После 1991 года Узбекистан унаследовал устаревшую систему здравоохранения, которая характеризовалась преобладанием стационарного лечения, причем больницы работали неэффективно, не отличаясь качественным лечением большого числа пациентов. Дополнительным фактором ухудшения качества медицинского обслуживания стали проблемы в обеспечении населения лекарствами и оснащении лечебных учреждений оборудованием. Все эти негативы особенно выпукло проявлялись на фоне сложной демографической ситуации, ухудшения состояния здоровья населения, роста числа инфекционных заболеваний.
Высокий уровень грамотности населения создает лучшие условия занятости, доходов, а значит и возможности для оплаты своевременных и высококвалифицированных медицинских услуг. Правительство Узбекистана уже предприняло значительные усилия по укреплению здоровья матерей и детей с помощью осуществления таких программ, как Скрининг матери и ребенка (1998 г.), Здоровое поколение (2000 г.), Охрана материнства и детства (2001 г.), другие меры по укреплению здоровья женщин и молодого поколения, а также меры по достижению наиболее важных целей по улучшении образа жизни семьи. Благодаря этим усилиям Узбекистан уже достиг существенного снижения уровня младенческой, детской, и материнской смертности. Средняя продолжительность жизни населения Узбекистана составляет 72,5 года против 69,3 лет в 1990 г, причем разница предстоящей жизни у мужчин и женщин в республике в среднем сократилась с 6,3 лет в 1990г до 4,7 в 2005г. Показатели продолжительности жизни в Узбекистане значительно выше, чем во многих других государствах СНГ и сопоставимы с развитыми странами мира.
Национальные ЦРТ 4-6 (Цели развития тысячелетия) направлены на снижение малообеспеченности и уязвимости посредством улучшения показателей здоровья населения. Основными целями являются снижение уровня детской и материнской смертности. Детское здоровье и материнская смертность считаются не просто индикаторами состояния здоровья населения, но и аспектами человеческого развития, которые включают в себя и вопросы доступа и качества здравоохранения, питания и расширение возможностей и прав женщин. Подобно другим странам мира, Узбекистан взял на себя обязательство по снижению уровня детской и материнской смертности к 2015 году. В результате смертность снизилась во всех регионах республики. Значительное снижение смертности наблюдается в городе Ташкента (с 7,8 до 7,1 промилле), Андижанской (с 5,1 до 4,6 промилле), Хорезмской (с 4,8 до 4,3 промилле) областях и в Республике Каракалпакстан (с 5,4 до 4,9 промилле).
В структуре общей смертности 58,9 процента составляют болезни системы кровообращения, 7,6 процента - новообразования, 6,6 процента - несчастные случаи, отравления и травмы, 6,3 процента - болезни органов дыхания. В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение квалифицированного медицинского обслуживания, повышения качества медицинских услуг, воспитания здорового поколения, приведения системы здравоохранения в адекватное состояние в стране начала осуществляться ее реформа.
Стержневые цели реформы – переход от экстенсивного пути развития здравоохранения к интенсивному, формирование Национальной модели охраны здоровья населения республики, основанной на следующих принципах:
• обеспечение равных прав граждан республики на получение бесплатной квалифицированной медицинской помощи в рамках гарантированного объема;
• приоритетное развитие первичного звена здравоохранения, дальнейшее расширение и совершенствование профилактической работы, направленной на формирование здорового образа жизни, воспитание гармонично развитого поколения;
• поэтапный переход медицинских учреждений на платные формы обслуживания, внедрение медицинского страхования, развитие и стимулирование частной медицины;
• реформирование системы подготовки медицинских кадров;
• совершенствование системы лекарственного обеспечения населения, развитие собственной фармацевтической промышленности.
В связи с сокращением государственного бюджета во всех республиках бывшего СССР в период реформ наблюдалось сокращение расходов на здравоохранение. Но Узбекистан смог сохранить более высокий по сравнению с другими республиками уровень финансирования здравоохранения и улучшить его показатели.
Так, за 1990-1998 годы младенческая смертность снизилась в стране почти на 40 процентов, а материнская – почти в 2,6 раза. Число преждевременных родов сократилось более чем на 30 процентов, а число респираторных заболеваний – на 40 процентов. Продолжительность предстоящей жизни населения составила в 1999 году в среднем 70,2 года против 69 лет в 1990 году. Одно из важных направлений реформирования системы здравоохранения Узбекистана – смещение акцентов со стационарной помощи на амбулаторную, со специализированной медицины на общую. За истекшие десять лет более чем на 16,3% по сравнению с 1991 годом сократилось количество больничных учреждений, а круглосуточных коек в них – на 120,2 тыс. (46,4%). В то же время организовано 42,5 тыс. коек для дневного пребывания больных, где ежегодно оказывается помощь 1,3 – 1,4 млн. больных. Практически из общего количества больных, получивших стационарную помощь, каждый третий получил ее в дневном стационаре (см. таблицу 5).
Таблица 5. Число больничных учреждений и их использование
Год | Количество учреждений | Количество круглосуточных коек (тысяч) |
1991 | 1388 | 258,8 |
1992 | 1365 | 228,7 |
1993 | 1361 | 196,6 |
1994 | 1358 | 183,4 |
1995 | 1357 | 177,9 |
1996 | 1334 | 169,3 |
1997 | 1230 | 155,3 |
1998 | 1175 | 140,5 |
1999 | 1178 | 138,1 |
2000 | 1162 | 138,6 |
2001 | 1159 | 140,1 |
2002 | 1174 | 147,0 |
2003 | 1173 | 146,7 |
2004 | 1165 | 142,9 |
2005 | 1149 | 142,4 |
2006 | 1150 | 143,6 |
2007 | 1133 | 138,8 |
Более эффективному использованию имеющихся ресурсов способствует деятельность центров амбулаторной хирургии (ЦАХ). В них ежегодно получают оперативное лечение более 100 тыс. больных. Благодаря использованию указанных форм медицинского обслуживания и повышению эффективности лечения больных среднее число дней пребывания больного в стационаре в 2000 году снизилось до 12 против 14,9 в 1991 году. Число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению в 2007 году составил 5810[16] против в 2000 году 4847. Успешно развиваются с 1996 года новые типы первичного звена здравоохранения – сельские (СВП) и городские врачебные пункты (ГВП), за счет которых осуществляется переход от многоступенчатой медицинской помощи к двухступенчатой.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 320.