Протокол наблюдения за детьми с заиканием
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анамнестические и паспортные данные

Фамилия, имя, отчество ребенка

Год рождения (число, месяц)

Класс

Состояние слуха

Состояние речи

Заключение психоневролога (заикание невротическое или неврозоподобное)

Данные о ходе развития речи:

Языковая среда

На каком (их) языках общается ребенок

Общая характеристика речи

А) степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи, состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)

Б) типичные для заикающихся ошибки в письме и чтении (недописывание, недочитывание слов, пропуски букв, слогов, слов)

Особенности речевого общения

А) своеобразие речевой деятельности (начало общения, объем общения, степень свободы пользования языковыми средствами в соответствии с темой и ситуацией общения); вариабельность проявления заикания в процессе общения (диалогическая речь, монологическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содержания; подготовленная и неподготовленная; громкая, шепотная, скандированная речь)

Б) Ситуации общения, усугубляющие индивидуальные коммуникативные затруднения (повышение личной ответственности, внешние отвлекающие факторы)

В) Особенности речевого поведения (речевая активность, быстрота переключения с одной темы на другую при восприятии и передаче сообщения, импульсивность или замедленность высказывания, общая организованность речи, темп)

Признаки заикания

a. частота и интенсивность запинок;

b. продолжительность речевых судорог (длительная, краткая);

c. непреднамеренные паузы (количество и место их в высказывании);

d. "трудные звуки", изменение слов, фраз в процессе высказывания;

e. эмболофразия;

f. сопутствующие движения (произвольные и непроизвольные)

Особенности личности

(степень ее активности, направленность, самостоятельность; организованность, контактность, неустойчивость деятельности, истощаемость, отношение ребенка к речевому дефекту, способность к адаптации в разных условиях общения и пр.)

Состояние эмоциональной сферы (эмоциональная импульсивность, уравновешенность, заторможенность)

 



Приложение 2

Протокол беседы с заикающимися детьми

 

Имя ребенка, возраст

Особенности вступления в беседу

Ответы на вопросы:

- Много ли у тебя друзей? Почему?

- Легко ли тебе общаться с людьми?

- Когда ты испытываешь трудности в общении?

- Мешает ли тебе твое заикание, стесняешься ли ты его?

- Хотел бы ты избавиться от него?

- Что ты делаешь, чтобы другие не заметили, как ты заикаешься?

 



Приложение 3

 

Вопросник КОС

1. Много ли у тебя друзей?

2. Часто ли твои товарищи действуют по твоему мнению?

3. Долго ли ты обижаешься на друга, обидевшего тебя?

4. Тебе всегда трудно найти решение в сложной ситуации?

5. Желаешь ли ты познакомиться, приобрести новых друзей, знакомых?

6. Ты любишь заниматься общественной работой?

7. Правда ли то, что тебе легче провести время с книгой или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Легко ли тебе отступить от принятого решения, если возникли какие-то помехи для его осуществления?

9. Легко ли тебе начать общаться с людьми старше тебя по возрасту?

10. Любишь ли ты придумывать и играть с друзьями в различные игры и развлечения?

11. Трудно ли тебе вступить в новую компанию?

12. Часто ли ты откладываешь на другой день то, что надо сделать сегодня?

13. Легко ли тебе начать общаться с незнакомыми тебе людьми?

14. Стремишься ли ты к тому, чтобы твои товарищи делали так, как ты хочешь?

15. Трудно ли ты осваиваешься в новом коллективе (компании)?

16. Правда ли то, что вы не ругаетесь с товарищами по поводу их невыполнения своих обязанностей?

17. Стремишься ли ты при каждом удобном случае познакомиться с новым человеком и поговорить с ним?

18. Часто ли при решении важных дел ты берешь ответственность на себя?

19. Раздражают ли тебя окружающие и хочется ли тебе побыть одному?

20. Правда ли то, что ты плохо ориентируешься в новой обстановке?

21. Нравиться ли тебе постоянно находиться среди людей?

22. Раздражаешься ли ты, если тебе не удается закончить начатое дело?

23. Испытываешь ли ты затруднение, неудобство или стеснение, когда первым знакомишься с человеком?

24. Правда ли то, что ты устаешь от частого общения с товарищами?

25. Любишь ли ты участвовать в совместной, коллективной игре?

26. Часто ли ты берешь на себя ответственность при решении вопросов, касающихся интересов твоих друзей?

27. Правда ли то, что тебе неловко среди малознакомых людей?

28. Верно ли, что ты редко стремишься доказать свою правоту?

29. Думаешь ли ты, что тебе легко оживить незнакомую компанию?

30. Принимаешь ли ты участие в общественной работе в школе?

31. Стремишься ли ты ограничить круг своих друзей небольшим количеством человек?

32. Правда ли то, что ты не будешь настаивать на своем мнении или решении, если его не приняли твои друзья?

33. Чувствуешь ли ты себя легко, раскованно в незнакомой компании?

34. Охотно ли ты приступаешь к приготовлению различных игр или развлечений для своих приятелей?

35. Правда ли то, что ты чувствуешь себя недостаточно уверенным и спокойным, когда надо говорить что-то большое группе людей?

36. Часто ли ты опаздываешь на встречи с друзьями, уроки?

37. Верно ли, что у тебя много друзей?

38. Часто ли ты оказываешься в центре внимания своих друзей?

39. Часто ли ты испытываешь неловкость, неуверенность, когда общаешься с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что ты не очень уверенно чувствуешь себя в окружении большой группы своих товарищей?

 



Приложение 4

Вопросник диагностики "помех"

1. Обычно к концу дня на моем лице заметна усталость.

2. Бывает, что при первом знакомстве мои эмоции мешают мне произвести хорошее впечатление на собеседника (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, наоборот, много говорю, веду себя неестественно).

3. В общении мне часто не достает выразительности, эмоциональности.

4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

5. Я в принципе против того, чтобы казаться вежливым, если тебе этого не хочется.

6. Я обычно умею скрывать вспышки своих эмоций от окружающих.

7. Часто в общении с друзьями я продолжаю думать о чем-то своем.

8. Бывает, я хочу выразить товарищу свою поддержку (внимание, переживание, сочувствие), но он этого не понимает, не воспринимает.

9. Чаще в моих глазах или лице видна озабоченность, задумчивость.

10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к товарищам.

11. Все мои неприятные переживания обычно написаны у меня на лице.

12. Если я увлекаюсь разговором, то выражения моего лица становятся слишком выразительными.

13. Пожалуй, я несколько скован, зажат.

14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

15. Обычно я чувствую неудобство, когда надо пожимать руки собеседникам.

16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т.п.

17. Разговаривая, излишне жестикулирую (делаю много жестов).

18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль, озабоченность, хотя на душе спокойно.

20. Мне трудно смотреть в глаза при разговоре с малознакомым человеком.

21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свое отношение к плохому человеку.

22. Мне часто бывает весело без всякой причины.

23. Мне просто сделать по собственному желанию или чьей-то просьбе разные выражения лица: печаль, радость, испуг, отчаяние и т.д.

24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю к нему эти чувства.

 



Приложение 5

 

Лист ответов

Фамилия, имя, отчество

Дата      Возраст

 

Тест №1

1   2   3   4  
5   6   7   8  
9   10   11   12  
13   14   15   16  
17   18   19   20  
21   22   23   24  
25   26   27   28  
29   30   31   32  
33   34   35   36  
37   38   39   40  

 

Тест №2

1   2   3   4   5  
6   7   8   9   10  
11   12   13   14   15  
16   17   18   19   20  
21   22   23   24   25  

 

Лист ответов

Фамилия, имя, отчество

Дата      Возраст

 


Тест №1

1   2   3   4  
5   6   7   8  
9   10   11   12  
13   14   15   16  
17   18   19   20  
21   22   23   24  
25   26   27   28  
29   30   31   32  
33   34   35   36  
37   38   39   40  

 

Тест №2

1   2   3   4   5  
6   7   8   9   10  
11   12   13   14   15  
16   17   18   19   20  
21   22   23   24   25  

 

Лист ответов

Фамилия, имя, отчество

Дата      Возраст

 

Тест №1

1   2   3   4  
5   6   7   8  
9   10   11   12  
13   14   15   16  
17   18   19   20  
21   22   23   24  
25   26   27   28  
29   30   31   32  
33   34   35   36  
37   38   39   40  

 


Тест №2

1   2   3   4   5  
6   7   8   9   10  
11   12   13   14   15  
16   17   18   19   20  
21   22   23   24   25  

 





Приложение 6

 

Ш. Перро «Подарки феи»

Жила когда-то на свете вдова, и были у нее две дочери. Старшая – вылитая мать: то же лицо, тот же характер. Смотришь на дочь, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше.

А младшая дочка была вся в покойного отца – добрая, приветливая, кроткая, да к тому же еще красавица, каких мало.

Обычно люди любят тех, кто на них похож. Поэтому-то мать без ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она заставляла ее работать с утра до ночи, а кормила на кухне.

Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику, который был, по крайней мере, в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды.

Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться.

- Пейте на здоровье, тетушка, - сказала добрая девушка.

Сполоснув поскорей кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтобы удобнее было пить.

Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:

- Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про нее рассказывают.) Вот что я тебе подарю: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай!

Когда девушка пришла домой. Мать стала бранить ее за то, что она замешкалась у источника.

- Простите, матушка, - сказала бедная девушка. – Я нынче и вправду запоздала.

Но едва только она проронила эти слова, как с ее губ упали несколько роз, две жемчужины два крупных алмаза.

- Смотрите-ка! – сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. – Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга… Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой).

Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с ее уст.

- Ну, если так, - сказала мать, - надо мне послать к источнику и старшую дочку… А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыпется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.

- Ну вот еще! Охота мне тащиться в этакую даль! – ответила злючка.

- А я хочу, чтобы ты пошла! – прикрикнула на нее мать. – И сию же минуту, без разговоров!

Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме.

Едва она успела подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды. (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают).

- Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? – сказала девушка дерзко. – Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите…

- Однако вы не очень-то любезны, - сказала спокойно фея. – Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвется с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!

Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу:

- Это ты, доченька? Ну как?

- А вот так, матушка! – буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог.

- Ах, боже мой! – вскрикнула мать. – Да что же это такое? Откуда?.. А, знаю! Это твоя сестра во всем виновата. Ну, поплатится же она у меня!.. – И она кинулась на младшую дочку с кулаками.

Бедняжка в страхе бросилась бежать и скрылась в соседнем лесу.

Там встретил ее молодой принц, сын короля этой страны.

Возвращаясь с охоты, он нашел в чаще прекрасную девушку и, подивившись ее красоте, спросил, что она делает в лесу совсем одна и о чем так горько плачет.

- Ах, сударь, - ответила красавица, - матушка прогнала меня из дому!..

Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала ему всю свою историю.

Королевский сын влюбился в нее. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила девушку, стоит дороже любого приданного, какое могла бы принести ему невеста. Он увез девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней.

Ну, а старшая сестра с каждым днем становилась все противнее и несноснее. В конце концов, даже собственная мать не выдержала и прогнала ее из дому. Несчастная нигде и ни у кого не могла найти пристанища и умерла, отвергнутая всеми.

А. Смирнова «Ежик»

Маленький Ежик заблудился в лесу. Целый день он пытался найти тропинку, ведущую к дому, но с каждым шагом углублялся в чащу леса. Стемнело, пошел дождь и вместе с его капельками из глаз Ежика падали слезинки.

Ежик замерз, проголодался и представил, как сильно беспокоится его мама, которую он очень любил и не хотел ничем огорчать.

Рассчитывать на чью-либо помощь было бесполезно, потому что друзей у Ежик не имел. Лесные зверята вечно подсмеивались над ним и подшучивали только за то, что он не такой мягкий и пушистый как они, а колючий, маленький; да к тому же еще и толстый, когда сворачивается в клубок. Никого не интересовало, что под этими колючками скрывается что-то очень нежное и доброе. С Ежиком даже не пытались подружиться – ведь тогда не над кем будет посмеиваться.

Каждое утро в лесу пятеро друзей – Зайчик, Медвежонок, Барсук, Енот и Белочка начинали с придумывания пакостей и дразнилок для Ежика.

Однажды Заяц предложил вырыть яму, замаскировать ее ветками и позвать Ежика. После этого случая Ежик несколько дней хромал, потому что, падая в яму, подвернул лапку. Но никому его не было жалко. Наоборот, с забинтованной лапкой он был еще более смешон, чем раньше.

И вот однажды наступил такой момент, когда всем надоело дразнить Ежика старыми способами, а новые никак не придумывались. Что-то странное произошло между друзьями. Они стали ссориться и подшучивать друг над другом.

- Что это вы меня дразните?! – возмутился Медвежонок. – Я же не еж какой-нибудь! – И тут Медвежонок удивился насколько точными были его слова. Именно в эту минуту он оказался на месте ежика.

- Косолапый! Косолапый! – кричали хором Заяц, Барсук, Енот и Белочка.

- Перестаньте!

Но звери не унимались. Они нашли себе новый интерес. Увидев, что участь ежика постигла его самого, Медвежонок ушел. «Вот и не стало у меня друзей,- грустил он, - никому-то я теперь не нужен».

Медвежонок шел, не глядя под ноги, и, не заметив пенек, споткнулся.

- Ой, как больно! Помогите!

Но на помощь никто не шел, и снова Медвежонок вспомнил Ежика. Как же ему должно было быть больно, когда он упал в яму…

А тем временем, Ежик все искал дорогу домой. Увидев Медвежонка, он очень обрадовался, что хоть кто-то повстречался ему на пути.

«Сейчас он начнет надо мной смеяться», - подумал Медвежонок. Но вместо этого Ежик погладил бок, которым тот ударился, что-то пошептал, и боль сразу прошла.

- Спасибо, - улыбнулся Медвежонок, - я и не знал, что ты умеешь лечить. Почему ты никому не рассказывал о своем даре?

- Потому что меня никто ни о чем не спрашивал. – ответил Ежик.

И тут медвежонку стало стыдно за то, как несправедливо относились они к Ежику.

- Я больше тебя не обижу, - сказал он.

Ему захотелось сделать для ежика что-нибудь хорошее. Узнав, что тот заблудился, Медвежонок с радостью проводил его домой. По дороге они о многом разговаривали, смеялись. Впервые Медвежонку было весело просто так. Он сделал открытие: оказывается, для того чтобы тебе стало весело совсем не обязательно смеяться над кем-то.

- Знаешь, - сказал он ежику, - это даже хорошо, что все со мной перестали дружить. Иначе я бы никогда не понял, как плохо остаться одному, как тяжело на душе, когда тебя дразнят, и как здорово находить себе новых друзей. Нужно обязательно рассказать об этом моим старым друзьям.

На следующий день, увидев Медвежонка с Ежиком, Белочка закричала:

- Смотрите! Косолапый разговаривает с колючкой!

- Как же они смешно смотрятся! – поддержал ее Енот.

- Не обижайте моего друга, - попытался остановить их Медвежонок. – Чтобы дружить, совсем не обязательно делать кому-то плохо. Можно ведь вместе играть и помогать друг другу.

- Вот уж нет! – крикнул Заяц. – С предателями мы не водимся!

- Да ведь это вы меня бросили, но я не сержусь, - сказал Медвежонок, - благодаря вам я узнал, что нельзя обижать кого-то только за то, что он на нас не похож. Посмотрите, какие мы разные: Белочка – самая пушистая, Енот – самый маленький, Я – большой, Заяц – быстрый, но это же не мешало нам быть вместе.

- Анну их! – крикнул Барсук. – Пойдемте лучше в сороку колючками кидаться.

- Они так ничего и не поняли, - вздохнул Медвежонок.

- Не расстраивайся, - успокоил его Ежик, - пройдет время, и они поймут, обязательно поймут…

Пока Барсук, Енот и Белочка гоняли сороку, Зайчик случайно застрял в расщелине дерева. Когда Белочка увидела, как он пытается выбраться, она рассмеялась:

- Ой, вы только посмотрите, какой наш Заяц глупый и неосторожный!

- Ничего смешного, лучше помоги выбраться, а то еще лиса прибежит, - попросил Зайчик.

- Я бы помогла, да только что ты мне за это дашь?

- У меня нет ничего!

- Вот когда будет, тогда и позовешь! – весело сказала Белочка и побежала по тропинке.

- Белочка! Постой! – закричал Зайчик. – У меня дома есть сочная морковка – бери сколько хочешь, только не оставляй меня на съедение лисе!

- А я не ем морковь! – раздался вдалеке голос и беличий хвост скрылся за деревьями.

- Барсук! Енот! – кричал Заяц, но никто не шел на помощь.

Спустя какое-то время, появилась Лиса, которой так боялся Зайчик.

Она подошла к нему поближе и облизнулась. «Вот и все», - подумал Заяц и закрыл глаза. Лиса схватила его за уши, открыла рот… но вдруг…

Вдруг что-то больно укололо ее в спину.

- О-о-ой! – закричала Лиса, подскочив и выронив Зайца. – Что это?!

Обернувшись, она увидела Ежа и Медвежонка.

- Ладно, маленькая колючка, - прошипела Лиса, потирая спину. – Ядо вас еще доберусь, - крикнула она, убегая.

Медвежонок помог Зайцу выбраться.

- Вы спасли мне жизнь! Что я могу для вас сделать? – спросил Зайчик.

- Просто давай играть вместе, - предложил ежик.

- А вы меня возьмете? – удивился Заяц.

- Конечно! Играть в прятки или жмурки гораздо интереснее, чем кидаться колючками в птиц.

- Ежик, я причинил тебе так много неприятностей…

- Не продолжай, Зайчик, я не держу на тебя обиду, главное, что ты все понял…

Оставшись втроем, Белочка, Енот и Барсук почувствовали, что им все надоело и ничего уже не интересно. Всех птиц они разогнали. Медвежонка и Зайчика потеряли. Смеяться над Ежиком стало уже опасно: ведь теперь он не один, а с Медвежонком – самым сильным среди них, и Зайчиком - самым быстрым и ловким.

- Вы как хотите, - сказал Барсук, - а я иду мириться. Мне надоело придумывать, чем сегодня или завтра кидаться в сороку, кому вырыть яму, а потом в нее же попасть, как случилось с Медвежонком и Зайчиком. Может, они примут меня в свой круг. Ежик знает много игр. Я видел вчера, как им хорошо и весело.

Енот задумался.

- Да пусть идет, - сказала Белочка, - нами вдвоем будет не хуже!

- Нет такая жизнь меня больше не устраивает, - ответил Енот, - скоро с нами вообще никто не будет знаться. Ничего хорошего ведь от нас не видели. А Ежик может научит залечивать раны.

- Как хотите, - надулась Белочка, - проживу и без вас, - сказала она и вбежала вверх по дереву ч своему дуплу.

Несколько дней подряд наблюдала она оттуда, как резвятся ее бывшие друзья и спешат на помощь к тем, кому это нужно.

- Иди к нам, Белочка, - звал ее Медвежонок, но она пряталась в своем домике. Спустя еще один день, Белочка, наконец, поняла, как грустно и скучно оставаться одной. «А как же ежик жил все это время?» - подумала она и с этой мыслью спустилась с дерева.

Так в лесу возникла команда Спасателей, которые спешат на помощь тем, кто попал в беду. Ежик научил своих друзей залечивать раны, играть в разные интересные игры, рассказал множество удивительных историй. Спасатели дружили много лет, ибо в этой команде каждый знал свое особое место; каждый знал, что всегда может рассчитывать на плечо друга; каждый принимал другого таким, какой он есть.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 253.