ДТП вызвано гололедицей или иными проблемами с качеством дорожного покрытия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нормативная база

Требования ГОСТа

Требования по эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утверждены постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 г., Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов, согласованной с МВД, Минтрансом и ФДС России и утвержденной МПС России 21 июля 1997 г., и рядом других нормативных правовых актов. Эти акты содержат детальную, в том числе техническую, регламентацию: состояния проезжей части дорог, обочин; ровности покрытия, состояния вентиляционных и других колодцев, освещения, водоотводов на искусственных сооружениях (мостах, эстакадах и т.д.); искусственного освещения на участках улиц и дорог и т.п. Отдельные требования предъявляются к должностным лицам в процессе производства ремонтных и других работ на улично-дорожной сети.

Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры:

¨ покрытия проезжей части дорог и улиц;

¨ видимости на дорогах и улицах;

¨ дорожных знаков;

¨ дорожной разметки;

¨ дорожных светофоров;

¨ дорожных ограждений и бортового камня;

¨ сигнальных столбиков и маяков.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы»:

«3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60[16] см и глубине – 5 см (п.3.1.1 устанавливает, что предельный срок для устранения – 10 дней).

3.1.10. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.

3.1.11. Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.

3.1.12. … Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение не более 3 ч.

3.1.13. Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.

На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см.

3.2.1. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см».

 

В случаях, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям государственного стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения (как минимум, дорожные знаки, а ночью или при недостаточной видимости – заграждение с предупредительными сигнальными огнями – прим. автора), вплоть до полного запрещения движения.

Установленные требования к ремонту и содержанию дорог должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся эти дороги (как правило, это коммунальные, дорожно-эксплуатационные, дорожно-ремонтные и некоторые другие организации). В определенном смысле к таким организациям следует отнести и службы ГИБДД (почему – см. ниже).

Если Ваш автомобиль получил повреждения из-за несоблюдения упомянутыми структурами установленных требований, необходимо:

1. Вызвать сотрудников ГИБДД для оформления факта ДТП.

2. Не трогать пострадавший автомобиль.

3. Найти свидетелей, записать их фамилии и координаты.

4. Обратить внимание свидетелей на состояние дорожного полотна, размеры ямы, наличие или отсутствие ограждений и соответствующих дорожных знаков.

5. Требовать, чтобы схему составляли в присутствии понятых и в ней были правильно отражены обстоятельства дела: размеры ямы, отсутствие знаков, ограждений.

6. Забрать копию протокола сразу же на месте аварии.

Дальше надо предъявлять иск дорожной службе, отвечающей за эксплуатацию данного участка дороги (если, конечно, у вас нет КАСКО – в этом случае в суд будет обращаться Ваша страховая компания). Что бывает в суде – см. параграф 17.2.

 

Состояние дороги и ГИБДД

В сфере регулирования правоотношений, связанных с дорожным движением, базовым является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» [11].

Статья 3 этого закона однозначно определяет, что основными принципами обеспечения безопасного движения являются (части 2 и 3):

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

Это подтверждается также частью 1 статьи 24: «Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации».

Таким образом, попытки дорожников и гаишников свалить грехи на безденежье и т.п. лишены оснований.

Кроме того, в свете дальнейшего обсуждения принципиально важными являются положения следующих статей закона:

«Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог

1. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги».

Часть 1 статьи 14: «Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции».

Часть 2 статьи 30: «Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения».

И, наконец, статья 31: «Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность».

 

Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [31] установлена административная ответственность за «нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения». Согласно части 2 статьи 23.3 Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.34, от имени органов внутренних дел (милиции) вправе «начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель» (пункт 5) и «государственные инспектора безопасности дорожного движения» (пункт 7).

Субъектами указанных правонарушений являются как юридические, так и должностные лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, а также за своевременное устранение помех для движения. Субъективная сторона правонарушений может выражаться в форме умысла или неосторожности [88].

 

На основании части 9 статьи 10 Закона РСФСР «О милиции» [3] «милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана регулировать дорожное движение; контролировать соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения».

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 11 этого же закона «милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей представляется право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения» (часть 1) и «составлять протоколы об административных правонарушениях» (часть 5 – прямая связь с КоАП).

 

Согласно абзацу 1 пункта 2 Положения о ГИБДД [16] «Государственная инспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются – граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются – нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».

При этом в соответствии с абзацем 3 подпункта «а» и подпунктом «к» пункта 11 Положения о ГИБДД на Государственную инспекцию возлагаются контроль за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми, в частности, устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог и проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения.

На основании подпунктов «б» и «д» пункта 12 Государственная инспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право «давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации», а также «временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов».

При этом на основании пункта 14 Положения «за противоправные действия или бездействие сотрудники Государственной инспекции несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».

 

В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения [6] должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;

принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

 

Согласно пункту 39 Административного регламента [71] контроль за дорожным движением включает не только визуальное или с использованием технических средств наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов, но и наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства.

 

На основании пункта 2.1.8 Примерного положения о строевых подразделениях ГИБДД [17] (приказ утратил силу, но взамен ничего издано не было) в функции подразделений ДПС входит «контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтных и строительных работ на дорогах, принятие неотложных мер при возникновении экстремальных дорожных ситуаций».

 

В соответствии с разделом 3 Наставления по работе ДПС [20] «основными задачами ДПС являются:

- сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

- обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения».

В уточнение абзаца 3 подпункта «а» и подпункта «к» пункта 11 Положения о ГИБДД [16] пунктами 4.2 и 4.8 рассматриваемого Наставления «осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения» и «проведение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения» возложены именно на дорожно-патрульную службу. При этом в подтверждение пункта 2.1.8 Примерного положения о строевых подразделениях ГИБДД на основании пункта 4.13 Наставления «контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, … принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения» являются функциями ДПС.

Согласно разделу 6 Наставления «сотрудник ДПС при несении службы обязан:

6.1.2. Организовать безопасный и бесперебойный процесс дорожного движения.

6.1.3. Знать оперативную обстановку в зоне поста или маршрута патрулирования.

6.1.4. Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.

6.1.5. Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать к нарушителям меры административного воздействия.

6.1.6. Предупреждать водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить.

6.1.19. Контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог и дорожных сооружений и их освещенность.

6.2. По прибытии на пост (маршрут патрулирования) сотрудник ДПС должен получить от сменяемого им сотрудника информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на улицах и дорогах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств регулирования дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к несению службы. Если в предшествующую смену контроль за дорожным движением на данном посту или маршруте не осуществлялся, сотрудник проверяет исправность технических средств регулирования, специальных средств, средств связи, состояние дорог и улиц, условия производства на них ремонтно-строительных и других работ.

О принятии поста, маршрута патрулирования и выявленных недостатках докладывает в дежурную часть строевого подразделения.

Во время несения службы сотрудник ДПС должен принять меры к устранению помех в движении, освобождению проезжей части от оставленных на ночь транспортных средств, обозначению опасных участков на посту или маршруте патрулирования».

При этом «сотрудник ДПС при несении службы имеет право:

6.5.1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения (это в развитие части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции» [3]).

6.5.13. Ограничивать или временно запрещать движение транспортных средств и пешеходов на дорогах».

В разделе 10 Наставления, посвященном работе дежурных частей строевых подразделений дорожно-патрульной службы, недвусмысленно зафиксировано: «старший инспектор-дежурный (инспектор-дежурный) обязан:»

Подпункт «а» пункта 10.11.3: «при сборе информации и оценке обстановки на обслуживаемой территории изучать, анализировать и оценивать сведения о … изменениях климатических условий, состоянии автомобильных дорог, дорожных сооружений и технических средств регулирования дорожного движения, которые могут оказывать влияние на дорожное движение, оперативную обстановку, расстановку сил и средств».

Подпункт «з» пункта 10.11.5: «оповещать командира и наряды строевого подразделения, руководителей заинтересованных дорожных и коммунальных служб об осложнении условий дорожного движения вследствие обвалов, оползней, разрушения дороги, снежного заноса, гололедицы, выхода из строя средств регулирования и т.п., а также принимать необходимые меры по обеспечению безопасного и бесперебойного движения, в дальнейшем осуществлять контроль за выполнением соответствующих работ».

Согласно пункту 11.4.3 «должностные лица при проведении инструктажа должны информировать сотрудников ДПС о состоянии аварийности и оперативной обстановке на обслуживаемой территории».

Очень важен пункт 13.21 Наставления:

«13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.

При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования. До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения».

 

И, наконец, Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения [23], в котором первым же пунктом записано:

«Наставление определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог».

При этом пунктом 5 «осуществление государственного контроля и надзора в процессе проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и иных объектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения» определено основной задачей службы ДИиОД.

Соответственно, согласно пункту 6.1 обязанностью службы ДИиОД является «обеспечивать государственный контроль за соблюдением юридическими лицами независимо от форм собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования: к проектированию, строительству (реконструкции) дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к ремонту и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов; к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения».

В этой связи в права ДИиОД входит:

«7.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения.

7.2. Докладывать главным государственным инспекторам безопасности дорожного движения о необходимости выдачи должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения.

7.3. Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7.5. Участвовать в установленном порядке в проведении:

мероприятий по временному ограничению или запрещению дорожного движения на участках дорог и улиц, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии» (это самый первый абзац п. 7.5).

На основании пункта 10.1.5 рассматриваемого Наставления «повседневный надзор за выполнением дорожно-строительными, дорожно-эксплуатационными и другими организациями условий согласования и сроков выполнения работ на дорогах и улицах осуществляется сотрудниками ДПС и службы ДИиОД».

В соответствии с пунктом 10.2 «контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством проведения:

комплексной проверки дорог и улиц;

специальных проверок (готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог и улиц, проверки состояния железнодорожных переездов, ледовых переправ, маршрутов общественного транспорта, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов);

контрольных проверок;

повседневного надзора».

«Материалы комплексных, специальных и контрольных проверок заносятся в контрольно-наблюдательное дело» (пункт 10.3).

Результаты специальной проверки готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог и улиц согласно пункту 10.2.2.2 «отмечаются в акте, который направляется для принятия мер в соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или органы местного самоуправления, или другим лицам, в ведении которых находятся дороги».

Остановимся на повседневном надзоре. В соответствии с пунктом 10.2.8.2 «в ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется состояние технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние дорог и инженерных сооружений».

При этом согласно пункту 10.2.8.4 «При обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения и действует по указанию дежурного».

Пункт 14.1 устанавливает, что «руководители федерального и территориальных органов управления Госавтоинспекции, службы ДИиОД Госавтоинспекции, подразделений Госавтоинспекции в районах, городах, районах в городах или иных муниципальных образований, на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, командиры полков, батальонов, рот дорожно-патрульной службы и их заместители на основании полученных данных о должностных лицах, действие или бездействие которых повлекли отступление от требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, принимают решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений, назначают сроки, место и способ представления информации о принимаемых мерах по их выполнению».

Раздел 15 Наставления определяет порядок ведения контрольно-наблюдательного дела. В соответствии с пунктом 15.2 «контрольно-наблюдательные дела ведутся службой ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, округов и районов в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах». В пункте 15.5 поименованы 10 разделов контрольно-наблюдательного дела, из которых в нашем случае важен раздел 8 – «контроль за эксплуатацией», а также, возможно, раздел 9 – «контроль за зимним содержанием», однако в части последнего что-то можно говорить только при предъявлении самого дела. Поэтому ограничимся восьмым разделом, содержание которого определено пунктом 15.6.8. Этот раздел должен содержать:

«копии актов комплексной и специальных проверок улиц и дорог;

Дата: 2019-12-22, просмотров: 207.