Упражнение 4. Сказка нашей группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для занятия потребуются: большой лист ватмана; краски, кисти; спокойная музыка.

Ведущий говорит: «Сегодня мы с вами превратимся в волшебников. Мы сами будем создавать Сказочную страну, придумывать героев и сочинять те удивительные истории, которые с ними приключились. Для этого мы возьмем волшебный лист бумаги, положим его на середину. Каждый из вас («волшебников») поставит рядом с собой краски, кисти
и воду. Теперь по очереди, каждый понемногу, мы будем рисовать Сказочную страну. Но сначала закройте глаза и представьте ее. Каждый из вас, конечно, делает это по-своему, когда нарисует задуманное, получится Настоящая Волшебная страна... А теперь откройте глаза, начинаем рисовать».

Важно внимательно следить за тем, чтобы на первом этапе участники группы рисовали, не мешая друг другу. Необходимо создать такую атмосферу, в которой члены группы с интересом наблюдают, как и что рисуют другие. Хорошо, когда процесс рисования происходит под музыку.

Когда каждый нарисует свой кусочек Волшебной страны, предложите группе еще раз внимательно посмотреть на картину. Если группа захочет, можно дополнить рисунок. Однако у всех «волшебников» есть одно правило — не мешать друг другу.

После того, как Сказочная страна нарисована, можно начать придумывать всем вместе, по очереди, что происходило в ней, что там сейчас
и что там будет.

Когда Сказочная страна нарисована, ведущий говорит: «В Сказочной стране обязательно кто-то живет. Сейчас закройте глаза и представьте жителей в созданной нами Сказочной страны. Что с ними происходит? Участники группы закрывают глаза, играет музыка, примерно 1,5 минуты они представляют себе сказку. Затем ведущий может начать сказку, например, так: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...». Далее ведущий показывает глазами какому-либо человеку, чтобы он продолжал. Таким образом, все по очереди придумывают сказку, которая могла произойти в нарисованной Стране. Если сюжет заходит
в тупик, ведущий может помочь в развитии повествования. В случае, когда сказке явно не хватает интриги или приключений, можно использовать «эффект неожиданности». Например, «но вдруг... почернело все вокруг, загрохотало и...», или «и вот, все так быстро переменилось, и они увидели...». Важно, чтобы эти слова были сказаны очень эмоционально, тогда вашу идею подхватят и разовьют. Если вы чувствуете, что группе никак не закончить сказку, помогите. Сказка тогда запомнится, когда она будет не слишком длинной и иметь хороший конец. Для поддержки ведущий может сказать: «Да-а, вы настоящие волшебники! Вы не только нарисовали сказку, но и оживили ее. Давайте теперь аккуратно сложим нашу Сказочную страну, чтобы жители сказки смогли спокойно заниматься своими повседневными делами... Я вижу, что это только начало,
и в следующий раз вы придумаете новых героев, новые приключения
и новую сказку!». После занятия полезно записать сказку и свои наблюдения за процессом рисования и рассказывания. Спустя несколько занятий, вы сможете проанализировать результаты совместного творчества.

Процесс группового рисования дает важную информацию о том, как распределились роли в группе: кто лидер, кто ведомый, кто стремится привлечь к себе общее внимание, кто желает быть в тени, кто хочет навязать свое, а кто прислушивается к окружающим. Кроме того, наблюдение за процессом рисования дает информацию о сплоченности группы. Если рисуют изолированно (не стремятся «вписать» свой рисунок к предыдущим рисункам), то, скорее всего, можно говорить о некоторой враждебности в группе или настороженности, или же о том, что участники группы эгоцентричны. Наблюдая за процессом рисования, вы увидите, какие скрытые взаимодействия существуют между ними.
И, конечно же, совместное творчество (особенно направленное на создание сказки) может примирить даже «закоренелых врагов».

Упражнение можно использовать уже с 5-летними детьми. При проработке этого упражнения участникам можно предложить представить себя детьми и на время выполнения упражнения пожить в мире детства. Это дает большую свободу поступков и выражения чувств
в группе.

Групповая рефлексия по итогам занятия.

2.3.3. Психологическая программа «Психология зависимостей
и созависимых отношений с основами первичной профилактики
аддиктивного поведения школьников»

Ваше здоровье непременно пострадает, если день за днем ваши слова будут расходиться
с вашими чувствами, если вы унижаетесь перед тем, что вам не по душе, и радуетесь тому, что вам не приносит ничего, кроме несчастья.

Б. Л. Пастернак, «Доктор Живаго».

Введение. Риск возникновения и развития зависимости, как правило, высок в тех семьях, где ребенок лишен тепла и ласки и рассматривается родителями как лишняя и ненужная обуза. В этих случаях ребенок зачастую подвержен насилию (физическому, сексуальному, психологическому) со стороны родителей. Подобные условия воспитания являются психотравмирующими для ребенка. Немало психотравм получает и ребенок, воспитывающийся вне семьи. В этом случае психотравмирующим становится само отсутствие одного или обоих родителей, а также воспитательные условия детских учреждений закрытого типа. Такие дети подвергаются воздействию хронических психических травм, что неизбежно вызывает
у них необходимость формирования психологических защит, позволяющих сохранить психологическую целостность личности. Зависимое поведение в данном случае часто выступает как способ мнимого совладания
с травмой.

Большое значение в сложившейся ситуации имеет профилактика аддиктивного (зависимого) поведения. Достаточно эффективна на сегодняшний день образовательная модель профилактики. Проведение мероприятий по первичной профилактике аддиктивного поведения в средних общеобразовательных школах является мобильным и легко реализуемым способом работы. Этому способствует налаженная организация внутреннего распорядка в школе, возможность охвата большого количества школьников, родителей и педагогов, использования групповых форм работы.

Первичная профилактика употребления ПАВ имеет преимущества, когда он носит систематический и комплексный характер и способствует созданию профилактического пространства. Важно, чтобы она начиналась в младших классах и заканчивалась в выпускных и проводилась
с учетом психологических особенностей различных возрастных периодов.

Данный подход требует углубленной подготовки специалистов к проведению занятий по профилактике аддиктивного поведения среди школьников.

Предлагаемая программа рассчитана на специалистов, занимающихся проблемами профилактики аддиктивного поведения школьников, и имеет как теоретическую, так и практическую части. По сути, программа представляет собой практико-ориентированный обучающий семинар.

Обязательными требованиями к участникам программы является знание возрастной психологии, природы и особенностей проявления химической зависимости, а также опыт участия в тренингах.

Программа не предусматривает глубокой проработки собственного травматического опыта, обусловленного проблемами зависимости и созависимых отношений, а рассчитана на подробное изучение техник профилактики аддиктивного поведения. В качестве методов и технологий работы предусматриваются лекция-беседа, тренинг, дискуссия, драматизация и пр.

Теоретические основы программы. Существенную роль в снижении распространения злоупотребления ПАВ играют профилактические меры.

Различают следующие ступени профилактики злоупотребления ПАВ:

— первичная профилактика, т. е. предотвращение возникновения проблем, связанных с употреблением ПАВ, в том числе посредством влияния на предложение и доступность ПАВ, повышения уровня знаний о них, формирования установок на предпочтение трезвости и воздержания (абстиненции);

— вторичная профилактика, т. е. своевременное выявление и меры по отношению к лицам с риском возникновения проблем употребления ПАВ и к тем, у кого подозревается их наличие;

— третичная профилактика, т. е. любые действия, направленные на минимизацию последствий чрезмерного потребления ПАВ (главным образом лечение и реабилитация).

В России предупреждением приобщения детей и подростков к ПАВ
и в особенности первичной профилактикой призваны заниматься в первую очередь специалисты системы образования.

Целями первичной профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании являются:

— изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной среде;

— сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ и роста алкоголизма и наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение (Кевля Ф. И., 1998; Романова О. Л., 1994; Сирота И. А., 2001).

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на формирование личностных ресурсов и обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей
здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ; формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения; внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие мотивов отказа от пробы и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися; развитие социально поддерживающей инфраструктуры, включающей семью
в микросоциальное окружение ребенка группы риска.

Выделяют два вида профилактики злоупотребления ПАВ:

Негативно-ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ — традиционный проблемно ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ. Специфические проблемно-ориентированные воздействия, безусловно, необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения злоупотребления ПАВ на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию, побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ.

Позитивная профилактика ориентируется не на патологию, не на проблему и ее следствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ (Романова О. Л., 1994).

Среди теоретических моделей ранней профилактики зависимостей,
а также профилактических мероприятий, нацеленных на группы риска (первичная и вторичная профилактика), можно выделить следующие (Никифоров Г. С., 2003):

Модель просвещения по вопросам здорового образа жизни (традиционная), которая предусматривает распространение информации о веществах, вызывающих зависимость, а также о последствиях их употребления, и таким образом опирается на включение познавательных процессов. Знания передаются тремя способами: информирование о последствиях влияния на организм психоактивных веществ; посредством устрашающей информации (демонстрация, а часто преувеличение отрицательных последствий потребления этих веществ); использование конкретных примеров лиц с синдромом зависимости (например, привлечение их во время чтения лекций). Наиболее распространены следующие формы: микролекции, беседы, фильмы, брошюры, буклеты, плакаты.

Модель гуманистического образования, цель которой — помочь
в правильном формировании личности, которая не нуждались бы в «подпорках» в виде веществ, вызывающих зависимость. Здесь используются такие формы обучения, как работа в малых группах, направленная на интеграцию и развитие личности, психологические игры, а также дискуссии.

Модель социального обучения (социального влияния), основанная на точке зрения, что среда является для личности источником примеров для подражания, наказания и поощрения и оказывает на личность давление.
В этой связи действия должны концентрироваться на обучении личности умению распознавать угрозы, а также справляться с вредными влияниями. В этой модели, например, обучаются говорить «нет» в ситуациях, когда личность не хочет поддаться давлению со стороны окружения
и выбирает тех подростковых лидеров, которые положительно влияют на группы ровесников.

Модель обучения жизненным навыкам представляет собой попытку интеграции трех описанных выше моделей, согласно которым главными причинами обращения к психоактивным веществам признаны следующие: недостаток знаний, нарушения в развитии личности, а также отсутствие навыков справляться с социальным давлением. В соответствии
с принципами этой модели профилактические действия состоят в информировании о веществах, способных вызвать зависимость, о социальных факторах, склоняющих к их употреблению, а также в обучении навыкам удовлетворения своих потребностей без использования этих веществ.

Модель альтернативных форм, которая пропагандирует привлекательные формы проведения свободного времени так, чтобы они стали альтернативой употреблению психоактивных веществ (например, развитие творческих интересов, туристические походы, приобретение новых навыков).

Модель защиты здоровья, основанная на определении Всемирной организации здравоохранения, которая рассматривает здоровье как целостность в физическом, психическом и духовном измерениях.

Современная система профилактических мер должна одновременно охватывать разные социальные группы, такие как семейные, школьные, группы ровесников или местные сообщества. Основные цели такой профилактики следующие: предупреждение и уменьшение вреда, вызванного употреблением алкоголя или психоактивных веществ; профилактика предполагаемого вреда, в том числе зависимости; уменьшение вреда, вызванного употреблением алкоголя и психоактивных веществ в молодежной среде; пропаганда здоровья и развитие навыков и умений, необходимых для поддержания здорового образа жизни (Максимова Н. Ю., 2000; Кевля Ф. И., 1998).






















Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.