы опять позвать Единорога Семь Колокольчиков, Змеельва и Свинслика, но понял, что добрые звери не справятся с Опудалом. Петя хотел попробовать помириться с ребятами, но не знал, как это сделать. И чем помогут ребята, тоже не знал. На какое-то мгновение ему пришла идея рассказать обо всем маме. Но вдруг Опудало съест маму?

Дальше Петя думать не стал — Опудало просто нельзя пускать домой. «Может быть, самому не выходить? Заболеть или даже умереть, но как бы не навсегда — пусть только исчезнет страшная выдумка. Но ведь это я выдумал Опудало, — устыдился вдруг Петя. — Не зря ребята прозвали меня врединой, если я смог придумать такой ужас, значит, этот ужас есть во мне самом?»

Еще чего, снова возник в его ушах визгливый голос, — мы с тобой одно, будем жить вместе, и все будут нас бояться.

— И мама тоже?

— А что такое мама? У... маменькин сыночек!

— Ты не смеешь оскорблять мою маму!

— Я все смею. Я — это ты!

Петя испугался. «Неужели я такой ужасный?! Наверное, да, ведь я не хотел играть с Опудалом, оно меня заставило. И ребята не хотят со мной играть. Но, может быть, я не всегда такой? Я же придумывал и других зверей — добрых и веселых. Если это ужасное Опудало меня не съест, я постараюсь стать другим, даже если мне придется играть так, как хотят ребята. Я больше не буду врединой, - пообещал сам себе Петя. — А что делать сейчас?!» И Петя решил: «Если я хочу исправиться, я начну сейчас — я не буду врать Опудалу, что приготовлю ему помещение, а скажу ему так: «Спасибо тебе, Опудало. Теперь я понимаю, какой я, ты меня многому научило. Если хочешь, попробуем вместе стать другими — такими, чтобы с нами хотели играть». Петя очень боялся, но понимал, что другого выхода у него нет. Весь дрожа, он шагнул во двор, навстречу чудовищу.

Во дворе никого не было.

Е.В. Белинская. Ссора

Встретились однажды на лесной полянке Зайчонок и Медвежонок.

- Эй, Медвежонок, давай играть! — прокричал Зайчонок в самое ухо Медвежонку, прыгая от нетерпения на месте.

— Давай, а во что мы будем играть?

— В догонялки. Я, чур, убегаю, а ты догоняешь!

Начали зверята играть, да только ничего у них не вышло. Как ни старался Медвежонок поймать Зайчонка, ничего у него не получалось.

— Так нечестно, ты слишком быстро бегаешь!

— А ты пошевеливайся быстрее! Что ты ползаешь, как черепаха!

Расплакался Медвежонок от обиды и домой ушел. А Зайчонок дальше по лесу побежал. Прибежал он к речке, а там Бобренок с Барсучонком замок из песка строят.

— Ух ты, какой замок! Я тоже с вами строить буду, — воскликнул Зайчонок.

— Строй, только сначала тебе нужно воды из речки принести, чтобы песок намочить, — ответили зверята.

— Вот еще, я лучше башню вот эту поправлю, а то она у вас кривая какая-то.

С этими словами Зайчонок ткнул в самую большую башню лопаткой, и она упала.

— Что ты наделал! Уходи от нас. Мы не хотим с тобой играть!

- Подумаешь, не очень-то и хотелось. Вот вам за то, что вы такие!

И Зайчонок прыгнул в самую середину тщательно построенного сказочного Замка, а потом побежал дальше по лесной тропинке. Тропинка вывела Зайчонка прямо на поляну, где веселились зверята, ученики лесной спортивной школы.

- Эй, во что это вы здесь играете?

— В футбол. Хочешь с нами играть?

— Тоже мне, игроки нашлись! Смотрите, как надо!

Зайчонок выбежал на середину поляны, оттолкнул Енота, ударил Лисенка, сделал подножку Бельчонку, так, что тот упал и кубарем покатился прямо в кусты репейника. Затем Зайчонок схватил мяч и побежал к воротам.

— Ты что маленьких обижаешь! — закричал Волчонок. — Уходи, мы не хотим с тобой играть. А то как наподдам сейчас!

Зайчонок испугался, бросил мяч и убежал в лес.

С тех пор стало Зайчонку скучно и одиноко. Никто не хотел с ним дружить. Все звери или убегали, или прогоняли Зайчонка, а он только хорохорился и говорил, что ему и так никто не нужен. Но вот однажды Зайчонок в одиночестве гулял по берегу реки, не заметил на пути кочку, споткнулся и полетел прямо в воду.

— Спасите, помогите, тону! — закричал Зайчонок, ведь он совсем не умел плавать.

Зверята услышали крик Зайчонка и всей гурьбой бросились ему на помощь. Они вытащили его из воды и помогли дойти до дома. Задумался Зайчонок: «Что же я всех зверят обижал? Они вон какие хорошие. Меня в беде не оставили, спасли от гибели. Надо обязательно попросить у всех прощения». И в самом деле, Зайчонок попросил прощения у каждого, кого когда-то обидел. Зверята простили Зайчонка и стали дружить с ним. А Зайчонок никогда никого больше не обижал. Он стал помогать тем, кому нужна была помощь, придумывать разные игры, делать только добрые дела. И все лесные жители очень полюбили Зайчонка и стали гордиться тем, что он живет рядом с ними.

 



Приложение 7

 

II этап – начальный

Занятие 1: «Я – единственный на планете»

Тема: «Знакомство детей с психологом, выделение индивидуальности и уникальности каждого присутствующего. Знакомство с понятиями «жест», «мимика», «интонация».

Цель: - познакомить детей с психологом;

- создание доброжелательной, доверительной атмосферы;

- знакомство с понятиями «жест», «мимика», «интонация».

Ход: Дети заходят в кабинет, располагаются на местах.

«Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться поудобнее, чтобы ничто не мешало сосредоточить свое внимание. Пока мы тут с вами общались, смеялись, вокруг нас происходило много событий. В соседней комнате дети готовились к занятию, рос цветок на окне, где-то ехали машины, мимо окна летела птица, на втором этаже двигали стул, на станцию прибыл поезд, над городом пролетел самолет. И все это происходило одновременно. Но мы ничего этого не слышали и даже не думали об этом. Человек, конечно же, не может все видеть и слышать сразу. Давайте попробуем сейчас сосредоточиться на чем-то одном. (Дети с закрытыми глазами поочередно слушают звуки на улице, в кабинете, в коридоре, как одежда прикасается к телу, как растут на голове волосы).

Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в школу. И все делаем так быстро, торопясь, что заметить, остановиться, понюхать цветок – нет времени. А планета кружится, птицы поют, цветы растут, солнце всходит… я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и представить, как над красивым черным космосом, между блестящих звезд висит теплая круглобокая планета, она кружится, на ней живут люди, зверюшки бегают и прыгают, летают бабочки. Присмотритесь к планете внимательнее, еще внимательнее. Откройте глазки, вы заметили одну удивительную вещь? Нигде, нигде больше на планете нет ни одного вот такого малыша, нет больше нигде вот такой замечательной красавицы, на всей планете одна вот такая «единственная» девочка и, сколько не присматривайся, нигде больше нет такого очаровательного мальчика. Нигде нет такого второго ребенка».

То же самое очень искренне говорится о каждом ребенке. В этот момент психолог по очереди обращается к каждому из детей: «Ты на свете один такой единственный, второго такого существа нет нигде, сколько бы мы ни искали». При этом «существо» произносится очень нежно, с восторгом, как слово «чудо».

«Давайте, наконец, познакомимся. Чтобы все видели друг друга, сядьте в круг».

Игра «Снежный ком»

Цель игры – познакомиться с группой.

Ход: первый ребенок называет свое имя. Второй, прежде чем представиться самому, называет имя первого ребенка, а затем свое, третий – имена первого, второго и свое, и далее по кругу. Психолог завершает круг, называя по имени всех детей, а затем свое имя.

«Замечательно, оказалось, что у всех вас есть прекрасные имена. Ну-ка, дайте, я на вас посмотрю. У всех есть носик, у всех есть ротик, у всех есть глазки, зубки, по две ручки, по две ножки. Ни у кого нет трех? А-а-а, дети, так вы все одинаковые».

Психолог выдерживает выразительную паузу на слове «одинаковые», давая детям возможность прийти в себя и возмутиться. После того как они выразят свое возмущение – «Мы разные», - психолог говорит:

«Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, вот уши. А, волосы разные? Характер разный? Хорошо, вы меня убедили, давайте разберемся, чем вы отличаетесь».

Дети вместе с психологом перечисляют, чем отличаются друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, внутренний мир. Внутренний мир упоминается особо.

«Вы знаете, что такое внутренний мир? Внешний мир – это природа, небо, солнце. А внутренний? На самом деле в нашем внутреннем мире тоже есть небо и солнце. И если на солнышко находят тучки – настроение портится, идет дождь – бегут слезки, светит солнышко – и настроение улучшается, хочется петь песенки. От того, какое у нас настроение, зависит очень многое. Когда у нас плохое настроение, мы грустим, у нас надуваются губки, появляются слезинки, уже не хочется играть в мяч или с куклами (все говорится соответствующим тоном).

Как выглядит грустный человек? Брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты.

А как выглядит веселый человек? Он улыбается, ему хочется бегать и прыгать. Ну-ка, давайте встанем и покажем, какие мы, когда веселые. Когда мы радуемся, нам хочется обнять все небо, раскинув руки. А после такой бурной радости можно и устать немножко.

Как выглядит уставший человек? Уф, выдохнули, пополам согнулись, руки тяжелые, упали. Все, лежим и отдыхаем.

Что мы только что делали? А как мы это делали? Правильно, внутреннее состояние человека можно передать многими способами. С помощью жестов. Давайте все грустно помашем вслед рукой… При этом наше лицо показывает, что мы грустим, грусть буквально написана на нашем лице – это наша мимика. А теперь давайте покажем с помощью мимики, какие мы сонные – тогда мы хотим спать, глазки слипаются. А еще у нас есть голос, и с помощью интонации мы тоже можем о многом рассказать. Давайте голосом покапризничаем: «Мама, не хочу вставать».

Вы уже, наверное, поняли, что все эти способы что-то сказать о своем внутреннем мире – жесты, мимика, интонация – вы постоянно используете. И потому, несмотря на то, что у каждого из нас по два глаза, по две руки, по две ноги, по одному носу, все же мы очень сложные и разные существа.

Чтобы представить себе, кто вы такие, какие вы удивительные и уникальные, ни на кого не похожие, завтра, как только проснетесь, только-только откроете глазки, не причесываясь и не умываясь, сразу же подбегите к зеркалу. Посмотрите на себя и удивитесь себе – какие вы интересные: какие у меня замечательные веснушечки, какие реснички, какие реснички, какие у меня зубки. Вы посмотрите на себя в зеркало и расскажите мне и другим ребятам на следующем занятии, кого вы увидите в зеркале, что вам понравится, а что нет.

А сегодня наше занятие заканчивается, до свидания!»

Занятие 2: «Подарки феи»

Тема: «Общение с незнакомыми людьми, уважительное обращение к пожилым людям»

Цель: - познакомить детей со сказкой «Подарки феи» Ш. Перро;

- показать через пример сказки способы общения с незнакомыми людьми, уважительного обращения к пожилым людям, в ситуации провинности умения вежливо признавать свою вину;

- закреплять навыки сопряженной речи.

Ход: Педагог и дети приветствуют друг друга.

«Помните, на прошлом занятии вам дано было домашнее задание. Кто скажет, какое? Верно, нужно было утром, сразу после пробуждения посмотреть в зеркало, удивиться себе и запомнить, кого вы в нем увидели». Дети по очереди делятся своими впечатлениями.

«Ребята, кто знает, что такое сказка? Конечно, нет, наверно, на Земле человека, который не знал бы, что такое сказка. С сегодняшнего дня мы с вами начинаем большое путешествие по стране Сказка. Мы будем знакомиться с множеством сказок, которые нас научат многому, о многом расскажут, на многое укажут.

Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Подарки феи». Рассаживайтесь поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать сказку (чтение сказки).

Ребята, понравилась вам сказка? Кто вам больше понравился: первая или вторая дочка? Правильно ли поступила младшая дочка по отношению к фее? Вспомним, как она ответила на просьбу феи попить воды. «Пейте на здоровье/ тетушка//» (в кавычках указаны слова, которые дети повторяют за педагогом, знак / - пауза, // - конец предложения). А как обратилась с феей другая дочь: «Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости! А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите…» когда младшая пришла домой, задержавшись у источника, мать ее начала бранить за опоздание, на что та ответила: «Простите/ матушка//. Я и в правду задержалась//». А когда мать ее выгнала из дома, бедная девушка убежала в лес, где встретила принца. Он спросил девушку, почему она плачет. На что та ответила: «Ах/ сударь/ матушка прогнала меня из дому//!»

Давайте представим, что мы оказались на месте младшей дочери. К нам у ручья подошла бедная старушка и попросила попить. Мы ответим ей вот так: «На здоровье/ бабушка//. Пейте/ пожалуйста//».

Вот мы вернулись домой, мы немного задержались, за что мама нас поругала. Мы можем ответить так: «Прости/ мама// Я действительно задержался//. Но у ручья ко мне подошла незнакомая бабушка и попросила попить// Я напоил ее//». Главное, если вы в чем-то провинились, извинитесь, попросите прощения и объясните причину, почему так получилось.

Случилось так, что мы, вдруг, заблудились в лесу. Нам на встречу вышел незнакомый человек и спросил, почему мы плачем. Можно ему ответить так: «Помогите мне/ пожалуйста// Я гулял по лесу и заблудился// Не могу найти дорогу домой// Я живу …//». Если с вами произошла беда, и нет знакомых, чтобы вам помочь, не бойтесь обратиться к незнакомым людям. Главное, объясните вашу беду и укажите все, что поможет решить вашу проблему.

Сегодня на занятии мы познакомились со сказкой Ш.Перро «Подарки феи», в которой увидели разные способы обращения к незнакомым людям, узнали, как надо поступать в ситуации, когда к тебе обращаются за помощью, когда тебя ругают, когда ты сам нуждаешься в помощи. Ребята, вы все сегодня были молодцы, вели себя правильно, были внимательны. Запомните, что сказка дает нам многого того, что пригодиться нам в жизни, надо только это увидеть.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 344.