Для определения эффективности формирующего воздействия необходимо также провести и количественное соотношение результатов.
По результатам констатирующего эксперимента развитие коммуникативных способностей детей экспериментальной группы было следующим: на среднем уровне – 3 детей (60%), ниже среднего – 2 (40%). В контрольной группе показатели таковы же как и в экспериментальной. Выразим это в диаграмме 1.
Диаграмма 1 Диагностика уровня развития коммуникативных способностей у заикающихся детей 8-9 лет (до формирующего воздействия)
Анализ диаграммы позволяет сделать вывод о том, что на начало исследования уровень развития коммуникативных способностей как в экспериментальной так и в контрольной группах одинаковы.
После формирующего эксперимента контрольные исследования уровня развития коммуникативных способностей следующее: в экспериментальной группе результаты повысились – на высоком уровне – 2 детей (40%), на среднем уровне – 3 (60%). В контрольной группе явных изменений не наблюдается – 4 детей на среднем уровне (70%), один на уровне ниже среднего (30%).
Диаграмма 2 Диагностика уровня развития коммуникативных способностей у заикающихся детей 8-9 лет (после формирующего воздействия)
Сравнивая первые показатели со вторыми, можно сделать следующий вывод: эффективность формирующего воздействия равна 50%.
Анализ результатов формирующего воздействия позволяет судить о том, что дети экспериментальной группы смогли развить свои коммуникативные способности до высокого уровня. Т.е. полученные на занятии знания и умения дети смогли перенести в повседневные ситуации общения. Использование же сказкотерапии на формирующих занятиях способствовали ускорить этот процесс.
По данным методики диагностики «помех» для общения с людьми детям мешали их эмоции (неадекватность их проявления и негативные эмоции). В процентном соотношении это выглядит следующим образом: как в экспериментальной, так и в контрольной группе имеются дети, у которых наблюдаются некоторые проблемы в общении из-за своих эмоций – категория II (в каждой группе по 3 ребенка – 60%). Некоторым детям эмоции «на каждый день» мешают общаться (Категория III). В каждой группе по 2 ребенка относящихся к категории III (40%).
Выразим это в диаграмме 3.
Диаграмма 3 Диагностика «помех» в общении детей с заиканием 8-9 лет (до формирующего воздействия)
Анализ диаграммы показывает, что в обеих группах – и контрольной, и экспериментальной – дети имеют одинаковые проблемы в общении.
После формирующего воздействия показатели изменились и выглядят следующим образом:
- в экспериментальной группе 3 детей смогли справиться и устранить основные «помехи» общения – категория I – 60%; у двоих детей наблюдаются некоторые проблемы в общении, но в менее выраженной степени – категория II – 40%;
- в контрольной группе выраженных изменений не наблюдается: один ребенок относится к категории I (20%), трое – к категории II (60%), один ребенок – категория III (20%).
Выразим это в диаграмме 4.
Диаграмма 4 Диагностика «помех» в общении детей с заиканием 8-9 лет (после формирующего воздействия)
коммуникативный дитя заикание сказкотерапия
При сравнении показателей констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать вывод о том, что в результате формирующего воздействия равные по развитию две группы имеют значительные различия в развитии. Уровень коммуникативных способностей детей экспериментальной группы повысился с среднего до высокого. Контрольная группа остается на прежнем уровне развития.
Таким образом, эффективность формирующего воздействия равна 50%.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
Заикание - одно из наиболее древнейших проблем в истории изучения расстройств речи, самое распространенное нарушение речи, проявляющееся в нарушении речедвигателных актов. Однако, нарушая коммуникативную сторону речи, оно вплетается в процесс развития личности, ее социализации, тем самым переставая быть просто речевым нарушением.
Заикание, как речевое нарушение, тесно связано с коммуникативной стороной речи, в результате него тормозиться процесс развития коммуникативных способностей личности, которые направлены на построение правильного речевого высказывания.
Заикание носит ситуативный характер: степень сложности ситуации связана с возможностью достижения заикающимся коммуникативной задачи.
Преодоление заикания - комплексный процесс логопедического, психолого-педагогического и (при необходимости) медицинского воздействия. Особое место в этом занимает психотерапевтическая работа, направленная на развитие социальных взаимоотношений.
Одним из методов психотерапевтической работы является сказкотерапия. Сказка содержит в себе незамысловатый сюжет, понятный детям, и глубинный смысл, до которого дойти помогает психотерапевт. Читая, пересказывая, сочиняя и разыгрывая сказки, дети вступают во взаимоотношения, раскрепощаются, сталкиваются с разными жизненными ситуациями. Именно поэтому сказкотерапия является одним из наиболее рациональных методов психотерапии.
Для проведения психотерапевтической работы необходимо провести полное обследование заикающегося ребенка. Нужно установить форму заикания, степень выраженности в различных ситуациях, уровень развития коммуникативных способностей, степень фиксации на дефекте, "помехи", возникающие в процессе общения.
На основе полученных в ходе исследования данных строится программа индивидуальной и коллективной работы с заикающимися детьми.
При использовании методов и приемов сказкотерапии на занятиях по формированию коммуникативных способностей детей с заиканием можно добиться положительных результатов: повысить уровень развития коммуникативных способностей, устранить некоторые «помехи».
По результатам исследования можно сказать, что поставленная нами цель в начале исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение: действительно, при использовании методов сказкотерапии возможно достижение положительных результатов в значительно короткие сроки.
Литература
1. Белякова Л.И. Заикание: Логопедия - М.: Академия, 2003.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Издательство «Совершенство», 1998.
3. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии - СПб.: Издательство КАРО, 2005.
4. Вачков И.А. сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001.
5. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников - СПб.: КАРО, 2006.
6. Волкова Н.А. игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М.: Академия, 1983.
7. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. – СПб.: Речь, 2003.
8. Дефектология: словарь - справочник /под ред. Пузанова Б.П. - М.: Новая школа, 1996.
9. Детский практический психолог /под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: ВЛАДОС, 2001.
10. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь», 1998.
11. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: ООО "Речь", 2000.
12. Калягин В. Если ребенок заикается - СПб.: Питер - Ком, 1998.
13. Логопедия /под ред. С.Н.Шаховской, Л.С. Волковой - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
14. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: КАРО, 2001.
15. Основы логопедической работы с детьми /под ред. Г.В. Чиркиной - М.: АРКТИ, 2002.
16. Основы специальной психологии. /под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
17. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех - СПб.: Питер принт, 2004.
18. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам - М.: Просвещение, 1995.
19. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Сказкотерапевтические программы. – СПб.: Речь, 2000.
20. Практика сказкотерапии. /под ред. Н.А. Сакович. - СПб.: Речь, 2006.
21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /под общей ред. АА. Крылова, С.А. Маничева - СПБ.: Питер, 2006.
22. Практическая психодиагностика. Методики и тесты /сост. Райгородская Д.Я. - Самара: Издательский дом "БахРах - М", 2006.
23. Психологический словарь /авторы-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.м. Балабанова; под общ. ред. Ю.Я. Неймера. – Ростов-на/Д.: Деникс, 2003.
24. Психология Словарь /под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
25. Рау Е.Ю. Ситуационный феномен заикания и его преодоление. – СПб.: КАРО, 1994.
26. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление /под ред. Ю.Ф. Гаркуши - Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2001.
27. Русские волшебные сказки. – М.: АСТ, 1994.
28. Скрыпкин И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием. // Дошкольное воспитание №8, 1996г. - стр.28.
29. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия - М.; Издательство Института психотерапии, 2005.
30. Справочник практического психолога: Психотерапия /сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
31. Фесюкова Л.Б. воспитание сказкой. – М.: АСТ, 2000.
32. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003.
33. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Коррекция сложных речевых расстройств - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
Тезаурус
Анамнез – совокупность сведений о болезни.
Беседа (в психологии) – метод получения информации на основе вербальной коммуникации.
Возраст (в психологии) – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
Группа – ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр.
Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психологического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительностью.
Задача – данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна достигаться преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Исследование – процесс приобретения знаний либо через изучение
соответствующих теорий, либо через сбор эмпирических данных.
Коммуникативные способности – умение человека порождать речевые высказывания.
Логофобия – боязнь речи, навязчивый страх.
Метод – способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования.
Наблюдение – метод научного исследования, целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.
Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психолого-педагогическая реабилитация - обучение подростка способам саморегуляции эмоционального состояния, овладение специализированной аутогенной тренировкой, способами самоконтроля, обучение навыкам поведения и общения со сверстниками и взрослыми.
Речевые средства – вербальные (словесные) и невербальные компоненты, с помощью которых говорящий кодирует мысль.
Речь – сложная функциональная система, процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений.
Сказкотерапия – одно из направлений психотерапии, направленное на созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому клиенту своей особенной сказки.
Судорога речевая – непроизвольное сокращение мышц речевого аппарата. Может быть клонической (быстрая смена сокращения и расслабления), и тонической (длительное сокращение мышц).
Фиксированность - отражение объективно существующего речевого дефекта во всей психической деятельности человека.
Эмболофразия – включение в речь лишних (по смыслу) звуков, слогов, слов.
Приложение 1
Дата: 2019-12-22, просмотров: 310.