Основные характеристики цепей поставок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Чаще всего большое внимание уделяется перемещению материалов только в границах одной организации. В реальной жизни организации не действуют изолированно друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материалы у своих поставщиков, а затем сам становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям.

Цепь поставок состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

Каждый продукт имеет свою собственную и уникальную цепь поставок, причем некоторые из них могут быть очень длинными и очень сложными.

Цепь поставок описывает весь путь материалов, которые они проходят с самого начала до самого конца. На этом пути материалы могут проходить через поставщиков сырья, производителей, операции по доводке, склады, транспортные компании, оптовиков, ритейлоров и множество других операций и участников. Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов [1, с. 25].

Самый простой способ представить цепь поставок – показать, как продукт перемещается через ряд организаций, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать этот поток с точки зрения какой-то организации, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту организацию, называются предыдущими (upstream) видами деятельности, а те,

которые осуществляются после выхода материалов из организации, – последующими (downstream).

Предыдущие виды деятельности распределяются по уровням (tiers) поставщиков. Так, поставщик, отправляющий материалы непосредственно в организацию для осуществления с ней дальнейших операций, называется поставщиком первого уровня; поставщика, отправляющего материалы поставщику первого уровня, называют поставщиком второго уровня; поставщик для поставщика второго уровня находится на третьем уровне, и так мы можем идти, пока не придем к первоначальным источникам материалов. Потребители также занимают разные места в общей цепи. Тех из них, кто получает продукт непосредственно после операций, выполняемых в организации, называют потребителями первого уровня; те, кто получает этот продукт от потребителей первого уровня, становятся потребителями второго уровня, и т.д., пока мы не дойдем до конечных потребителей (рисунок 1.) [8, с. 64].

 

Предыдущие виды Последующие виды деятельности деятельности

             
   
     


пос –  поста –поста –поста – потре –   потре –  потре –  конеч-

тавщик вщик вщик вщик битель битель битель ный

пер –     3-его 2-ого   1-ого      1-ого     2-ого     3-его       потре-

вона – уровня уровня уровня уровня уровня уровня     битель

чаль –                                                     

ного

уров-

Организация
ня

                             
             


Рис. 1. Виды деятельности в цепи поставок


На практике большинство организаций получают материалы от множества разных поставщиков и передают свою продукцию самым разным потребителям. Поэтому, пройдя через разные уровни поставщиков и по разным цепям поставок, различные исходные материалы «встречаются» друг с другом в организации, проходят через нее, и на выходе появляются продукты, которые затем, перемещаясь через разные уровни потребителей, снова расходятся. Так, производитель может рассматривать поставщиков сборочных единиц как своих поставщиков первого уровня, производителей комплектующих как поставщиков второго уровня, поставщиков материалов – как поставщиков третьего уровня и т.д. с другой стороны, он может рассматривать оптовиков как своих потребителей первого уровня, ритейлеров – второго, а конечных потребителей – как потребителей третьего уровня.

Цепи поставок настолько сложны, что порой, иногда, возникает вопрос, можно ли как-то обойтись без них. Иногда это возможно, когда мы перемещаем продукцию непосредственно от их производителей к конечному потребителю [4, c. 36].Так происходит, когда авиационные компании напрямую закупают АТИ непосредственно у производителя. Однако в общем случае есть несколько очень обоснованных причин, объясняющих необходимость наличия более длинной цепи поставок. Предположим, авиационная компания решает покупать АТИ у производителей напрямую. В этом случае цепь поставок будет самой короткой, но тогда специалистам авиационной компании, придется самостоятельно ездить на каждый завод. Вероятно, более рационально, если транспортная компания будет забирать АТИ и доставлять в авиационную компанию. Но если транспортная компания доставляет АТИ в одну авиационную компанию, она с легкостью может делать то же самое и для других близлежащих авиационных компаний и аэропортов, создав склады на пути к потребителям, чтобы организовать из них местную доставку. На склады можно положить АТИ на хранение, пока поставок много, и забрать его, когда поставки станут ограниченными. В результате цепь поставок становится более длинной, но одновременно повышается, и объем выгод, получаемых потребителями [1, с. 26].

Цепи поставок возникают и для того, чтобы преодолевать разрывы, появляющиеся в тех случаях, когда поставщики располагаются на большом расстоянии от потребителей. Это позволяет осуществлять операции, которые выполняются или могут выполняться лучше всего в местах, располагающихся на большом удалении от потребителей или от источников материалов [5, c. 225]. Например, завод (ГУП «Гидравлика», выпускающий фильтроэлементы для авиационной техники находится на территории России, воздушные суда, использующие их, находятся как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья).

Помимо перемещения материалов между географически отдаленными друг от друга операциями цепи поставок делают перемещение материалов более простым. Представим себе четыре предприятия, непосредственно поставляющих свою продукцию восьми заказчикам (рисунок 3.). В этом случае логистика должна организовать 32 разных пути доставки, но если предприятия воспользуются услугами центрального оптовика, общее число маршрутов сократится до 12.

 

     
 


Предприятия Предприятия

4 исходных маршрута

 
Оптовик


32 маршрута 8 исходных маршрута

                             
             


Заказчики Заказчики

(а) Без оптовика ( b ) С оптовиком

Рис. 3. Использование посредников для упрощения цепей поставок


Ниже перечисляются некоторые другие выгоды от хорошо спланированных цепей поставок (здесь мы пользуемся терминами «оптовик» и «ритейлер» в качестве удобных эквивалентов более широкого и общего термина «посредник»):

1) производители осуществляют операции в лучших для этого местах, независимо от места размещения их заказчиков;

2) концентрируя выполнение операций в крупных сооружениях, производители могут сэкономить на масштабах;

3) производители не хранят крупных запасов готовой продукции, поскольку передают эту продукцию по цепи поставок ближе к заказчикам;

4) оптовики размещают крупные заказы, а производители при этом снижают затраты на единицу продукции, что дает возможность предлагать покупателям

скидки.

5) оптовики хранят запасы многих поставщиков, что дает ритейлерам возможность выбирать нужные им товары;

6) оптовики размещаются ближе к ритейлерам и более оперативно выполняют их заказы;

7) если оптовики надежно доставляют продукцию, запасы ритейлеров могут быть небольшими;

8) ритейлеры могут осуществлять небольшие операции, что позволит им более оперативно реагировать на запросы потребителей;

9) перевозка может упрощаться и становиться более дешевой, за счет увеличения партий поставок; [6, c. 321].

10) организации могут накапливать опыт по выполнению конкретных типов операций.

Современные тенденции в логистике, цель логистики.

Логистика отвечает за прохождение материального потока через цепь поставок. Эта функция иногда также называется управлением цепью поставок (Supply Chain Management) [11, с. 140].

Логистикаэто зависящее от времени местоположение ресурсов, или стратегическое управление всей цепью поставок.

Цепь поставокэто последовательность событий, предназначенных для удовлетворения потребностей потребителя.

Общая цель логистики достижение высокого уровня обслуживания потребителей. Она должна обеспечить обслуживание высокого качества с низкими или с приемлемыми затратами.

Совершенствование коммуникаций. Логистика постоянно встречается с новыми проблемами и поэтому в настоящее время меняется быстрее, чем когда-либо в прошлом. Возможно, наиболее очевидным изменением становится применение новых технологий. Некоторые из этих технологий непосредственно связаны с перемещением товаров, например, электронная идентификация упаковок, спутниковое отслеживание места нахождения грузовиков и автоматизированные системы управления, но самое большие перемены связаны с коммуникациями [10, c. 89].

Когда компания хочет что-нибудь купить, она обычно выдает описание нужных ей товаров, указывает свои запросы по ценам, размещает заказ на закупку, подтверждает его, согласовывает условия контракта, работает с сопроводительной документацией, заключает финансовые соглашения, уточняет детали доставки товаров, обговаривает особые условия, оплачивает счета-фактуры и т.д. В прошлом документы, необходимые для этих этапов, и горы другой сопровождающей документации приходилось распечатывать и отправлять по почте в соответствующие организации. Из-за этого даже простая сделка порой выполнялась с затруднениями и требовала больших затрат времени. Телефоны здесь помогали не очень сильно, поскольку, устный контракт не стоит даже той бумаги, на которой напечатан письменный. За последние несколько лет благодаря революционным изменениям в технологиях коммуникации стали другими. Первым существенным прогрессом здесь стали факс-аппараты, позволяющие отправлять в электронном виде копии документов на большие расстояния за считанные секунды, хотя в прошлом на это уходили целые дни. У факс-аппаратов был, правда, существенный недостаток: документы, подготавливаемые на одном компьютере, приходилось затем печатать, вставлять в факс-аппарат, передавать по телефонным линиям другой стороне, где текст прочитывался и информация вводилась в другой компьютер.

К 1990-м годам был совершен следующий шаг – появился электронный обмен данными (electronic data interchange, EDI). Это позволило удаленным друг от друга компьютерам обмениваться данными, не прибегая к помощи каких-то промежуточных устройств. Использование EPOS (electronic point-of-sale data) – данных, передаваемых в электронном виде от кассовых терминалов, позволило существенно сократить объем бумажной документации, снизить стоимость сделки, ускорить коммуникации, уменьшить число ошибок, сделать системы более интегрированными, а отношения в бизнесе более тесными [1, с. 76].

Для поддержки электронного обмена данных (EDI) были разработаны две сопутствующие технологии. Первая – кодирование товаров (item coding), позволяющее присвоить каждой упаковке перемещаемых материалов идентификационную метку. Эта метка обычно выполняется в виде штрих-кода или магнитной полоски, информацию с которых можно считывать автоматически, когда упаковка перемещается по заданному маршруту. В результате логистическая система знает, где находится каждая упаковка в любой момент времени, и в соответствии с этим оборудование для автоматической грузопереработки может перемещать, сортировать, объединять, упаковывать и доставлять нужные материалы.

Вторая технология – это электронный перевод денежных средств (electronic funds transfer, EFT). Когда поступает подтверждение о доставке материалов, EFT автоматически дебетует банковский счет заказчика и кредитует поставщика. Это завершает всю петлю, при этом EDI размещает заказы.










Дата: 2019-12-22, просмотров: 212.