В группе зачитывается психотерапевтическая сказка Владимира Астапчика «Ночной гость» (приложение 2), направленная на актуализацию своего «внутреннего ребенка». Проводится обсуждение содержания сказки и того, какие чувства она вызывает.
Организация обсуждения
— Какой отклик вызвала сказка в вашей душе?
— Зачем к герою приходил маленький ночной гость?
— О чем вы мечтали, когда были детьми и подростками?
— Как воплотились в реальности ваши мечты?
Возможные линии обсуждения
— Разговор со своим «внутренним ребенком». Какие вопросы он задал, если бы, как в сказке «Ночной гость», произошла встреча? В чем нуждается «внутренний ребенок»: поддержке, информации, любви?.. Что может дать «внутренний ребенок»: мысли, чувства, идеи, поддержку?..
— Соответствие «детских устремлений» и «взрослых воплощений». Какие мечты осуществились, какие остались нереализованными? Нередко в детских мечтах содержится уникальная информация о пути человека,
о его предназначении. Жизнь всегда дает шанс еще раз вернуться к мечтам и попробовать воплотить те из них, которые актуальны и сегодня.
Дальнейшую работу можно продолжить рисунком своего «внутреннего ребенка». Упражнение актуально для подростков и взрослых.
Групповая рефлексия по итогам занятия.
Занятие 3
Цель — изучение способов диагностики и коррекции индивидуального образа цели детей и подростков и техник коррекции негативных эмоциональных состояний, обусловленных психотравмой.
Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1)
Упражнение 2. Начало-конец
Данная сказка-метафора сочиняется в паре. При этом один участник придумывает начало сказки, второй пишет ее завершение.
Желательно организовать спонтанный процесс, без предварительного продумывания и записей содержания истории.
Упражнение 3. Карта сказочной страны (приложение 3)
Авторы методики Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Б. Кудзилов предлагают использовать проективный рисунок «карта сказочной страны» для исследования индивидуального образа цели. Методика может использоваться как диагностическая и психотерапевтическая и позволяет клиенту осознать собственные желания и цели, проанализировать собственную систему ценностей, найти внутриличностные ресурсы и «проблемные зоны». Методика актуальна и для проработки травматического опыта, так как в этом случае человек зачастую не может определиться с собственными желаниями, целями и жизненными ориентирами.
Желательно применять данную методику, начиная с возраста младшего подростка (примерно с 10—11 лет).
Групповая рефлексия по итогам занятия.
Занятие 4
Цель — отработка навыков парного консультирования и оценки проекций посредством использования сказки, изучение техник, позволяющих исследовать способности клиента, противостоять стрессам.
Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1)
Упражнение 2. Сказка устами…
Группе предлагается вспомнить содержание любой известной сказки. Например, «Курочка Ряба». Далее происходит распределение ролей из сказки (Курочка Ряба, Бабка, Дед, Мышка, Яйцо и пр.). Можно включить в обсуждение персонажей, не задействованных в сказке (например, Василису Премудрую или Бабу-ягу). Далее каждому по очереди предлагается изложить свою версию сказки.
Анализируются проекции участников группы. Упражнение актуально для детей, начиная с возраста младшего подростка (примерно с 10—11 лет).
Упражнение 3. Методика «Диагностика межличностных отношений с помощью сказки» (приложение 4)
Методика позволяет оценить возможности сказки как инструмента психодиагностики межличностных (диадных) отношений, стратегий поведения диады в трудных ситуациях. В качестве клиентов могут выступать супруги, сиблинги, два любых члена семьи, друзья и др.
Упражнение является учебным и позволяет отработать навыки парно го консультирования посредством использования сказки.
Упражнение 3. Методика «Дождь в сказочной стране» (приложение 5)
Авторы методики Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Б. Кудзилов предлагают ее использовать для оценки способности противостоять неблагоприятным воздействиям среды.
Методика может быть использована, начиная с младшего школьного возраста.
Групповая рефлексия по итогам занятия.
Занятие 5
Цель — изучение методов актуализации «внутреннего ребенка», анализ возможностей применения сказкотерапии с целью выявления и последующей терапии нарушений внутрисемейного взаимодействия и «проблемных зон» семьи.
Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1)
Упражнение 2. Сказки о нас
В группе раздаются карточки, на которых каждый член группы пишет свое имя. Затем карточки собираются вместе, перемешиваются и раздаются вновь. Каждому досталось имя какого-либо члена группы. О нем необходимо будет придумать сказку. Если кому-то досталось собственное имя, карточки необходимо раздать заново. Когда все истории готовы (не более 10 минут), каждый участник по очереди рассказывает только что сочиненную сказку, остальные пытаются отгадать о ком эта история.
Упражнение актуально для подростков и направлено на выявление особенностей восприятия людьми друг друга.
Упражнение 3. Рисунок любимой игрушки
Каждому члену группы предлагается нарисовать свою любимую игрушку, с которой он играл в детстве.
После завершения рисования важно обговорить, почему именно эту игрушку нарисовал, какие события, связанные с ней вспоминались во время рисования, какие чувства сопровождали эти события, как это влияло на выбор цвета.
Упражнение 4. Моя семья в сказке
Каждому члену группы предлагается представить, как будто члены его семьи попали в сказку и превратились в сказочных персонажей. Затем один из членов группы, по желанию, «оживляет» свою сказку. Для этого необходимые роли он подбирает среди членов группы. Далее в свободной форме происходит драматизация. Тот член группы, чья сказка «ожила», может корректировать поведение «актеров».
Упражнение может проводиться и по-другому: разыгрывается воображаемая семья с воображаемыми членами группы. Данная техника может проводиться и с реальной семьей — в этом случае желательно участие каждого члена этой семьи с последующим обсуждением хода занятия. Упражнение направлено на прояснение внутрисемейных ролей, особенностей взаимодействия, «проблемных зон» и «ресурсов» семьи.
Групповая рефлексия по итогам занятия.
Занятие 6
Цель — подведение итогов, завершение работы группы, организация совместной творческой деятельности членов группы.
Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1)
Упражнение 2. Два слова
Каждому члену группы на карточке дается два, не связанных друг
с другом, слова. Используя их как опорные пункты, необходимо сочинить сказку (метафору).
Время работы минимальное, лучше организовать спонтанный процесс.
Упражнение 3. Я в сказке
Каждому члену группы предлагается придумать сказку (метафору)
о себе.
Время предварительной работы ограничено 5 минутами. Упражнение может использоваться, начиная с младшего школьного возраста.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 292.