ГЛАВА 3 .СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УЗБЕКИСТАНЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    3.1 Анализ расходов государственного бюджета на социальные нужды

               Реализация узбекской модели рыночных реформ, разработанной Президентом Исламом Каримовым, позволила избежать резкого снижения уровня жизни населения в начальные годы социально-экономических преобразований и в дальнейшем обеспечить стабильные положительные результаты. Так, сокращение объемов ВВП на душу населения в Узбекистане в 1989-1998 годах было минимальным не только среди стран СНГ, но и стран Балтии, и отдельных восточно-европейских стран (Узбекистан - 21%, Россия - 48%, Украина - 60%, Грузия - 67%, Латвия и Литва - 33%, Болгария - 27% и т.д.). В результате последовательных, поэтапных мер, принятых руководством страны, Узбекистан стал первой страной в СНГ, достигшей в 2000 году дореформенного уровня ВВП, в то время как в других странах СНГ данный показатель составлял от 40% до 78%. Начиная с 1996 года был обеспечен устойчивый ежегодный прирост ВВП в среднем на 4%. Динамика роста ВВП в 2007 году составил 109,5%, а в 2008 году этот показатель упал до 109% и в 2009 году наблюдалось снижение показателя, он составил 108,1% (48097,0 млрд. Сум) из-за воздействия мирового финансово-экономического кризиса.

     Значительное снижение уровня инфляции с более чем 21% в 2002 году до 3,8% в 2003 году, а в 2009 году показатель инфляции был на уровне 7,4% и этот показатель является закономерным результатом осуществленных правительством и Центральном банком целенаправленных комплексных мер по ужесточению фискальной и денежно-кредитной политики. В этих целях последовательно сокращался объем, а с прошлого года полностью прекращено привлечение кредитов Центрального банка для финансирования дефицита государственного бюджета, который начиная с 1998 года не превышает 2% к ВВП, в 2003 году составил 0,4%, а в 2009 году дефицит переменился на профицит и составил 0,2%, что является большим успехом для Узбекистана, и в 2010 году совокупный долг Узбекистана составляет не более 10%.

     В отличие от многих стран с переходной экономикой, пытавшихся преодолевать текущие трудности путем необоснованного, а зачастую не обеспеченного реальными возможностями экономики привлечения внешних кредитов, в республике проводится взвешенная политика внешних заимствований. Так, объем внешнего долга по отношению к ВВП в Узбекистане к 2010 году  составляет  не более 10%, в то время как в Кыргызстане - 81% (в течении последних трех лет наблюдался тенденция снижения), в России - более 37%, в Казахстане - 102%.

      К сожалению, в наследство от постсоветской экономики Узбекистану достались тяжелейшие дисбалансы в экономике, так как до независимости наша страна выступала в роли сырьевого придатка в так называемом “социалистическом разделении труда”. Достаточно сказать, что 9/10 общего объема экспорта республики приходилось на сырьевые ресурсы и продукты их первичной переработки. В то же время республика полностью зависела от импорта промышленной продукции, потребительских товаров и некоторых видов сырья.

  Являясь одним из ключевых инструментов экономической политики государства, на протяжении всех лет реформ государственный бюджет был направлен прежде всего на реализацию приоритетных задач социального развития, обеспечивая стабильно высокий уровень долгосрочных инвестиций в развитие человеческого потенциала.

Расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения неизменно занимают высокий удельный вес в структуре расходов государственного бюджета. Так, в 2004 году на эти цели было направлено около 48% всех бюджетных расходов. При этом необходимо особо отметить, что 83% расходов на социальную сферу прямым образом нацелены на развитие человеческого потенциала, а именно просвещение, здравоохранение и спорт, культуру и науку.

      В 2009 году на 15% увеличены расходы бюджета, направляемые непосредственно на социальное обеспечение, выплаты матерям по уходу за детьми, не достигшими двухлетнего возраста, пособия малообеспеченным семьям и семьям, имеющим детей до 18 лет.

       В то время, когда в странах СНГ удельный вес расходов государственного бюджета на просвещение варьируется в диапазоне от 7,5% до 18%, в Узбекистане расходы бюджета на образование составляют около 50% от общих расходов. Обеспечение общеобразовательных школ учебниками, а школьников из малообеспеченных семей - зимней одеждой и обувью, первоклассников - школьными принадлежностями, оснащение общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, академических лицеев и профессиональных колледжей мебелью, учебным оборудованием, спортивными и другими принадлежностями, создание компьютерных и интернет-классов, а также их капитальный ремонт - все это далеко не полный перечень статей расходов на просвещение.

        В системе образования успешно реализуется уникальная по своему содержанию и масштабам Национальная программа подготовки кадров. В 2009 году за счет средств госбюджета завершено строительство 182 современных лицеев и колледжей и 697 общеобразовательных школ. Помимо того, за счет местного бюджета и средств спонсоров в регионах полностью отремонтировано и сдано в эксплуатацию всего около 1,5 тысяч школ и дошкольных учреждений (на 17,7 млрд. сумов), 246 больниц и СВП (на 6 млрд. сумов), 84 спортивных объекта (на 8,2 млрд. сумов). Более 60% расходов на капитальное строительство за счет бюджетных средств предусмотрено для финансирования строительства профессиональных колледжей и академических лицеев. Государство уделяет значительное внимание развитию таких важных сфер жизни общества, как наука и культура, обеспечивающих прочный фундамент для расширения научно-технического потенциала, и, как следствие, модернизацию экономики, повышение ее конкурентоспособности.

     Программа реформирования системы здравоохранения предусматривает укрепление первичного звена здравоохранения, расширение системы экстренной медицинской помощи, охрану материнства и детства. Учитывая глубокую продуманность, масштабность и значимость для развития человеческого потенциала предусматриваемых мер, был проявлен значительный интерес со стороны международных финансовых институтов и организаций в оказании финансовой поддержки реализации данной программы. В частности, Всемирным Банком, Азиатским Банком Развития, Исламским Банком Развития, правительствами Японии, Испании и Кувейта было выделено средств на общую сумму 172,5 млн. долл. США.

     Ежегодно принимаются и успешно реализуются государственные социальные программы “Обеспечение реализации интересов семьи”, “Здоровое поколение”, “Мать и ребенок”, “Защита интересов старшего поколения”, “Год махалли”, “Год доброты и милосердия” и другие( рис.12). В системе профилактики и укрепления здоровья населения - уникальные программы развития физической культуры, в первую очередь развитие детского спорта.

     В целях улучшения условий жизни сельского населения успешно реализуется Государственная программа по обеспечению сельского населения питьевой водой и природным газом. В целом за годы независимости обеспеченность сельского населения природным газом возросла с 19 до 85% и питьевой водой - с 55 до 91%. Протяженность сельских газопроводов выросла в 7,2 раза и водопроводных сетей - в 2,2 раза.

                          

Рис.12 наименование года в нашей стране

Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.