Процесс формирования электронных расчетов в банке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Электронные расчеты проводятся при помощи электронных устройств и средств связи (компьютеры, электронные деньги и т.п.) и являются ключевым моментом развития платежной системы России. Большинство российских банков создают свои локальные сети, которые позволяют филиалам работать друг с другом и с головной конторой в режиме реального времени и к окончанию операционного дня иметь свободный баланс, а клиенту, имеющему счет в одном из филиалов банка, получать расчетно-платежные услуги в любом другом филиале. Электронный оборот юридических лиц в Автобанке, например, составляет около 70% всего платежного оборота.

Распространяемые в нашей стране технологии удаленного банковского обслуживания с использованием программно-технических комплексов «Клиент-Банк» и «Интернет-Клиент» позволяют юридическому или физическому лицу за счет специальной программы передавать по линиям связи в обслуживающий его банк расчетные документы и иную информацию в электронной форме. Связь с компьютером банка осуществляется с помощью модема через телефонную сеть путем присвоения клиенту идентификационного имени и пароля. Подлинность расчетных документов и иной передаваемой информации подтверждается с помощью электронного аналога подписи клиента. Специальный алгоритм создания и проверки контрольного ключа по всем реквизитам используемых документов обеспечивает безопасность их передачи.

На банковском рынке России постепенно распространяются офисы с автоматическим внесением наличных денег на счет, для обслуживания клиента без участия операциониста. Ситибанк установил 15 банкоматов, в которые можно положить купюры в конвертах, и они в тот же день поступят на счет клиента. Кроме того, в этих офисах есть терминалы, позволяющие клиенту управлять своим счетом в Ситибанке через телефон и Интернет.

Автоматы БИН-банка позволяют депонировать наличные в режиме on-line и принимают не конверты с купюрами, как у Ситибанка, а непосредственно купюры (рубли, доллары, евро) любого номинала, сложенные в стопку в произвольном порядке. Купюры предварительно проверяются на подлинность, сортируются и пересчитываются. Подозрительные банкноты сразу возвращаются клиенту, после чего карточный счет пополняется на подсчитанную аппаратом сумму.

Многие российские банки используют систему виртуальных банковских технологий в оказании расчетно-платежных услуг – СВИФТ. Созданная в 1968 г. Она объединяет более 6 тыс. крупнейших банков Европы и Северной Америки и представляет собой общество всемирных банковских финансовых телекоммуникаций. (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication – SWIFT). За один день через эту систему передается около 3 млн. Финансовых сообщений. Ведется работа по использованию системы для рублевых расчетов.

Система СВИФТ позволяет осуществлять телеграфные трансферты клиентов и банков и передачу информации об их получении, совершать обмен валюты, производить займы, открывать депозиты, подтверждать сальдо счетов ностро и лоро. Сообщения и переводы передаются по ней в определенной системе кодирования, которая проверяется банком - получателем денег. СВИФТ не производит расчетов, а лишь передает информацию для их реализации. Фактическое перечисление денег осуществляется самими банками путем отражения операций по счетам ностро и лоро. С 1999 г. В России банки активно внедряют интернет – услуги, в общем объеме которых основную долю занимают расчетные услуги.

Применение виртуальных банковских технологий с использованием Интернета представляется очень заманчивым для банков. Если эту услугу оказывать через Интернет, то ее стоимость снизится до 70 центов (в России до 6 долл.) Однако для банков, обслуживающих электронные платежи, затратной статьей становятся не только убытки от мошеннических операций, но и операционные расходы, связанные с отказом от совершенных сделок. Поэтому немногие банки предлагают свои услуги интернет - магазинам, да и самих интернет - продавцов очень мало. Последние обычно выполняют функции «виртуальных витрин» и редко предлагают услуги электронной оплаты покупок.

Рынок электронного бизнеса России сильно ограничен, но создание различных вариантов предоставления расчетных банковских услуг частным лицам рассматривается нашими банками как необходимый шаг на пути создания виртуальных банков.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.