Исследования проводились в среднеобразовательной школе №10 в специальном классе для детей с речевыми нарушениями г. Нефтекамска с детьми 8-9 лет в период с 10 сентября по 23 ноября 2007г.
Для обследования детей с заиканием была выдвинута основная цель - определение развитости коммуникативных способностей, а также следующие задачи:
- изучить анамнестические данные детей;
- пронаблюдать за группой заикающихся детей;
- выявить сложные ситуации общения для каждого ребенка;
- определить уровень фиксации детей на своем «дефекте»;
- определить контрольную и экспериментальную группу детей.
В ходе исследования были применены следующие методы и методики:
- метод анализа анамнестических данных;
- метод наблюдения;
- беседа;
- методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), разработанная Б.А. Федоришиным, преобразованная и приобщенная к заикающимся детям;
- методика диагностики "помех" в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко.
Учитывая особенности заикающихся детей и их речевой дефект, исследование проводилось в четыре этапа:
- I этап – адаптивный – детям дана была возможность привыкнуть к экспериментатору, принимать его за «своего». На данном этапе проводилось лишь пассивное наблюдение за детьми на занятиях и в повседневной деятельности, а также анализ медицинских карточек;
- II этап – индивидуального подхода – суть этапа заключалась в проведении индивидуальных бесед с учетом предрасположенности детей к экспериментатору;
- III этап – коллективный – проводились выбранные методики;
- IV этап – аналитический – анализ полученных результатов, определение экспериментальной и контрольной групп, составление программы формирующего эксперимента.
Эмпирическая база исследования: десять детей младшего школьного возраста с заиканием. Характеристика детей представлена в таблице 4.
Таблица 4 Анализ медицинских карт детей 8-9 лет с заиканием
Имя ребенка, возраст, год рождения | Анамнестические данные |
Настя, 8 лет, 1998г. | Заикание невротическое. Раннее речевое развитие. Двуязычная среда. Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Судороги длительные, тонические, наблюдаются в начале фраз. |
Александр, 9 лет, 1998г. | Заикание невротическое. Речевое развитие в соответствии с нормой. Русскоязычная среда. Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Заикание обусловлено психологической травмой (развод родителей). Судороги кратковременные, частые, смешанные, наблюдаются в начале фраз. |
Андрей, 9 лет, 1998г. | Заикание неврозоподобное, связанное с повышенным тонусом мышц языка. Речевое развитие замедленное, часто отклоняется от общения. Русскоязычная среда. Артикуляционный аппарат в норме. Судороги смешанные, не частые, может контролировать свою речь. |
Костя, 8 лет, 1998г. | Заикание невротическое. Речевое развитие раннее. Двуязычная среда. Нарушенное звукопроизношение (искажение звука «р»), в речи пропускает некоторые слоги. Судороги частые, длительные, клонические, появляются в зависимости от ситуации общения. |
Света, 9 лет, 1998г. | Неврозоподобное заикание (наследственная предрасположенность). Речь развита в соответствии с нормой. Русскоязычная среда. Артикуляция в норме, звукопроизношение не нарушено. Судороги длительные, смешанные, не частые. Может следить за своей речью. Судороги проявляются во время волнительных ситуаций, перевозбуждении. |
Стас, 9 лет, 1998г. | Неврозоподобное заикание (наследственная предрасположенность). Речь развита в соответствии с нормой. Русскоязычная среда. Артикуляция в норме, звукопроизношение не нарушено. Судороги длительные, смешанные, не частые. Может следить за своей речью. Судороги проявляются во время волнительных ситуаций, перевозбуждении. |
Женя, 8 лет, 1998г. | Невротическое заикание. Гиперактивность. Тахилалия. Раннее речевое развитие. Русскоязычная среда. Артикуляция в норме, в речи «проглатывает» некоторые слоги. Судороги длительные, тонические, кратковременные, проявляются в волнительных ситуациях, незнакомой обстановке в начале фраз. |
Марина, 8 лет, 1998г. | Заикание невротическое. Речевое развитие раннее. Двуязычная среда. Нарушенное звукопроизношение (искажение звука «с, з»), в речи пропускает некоторые слоги. Судороги частые, длительные, клонические, появляются в зависимости от ситуации общения. |
Лена, 9 лет, 1998г. | Заикание невротическое. Позднее речевое развитие. Двуязычная среда. Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Заикание обусловлено психологической травмой (детские страхи). Судороги кратковременные, частые, смешанные, наблюдаются в начале фраз. |
Игорь, 9 лет, 1998г. | Заикание невротическое. Речевое развитие раннее. Двуязычная среда. Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Заикание обусловлено высокой возбудимостью нервной системы. Судороги кратковременные, частые, смешанные, наблюдаются в начале фраз. |
Для сбора первичной информации о заикании детей, его характеристиках был проведен анализ анамнестических данных. В ходе данной работы было уточнено: вид заикания, языковая среда, причина заикания, вид, частота, продолжительность судорог, строение артикуляционного аппарата, звукопроизношение, место появления судорог в речи.
Наблюдение проводилось во время занятий заикающихся детей с психологом, во время прогулок, игр и общения с родителями. В ходе наблюдения обращалось внимание на то, как дети выстраивают свое речевое высказывание, степень выраженности заикания, признаки заикания, способы вступления в контакт с окружающими, правильность речи (грамматический строй, лексика, звукопроизношение), реакции в разных речевых ситуациях, степень фиксации ребенка на дефекте, особенности личности, развитость умственных способностей, психических свойств. Также детям дано было время привыкнуть к постороннему человеку (экспериментатору), наладить с ним контакт.
Результаты наблюдения зарегистрированы в "Протоколе наблюдения за детьми с заиканием" (Приложение 1) [17, 267].
После «принятия» в детский коллектив были проведены индивидуальные беседы с детьми, в ходе которых уточнялись данные, полученные при наблюдении: фиксация на дефекте, сложные речевые ситуации, стремление к общению или избегание его.
Примерные вопросы беседы:
1. Много ли у тебя друзей, почему?
2. Легко ли тебе общаться с людьми?
3. Когда ты испытываешь трудности в общении?
4. Мешает ли тебе твое заикание, стесняешься ли ты его?
5. Хотел бы ты избавиться от него?
6. Что ты делаешь, чтобы другие не заметили, как ты заикаешься?
Данные беседы зафиксированы в «Протоколе беседы с заикающимися детьми» (Приложение 2) [17, 269].
Так как наблюдение и беседа являются более субъективными методами обследования и не дают полной картины о коммуникативных способностях, были использованы и методики.
Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), разработанная Б.А. Федоришиным [15, 398-403] предназначена для определения коммуникативности, общительности и умения людей управлять другими, организовывать их на какую-либо деятельность. Она была преобразована и приобщена к заикающимся детям для определения их коммуникативных способностей, умения их общаться с окружающими.
Для проведения методики детям было предложено ответить на вопросы опросника (Приложение 3) и заполнить бланк ответов, пометив свой положительный ответ знаком "плюс", а отрицательный - знаком "минус" (Приложение 5). Обработка данных заключала в себе следующее:
7. сопоставление ответов с дешифроватором (таблица 4) и подсчет количества совпадений коммуникативным склонностям.
8. вычисление оценочного коэффициента коммуникативных склонностей как отношения количества совпавших ответов к максимально возможному числу совпадений (20), по формуле:
Кх
Кк= ---------;
20
Полученные данные были сопоставлены со шкальными оценками (таблица 5), вследствие чего был проведен анализ по следующим параметрам:
Оценка "1" - испытуемые характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных склонностей.
Оценка "2" - уровень ниже среднего. Испытуемые стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Оценка "3" - средний уровень. Такие люди стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей.
Оценка "4" - высокий уровень. Испытуемые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Оценка "5" - очень высокий уровень. Испытуемые испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребности в коммуникации и организаторской деятельности.
Таблица 5 Дешифратор
Склонности | ответы | |
Положительные | Отрицательные | |
Коммуникативные | Вопросы 1-го столбца | Вопросы 2-го столбца |
Таблица 6 Шкала оценок коммуникативных склонностей
Кк | Шкала оценок |
0,10-0,45 0,45-0,55 0,56-0,65 0,66-0,75 0,75-1,00 | 1 2 3 4 5 |
Для конкретизации полученных данных и получения факторов, мешающих коммуникации, была проведена методика диагностики "помех" в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко [16, 591-594].
Детям было предложено ответить на перечень вопросов (Приложение 4) однозначными ответами "да" или "нет", отмечая ответы в протоколе (Приложение5).
Ответы детей оценивались по двум показателям: общий показатель «помех» и отдельные «помехи». Баллы подчитывались по следующей шкале:
Таблица 7
"Помехи" в установлении эмоциональных контактов | Номера вопросов и ответы по "ключу" |
1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их | +1,-6,+11,+16,-21 |
2. Неадекватное проявление эмоций | -2,+7,+12,+17,+22 |
3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций | +3,+8,+13,+18-23 |
4. Доминирование негативных эмоций | +4,+9,+14,+19,+24 |
5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе | +5,+10,+15,+20,+25 |
В результате чего был проведен анализ полученных данных по следующим оценкам:
Количество набранных баллов меньше 5 - эмоции обычно не мешают таким людям общаться (категория I);
6-8 баллов - у таких людей есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении (категория II);
9-12 баллов - свидетельство того, что эмоции "на каждый день" в некоторой степени осложняют общение таких людей (категория III);
13 и более баллов - эмоции явно мешают людям устанавливать контакты с окружающими, возможно, они подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям (категория IV).
Также было обращено внимание на конкретные "помехи", которые отчетливо возникают у детей - это пункты, где количество баллов 3 и более.
После проведенного исследования были подведены итоги и проанализированы полученные результаты, указанные в следующей части исследования.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 298.