Понятие и виды налоговых проверок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Понятие и правила проведения налоговых проверок 7

1.1. Понятие и виды налоговых проверок 7

1.2. Камеральная налоговая проверка 9

1.3. Выездная налоговая проверка 11

1.4. Встречная налоговая проверка 21

Глава 2. Организация налоговых проверок на примере Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Рязанской области 23

2.1.Состав и структура налогового органа 23

2.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок (на примере ООО «ДРСУ») 26

2.3. Порядок проведения камеральных налоговых проверок (на примере ООО «Радуга») 37

Глава 3. Направления совершенствования организации проведения налоговых проверок и реализации их результатов 41

3.1. Совершенствование организации налоговых проверок 41

3.2. Совершенствование мер обе6спечения налоговых обязательств по результатам налоговой проверки 49

Заключение 57

Список использованной литературы 64

Приложения 68

 

Введение

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.

Действительно, одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе российского, является обеспечение устойчивого сбора налогов.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, состояние научно-технического прогресса.

Поэтому налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом для управления рыночной экономикой.

Так, с помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и мест

 

 

и военно-промышленный комплекс, и следовательно, нарушается обороноспособность страны, которая является наиболее значимым фактором стабильности страны. Также не выплачиваются пенсии, заработные платы бюджетникам, страдает медицинская сфера.

Поэтому все государственные органы, в том числе и налоговые, эффективно в своей деятельности постоянно используют налоговые проверки, поскольку именно они являются основным элементом управления. Посредством налоговых проверок устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнения задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить. 

Настоящая судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.

Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового проверяющего органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими «ужасающими» и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Назначение выездных налоговых проверок регулируется нормами статей 87 и 89 Налогового Кодекса. Во исполнение ст. 89 Налогового Кодекса МНС РФ разработало Порядок назначение выездных налоговых проверок, утвержденный Приказом МНС РФ от 08.10.99 № АП-3-16/318, который в настоящее время применяется с учетом Дополнения № 1 к указанному выше Порядку (Дополнение № 1 утверждено Приказом МНС РФ от 07. 02.2000 № АП-3-16/34).

Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Цель настоящей дипломной работы – изучить методы и результаты налоговых проверок, осуществляемых органами налогового контроля.

Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:

1. раскрыть основные виды налоговых проверок и порядок их осуществления в соответствии с действующим законодательством;

2. практически рассмотреть организацию налоговых проверок на примере Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Рязанской области;

3. выявить направления совершенствования организации налоговых проверок

 

логовыми органами, приводятся различные правовые «коллизии», приводящие к разным юридическим толкованиям. Приводится также зарубежный опыт проведения налоговый проверок.

В заключительной части работы делаются выводы и обосновываются приоритетные направления совершенствования исследуемой проблемы.

Объект исследования в настоящей работе — Инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Рязанской области.

Предмет исследования - налоговые проверки и механизм их проведения.

При написании работы использовались монографический и аналитический методы.

Информационной базой исследования послужил приве­денный после заключительной части список литературы. Она содержит нор­мативные документы, литературу, а также периодические источники по исследуемой проблематике. Среди нормативной документации использовался Арбитражно-процессуальный, Налоговый кодексы РФ, приказы, инструкции МНС, постановления ВАС. При написании и работы были также изучены комментарии к НК РФ Глебовой О.П. и др. касающиеся статей, регламентирующих организацию проведения налоговых проверок, труды Кислова Д.П., подробно описывающие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение и др. Среди периодических публикаций использовались такие издания, как «Практическая бухгалтерия», «Налоговый вестник», «Российский налоговый курьер», официальный сайт Министерства РФ по налогам и сборам и др., а также публикации на страницах Интернета.

 

Глава 1. Понятие и правила проведения
налоговых проверок


Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка проводится по местонахождению налогоплательщика. Налоговая проверка производится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Оно должно содержать:

¾ наименование налогового органа;

¾ номер решения и дату его вынесения;

наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства

 

 

ешении у налогоплательщика есть основание для отказа в доступе в помещение либо к документам в соответствии с п.1 ст.91 НК РФ.

Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам при соблюдении следующих правил:

а) налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (кроме проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации либо проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего предыдущую проверку; проверки, проводимые органами налоговой полиции, не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок (ст.87 НК РФ);

б) проверкой могут быть охвачены только три календарных года, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (ст.89 НК РФ).

В соответствии с пунктами 3 и 4 ст.81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности, если заявление об изменении и дополнении

 

 

рки, в том числе со ссылкой на доказательства, подтверждающие уплату налога и пени, осуществленные за день до проверки, а следовательно, и исправленные декларации были подготовлены раньше. Данные обстоятельства налогоплательщик может высказать как непосредственно налоговому органу, так и суду в случае судебного разбирательства. При этом и налоговый орган и суд при вынесении решения могут оценить изложенные доводы как обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (ст.109 НК РФ) либо как смягчающие ответственность (ст.112 НК РФ).

В ходе выездной проверки должностные лица налоговых органов, проводящие проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (порядок ее проведения регулируется приказом Минфина России N 20н и МНС России от 10.03.99 N ГБ-3-04/39 "Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке"), осмотр, обследование производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или связанных с содержанием объекта налогообложения (ст.89 НК РФ).

В соответствии со ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента необходимые для проверки документы. Форма требования установлена приказом МНС России от 08.10.99 N АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок". Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Исходя из смысла ст.92 НК РФ осмотр помещения, территорий, документов, предметов должностным лицом налогового органа может производиться только в рамках выездной налоговой проверки. Осмотр должен производиться в присутствии понятых. Не могут быть понятыми должностные лица налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии (ст.98 НК РФ).

Как о производстве осмотра, так и об изъятии документов и предметов должен быть составлен протокол. В протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях перечисляются и описываются изъятые документы и предметы с точным указанием наименований, количества и индивидуальных признаков

 

 

 инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" (далее - Инструкция N 60).

В соответствии с п.1 ст.100 НК РФ не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт налоговой проверки. Форма и его содержание установлены Инструкцией N 60. В частности, в акте проверки должны быть указаны первичные и бухгалтерские документы, которые исследовались должностными лицами налогового органа при проведении выездной налоговой проверки, отражены обстоятельства, которые были установлены при исследовании этих документов. Должны быть четко сформулированы документально подтвержденные факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таковых, указаны нормы налогового законодательства, которые нарушил налогоплательщик, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений со ссылками на статьи Налогового кодекса РФ по данному виду налоговых правонарушений. Акт проверки подписывается должностными лицами налогового органа, производившими налоговую проверку, и руководителем или представителем проверяемой организации. После этого акт проверки под расписку вручается руководителю или представителю проверяемой организации.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки направить по нему объяснения (возражения). При этом налогоплательщик

 

¾ представляемые в возражениях факты должны быть подтверждены первичными документами, а выводы - обоснованными, то есть иметь ссылки на нормативные документы;

¾ изложение материала должно быть четким и лаконичным;

¾ возражения должны быть систематизированы в соответствии с соответствующими разделами (пунктами) акта проверки.

На практике часто появляется необходимость предоставления возражений на акт, когда указанные в нем замечания в отношении занижения того или иного налога были обоснованными, однако не учитывались факты завышения того же налога, что влекло за собой неверный окончательный расчет.

Согласно п.1.11.1 Инструкции N 60 описательная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки. На необходимость анализа всех обстоятельств, влекущих как занижение, так и завышение налогооблагаемой базы, указывает и Высший Арбитражный Суд РФ[2].

По истечении двухнедельного срока, предоставленного налогоплательщику для представления возражений, руководитель (его заместитель) налогового органа в течение 14 дней должен рассмотреть акт налоговой проверки, а также возражения и документы, представленные налогоплательщиком. При этом должны быть приглашены должностные лица организации или индивидуальный предприниматель, или их представители. Если налогоплательщик, проигнорировав извещение, не явился, все материалы проверки рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (его

 

 

ки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".

Порядок проведения дополнительных мероприятий, их сроки, а также форма оформления результатов не установлены ни одним нормативным актом, в связи с чем сроки выездной налоговой проверки могут быть увеличены по сравнению с установленными в ст.89 НК РФ. Однако существует общее ограничение, установленное п.1 ст.115 НК РФ, согласно которому налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта. Так, если акт выездной проверки уже был составлен до начала проведения дополнительных мероприятий, то шестимесячный срок уже начал отсчитываться. Вместе с тем на практике налоговые органы по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля также составляют акт, считая, что именно от даты составления этого акта следует отсчитывать шестимесячный срок, указанный в п.1 ст.115 НК РФ. Для решения вопроса возможно лишь ожидать прецедентов в арбитражной практике[3].

Как правило, по результатам рассмотрения материалов дела выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Такое решение должно содержать:

¾ обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой;

¾ документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

¾ доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту;

¾ результаты проверки этих доводов;

решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК

 

 

ения налоговым органом требований к порядку проведения налоговой проверки и оформлению ее результатов.

Если при проведении налоговой проверки сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, плательщике сбора или налоговом агенте были допущены с нарушением Конституции Российской Федерации, Налогового кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, такая информация не может быть использована в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности (п.4 ст.82 НК РФ). Данное положение полностью соответствует п.3 ст.64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Несоблюдение требований к форме и порядку составления и вручения налогоплательщику решения налогового органа согласно п.6 ст.101 НК РФ может являться основанием для его отмены вышестоящим налоговым органом или признания его судом недействительным. Свое мнение по применению этого пункта изложил Пленум ВАС РФ в постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой налогового кодекса Российской Федерации": нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае

 

 

поскольку только в этих случаях НК РФ предусматривает составление акта (п.1 ст.100 и п.1 ст.101.1 НК РФ).

Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п.1 ст.115 НК РФ, срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Заключение

Итак, в первой главе работы были представлены правила проведения налоговых проверок, согласно действующему законодательству.

Налоговая проверка представляет собой один из видов налогового контроля.

Ст.87 НК РФ предусмотрены камеральные, выездные и встречные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов налогоплательщика, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

 

возражения по акту.

По истечении срока на представление возражений в срок не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также представленные налогоплательщиком документы и материалы.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение. Оно может быть о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В течение 10 дней с даты вынесения решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени.

– При отказе налогоплательщика добровольно уплатить сумму налоговой санкции налоговый орган может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с

 

– В результате отсутствия документов, подтверждающих факт взаимозачета платежей, которые позволили бы производить налоговые вычеты сумм НДС по оплаченным товарам;

– За счет отсутствия документального подтверждения в журнале-ордере № 6 сумм НДС, предъявляемых к возмещению;

– За счет несоблюдения принятой на предприятии учетной политики в части определения момента возникновения обязанностей по уплате налогов, которым считается день отгрузки товаров (работ, услуг) - метод начисления. Однако налоговая база и суммы НДС с реализации отражались в налоговых декларациях по методу "оплаты", а не по методу "отгрузки".

В результате п.3. акта проведенной выездной налоговой проверки ООО «ДРСУ» от 03.08.2004 г. было предложено:

– доначислить сумму налога на добавленную стоимость в размере 5208947 руб., уменьшить исчисленную в завышенном размере сумму налога на добавленную стоимость в размере 221647 руб.;

¾ взыскать с ООО «ДРСУ» пени за несвоевременную уплату НДС в соответствии со ст.75 НК РФ в сумме 1602715 руб.;

¾ внести ООО «ДРСУ» необходимые исправления в бухгалтерский учет;

¾ привлечь ООО «ДРСУ» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения – за неуплаченную сумму налога на основании п.1 ст. 122 ч.1 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на добавленную стоимость.

Налогоплательщик ООО «ДРСУ» не стал пользоваться правом представления в налоговый орган письменных возражений по акту в двухнедельный срок со дня подписания акта в соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ. В результате 30.08.2004 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 6 по Рязанской области было вынесено соответствующее решение «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «ДРСУ».

– Организация проведения камеральных налоговых проверок и реализациях их результатов была рассмотрена на примере проверки декларации НДС ООО «Радуга» за ноябрь 2004 г. В заключении по данной камеральной проверке было указано, что данные, указанные в налоговой декларации ООО «Радуга» за

– камеральная проверка должна быть проведена во всякое время до истечения срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения - то есть 3 лет со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение;

– с целью упорядочения проведения проверок в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, следует разрешить выездные проверки в отношении физических лиц, установив исчерпывающий перечень оснований для ее проведения;

– с целью исключения привлечения к ответственности налогоплательщика за ошибочные заключения по результатам проверки, составленные налоговыми органами, при проведении выездных налоговых проверок должен соблюдаться общий запрет на ревизию результатов предыдущей проверки по тому же налогу за тот же налоговый период. Исключение из этого правила могут составлять случаи, когда вышестоящий налоговый орган имеет основания подозревать должностное правонарушение в деятельности проводивших проверку должностных лиц, выразившееся в составлении заведомо недостоверного заключения.

– с целью достоверности проверок крупных организаций, в частности, имеющих филиалы и представительства, трех месячный срок проведения которых может оказаться недостаточным, при проведении выездных проверок таких организаций срок их проведения увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

– иного имущества, который может быть наложен лишь на имущество, необходимое и достаточное для погашения налоговой задолженности, арест средств на счетах в банке суммой не ограничен.

– Следует снять запрет на продажу арестованного имущества налогоплательщика, поскольку его реализация по рыночным ценам только на руку налоговым органом. Если же оно реализуется по цене, ниже рыночной, то следует установить правила об ответственности приобретателя имущества по долгам налогоплательщика, которые широко распространены в ряде европейских стран.

– В настоящее время судебный порядок взыскания штрафов излишне обременителен для налоговой администрации и судебной системы. Поэтому  предпочтительнее определить, что взимание штрафа не может быть произведено во внесудебном порядке, если налогоплательщик обжаловал требование о его уплате до истечения срока его исполнения. Если же право на обжалование не было реализовано, должен действовать внесудебный порядок взыскания для исключения непроизводительных затрат ресурсов налоговой администрации и судебной системы на ведение заведомо беспочвенных тяжб.

– В настоящей редакции Налогового кодекса не предусмотрено норм о порядке обращения взыскания на дебиторскую задолженность налогоплательщика. Поэтому в Налоговом кодексе должно быть специально оговорено право налоговых органов обращать взыскание на дебиторскую задолженность налогоплательщика, что является дополнительным способом обеспечения налогового обязательства.

И в завершении отмечу, что совершенствование механизма налоговых проверок и реализации их результатов не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои профессиональные знания.

 

Список использованной литературы

1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля 2004 г.)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп. 29 июля 2004 г.)

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. 29 июля 2004 г.)

4.  Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах"

5. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.). Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н)

6. Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. NN 20н, ГБ-3-04/39 "Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке"

7. Приказ МНС РФ от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок" (с изм. и доп. от 7 февраля 2000 г.)

8. Приказ МНС РФ от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138 "Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".

9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 1 июня 1999 г. N 6995/98

10. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

11. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 марта 2001 г. N А56-26538/00

12. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2001 г. N 543/01

13. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 августа 2001 г. N 1414/01

14. Письмо МНС РФ от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369 "О направлении методических указаний по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения"

15. Борисов А.В. Ответы на вопросы о порядке проведения налоговых проверок //"Гражданин и право" - N 6 - июнь 2002 – СПС «Гарант»

16. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2004 год. - "Налоги и финансовое право", 2003 – СПС «Гарант»

17. Выездные налоговые проверки //Бератор "Практическая бухгалтерия" – СПС «Гарант»

18. Глебова О.П., и др. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации для предприятий производственной сферы. - "Статус-Кво 97", 2003 – СПС «Гарант»

19. Горленко И.И. Формы проведения налогового контроля //"Налоговый вестник" - N 3 - март 2003 – СПС «Гарант»

20.  Гусева И.П. Реформирование института налогового контроля в сфере косвенного налогообложения. //Адвокат. - N 4. - апрель 2004 г. – СПС «Гарант»

21. Демидова Н.Г., Кастальский В.Н. Правовые аспекты налоговых проверок //"Аудиторские ведомости" - N 8 - август 2002 – СПС «Гарант»

22. Золотарева А.Б.Некоторые проблемы налогового администрирования. (доклад подготовлен под научным руководством М. Алексеева и С.Г. Синельникова- Мурылева). – М., 2004. /www.nalog.ru

23. Зрелов А.П. Методика подготовки и проведения выездной налоговой проверки //"Право и экономика" - N 7 - июль 2003 – СПС «Гарант»

24. Камеральные налоговые проверки //Бератор "Практическая бухгалтерия" – СПС «Гарант»

25. Кислов Д.В. Штрафы, пени, недоимки. Налоговые правонарушения и ответственность. - М.: ЗАО "Издательский Дом "Главбух", 2002. – СПС «Гарант»

26. Лушников В. Налоговый контроль /ЭЖ-ЮРИСТ. - N 7. - февраль 2003 г. – СПС «Гарант»

27. Обзор судебных споров //"Двойная запись" - N 10 - октябрь 2003 – СПС «Гарант»

28.  О мерах по совершенствованию налогового администрирования. Доклад Минфина /http://www.my-sn.ru/articles.php?n=41&c=3&a=2012&l=4. /30.09.2004

29. Персикова И.С. Камеральная проверка: порядок проведения и последствия // "Российский налоговый курьер" - N 8 - апрель 2003 – СПС «Гарант»

30. Савцова А.В., Рудая И.С Пути совершенствования налогового контроля. Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2004../ www.ntstu.ru/ - официальный сайт Северо-Кавказского государственного технического университета.

31. Сашичев В.В. “Опыт организации налоговых проверок в ФРГ и некоторые проблемы совершенствования процедур налогового контроля в России” //Налоговый вестник. - № 10. - 2003 – СПС «Гарант»

32. Худолеев В.В. Налоговая проверка на предприятии: правовые аспекты, практические рекомендации //Консультант бухгалтера. - N 6 - июнь 2001 – СПС «Гарант»

33. Шилкина В. Довесок к налоговой проверке //Практическая бухгалтерия. - N 10 - октябрь 2003 – СПС «Гарант»

34. Шилкина В. Контрольная выездная проверка //Практическая бухгалтерия. - N 7 - июль 2003 – СПС «Гарант»

35.  http://saldo.ru/infonews/index.ru.html?msg=42289&rgn=0 Необходимы меры по совершенствованию налогового контроля - Новости информационных агентств. AK&M ИД "Главбух" / 03/03/2005 16:38

 

Приложения


[1] Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2001 N 543/01

[2] Постановление Президиума ВАС РФ от 21.08.2001 N 1414/01.

[3] Шилкина В. Довесок к налоговой проверке //"Практическая бухгалтерия" - N 10 - октябрь 2003 г. – СПС «Гарант»

[4] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2002 N А42-1401/02-23

[5] http://saldo.ru/infonews/index.ru.html?msg=42289&rgn=0 Необходимы меры по совершенствованию налогового контроля - Новости информационных агентств. AK&M ИД "Главбух" / 03/03/2005 16:38


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Понятие и правила проведения налоговых проверок 7

1.1. Понятие и виды налоговых проверок 7

1.2. Камеральная налоговая проверка 9

1.3. Выездная налоговая проверка 11

1.4. Встречная налоговая проверка 21

Глава 2. Организация налоговых проверок на примере Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Рязанской области 23

2.1.Состав и структура налогового органа 23

2.2. Порядок проведения выездных налоговых проверок (на примере ООО «ДРСУ») 26

2.3. Порядок проведения камеральных налоговых проверок (на примере ООО «Радуга») 37

Глава 3. Направления совершенствования организации проведения налоговых проверок и реализации их результатов 41

3.1. Совершенствование организации налоговых проверок 41

3.2. Совершенствование мер обе6спечения налоговых обязательств по результатам налоговой проверки 49

Заключение 57

Список использованной литературы 64

Приложения 68

 

Введение

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.

Действительно, одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе российского, является обеспечение устойчивого сбора налогов.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, состояние научно-технического прогресса.

Поэтому налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом для управления рыночной экономикой.

Так, с помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и мест

 

 

и военно-промышленный комплекс, и следовательно, нарушается обороноспособность страны, которая является наиболее значимым фактором стабильности страны. Также не выплачиваются пенсии, заработные платы бюджетникам, страдает медицинская сфера.

Поэтому все государственные органы, в том числе и налоговые, эффективно в своей деятельности постоянно используют налоговые проверки, поскольку именно они являются основным элементом управления. Посредством налоговых проверок устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнения задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить. 

Настоящая судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.

Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового проверяющего органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими «ужасающими» и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Назначение выездных налоговых проверок регулируется нормами статей 87 и 89 Налогового Кодекса. Во исполнение ст. 89 Налогового Кодекса МНС РФ разработало Порядок назначение выездных налоговых проверок, утвержденный Приказом МНС РФ от 08.10.99 № АП-3-16/318, который в настоящее время применяется с учетом Дополнения № 1 к указанному выше Порядку (Дополнение № 1 утверждено Приказом МНС РФ от 07. 02.2000 № АП-3-16/34).

Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Цель настоящей дипломной работы – изучить методы и результаты налоговых проверок, осуществляемых органами налогового контроля.

Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:

1. раскрыть основные виды налоговых проверок и порядок их осуществления в соответствии с действующим законодательством;

2. практически рассмотреть организацию налоговых проверок на примере Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Рязанской области;

3. выявить направления совершенствования организации налоговых проверок

 

логовыми органами, приводятся различные правовые «коллизии», приводящие к разным юридическим толкованиям. Приводится также зарубежный опыт проведения налоговый проверок.

В заключительной части работы делаются выводы и обосновываются приоритетные направления совершенствования исследуемой проблемы.

Объект исследования в настоящей работе — Инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Рязанской области.

Предмет исследования - налоговые проверки и механизм их проведения.

При написании работы использовались монографический и аналитический методы.

Информационной базой исследования послужил приве­денный после заключительной части список литературы. Она содержит нор­мативные документы, литературу, а также периодические источники по исследуемой проблематике. Среди нормативной документации использовался Арбитражно-процессуальный, Налоговый кодексы РФ, приказы, инструкции МНС, постановления ВАС. При написании и работы были также изучены комментарии к НК РФ Глебовой О.П. и др. касающиеся статей, регламентирующих организацию проведения налоговых проверок, труды Кислова Д.П., подробно описывающие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение и др. Среди периодических публикаций использовались такие издания, как «Практическая бухгалтерия», «Налоговый вестник», «Российский налоговый курьер», официальный сайт Министерства РФ по налогам и сборам и др., а также публикации на страницах Интернета.

 

Глава 1. Понятие и правила проведения
налоговых проверок


Понятие и виды налоговых проверок

В соответствии со ст.82 НК РФ одним из видов налогового контроля является налоговая проверка. Правила назначения, проведения и оформления результатов налоговой проверки установлены главой 14 НК РФ, письмом МНС России от 08.10.99 N АП-3-16/318 "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок", инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и

 

 

альной налоговой проверки представлены в табл.1. Плюсы в таблице означают наличие данного инструмента налогового контроля в выездной или камеральной проверке, прочерк - его отсутствие.

Таблица 1

Основные характеристики выездной и камеральной налоговой
проверок

Инструмент налогового контроля Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка
1 2 3
Основание проведения проверки Решение руководителя (заместителя) налогового органа (ст.89 НК РФ) Без специального разрешения; представление налоговой декларации служит основанием (ст.88 НК РФ)
Срок проведения проверки 2 месяца (+1 месяц) 3 месяца
Период, который охватывается проверкой 3 календарных года, предшествующих году проведения проверки  
Документ, составляемый по итогам проверки Справка (ст.89 НК РФ); акт проверки (ст.100 НК РФ); решение (ст.101 НК РФ); требование об уплате налога (п.4 ст.101 НК РФ)  

 

 

Продолжение табл.1

1 2 3
     
     
     
     
     
     
Заключение специалиста (ст.96 НК РФ) + +
Участие переводчика (ст.97 НК РФ) + +

Дата: 2019-12-22, просмотров: 281.