Упражнение 2. Разговор с игрушкой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для проведения данного упражнения потребуется большое количество игрушек (больше, чем участников группы). Это требуется для организации свободного выбора каждым участником игрушки, отражающей собственное состояние. Игрушки свободно лежат на столе в тренинговой комнате еще до начала занятий. Это требуется для погружения группы
в атмосферу детства, стимулирует открытое выражение чувств, снижает контроль со стороны сознания. Участникам группы предлагается подойти к игрушкам и выбрать ту из них, которая находит больший эмоциональный отклик. Затем можно повзаимодействовать с игрушкой, «поговорить» с ней. Далее группа разбивается по парам и представляет выбранную игрушку партнеру по общению. Можно задавать друг другу вопросы уточняющего характера. Спрашивать о том, что чувствует или чего хочет данный персонаж? Как его зовут? Что он значит для участника общения?

Первый раз упражнение можно провести по типу «аквариума», но для получения профессиональных навыков работы с клиентом важно отработать технику в парах. Желательно каждый раз, при применении данного упражнения, образовывать новые пары. Упражнение рассчитано на 7—10 мин.


Упражнение 3. Карты Проппа

Участникам группы предлагается совместными усилиями сочинить сказку, используя для этого «опорные пункты». В случайном порядке раздаются пронумерованные карты с обозначением основных этапов сказки. Первым начинает сочинять сказку тот, кому досталась карточка
с номером 1, следующий продолжает, передает ход и т. д. до последней карточки.

1. Жил да был/жили-были...

2. И вот однажды...

3. Нарушение запрета (вредительство)

4. Встреча с волшебником-дарителем. Испытание героя...

5. Как герой справляется с испытаниями...

6. Получение волшебных даров...

7. Встреча с врагом...

8. Битва с врагом

9. Победа над врагом

10. Счастливый конец. Пир на весь мир...

Упражнение можно проводить и с маленькими детьми (старше 5 лет). Но для этого можно упростить содержание карточек (можно также уменьшить их количество). В этом случае взрослый  вслух зачитывает карточки.

Упражнение 4. Метафорический автопортрет «Я чувствую себя, словно...»

Инструкция к упражнению очень проста: «Возьмите бумагу, карандаш и нарисуйте что-нибудь на тему: «Я чувствую себя, словно...».

Сначала неплохо показать на примерах, что имеется в виду: стрела выражает состояние ярости, круг — закрытости; улитка показывает: «Я ничего не желаю знать»; решетка может быть иллюстрацией к чувству, словно тебя заперли и пр. Символы и их обозначение каждый придумывает самостоятельно.

Для наглядности можно нарисовать на доске несколько подобных значков, однако, тут же стереть их, чтобы они послужили только в качестве импульса, но не повлияли на содержание рисунков.

Это упражнение практикуется при работе с группой и является многоцелевым. Так, например, его удобно применять в случае, когда в группе чувствуется некоторое напряжение, но механизм этого напряжения, как и настроение участников, еще не до конца понятны. Можно применять это упражнение и в индивидуальной работе, если, например, процесс «застопорился» или очень трудно начать общение. Упражнение подходит для работы с детьми.

Групповая рефлексия по итогам занятия.


Занятие 2

Цель — отработка навыков анализа сказок, оценки проекций, отражающихся в текстах авторских сказок, психологических приемов работы с чувствами и «внутренним ребенком».

Упражнение 1. Разговор с игрушкой (см. занятие 1).

Упражнение 2. Интерпретация сказки

Каждому дается задание сочинить сказку любого содержания с любыми героями и любым возможным исходом. По очереди каждый спонтанно (без предварительной подготовки!) рассказывает только что сочиненную сказку. Задача группы найти в изложенном проекции автора, попытаться объяснить стоящий за сказкой смысл. Автор сказки обращает внимание на эмоциональные «отклики» данных группой интерпретаций, причем как положительных, так и отрицательных. Особое внимание следует обращать на резко отрицательные «отклики» на интерпретации. Как правило, это указывает на найденную «зону конфликта».

Данное упражнение является учебным, позволяет отработать навы ки оценки проекций автора сказки и возникающие в ходе работы переносы
и контрпереносы.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.