ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНЫХ

БИБЛИОТЕК

Курсовая работа

 

Выполнила Романенко Татьяна Александровна

Студентка 2 курса группы 741-ЯБ ЗУ

Место работы: р.п. Шербакуль МОУ» Шербакульская

средняя общеобразовательная школа №1»

Заведующая библиотекой

раб, тел. 2-14-39 сот, тел. 89081050080

 

Руководитель: Ханжарова Лариса Мигдатовна

Старший преподаватель ОмГУ

 

                                 г. Омск 2009 г.

 

Т.А. Романенко

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНЫХ

БИБЛИОТЕК

Профессионально-производственный библиографический

Указатель

Омск 2009 г.

                                                                                                        

                                               

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                  с. 4-6

 РАЗДЕЛ 1.Этапы внедрения информационных технологий

Создание электронных каталогов с. 7

Интернет в библиотеке                 с. 7-10

Центр Либнет для школьных библиотек с. 10

Медиатеки. Медиацентры.            с. 10-12

Школа «МАРК», АИБС, «МАРК- SOL »- версия для

Школьных библиотек                            с.12-14

РАЗДЕЛ 2.

 Информационно-коммуникационные технологии в библиотечной среде                                 с.14-17

 

РАЗДЕЛ 3.

Школьная библиотека как центр информационной культуры

Автоматизация библиотечного обслуживания в школах и создание единой электронной сети с. 18-21

Роль формирования информационной культуры школьника в процессе информатизации школьной библиотеки с. 22-24

Алфавитный указатель авторов и заглавий с. 25-28

Список источников выявления литературы с. 29

  

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время все мы являемся свидетелями увеличения

 

объемов информации. Приход в современные школы новых

 

информа-

 

ционных технологий изменил и ее образовательные цели. Статус

 

школьных библиотекарей призывает обеспечить надежный, оперативный

 

доступ к информации всем пользователям-детям, родителям, учителям.

 

Скорость и радикальность происходящих в нашей стране преобра-

 

зований непрерывно меняют и условия функционирования библиотек, требу-

 

ют от них постоянной перестройки структуры их деятельности.

 

Глобальная информация выдвинула библиотеки в число наиболее

 

значимых источников формирования и представления

 

информации. Повышение эффективности функционирования библиотек в

 

настоящее время может быть обеспечено путем внедрения новых

 

автоматизированных технологий.

 

Главная задача в развитии библиотечного дела является формирование

 

информационной сети библиотек с подключением к существующим

 

телекоммуникационным сетям.

 

Главная задача специалиста – сформировать и развить способнос-

 

ти у пользователей к самостоятельному поиску информации, ее общедос-

 

тупности. В новых учебных процессах используются новые подходы, новые

 

информационные ресурсы.

 

Формирование информационной среды становится основополагаю-

 

щим образовательным условием и требует формирования и развития

 

на базе библиотеки современного библиотечно-информационного

 

центра, располагающего средством новых информационных технологий

 

и представляющих свободный доступ пользователям к любому виду

 

информации для их самостоятельной работы по сбору фактов, их анализу,

 

обобщению, сопоставлению с аналогичными или альтернативными

 

вариантами.

 

Применение автоматизированных систем позволяют ускорить поток и

 

получать необходимую информацию, повышает эффект обслуживания,

 

предоставляет оперативный доступ читателей к удаленным ресурсам других

 

библиотек и к Интернету.

 

Говоря о комплексном подходе к автоматизации школьных биб-

 

лиотек нужно учитывать ряд задач, среди которых:

 

- тщательный отбор и изучение предлагаемых АИБС для школьных

 

библиотек;

- улучшение материально-технической базы и оснащение всех

 

школьных библиотек компьютерной техникой;

 

- организация обучения школьных библиотекарей основам работы

 

на ПК;

 

- выделение штатных единиц для обеспечения работы АИБС в

 

школьной библиотеке;

 

- создание методического центра по автоматизации школьных

 

библиотек для обмена опытом.

 

Данный указатель литературы предназначен для библиотечных

 

специалистов, работающих в области образовательных учреждений и

 

представляет литературу, которая познакомит их с методами и формами

 

внедрения новых информационных технологий в систему школьных

 

библиотек.

 

В указателе отражены журнальные статьи 2000-2008 гг.

 

Библиографическая запись состоит библиографического описа-

 

ния и справочной аннотации по ГОСТу 7.0.-99 «Информационно-

 

библиографическая

 

деятельность, библиография. Термины и определения».

 

Группировка материала в библиографическом указателе тематическая,

 

внутри рубрик все библиографические записи располагаются в алфавитном

 

порядке. Нумерация библиографических записей сплошная.

 

Справочный аппарат представляет собой введение, содержание, алфа-

 

витный указатель авторов и заглавий, список источников выявления

 

литературы.

 

По функциональному назначению литература в библиографическом

 

указателе учебная, научная, профессионально-производственная.

 

 РАЗДЕЛ 1.  ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ

                       ТЕХНОЛОГИЙ

Белякина М.А.

Библиотечный каталог как информационно-поисковая система: // http : www . libraru . ru /

 

Электронный каталог - многоаспектная система. Документ вводится в компьютер единожды и потом многократно его используем, то есть, совершаем поиск по многим признакам, автору, названию, ключевым словам, названиям серии и р.д. Отпадает необходимость вести несколько карточных каталогов, если есть электронных каталог.

Сукиасян Э.Р.

Трифонова Е.Е.

ИНТЕРНЕТ В БИБЛИОТЕКЕ

 4. Березина И.

Системе координат сети Интернет//Биб-ка.-2007.-№3.-с.26-29.

Читатели не всегда могут найти информацию, адекватную их запросам. Наиболее эффективным является использование сетевых документов удаленного доступа. В процессе информационного поиска школьники успешно используют несколько элементов виртуального СПА-библиографические и текстовые базы данных, путеводители по сетевым ресурсам, веб-сайты и др.

     

Бондарева Т.В.

Бродский М.А.

Гендина Н.И.

 Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и комментарии//Шк. биб-ка,-2008.-№4.-с.15-20.

Сайт - это официальное представительство школы в Интернете, которое может содержать разнообразные данные.

Сайты-это средство организации воспитательно-образовательного процесса в условиях Интернета: дистанционное обучение, использование электронных учебных материалов

 

Горостоватов А.

Крынкин В.В.

Степанов В.К.

Логинов Б.Р.

Медиатеки. Медиацентры.

Бровкина Л.В.

 Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы как необходимое условие успешного обучения// http : www . libraru . ru /

 Современная школьная библиотека- это не только книгохранилище, источник научной познавательной литературы, но и самые современные доступные носители информации (Интернет, видео, СД, DYD и пр.) Школьный библиотечный медиацентр включает: медиатеку-как собрание информации на различных носителях; медиацентр-компьютерная лаборатория для самостоятельной работы; библиотека-носитель информации со всеми ее функциями.

 

Осин А.

Новый носитель или новое явление? Мультимедиа в образовании - что это такое?//Биб-ка в школе.-2007.-№7.-с.6-10.

Для получения образования на базе компьютерных технологий-реализации компьютерных технологий обучения - необходимы три основных компонента: аппаратно- программный базис, подготовленный специалист и электронные учебные материалы.

 

Печерина С.И.

Организация работы библиотечного медиацентра// http :// www .. libraru . ru /

 О создании единого аннотированного электронного каталога  на все медиаресурсы. С созданием единой локальной сети изменился доступ ко всем видам информации. Библиотечный медиацентр позволяет оказать компетентную помощь всем работникам школы и учащимся.

 

Столяров Ю.Н.                                                                               

Ястребцева Е.Н.

Андрианова Л.А.

Грибов В.Т.,Левова Л.В.

Концептуальные вопросы разработки и внедрения средств автоматизации для школьных библиотек// Шк. биб-ка.-2006.-№;.-с.77-78

 

Школьная система АИБС «MAPK-SOL» поддерживает три категории пользователей (библиотекарь, учитель), использование электронных каталогов, книг, учебников; групповую книговыдачу, обеспечение межбиблиотечного взаимодействия в формате RUS-MARG.

 

Иванов С.Г.

Левова Л.

Левова Л.

Абрамова Н.С.

Аниканова Е.А.

Базаленко В.В.

Верховский Л.Г.

Дворецкая М.А.

 Информационные технологии - инструмент удовлетворения запросов //Библиография.-2007.-№5.-с.62-64                                       

Модернизация образования происходит на фоне информатизации общества, расширения репертуара образовательных услуг.

 

Калашникова Т.В.

Качева К.В.                                                                                

 Мультимедийные средства - инновационное направление в работе школьной библиотеки// http : www . libraru . ru /

Руководство чтением как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио-, видео- и мультимедийные источники информации. Главная задача использования мультимедиа в работе школьных библиотек является предоставление учителю, библиотекарю и ученику максимальной свободы выбора форм и методов работы.

 

Лякина Г.А.

 Информационные технологии в работе информационно-библиотечного центра// http : www . libraru . ru /

Для школьных библиотек возникает проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Речь идет о формировании у читателей информационной компетенции.

 

Мукаян Л.Н.

Информационно-коммуникационные технологии в библиотечном сервисе для детей//Информационный бюллетень РБА.-№35.=СПб.-2005.-с.18-21

 

Первая реакция на внедрение Интернета в библиотеках и у библиотекарей как у людей читающих - повышение уровня информационного сервиса, повышения уровня информационной культуры.

 

Тлеукеева Р. И.

Усманова С.Х.

Привлечение к чтению с помощью информационных технологий // http : www . libraru . ru /

Персональный компьютер с одной стороны стал объектом изучения учебного процесса, а с другой - сам явился ценным средством обеспечения общего процесса образования.

 

Шрайберг Я.Л.

Андрианова Л.А.

Гендина Н.И.

Жукова Т.Д.

Иванова Е.

Козлова В.Н.

Коршунова Л.Е.

КоршуноваЛ.                                                                                                               Школьная библиотека на пути к автоматизации библиотечно-библиографических процессов// Шк. биб-ка.-2000.-№6.- с.33-37

                                                                                                                   

 Компьютеризация библиотечных процессов дает возможность для создания электронного каталога, который создается на весь книжный и журнальный фонд библиотеки. Поисковый аппарат ЭК должен обладать широкими возможностями, чтобы поиск производился быстро даже в сложных ситуациях.

 

Матвеева И.

Осин А.

Осин А.

Новый носитель или новое явление? Электронные образовательные ресурсы нового поколения// Биб-ка в школе.-2006.-№2.-с.5-8

Рассматривает преимущества и недостатки предложенной модульной архитектуры в соотношении с мировыми тенденциями развития   электронных образовательных ресурсов, а главное- с предполагаемой динамикой информатизации образования в реальных российских условиях.

 

Племник А.

 Проекты Арбикон доказали свою устойчивость и стабильность// Биб-ка.-2007.-№3.-с.15-19.

 Проблема доступности информационных ресурсов связана со сложностью поиска во все возрастающем объеме информации.

 

Руфанова С.

Стрелкова Е.П.

Чудинова В.П.

Абрамова Н.С.

Электронные ресурсы библиотеки: воспитание информационной культуры подрастающего поколения// Информационный бюллетень РБА № 25.-СПб,-2003.-с.87-88                                                          

 

 Публичная библиотека является основным источником знаний информации

для жителей данной местности и призвана обеспечивать условия для

непрерывного образования, формирования самостоятельного мышления и

культурного развития, как отдельного человека, так и различных социальных

групп, проживающих на данной территории.

 

Антипова В.Б.

Формирование информационной грамотности учащихся - как основа реализации образовательной функции школьных библиотек//Информационный бюллетень РБА.-№31.-СПб.-2004.-с.78-80.

 

Главное умение - оперативно разыскивать информацию. Формирование информационной грамотности составляет основу реализации образовательной функции школьной библиотеки.

 

Гейн А.Г.

Концепция формирования информационной культуры у учащихся общеобразовательных учреждений// Шк. биб-ка.-2007.-№5.-с.31-34

        

 Информатизация приводит к равноположенности учителя и ученика перед той информацией, которую ученик способен добывать благодаря доступности информационных средств.

 

Гендина Н.И.

Голубева Е.И.

Павлова Н.В.

Роль библиотечно-информационного центра общеобразовательного учреждения в повышении информационной культуры// Шк. биб-ка.-2003.-№8.-с.63-66

 

Пересматривается статус школьной библиотеки в структуре общеобразовательного учреждения. Необходимо создать и сформировать на базе библиотеки современный библиотечно-информационный центр, располагающий средствами внедренных новых информационных технологий.

 

 

 

 

      АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ

                                           ДОКУМЕНТОВ

 

1.Абрамова Н.С.

 Справочно-библиографическое обслуживание удаленных пользователей

библиотеки на уровне новых информационных технологий 14

2.Абрамова Н.С.

Электронные ресурсы библиотеки: воспитание информационной культуры подрастающего поколения  22

3.Андрианова Л.А.

Автоматизация школьных библиотек. Опыт и перспективы 12

4.Андрианова Л.А.

Автоматизация школьных библиотек. Опыт и перспективы 18

5.Аниканова Е.А.

 Новые технологии и воспитание 14

6.Антипова В.Б.

Формирование информационной грамотности учащихся - как основа

реализации образовательной функции школьных библиотек 22

7. Базаленко В.В.

Возможность расширения доступа к информационным ресурсам 14

8.Белякина М.А. Библиотечный каталог как информационно-поисковая система 7

9.Березина И. Студент в системе координат сети Интернет 7

10.Бондарева Т.В.

Компьютерные технологии в работе школьной библиотеки 8

11.Бровкина Л.В Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы как необходимое условие успешного обучения 10

12. Бродский М.А.

Клуб и Интернет в приобщении детей к чтению 8

13. Верховский Л.Г.

Влияние информационных технологий на детей и подростков 15

14.Гейн А.Г. Концепция формирования информационной культуры у учащихся общеобразовательных учреждений 22

15.Гендина Н.И. Информационная грамотность и информационная культура: личность, международные тенденции и российский опыт 22

16.Гендина Н.И.

Компьютерные технологии в работе школьной библиотеки 18

17.Гендина Н.И. Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и комментарии 8

18.Гендина Н.И.

Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности 23

19.Гогунский В., Что купить в библиотеку? 18

20.Голубева Е.И. Проблемы информационного сопровождения учебной деятельности школьников 23

21.Горостоватов А. Включите Интернет 8

22.Гребенкина Н.И. Поиск информации в электронном каталоге информационно-библиографической системы «MARK – SOL» 12

23.Грибов В.Г.,Левова Л.В.

Концептуальные вопросы разработки и внедрения средств автомати-

зации для школьных библиотек 12

24.Дворецкая М.А.

Информационные технологии-инструмент удовлетворения запросов 15

25.Жукова Т.А. Информация и информационный сервис в школьной библиотеке. Комплектование фондов школьных библиотек на основе электронных технологий 18                                                                                                                                                   

26.Иванов С.Г.

Дети библиотеки. Новые информационные технологии 13                                                                                                                                                               

27. Иванова Е.

Что такое ресурсный центр 19

28. Калашникова Т.В.

Освоение навыков информационного поиска и приобретения новых

знаний при помощи современных технологий 15

29.Качева К. В. Мультимедийные средства - инновационное направление в работе школьной библиотеки 15

30.Козлова В.Н.

Автоматизация библиотечного обслуживания в школах и создание единой

электронной сети 19

31.Компьютерная сеть ЛИБНЕТ: состояние и перспективы//Биб-ка.-2007.-№6.-с.6-15  10

32.Коршунова Л.Е.

Век информации и наши дети 19

33.Коршунова Л.Е.

Школьная библиотека на пути к автоматизации библиотечно-библиогра-

фических процессов 19

34.Крынкин В.В.

СД-РОМ, Интернет и школьные библиотеки 9

35.Левова Л.

Школа «MARK- SOL» 13

36 Левова Л.

Школа «MARK- SOL» 13

37. Левова Л.

Школа «MARK- SOL» 14

38.Логинов Б.Р. Центр Либнет для школьных библиотек 10

39.Лякина Г.А. Информационные технологии в работе информационно-библиотечного центра 16

40.Мамонтова М.С.

Информационные ресурсы; современные формы развития 11

41. Матвеева И.В.

Наше общее пространство 20

42.Мукаян Л.Н.

Информационно-коммуникативные технологии в библиотечном сервисе

для детей   16

43. Осин А.В.

Новый носитель или новое явление 11

44. Осин А.В.

Новый носитель или новое явление 20

45. Осин А.

Новый носитель или новое явление 20

46.Основные направления развития сети ЛИБНЕТ на 2007-2010 гг.//Биб-ка.-2007.-№6.-с.10-12 10

47.Павлова Н.В.

Роль библиотечно- информационного центра общеобразовательного   

учреждения   23

48. Печерина С.И.

Организация работы библиотечного медиацентра 11

49. Племник А.

Проекты Арбикон доказали свою устойчивость и стабильность 20

50.Руфанова С.

Компьютер не роскошь, а средство информации 21                                                                                                                             

51.Степанов В.К.

Меры безопасности при работе в Интернете 9

52.Столяров Ю.Н.

Что такое медиатека 11

53.Стрелкова Е.В.

К детям пришла современная техника 21

54.Сукиасян Э.Р.

Электронные каталоги 7

55.Тлеукеева Р.

Традиционные и электронные ресурсы: состояние, проблема, эффективность 16

56.Томашева Е.Н.

 Информационные ресурсы - сердце библиотеки 16

57.Трифонова Е.В.

Ретроспективная конверсия библиотечных каталогов 7

58.Усманова С.Х.

Привлечение к чтению с помощью информационных технологий 16

59.Федоров А.В.

От чтения книг - к чтению медиатекстов 11

60.Чекмарева Л.А.

Организация работы в библиотечном медиацентре с информацией на нетрадиционных носителях 11

61.Чудинова В.П.

 Библиотекари в киберпространстве: новые возможности и новые задачи 21

62. Чудинова В.П.

Детям нужны технологически оснащенные библиотеки, которые помогут

подготовить их к обществу 21

63.Шрайберг Я.Л.

Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя 17

64. Шрайберг Я.

Библиотеки, электронная информация в меняющееся общество в информационном веке 9

65. Шрайберг Я.Л.

Мировые тенденции развития библиотечно- информационной сферы и    

их отражение на пространстве СНГ 17

66.Ястребцева Е.Н.

Библиотечный медиацентр в единой информационной среде школы    12                                                                                                                                                                                                          

                                            

 

 

                                                            

   СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ВЫЯВЛЕНИЯ

                       ЛИТЕРАТУРЫ

1.ГОСТ 7.0.-99 Инфомационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения// Стандарты по библиотечному делу. - СРб,2000.-с.14-49.

 

2.Коготков Д.Я.

Библиотечно-библиографическая деятельность библиотеки. - СПб,2003.-с.37-94

 

3.Справочник библиографа. - СПб,2005.-с.347-400.

 

4.Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие/Н.И.Гендина, Н.ИКозлова, И.Л.Скипер, Г.А.Стародубцева; Под ред. Н.И.Гендиной.-М.:Шк. биб-ка.-2003.-183 с. (Профессиональн. б-чка школьн. библиотекаря). 

 

5.Систематический каталог Шербакульской центральной межпоселенчес-

кой библиотеки.

               Раздел: 473 Библиотечное дело. Библиотековедение.

                            4734 (318) Организация библиотечного дела

                            475 Библиография.

 

6. Электронный каталог

     

Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность,

комплектование, технология, информационная культура, Интернет,

медиатека, электронные носители, информационный центр

 

7.Интернет. Сайт// http: www. libraru. ru/ 2009. 20.02.09г.

 

8.Систематический каталог Шербакульской центральной детской

библиотеки.

                 Раздел 4.734.2. Комплектование

   

9. «Библиополе»- январь 2205- январь 2007 гг.

 

 10. «Библиография» - январь 2004-2007 гг.

 

 11. «Библиотека»- январь 2002-январь 2009 гг. 

 12. «Школьная библиотека» январь 2000-январь 2009 гг.

 13. «Библиотека в школе» приложение к газете « 1 сентября»-

                  январь 2002- январь 2009 гг.

 

 

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

Дата: 2019-12-22, просмотров: 209.