Анализ проблем и перспектив повышения уровня жизни населения Республики Узбекистан.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     Несмотря на достигнутое, было бы наивным полагать, что все социальные проблемы в Узбекистане решены. Этим не может похвалиться ни одно государство в мире. Однако для Узбекистана характерным является то, что по инициативе главы нашего государства на основе глубокого системного анализа имеющихся социально-экономических проблем разработаны и реализуются соответствующие долгосрочные стратегические программы, призванные на системной основе решать эти проблемы.

    Одной из самых насущных для Узбекистана проблем является повышение среднего уровня доходов населения. Сложность проблемы заключается в том, что рост доходов населения должен основываться на росте производительности труда, расширении объемов производства и реализации продукции. Без выполнения этих условий простое повышение доходов приведет к росту инфляции, как это уже было в начале 90-х годов. С этой целью сейчас реализуются серьезные программы модернизации производства, повышения уровня загрузки производственных мощностей предприятий, роста экспорта продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.

    Параллельно реализуются программы по созданию новых предприятий - как совместных производств с иностранными партнерами, так и предприятий малого бизнеса, расширяющих возможности занятости и роста доходов населения.

    Еще одной проблемой является избыточная занятость в сельскохозяйственном производстве, которая является причиной не только низкой производительности труда в сельском хозяйстве, но и невысокого уровня доходов работников этого сектора экономики. Поэтому важнейшей задачей, над которой работает государство, является создание условий для расширения занятости в сельской местности в несельскохозяйственных отраслях: перерабатывающей промышленности, строительстве, сфере обслуживания, секторе социальных услуг.

     Рост доходов населения, повышение его платежеспособности в свою очередь обеспечит расширение емкости потребительского рынка, создаст условия для развития отечественного производства потребительских товаров и сферы обслуживания, что в свою очередь приведет к расширению занятости и росту доходов населения.

     Большие задачи стоят перед страной в плане дальнейшего повышения качества образования. Мировой опыт показывает, что самые эффективные капиталовложения с точки зрения долгосрочной перспективы - это вложения в “человеческий капитал”. Чтобы обеспечить образование на уровне международных стандартов, в настоящее время, наряду с активно реализуемой программой реформирования среднего специального образования, начинается реализация новой комплексной программы, направленной на углубление реформ в системе школьного образования, воспитание современно мыслящих молодых людей. Конечно, есть и другие проблемы в социальной сфере: более полное обеспечение населения качественными коммунальными услугами, совершенствование сферы здравоохранения и др., что также находится в зоне активного воздействия соответствующих органов государственной власти. 

Заключение

Резюмируя, можно сделать однозначный вывод. Получив от советской эпохи тяжелейшее наследие,  правительство под руководством президента Ислама Каримова смогло вывести страну из кризиса на основе разработки и реализации последовательной политики экономических и социальных преобразований, направленных на устойчивый рост экономики и повышение уровня и качества жизни населения. Жизнь подтвердила правильность избранного курса и эффективности национальной модели формирования в Узбекистане рыночного хозяйства. Общественная стабильность и высокий уровень социального благосостояния в Узбекистане является сегодня общепризнанным фактом, подтвержденным ООН и независимыми зарубежными исследовательскими центрами. При этом политика нашего государства направлена на постоянное наращивание усилий по закреплению отмеченных достижений и дальнейшее повышение уровня жизни населения на последующих этапах реформирования экономики и общества.

Подводя итог можно сказать, что для повышения уровня населения государством предпринято  экономические реформы, программы по реформированию здравоохранения и образования. В ходе реализации этих программ в стране введены в действие разные объекты социальной сферы. Для Узбекистана характерным является то, что по инициативе главы нашего государства на основе глубокого системного анализа имеющихся социально-экономических проблем разработаны и реализуются соответствующие долгосрочные стратегические программы, призванные на системной основе решать эти проблемы.

Реализация узбекской модели рыночных реформ, разработанной Президентом Исламом Каримовым, позволила избежать резкого снижения уровня жизни населения в начальные годы социально-экономических преобразований и в дальнейшем обеспечить стабильные положительные результаты. Уровень доходов членов общества является важным показателем их благосостояния, и вместе с тем, определяет возможности отдельных лиц по отдыху, получению образования, пользования услугами здравоохранения, удовлетворения самых важных жизненных потребностей. Денежные доходы населения включают в себя заработную плату, доходы от предпринимательской деятельности, все виды денежных поступлений в виде пособий, пенсий, стипендий, доходы в форме процентов от собственности, дивидендов, ренты, доходы, поступившие от реализации ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, изделий ремесленничества и оказания разнообразных услуг.

В соответствии со стратегической задачей по увеличению в нашей стране до 2010 года размера реальной зарплаты в 2-2,5 раза, в 2008 году размер заработной платы, пенсий, стипендий и пособий увеличился в 1,5 раза Ярким примером этому может служить то, что в 2009 году номинальные денежные доходы населения выросли на 36,4 процента, а реальные на 26,5 процентов и средний размер пенсий вырос на 40 процентов. Денежные расходы и сбережения - на 34,7 процента. А в 2008 году размер средней номинальной заработной платы в последнем месяце увеличился до 418,1 тыс. сумов против 270,6 тыс. сумов в 2007 году, а средний размер пенсий с 62,3 тысячи сумов 98,3 тыс. сумов. Основная часть номинальных денежных доходов населения израсходована на приобретение потребительских товаров и оплату оказанных услуг – 71,8 процента. Это свидетельствует о правильном составлении соответствующих программ по улучшению качества социальной сферы. Произошли заметные изменения и в структуре производства валового внутреннего продукта, в частности, в 2008 году темы роста валового внутреннего продукта составили 9 %, а в 2009 году из-за влияния мирового финансового экономического кризиса этот показатель составил 8,1 процента. Между тем обеспечивая стабильный рост показателей ВВП государство стремится погасить свои долги, так если в 2008 году внешний долг Узбекистана составляла 13,3 процентов от ВВП, то к 2010 году этот показатель не превышает 10 процентов.

Рост доходов населения, повышение его платежеспособности в свою очередь обеспечивает расширение емкости потребительского рынка, создает условия для развития отечественного производства потребительских товаров и сферы обслуживания, что в свою очередь приведет к расширению занятости и росту доходов населения.

В результате влияния мирового финансово-экономического кризиса по всему миру появилась 56 миллионная армия безработных. А в это время в Узбекистане создаются сотни тысяч новых рабочих мест. Примечательно, что сформировался своеобразный механизм создания новых рабочих мест, который последовательно действует по ряду направлений. Для повышения уровня населения с помощью новых рабочих мест в стране созданы в 2009 году 940 тыс. мест, 500 тыс. из них в сельской местности. Дифференциация в доступе к социальной инфраструктуре между городскими и сельскими домохозяйствами не очень велика по природному газу, но значительна по централизованному водоснабжению и еще больше – по канализации. Для смягчения этой ситуации для многих сельских жителей доступ к чистой питьевой воде обеспечивается за счет артезианских колодцев. Дифференциация между обеспеченными и малообеспеченными домохозяйствами в сельской местности незначительна, так к началу 2010 года обеспеченность населения коммунальными услугами, то есть удельный вес домохозяйств имеющих доступ к холодному водоснабжению составил 82,6 процентов, а обеспеченность газоснабжением составляет 85,0 процентов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Наша главная задача – дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. - Доклад Прeзидeнта Ислама Кaримoва на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово, 30 января 2010 года.

2. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет. – доклад Прeзидeнта Ислама Кaримoва на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан // Народное слово, 28 января 2010 года.

3. Конституция Узбекистана – прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества. – доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании 5 декабря 2009 года по случаю 17-летия Конституции Республики Узбекистан// Народное слово, 6 декабря 2009 года.

4. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана / И.А.Каримов. – Т: Узбекистон, 2009. – 56 с.

5. Дальнейшая модернизация и обновление страны – требование времени. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2009 год // Народное слово, 14 февраля 2009 года.

6. Каримов И.А. Самый основной критерий – отражение правды жизни. Т.: Узбекистон, 2009. – 24 с.

7. Указ Президента Республики Узбекистан. О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики. 18 ноября 2008 года, УП-№4053.

8. Указ Президента Республики Узбекистан. О дополнительных мерах по обеспечению гарантий защиты вкладов граждан Республики Узбекистан в коммерческих банках. 28 ноября 2008 года, УП-№4057.

9. Указ Президента Республики Узбекистан. О программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их устойчивой работы и увеличению экспортного потенциала. 28 ноября 2008 года, УП-№4058.

10. Постановление Президента Республики Узбекистан. О дополнительных мерах по дальнейшему развитию производственной и социальной инфраструктуры. 20 января 2009 года, ПП-№1041.

11. Постановление Президента Республики Узбекистан. О вступлении в силу Государственной программы «Год развития и благоустройства села». 26 января 2009 года, ПП-№1046.

12. Постановление Президента Республики Узбекистан. О дополнительных мерах по расширению производства продовольственной продукции и пополнению внутреннего рынка. 26 января 2009 года, ПП-№1047.

13. Постановление Президента Республики Узбекистан. О дополнительных мерах по стимулированию расширения производства отечественных непродовольственных потребительских товаров. 28 января 2009 года, ПП-№1050.

14. Постановление Президента Республики Узбекистан. О дополнительных мерах по стимулированию расширения подрядных работ по реконструкции и ремонту жилищного фонда на условиях “под ключ”. 29 января 2009 года, ПП-№1051.

15. Постановление Президента Республики Узбекистан. О Государственной программе “Год гармонично развитого поколения”. 27 января 2010 года, ПП-№1271.

16. Распоряжение Президента Республики Узбекистан. Об утверждении порядка реализации экономически несостоятельных предприятий коммерческим банкам. 19 ноября 2008 года, Р-№4010.

17. Постановление заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан. Об итогах социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2009 год. 13 февраля 2009 года.

18. Учебное пособие по изучению книги Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «Мировой финансово-экономических кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана». – Т.: Иктисодиёт, 2009. – 120 с.

19. Узбекистан – на пути нового и высшего этапа модернизации экономики и углубления реформ. (Бекмуродов А.Ш., Гафуров У.В.) Т.: Иктисодиёт, 2008. – 126 с. (с электронной версией).

20. Массовая экономика: суть и основные понятия (на узбекском и русском языках). Научно-популярное пособие. (Бекмуродов А.Ш., Гимранова О.Б., Шамшиева Н.Н.). - Т.: Иктисодиёт, 2009. – 92 с. (с электронной версией).

21. Узбекистан на пути либерализации и модернизации экономики. Экспресс-проспект. (Бекмуродов А.Ш., Беркинов Б.Б., Усмонов Б.Б., Хамидов О.М., Гафуров У.В. и        Неъматов И.У.). - Т.: Иктисодиёт, 2009. – 10 с. (с электронной версией).

22. Итоги социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшие приоритеты экономической программы на 2009 год. Экспресс-тесты. (Бекмуродов А.Ш., Амонбоев М.А., Каттаев Н.Т.). - Т.: Иктисодиёт, 2009. – 15 с. (с электронной версией).

23. Статистические сборники по соответствующим годам Государственного комитета статистики Республики Узбекистан.

24.Основные показатели социально-экономического развития республики Узбекистан в 2010 году. Ташкент, Госкомстат,2010.

25. Учебное пособие по изучению докладов Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет» и на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год «Наша главная задача – дальнейшее развитие   страны и повышение благосостояния народа», Ташкент, Иктисодиёт, 2010.

26. www.stat.uz

27. www.gov.uz

28. www.edu.uz

29. www.prezident.uz

           30. www.Press.uz


Приложение 1

 

Строительство и реконструкция академических лицеев

 

введено в действие,
ученических мест

освоено инвестиций,
млрд.Сум.

всего

в том числе:

всего

в том числе:

новое строительство реконструкция новое строительство реконструкция
 
Республика Узбекистан 12300 8895 3405 60,5 46,3 14,2
Республика Каракалпакстан 495 495 - 3,1 3,1 -
области:            
Андижанская 1755 795 960 7,0 3,6 3,4
Бухарская 795 795 - 3,6 3,6 -
Джизакская - - - 0,8 0,8 -
Кашкадарьинская 795 795 - 3,6 3,6 -
Навоийская - - - 0,0 0,0 -
Наманганская - - - 0,0 0,0 -
Самаркандская 495 495 - 4,4 4,4 -
Сурхандарьинская 930 930 - 5,3 5,3 -
Сырдарьинская 975 - 975 3,7 0,1 3,6
Ташкентская 1290 1290 - 4,3 4,3 -
Ферганская 1290 1290 - 8,2 8,2 -
Хорезмская 795 795 - 3,6 3,6 -
г.Ташкент 2685 1215 1470 12,9 5,7 7,2

 

 

                                                                                                          Приложение 2

 

Строительство и реконструкция профессиональных колледжей

 

 введено в действие,
ученических мест

освоено инвестиций,
млрд.Сум.

всего

в том числе:

всего

в том числе:

новое строительство реконструкция новое строительство реконструкция
Республика Узбекистан 115610 96165 19445 472,9 421,4 51,5
Республика Каракалпакстан 2580 1710 870 13,4 11,6 1,8
области:            
Андижанская 7065 7065 - 30,7 30,7 -
Бухарская 8850 8850 - 39,6 38,0 1,6
Джизакская 7035 7035 - 31,4 31,4 -
Кашкадарьинская 10590 10590 - 46,3 46,3 -
Навоийская 1305 1305 - 6,5 6,5 -
Наманганская 4860 4860 - 20,9 20,9 -
Самаркандская 16065 16065 - 68,5 68,5 -
Сурхандарьинская 7275 7275 - 33,6 33,6 -
 Сырдарьинская 2520 2520 - 10,5 7,9 2,6
Ташкентская 14745 9660 5085 51,7 40,0 11,7
Ферганская 15390 14985 405 62,4 60,3 2,1
Хорезмская 2760 2760 - 12,3 12,3 -
г.Ташкент 14570 1485 13085 45,1 13,4 31,7

 

 

                                                                                                       Приложение 3

 

Строительство и реконструкция общеобразовательных школ

 

введено в действие,
ученических мест

освоено инвестиций,
млрд. сум.

всего

в том числе:

всего

в том числе:

новое строительство реконструкция новое строительство реконструкция
 
Республика Узбекистан 230033 18956 211077 360,8 96,7 264,1
Республика Каракалпакстан 23475 2013 21462 32,4 9,0 23,4
области:            
Андижанская 11837 805 11032 18,7 5,0 13,7
Бухарская 8280 - 8280 11,5 1,5 10,0
Джизакская 16779 1278 15501 28,8 6,9 21,9
Кашкадарьинская 21231 5076 16155 46,2 22,3 23,9
Навоийская 7698 636 7062 13,9 3,2 10,7
Наманганская 15047 - 15047 19,7 2,3 17,4
Самаркандская 28360 1968 26392 47,9 9,8 38,1
Сурхандарьинская 20620 1017 19603 31,5 8,2 23,3
Сырдарьинская 7270 726 6544 11,6 3,9 7,7
Ташкентская 29554 4177 25377 43,7 15,7 28,0
Ферганская 19704 630 19074 24,6 4,6 20,0
Хорезмская 14718 - 14718 18,5 1,8 16,7
г.Ташкент 5460 630 4830 11,8 2,5 9,3

 

                                                                                                         Приложение 4

                 Уровень обеспеченности газом жилых домов

 

В процессе повышения качества жизни и создания удобств для людей важное значение приобретает газификация жилых домов и установление цены на газ, поставляемый населению. Природный газ в нашей республике поставляется в ценах более низких, чем в соседних государствах. К примеру, цена 1 кубометра м3 природного газа для населения в Киргизии составляет 309 долларов, Таджикистане 303,5 долларов, Казахстане 100-140 долларов, а в Узбекистане 30 долларов.

Вместе с тем, в стране после достижения независимости, уделяется большое внимание газификации домов и квартир населения. Особенно, в этом отношении уделяется внимание сокращению разницы в газообеспечении между городом и селом.

 

 

В результате по состоянию на 1 января 2010 года уровень газификации жилья населения в республике в городах составил 85 процента, в сельской местности - 78,7 процента. До сегодняшнего дня количество всех газифицированных домов составило 4270,6 тысячи, из них 2419,8 тысячи расположены в городах, 1850,8 тысячи - в сельской местности.

 

 

                                                                                                         Приложение 5

 

Основные показатели Народного образования Республики Узбекистан на 2008-2009 учебный год

 

Количество школ Количество учеников Количество учителей






Дата: 2019-12-22, просмотров: 293.