Организация и методы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Исследования проводились в среднеобразовательной школе №10 в специальном классе для детей с речевыми нарушениями г. Нефтекамска с детьми 8-9 лет в период с 10 сентября по 23 ноября 2007г.

Для обследования детей с заиканием была выдвинута основная цель - определение развитости коммуникативных способностей, а также следующие задачи:

- изучить анамнестические данные детей;

- пронаблюдать за группой заикающихся детей;

- выявить сложные ситуации общения для каждого ребенка;

- определить уровень фиксации детей на своем «дефекте»;

- определить контрольную и экспериментальную группу детей.

В ходе исследования были применены следующие методы и методики:

- метод анализа анамнестических данных;

- метод наблюдения;

- беседа;

- методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), разработанная Б.А. Федоришиным, преобразованная и приобщенная к заикающимся детям;

- методика диагностики "помех" в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко.

Учитывая особенности заикающихся детей и их речевой дефект, исследование проводилось в четыре этапа:

- I этап – адаптивный – детям дана была возможность привыкнуть к экспериментатору, принимать его за «своего». На данном этапе проводилось лишь пассивное наблюдение за детьми на занятиях и в повседневной деятельности, а также анализ медицинских карточек;

- II этап – индивидуального подхода – суть этапа заключалась в проведении индивидуальных бесед с учетом предрасположенности детей к экспериментатору;

- III этап – коллективный – проводились выбранные методики;

- IV этап – аналитический – анализ полученных результатов, определение экспериментальной и контрольной групп, составление программы формирующего эксперимента.

Эмпирическая база исследования: десять детей младшего школьного возраста с заиканием. Характеристика детей представлена в таблице 4.

 

Таблица 4 Анализ медицинских карт детей 8-9 лет с заиканием

Имя ребенка, возраст, год рождения Анамнестические данные
Настя, 8 лет, 1998г. Заикание невротическое. Раннее речевое развитие. Двуязычная среда. Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Судороги длительные, тонические, наблюдаются в начале фраз.
Александр, 9 лет, 1998г. Заикание невротическое. Речевое развитие в соответствии с нормой. Русскоязычная среда. Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Заикание обусловлено психологической травмой (развод родителей). Судороги кратковременные, частые, смешанные, наблюдаются в начале фраз.
Андрей, 9 лет, 1998г. Заикание неврозоподобное, связанное с повышенным тонусом мышц языка. Речевое развитие замедленное, часто отклоняется от общения. Русскоязычная среда. Артикуляционный аппарат в норме. Судороги смешанные, не частые, может контролировать свою речь.
Костя, 8 лет, 1998г. Заикание невротическое. Речевое развитие раннее. Двуязычная среда. Нарушенное звукопроизношение (искажение звука «р»), в речи пропускает некоторые слоги. Судороги частые, длительные, клонические, появляются в зависимости от ситуации общения.
Света, 9 лет, 1998г. Неврозоподобное заикание (наследственная предрасположенность). Речь развита в соответствии с нормой. Русскоязычная среда. Артикуляция в норме, звукопроизношение не нарушено. Судороги длительные, смешанные, не частые. Может следить за своей речью. Судороги проявляются во время волнительных ситуаций, перевозбуждении.
Стас, 9 лет, 1998г. Неврозоподобное заикание (наследственная предрасположенность). Речь развита в соответствии с нормой. Русскоязычная среда. Артикуляция в норме, звукопроизношение не нарушено. Судороги длительные, смешанные, не частые. Может следить за своей речью. Судороги проявляются во время волнительных ситуаций, перевозбуждении.
Женя, 8 лет, 1998г. Невротическое заикание. Гиперактивность. Тахилалия. Раннее речевое развитие. Русскоязычная среда. Артикуляция в норме, в речи «проглатывает» некоторые слоги. Судороги длительные, тонические, кратковременные, проявляются в волнительных ситуациях, незнакомой обстановке в начале фраз.
Марина, 8 лет, 1998г. Заикание невротическое. Речевое развитие раннее. Двуязычная среда. Нарушенное звукопроизношение (искажение звука «с, з»), в речи пропускает некоторые слоги. Судороги частые, длительные, клонические, появляются в зависимости от ситуации общения.
Лена, 9 лет, 1998г. Заикание невротическое. Позднее речевое развитие. Двуязычная среда. Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Заикание обусловлено психологической травмой (детские страхи). Судороги кратковременные, частые, смешанные, наблюдаются в начале фраз.
Игорь, 9 лет, 1998г. Заикание невротическое. Речевое развитие раннее. Двуязычная среда. Артикуляционный аппарат в норме, патологий нет. Заикание обусловлено высокой возбудимостью нервной системы. Судороги кратковременные, частые, смешанные, наблюдаются в начале фраз.

 

Для сбора первичной информации о заикании детей, его характеристиках был проведен анализ анамнестических данных. В ходе данной работы было уточнено: вид заикания, языковая среда, причина заикания, вид, частота, продолжительность судорог, строение артикуляционного аппарата, звукопроизношение, место появления судорог в речи.

Наблюдение проводилось во время занятий заикающихся детей с психологом, во время прогулок, игр и общения с родителями. В ходе наблюдения обращалось внимание на то, как дети выстраивают свое речевое высказывание, степень выраженности заикания, признаки заикания, способы вступления в контакт с окружающими, правильность речи (грамматический строй, лексика, звукопроизношение), реакции в разных речевых ситуациях, степень фиксации ребенка на дефекте, особенности личности, развитость умственных способностей, психических свойств. Также детям дано было время привыкнуть к постороннему человеку (экспериментатору), наладить с ним контакт.

Результаты наблюдения зарегистрированы в "Протоколе наблюдения за детьми с заиканием" (Приложение 1) [17, 267].

После «принятия» в детский коллектив были проведены индивидуальные беседы с детьми, в ходе которых уточнялись данные, полученные при наблюдении: фиксация на дефекте, сложные речевые ситуации, стремление к общению или избегание его.

Примерные вопросы беседы:

1. Много ли у тебя друзей, почему?

2. Легко ли тебе общаться с людьми?

3. Когда ты испытываешь трудности в общении?

4. Мешает ли тебе твое заикание, стесняешься ли ты его?

5. Хотел бы ты избавиться от него?

6. Что ты делаешь, чтобы другие не заметили, как ты заикаешься?

Данные беседы зафиксированы в «Протоколе беседы с заикающимися детьми» (Приложение 2) [17, 269].

Так как наблюдение и беседа являются более субъективными методами обследования и не дают полной картины о коммуникативных способностях, были использованы и методики.

Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), разработанная Б.А. Федоришиным [15, 398-403] предназначена для определения коммуникативности, общительности и умения людей управлять другими, организовывать их на какую-либо деятельность. Она была преобразована и приобщена к заикающимся детям для определения их коммуникативных способностей, умения их общаться с окружающими.

Для проведения методики детям было предложено ответить на вопросы опросника (Приложение 3) и заполнить бланк ответов, пометив свой положительный ответ знаком "плюс", а отрицательный - знаком "минус" (Приложение 5). Обработка данных заключала в себе следующее:

7. сопоставление ответов с дешифроватором (таблица 4) и подсчет количества совпадений коммуникативным склонностям.

8. вычисление оценочного коэффициента коммуникативных склонностей как отношения количества совпавших ответов к максимально возможному числу совпадений (20), по формуле:

 

Кх

Кк= ---------;

20

 

Полученные данные были сопоставлены со шкальными оценками (таблица 5), вследствие чего был проведен анализ по следующим параметрам:

Оценка "1" - испытуемые характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных склонностей.

Оценка "2" - уровень ниже среднего. Испытуемые стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Оценка "3" - средний уровень. Такие люди стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей.

Оценка "4" - высокий уровень. Испытуемые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Оценка "5" - очень высокий уровень. Испытуемые испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребности в коммуникации и организаторской деятельности.

 


Таблица 5 Дешифратор

 Склонности

 ответы

 Положительные  Отрицательные
Коммуникативные Вопросы 1-го столбца Вопросы 2-го столбца

 

Таблица 6 Шкала оценок коммуникативных склонностей

Кк Шкала оценок
0,10-0,45 0,45-0,55 0,56-0,65 0,66-0,75 0,75-1,00 1 2 3 4 5

 

Для конкретизации полученных данных и получения факторов, мешающих коммуникации, была проведена методика диагностики "помех" в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко [16, 591-594].

Детям было предложено ответить на перечень вопросов (Приложение 4) однозначными ответами "да" или "нет", отмечая ответы в протоколе (Приложение5).

Ответы детей оценивались по двум показателям: общий показатель «помех» и отдельные «помехи». Баллы подчитывались по следующей шкале:

 

Таблица 7

"Помехи" в установлении эмоциональных контактов Номера вопросов и ответы по "ключу"
1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их +1,-6,+11,+16,-21
2. Неадекватное проявление эмоций -2,+7,+12,+17,+22
3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций +3,+8,+13,+18-23
4. Доминирование негативных эмоций +4,+9,+14,+19,+24
5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе +5,+10,+15,+20,+25

 

В результате чего был проведен анализ полученных данных по следующим оценкам:

Количество набранных баллов меньше 5 - эмоции обычно не мешают таким людям общаться (категория I);

6-8 баллов - у таких людей есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении (категория II);

9-12 баллов - свидетельство того, что эмоции "на каждый день" в некоторой степени осложняют общение таких людей (категория III);

13 и более баллов - эмоции явно мешают людям устанавливать контакты с окружающими, возможно, они подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям (категория IV).

Также было обращено внимание на конкретные "помехи", которые отчетливо возникают у детей - это пункты, где количество баллов 3 и более.

После проведенного исследования были подведены итоги и проанализированы полученные результаты, указанные в следующей части исследования.

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 264.