Глава 1. Теоретические основы социальной сферы и социальной политики в условиях Узбекистана
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 1. Теоретические основы социальной сферы и социальной политики в условиях Узбекистана

1.1Стратегия реформирования социальной сферы в Узбекистане

1.2Приоритеты – социальная сфера, образования, здравоохранение

1.3Реформирование и развитие системы образования и здравоохранения

 

Глава 2. Системный анализ доходов и качества жизни в Узбекистане

      2.1Оценка уровня и динамики текущих доходов и расходов населения

      2.2 Оценка доступа домохозяйств к коммунальным услугам

      2.3 Оценка и характеристика бедности по доходам

 

Глава 3. Социально ориентированное реформирование экономики в Узбекистане

3.1Расходы государственного бюджета на социальные нужды

3.2Проблемы и перспективы

 

 

 Заключение

Список использованной литературы

 Приложения

Арипжон угли Анвар

Фергана-2010

Введение

 

Актуальность исследования. В период формирования национальной государственности, осуществления демократических реформ, трансформации экономики и перехода на рыночные отношения особое внимание необходимо уделять социальным проблемам. Об этом напоминает богатейший опыт общественного развития многих стран мира. Об этом свидетельствует и анализ социально-политического и экономического состояния новых независимых государств за годы реформирования.

История учит, что именно на крутых ее поворотах, когда происходит смена общественных формаций, социальные проблемы и противоречия приобретают наиболее обостренный характер, служат потенциальным фактором угроз национальной безопасности, гражданского мира и стабильности.

Одним из ведущих принципов, на которых основывается собственный путь обновления и прогресса Узбекистана, является проведение сильной социальной политики. Это служит важнейшим условием, залогом успешного проведения демократических и экономических реформ, их необратимости. Реализуемые в стране реформы по формированию устойчивой и эффективной экономики в настоящее время дают свои результаты. За короткий срок достигнуты значительные успехи в работе по глубокому структурному преобразованию в экономике, обеспечению роста доходов населения, усилению внешней торговли и инвестиционных процессов, реформированию сельскохозяйственной сферы, стабильному развитию сферы малого бизнеса и частнОго предпринимательсЂва, укреплению деятельности банковско-финансовой системы.

Цель работы. Проанализировать уровень 6изни населения за годы независимости,   динамику текущих доходов и расходов населения.

Выявить обеспеченность населения социальными и коммунальными услугами. Проанализировать как влияет, проводимые государством реформы на уровень жизни населения. Обеспечение надежных социальных гарантий и мер социальной защиты населения является сквозным приоритетом на всех этапах рыночных нреобразований и пронизывает другие направления всего обширного процесса обновления нашего общества.

    Когда речь идет о приоритетности системы социальной защиты, то здесь, прежде всего, имеется в виду, что построение рыночной экономики для нас не самоцель. Смысл и цель реформ заключается в том, чтобы создать необходимые условия, при которых каждый гражданин Узбекистана, независимо от национальности, веры и убеждений, имел бы возможность раскрыться как личность, проявить свои способности, свой талант, сделать свою жизнь лучше, достойней, духовно богаче.

Социальные противоречия, по сути, всегда служили движущей силой политических, социальных и экономических преобразований. От степени остроты накопившихся социальных проблем, способности властвующих структур решить эти проблемы и зависит характер самих образований – либо последовательно, эволюционным способом, либо это может принять радикальные формы: в виде социальных протестов, стихийных взрывов, вплоть до гражданских войн и революций.

Поэтому игнорирование социального настроя людей, социальных проблем на всех этапах развития создает потенциальную угрозу стабильности и национальной безопасности.

Чрезвычайно важное значение приобретает состояние реализации социальной мотивации людей. Человек по своей природе социальное явление, и поэтому для него огромное значение имеет, насколько он в состоянии в процессе реформ реализовать свой потенциал, насколько совпадают его представления о смысле и целях реформ с их реальными результатами.

Острой социальной проблемой переходного периода является ломка для многих людей устоявшегося образа жизни, изменение жизненных ориентиров, стереотипов мышления и социального поведения, искоренение иждивенческих настроений, которые сложились в период советского союза.

 

Рис.2 Данные о выпускниках, закончивших ВУЗы в республике в 2008-2009 учебном году

 

Необходимость и приоритеты реформы системы образования

        В 1997 году Узбекистан приступил к реализации Национальной программы по подготовке кадров, представляющей долговременную стратегию развития образования в стране. Необходимость реформирования системы образования в республике была вызвана, прежде всего, потребностью приведения качества рабочей силы в соответствие с требованиями рыночной экономики и изменениями, происходящими в обществе, а также с демографической спецификой Узбекистана, где около 43 процентов населения составляют дети и подростки до 16 лет, а 56,7 процента проживает в сельской местности.[13]
       Цель реформ в данной сфере – создать открытую, эффективную и развивающуюся систему непрерывного образования, способную обеспечить физическое, интеллектуальное и духовное развитие общества, гражданское согласие и общенациональное единство, устойчивый экономический рост и улучшение уровня жизни в республике. Реформа, прежде всего, направлена на обеспечение гуманистического, демократического, светского характера обучения и воспитания, непрерывности и преемственности всех уровней образования.
Законодательная основа переустройства образовательной сферы в Узбекистане была обеспечена принятием в 1997 году Законов “Об образовании” и “О национальной программе подготовки кадров”.

Национальная программа предусматривает переход на всеобщее двенадцатилетнее образование. Базовым и обязательным будет девятилетнее общее образование. Последующие три года обязательного обучения молодежи будут проходить в двух типах средних учебных заведений – профессиональных колледжах и академических лицеях, которые обеспечат общее среднее образование и дадут необходимый минимум знаний для дальнейшего продолжения учебы в высших учебных заведениях. Специализация колледжей – это привитие профессиональных трудовых навыков, а лицеев – углубленное изучение наук.
Такой подход очень актуален для Узбекистана, поскольку значительная часть молодежи, в первую очередь, проживающая на селе, намерена после окончания школы пополнить рынок труда, и нуждается в профессиональной подготовке. В настоящее время около 10% выпускников школ продолжает учебу в высших учебных заведениях, примерно 20% – в средних специальных учебных заведениях. В 2007/2008 году в ВУЗах обучались 296,6 (тыс. человек), в академических лицеях-75,6 (тыс. человек) и в профессиональных колледжах-1119,7(тыс. человек). То есть не менее 70% молодых людей, окончивших школу, нуждается в профессиональной подготовке для вступления на рынок труда. Создание условий для такой подготовки уже в процессе школьного обучения – поворотный пункт в реформе образовательной системы.
Еще один важный принцип, введенный в Национальную программу по подготовке кадров, – непрерывность образования. Он означает, что образование начинается в дошкольных учреждениях, продолжается в девятилетней, а затем в трехлетней школе. Далее – вузовское образование с двумя ступенями – бакалавриатурой и магистратурой. Послевузовское образование также включает в себя две ступени – аспирантуру и докторантуру. После получения двенадцатилетнего общего образования, на каждой последующей ступени обучающиеся могут прервать процесс обучения и приступить к трудовой деятельности с возможностью возобновления обучения на прерванной ступени. Вместе с тем непрерывность образования означает, что, и приступив к трудовой деятельности, человек может продолжать учиться. Для этого создаются всевозможные формы переобучения и повышения квалификации кадров, позволяющие поддерживать профессиональные знания на уровне современных науки и техники. В таком контексте непрерывное образование выступает гарантом развития познавательных способностей, формирования самостоятельного творческого мышления, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Реализация стратегии Национальной программы по подготовке кадров

      За сравнительно короткий срок после принятия в 1997 году Национальной программы по подготовке кадров она уже дает конкретные и ощутимые результаты в реформировании образовательной системы путем ее структурных преобразований, осуществления непрерывности образования, придания ей формы наиболее современных мировых образовательных систем.
     В организации системы образования постепенно расширяются границы после 9-классного школьного образования за счет увеличения сроков обучения в академических лицеях и профессиональных колледжах (после 9 класса обучение в них рассчитано на 3 года, тогда как в общеобразовательных школах – на 2 года) и введения двухуровневой подготовки (бакалавриат и магистратура) в высших учебных заведениях. В дошкольном образовании начато внедрение системы непрерывного образования – в дошкольных детских учреждениях открываются специальные классы для одаренных детей. Осуществлена передача дошкольных учреждений с баланса предприятий в местные бюджеты, что способствовало стабилизации в развитии детских дошкольных учреждений. Получают развитие новые типы дошкольных учреждений – надомные детские сады, комплексы детсад-школа. Решением правительства республики с 1999 года разрешена организация частных детских дошкольных учреждений, обеспечивающих повышение качества воспитания. В школьном образовании создана структура 9-летнего образования, обеспечивающая слияние начального и нижнего среднего образования в один непрерывный цикл.
       Начала функционировать система среднего профессионального специального образования, включающая сеть академических лицеев и профессиональных колледжей.  Уже на начало 2000/2001 учебного года в республике функционировало 287 таких учреждений, в том числе 46 академических лицеев и 241 профессиональный колледж, в которых обучалось 69,3 тыс. учащихся (в лицеях – 9,8 тыс., в профессиональных колледжах – 59,5 тыс.) и эти показатели повышаются.

В 2009-2010 учебном году этот показатель составил: академические лицеи- 12300 (ученических мест) и профессиональные колледжи- 115610 (ученических мест)[14].

В процессе реализации Национальной программы по подготовке кадров для общеобразовательных школ республики выпущено 63,4 млн. экземпляров учебников, в том числе 48,7 млн. – нового содержания. Доля новых учебников постепенно занимает доминирующее место: если в 1998 году она составляла 64,2% то в 2000 – 92,7% от общего количества учебников. А в течении 2009-2010 учебного года планировалось издание еще 23 млн. Экземпляров учебников и учебных пособий 315 наименований.( смотрите таб. 4)

Таблица 4. Сведения об учебниках и учебных пособия, изданных в 2004-2009 годах для общеобразовательных школ [15]

Год издания учебника и учебно-методического пособия







Наименование

Кол-во, млн. штук

Затрачено всего средств (млрд. сумов)

Из них:

за счет бюджетных средств (млрд. сумов) % 2004-2005 541 10,8 10,8 7,9 73,3 2005-2006 463 16,9 14,2 9,9 69,6 2006-2007 333 23,9 21,4 14,2 66,3 2007-2008 248 19,5 17,78 11,08 62,3 2008-2009 299 16,5 15,5 10,1 65,2 2009-2010 315 22,7 25,8 8,5 32,9 Всего 2199 110,2 105,5 61,7 58,4

       Основной движущей силой преобразования системы образования выступают преподаватели, способные работать в новой системе. Для своевременного обеспечения учебных заведений качественным составом преподавателей осуществляется их целенаправленная постоянная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Прогресс в совершенствовании системы образования Узбекистана достигнут благодаря гарантированной финансовой поддержке со стороны государства. Несмотря на финансовые трудности в условиях переходного периода, Узбекистан смог сохранить достаточно стабильную долю государственных расходов на образование в процентах к ВВП и в общих государственных расходах. После сокращения доли образования в общегосударственных расходах с 21,6% в 1990 году до 18,1% в 1991 году с 1992 года наметился ее стабильный рост – до 22,8% в 1995 году и до 24,4% в 1999 году. В 2010 году более 50 % средств госбюджета будут направлены на развитие сфер образования и здравоохранения.              Это, несомненно, результат мер, принятых для эффективной реализации Национальной программы по подготовке кадров. Данная программа, являясь ядром реформы системы образования в Узбекистане, представляет собой наглядный пример долговременных стратегических действий, направленных на создание достойных условий для каждого гражданина республики. Уникальность программы не только в ее содержании, но и в том, что она принята и реализуется в переходный период, когда обострены проблемы в экономической, политической и социальной сферах общества и есть соблазн ради достижения краткосрочных целей забыть о долговременных перспективах.
     Система образования по своей природе не может обеспечить быстрых результатов. Вложения в эту сферу дают отдачу через значительный отрезок времени, и их трудно измерить в денежной форме. Так что вложение государством средств в образование доказывает, что оно действительно заботится о будущих поколениях, о долговременных перспективах развития страны.

                    Реформа системы здравоохранения

         


Рис. 4 динамика показателей младенческой ( число умерших детей до 1 года на 100000 родившихся живым)

Численность постоянного населения, по предварительным данным, по состоянию на 1 января 2010 года составила 28000,8 тыс. человек и увеличилась с начала текущего года на 467,4 тыс. человек или на 1,7 процента. Естественный прирост населения составил 519,0 тыс. человек, из них
299,0 тыс. человек (57,6 процента) приходится на сельскую местность.            

Таблица 6.  Естественное движение населения в январе-декабре 2009г. характеризуется следующими данными

 

 

 

  тыс. человек

прирост,
снижение (-)

на 1000 населения
   

 

 
Родившиеся 649,7

3,6

23,3
Умершие 130,7

-8,1

4,7
в том числе дети в возрасте до одного года 7,3

-0,7

11,9*)
Естественный прирост 519,0

11,7

18,6
Браки 277,6

27,4

10,0
Разводы 17,2

0,8

0,6
         

 

Число родившихся в январе-декабре 2009г. составило 649,7 тыс. человек и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2008г. на 3,6 тыс. человек или на 0,6 процента, а коэффициент рождаемости уменьшилась с 23,6 до 23,3 промилле.

Уменьшение коэффициента рождаемости наблюдается в Сырдарьинской           (с 24,3 до 22,8 промилле), Наманганской (с 24,4 до 23,0 промилле), Самаркандской    (с 25,6 до 24,2 промилле) и Сурхандарьинской (с 25,9 до 24,6 промилле) областях. По предварительным данным, в январе-декабре 2009г., умерло 7,3 тыс. детей в возрасте до 1 года. Коэффициент младенческой смертности уменьшился с 12,5 промилле до 11,9 промилле.

Из общего числа умерших детей в возрасте до 1 года 49,4 процента умерли – от состояний, возникающих в перинатальном периоде, 33,5 процента - от болезней органов дыхания, 7,4 процента - от врожденных аномалий и 3,3 процента - от инфекционных и паразитарных заболеваний. [17]

Совершенствуется система подготовки и переподготовки медицинских кадров. Разработанная в республике программа предусматривает повышение качества подготовки и переподготовки квалификации медицинских кадров в учебных заведениях республики и за рубежом, сокращение дисбаланса между количеством врачей и средних медработников.             Проводимая реформа системы подготовки кадров предусматривает непрерывность и многоступенчатость в получении медицинского образования, увеличение роли среднего медперсонала в лечебном процессе. Большое внимание уделено вопросам улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации в республике. В целях совершенствования деятельности санитарно-эпидемиологической службы созданы Департамент и центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, разработаны положения о них, а также о Центре СПИД, Центре по борьбе с особо опасными и карантинными инфекциями.
Борьба с распространением инфекционных заболеваний неразрывно связана с улучшением снабжения населения доброкачественной питьевой водой. Не допущен завоз карантинных инфекций из эпидемиологически неблагополучных соседних стран. Важным результатом реформ в здравоохранении стало становление негосударственной медицины. Организованы и функционируют  в 2007 году санатория и учреждения отдыха, их общая численность составляет 266, в них коек (мест) 36,7 тысяч. А также в 2007 году число санаториев и пансионатов с лечением составило 102, соответственно в них коек 16,4 тысяч. Расширяется объем и улучшается качество платных медицинских услуг, отмечается увеличение числа лиц, пользующихся ими.
         К 2007 году в республике численность врачей всех специальностей составило на 10000 населения 28,4 или 76,9 тысяч.  Для стимулирования развития негосударственного сектора здравоохранения частные медицинские учреждения на 5 года с момента их образования освобождены от уплаты всех налогов. Осуществляются меры по повышению обеспеченности учреждений здравоохранения и населения лекарственными средствами. В республике разработана программа развития собственной фармацевтической промышленности, которой предусмотрено расширение производства и импортозамещения основных лекарственных средств, вакцин и других препаратов.
       Важным результатом проведенных реформ стало создание эффективно действующей системы частных аптек. Именно через них в настоящее время осуществляется реализация основной части лекарственных препаратов населению. Подытоживая достигнутое в реформировании системы здравоохранения в Узбекистане за десять лет независимости, необходимо отметить, что стране удалось заложить основы принципиально новой системы здравоохранения, которая ориентирована на функционирование в рыночных условиях и способна обеспечить основные запросы людей в получении качественных медицинских услуг.   Ее характерные черты: отказ от экстенсивного, количественного подхода, ориентация на каждого отдельного человека, направленность на профилактику и предупреждение болезней, переход от многоуровневой системы к возрастающей роли местного, особенно сельского здравоохранения.

 






Таблица 7.Обеспеченность семей собственным жильем и приусадебными участками в пожизненном наследуемом владении

Квинтили по текущим доходам Удельный вес семей в квинтиле, Имеющих собственное жилье (индивидуальный жилой дом или Квартиру и многоквартирном жилом доме), % Удельный вес семей, в квинтиле, имеющих приусадебный участок, %
1 квинтиль 98,2 87,3
5 квинтиль 97,8 56,2
Место проживания    
Город 94,9 51,9
Село 98,3 96,8

 

В ноябре 2003 года в рамках исследования эффективности использования активов домохозяйств, проведенного Центром экономических исследований, было выявлено, что средняя стоимость накопленных активов домохозяйств составляет более 6,4 тыс. долл. США на семью или в масштабах страны превышает в эквиваленте 35 млрд. долл. США.

В структуре активов домохозяйств около 80% приходится на жилье, которое в подавляющем большинстве находится в частной собственности. По оценкам за 2,5 года, прошедших после указанного обследования, рыночная стоимость жилья в республике выросла в городах – более чем в 3 раза, а с учетом сельской местности – в среднем в 2,5 раза. Таким образом, на начало 2007 года общую стоимость активов домохозяйств можно оценочно определить в сумму около 80 млрд. долл. США16, или в среднем около 14,5 тыс. долл. США на семью. Вместе с тем, указанные активы используются для получения предпринимательских доходов лишь на 4,1%, что указывает на наличие большого и пока не используемого потенциала для роста доходов семей от предпринимательства. Среди обследованных семей по крайней мере в 2 раза больше тех, кто хотел бы организовать семейный бизнес на базе ресурсов домохозяйств, чем тех, кто уже это сделал. Среди факторов, не позволяющих домохозяйствам в полной мере задействовать свои активы, можно выделить несколько причин, и едва ли не важнейшими из них являются экономические.. Даже если принять во внимание, что частным предпринимательством может заниматься 25% всех семей, из которых около 20% не обладает для этого нужными финансовыми ресурсами, потребность в заемном стартовом капитале оценочно составляет около 1 млрд. долл. США. Мобилизация ресурсов домашних хозяйств требует не только денежных вложений, но и благоприятных условий для инвестирования. Причиной отказа от экономической деятельности на базе домохозяйств являются также факторы неэкономического характера, в первую очередь законодательные, институциональные, административные. Проблемы законодательного характера главным образом обусловлены тем, что законодательно установленные гарантии прав собственников не всегда подкреплены механизмами их реализации.

Проведенный анализ выявил, что главным источником административных препятствий являются:

1) большое количество разрешительных процедур, включая ограничения по распоряжению земельными участками;

2) частые изменения административных правил и установлений;

 3) неопределенные формулировки административных правил и норм, допускающие их неоднозначное толкование.

В последние годы в связи с ростом текущих доходов населения растет уровень обеспеченности семей отдельными видами товаров длительного пользования. Вместе с тем, уровень обеспеченности семей товарами длительного пользования по многим позициям пока еще отстает от соответствующих показателей в развитых странах и по мере роста доходов населения имеет.

С 1996 года в республике сложилась положительная динамика роста реальных денежных доходов в среднем на душу населения. Среднегодовой прирост реальных доходов населения в течение последних шести лет составлял (с поправкой на ИПЦ) в среднем около 16,2%. В 2006 году по отношению к 2000 году реальные доходы выросли почти в 2,5 раза.

 Доходы населения в 2000-2006 годах в республике повышались повсеместно. Наибольший их рост произошел в регионах с высокими доходами – г. Ташкенте и Навоийской области. Это оказало заметное влияние на усиление существующей дифференциации между регионами по уровню среднедушевых доходов. Начиная с 2000 года, каждые три года средняя заработная плата в стране увеличивается почти в 2,5 раза. В результате доля заработной платы в структуре доходов населения несколько возросла к уровню среднедушевых доходов. Более быстрыми темпами растут доходы населения от различных видов предпринимательской деятельности, собственности и самозанятости.

С 2001 года удельный вес совокупных доходов от предпринимательской деятельности и работы в дехканских хозяйствах возрос с 26,9% до 36,4%.

Всё больше продукция личных подсобных и дехканских хозяйств принимает товарный характер. Она становится чаще фактором роста денежных доходов населения, нежели источником натурального потребления. Это свидетельствует о росте экономической эффективности использования выделенных дехканским хозяйствам земельных участков. Они широко и продуктивно используются для производства товарной продукции и генерирования денежных доходов. Рост доходов населения стимулировал более совершенную структуру расходов. За период с 2000 года в структуре расходов населения сократился удельный вес расходов на покупку товаров и вырос удельный вес расходов на оплату услуг. Одновременно растут расходы на ведение подсобного хозяйства и бизнеса, покупку недвижимости и накопления. В товарной структуре расходов снижается удельный вес расходов направляемых на покупку продовольственных товаров при одновременном росте доли расходов, направляемых на покупку непродовольственных товаров, в том числе товаров длительного пользования.

Обеспечение роста доходов населения Узбекистана

Президент Узбекистана в своем произведении «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана» особо остановился на результатах реализуемой в стране политики по стимулированию труда, повышению заработной платы и обеспечения роста доходов населения.

Уровень доходов членов общества является важным показателем их благосостояния, и вместе с тем, определяет возможности отдельных лиц по отдыху, получению образования, пользования услугами здравоохранения, удовлетворения самых важных жизненных потребностей. Денежные доходы населения включают в себя заработную плату, доходы от предпринимательской деятельности, все виды денежных поступлений в виде пособий, пенсий, стипендий, доходы в форме процентов от собственности, дивидендов, ренты, доходы, поступившие от реализации ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, изделий ремесленничества и оказания разнообразных услуг.

В соответствии со стратегической задачей по увеличению в нашей стране до 2010 года размера реальной зарплаты в 2-2,5 раза, в 2008 году размер заработной платы, пенсий, стипендий и пособий увеличился в 1,5 раза.(рис.5)

      

Рис. 5 Рост заработной платы работников бюджетных сфер, раз

    В результате размер средней номинальной заработной платы в последнем месяце 2008 года увеличился до 418,1 тыс. сумов против 270,6 тыс. сумов в 2007 году, а средний размер пенсий с 62,3 тысячи сумов 98,3 тыс. сумов.(рис.6)

       

 

Рис. 6 Рост размера средней номинальной заработной платы и пенсий в 2008 году, в тыс. сум

Если в декабре 2007 года среднемесячная заработная плата, с учетом хозяйственных субьектов и бюджетных сфер, составляла 210 долларов США, то в 2008 году составил более 300 долларов США. Реальные денежные доходы населения в 2007 году увеличились на 27%, а в течении 2008 году на 23%.(рис.7)

 

 

       

 Рис. 7 Рост реальных доходов населения, в процентах по сравнению с прошлым годом

Между тем, Президент Узбекистана  в 2008 году делал прогнозы относительно 2009 году в своем произведении МФЭК, и отметил, что в 2009 году размер средней заработной платы предусматривается увеличить в бюджетной сфере в 1,4 раза, соответственно, по хозяйствующим субъектам.

Естественно, серьезный рост заработной платы и реальных доходов населения, наряду со стабильными темпами роста национальной экономики, зависит и от эффективности внешней торговли и экспорта. Несмотря на ухудшение конъюнктуры внешнего рынка, внешнеторговый оборот увеличился в 2007 году с 15719,6 млн. долларов до 19077,0 млн. долларов в 2008 году, то есть в 21,4%.

Увеличение заработной платы и реальных доходов населения, наряду с стабильным развитием национальной экономики, зависят и от эффективности деятельности в сфере внешней торговли и экспорта. Реальные доходы населения в течение 2009 года возросли на 26,5 процента, рост заработной платы, пенсий и пособий в 2009 году в среднем составил 40 процентов, что подтверждает вышесказанное.

За счет мер, принятых за последние годы по увеличению размера заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, снижения налоговых ставок на подоходный налог физических лиц, снижения уровня инфляции заметно увеличились валовые и реальные доходы населения, стабильно растет их покупательская способность. В частности, в 2009 году по сравнению с 2000 годом средняя заработная плата увеличилась в 28,5 раза, средний размер пенсий почти в 18 раз, денежные доходы на душу населения – в 12 раз.

В 2010 году намечается увеличить заработную плату не менее чем на 30 процентов, реальные доходы на 23 процента. Заметно возросли расходы населения на приобретение промышленных товаров длительного пользования.

В таких условиях особую значимость приобретает обеспечение на внутреннем рынке равновесия между растущей покупательской способностью населения и объемом потребительских товаров, производимых отечественными предприятиями, расширение видов данной продукции, надежное пополнение рынков такой продукцией. Так, благосостояние населения во многом зависит от его обеспеченности продовольственной продукцией. Для решения данного вопроса необходимо создать широкие возможности для производства такой продукции, более эффективно использовать деятельность дехканских и фермерских хозяйств.

На уровень жизни населения влияет структура его расходов и сбережений, а также пропорция между ними. В общем виде структура денежных расходов и сбережений населения состоят из приобретения товаров и оплата услуг, обязательных платежей и взносов, сбережений, ценных бумаг, приобретение твердой валюты и других расходов (рис.8).

 

 

                                    

                             Рис.8 Денежные расходы населения и сбережения

Таблица 9. Доступ к социальной инфраструктуре/коммунальным услугам

    Городское население       Малообеспеченное городское население     Обеспеченное городское население     Сельское население       Малообеспеченное сельское население       Обеспеченное сельское население  
Водопровод       84,9     71,9     86,8   24,3     22,1     25,0  
  Центральное ГВС   34,7       16,7     37,3

Для индивидуального жилья не требуется

 

 

Газопровод     93,4   92,4   93,6   71,8   67,0   73,4
  Центральное отопление 33,2 18,8 35,4

Для индивидуального жилья не требуется

  Канализация 46,0 21,5 49,6 0,3 0,2 0,4

Номинальные денежные доходы населения в январе-ноябре 2009 года возросли на 36,4 процента, денежные расходы и сбережения - на 34,7 процента.

Таблица 10. структура номинальных денежных доходов населения и их использования за январь-ноябрь 2009 года характеризуется следующими данными:

  удельный вес,               в % в % к январю-ноябрю 2008 г.
     
Всего денежных доходов 100,0 136,4
в том числе:    
заработная плата и другие доходы от предприятий 36,8 130,0
социальные трансферты 16,0 138,6
доходы от предпринимательской деятельности, включая реализацию сельскохозяйственной продукции и другие 47,2 141,0
Использование денежных доходов 97,3 134,7
в том числе:    
на потребительские расходы 71,8 131,3
на оплату обязательных платежей                         и взносов 7,4 132,1
на накопление сбережений во вкладах, ценных бумагах, покупку валюты и другие 18,1 151,4

 

Основная часть номинальных денежных доходов населения израсходована на приобретение потребительских товаров и оплату оказанных услуг – 71,8 процента. Потребительские расходы по сравнению январем-ноябрем 2008 года возросли на 31,3 процента.

На оплату обязательных платежей и взносов приходится 7,4 процента денежных доходов. Населением в целях накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах, также на покупку иностранной валюты и на другие цели было израсходовано 18,1 процента своих денежных доходов.

 

Таблица 11. Сопоставительная структура использования номинальных денежных доходов населения характеризуется ниже приведенными данными

(в % к денежным доходам)

Январь-ноябрь

всего

денежных доходов

из них использовано:

прирост денег
у населения

на покупку товаров               и оплату           услуг на оплату обяза-тельных платежей           и взносов на накопление сбережений, покупку валюты и другие
           
2008г. 100,0 74,6 7,7 16,2 1,5
2009г. 100,0 71,8 7,4 18,1 2,7

Рис.9 создание новых рабочих мест в Республике Узбекистан в 2009 году.

Когда речь идет об эффективности мер, реализуемых в рамках Антикризисной программы, нужно отметить, что они направлены на создание новых рабочих мест и повышение уровня жизни населения.В результате принятых практических мер в стране в 2009 году было создано более 940 тысяч новых рабочих мест и около 500 тысяч из них созданы в сельской местности (рис. 9).

В результате влияния мирового финансово-экономического кризиса по всему миру появилась 56 миллионная армия безработных. А в это время в Узбекистане создаются сотни тысяч новых рабочих мест. Примечательно, что сформировался своеобразный механизм создания новых рабочих мест, который последовательно действует по ряду направлений.

В республике новые рабочие места создаются по нескольким основным источникам (рис.10):

Рис. 10 . Источники создания новых рабочих мест в Узбекистане в 2009 году

Как следует из рисунка, более 390 тысячи новых рабочих мест открыты в сфере малого бизнеса. Также необходимо отметить, более 270 тысячи из них приходится на сферу услуг.

Стимулирование надомничества на основе кооперации с промышленными предприятиями и надомного труда на основе подрядного договора является одним из важных направлений обеспечения занятости населения. В результате развития такого вида деятельности было создано около 130 тысячи новых рабочих мест. Такие меры, направленные на повышение уровня занятости, обеспечат возможность в условиях кризиса надежно защитить население, повысить его доходы и материальное благосостояние.

Президент указал, что в основе программы по ускоренному развитию и строительству жилья и социальной инфраструктуры содержатся огромные масштабы работ, что позволяет создать десятки тысяч новых рабочих мест, обеспечить активное участие всего населения страны в ее реализации.

В 2010 году в стране всего планируется создать всего более 950 тысяч новых рабочих мест. Около половины из них составят малые предприятия, микрoфирмы, большинство мест будет создано за счет дальнейшего развития индивидуального предпринимательства, сферы услуг и сервиса, расширения масштабов строительства на подрядной основе, в том числе работ по ремонту и реконструкции жилья.

И в 2010 году оправдавшими себя важными направлениями обеспечения занятости останутся привлечение населения к различным видам надомничества, развитие народного ремесленничества, стимулирование семейного бизнеса.

На этой основе намечается трудоустроить более 208 тысяч человек, и, прежде всего, многодетных матерей, инвалидов и других категорий населения,

нуждающиеся в социальной защите.

Рис.12 наименование года в нашей стране

Заключение

Резюмируя, можно сделать однозначный вывод. Получив от советской эпохи тяжелейшее наследие,  правительство под руководством президента Ислама Каримова смогло вывести страну из кризиса на основе разработки и реализации последовательной политики экономических и социальных преобразований, направленных на устойчивый рост экономики и повышение уровня и качества жизни населения. Жизнь подтвердила правильность избранного курса и эффективности национальной модели формирования в Узбекистане рыночного хозяйства. Общественная стабильность и высокий уровень социального благосостояния в Узбекистане является сегодня общепризнанным фактом, подтвержденным ООН и независимыми зарубежными исследовательскими центрами. При этом политика нашего государства направлена на постоянное наращивание усилий по закреплению отмеченных достижений и дальнейшее повышение уровня жизни населения на последующих этапах реформирования экономики и общества.

Подводя итог можно сказать, что для повышения уровня населения государством предпринято  экономические реформы, программы по реформированию здравоохранения и образования. В ходе реализации этих программ в стране введены в действие разные объекты социальной сферы. Для Узбекистана характерным является то, что по инициативе главы нашего государства на основе глубокого системного анализа имеющихся социально-экономических проблем разработаны и реализуются соответствующие долгосрочные стратегические программы, призванные на системной основе решать эти проблемы.

Реализация узбекской модели рыночных реформ, разработанной Президентом Исламом Каримовым, позволила избежать резкого снижения уровня жизни населения в начальные годы социально-экономических преобразований и в дальнейшем обеспечить стабильные положительные результаты. Уровень доходов членов общества является важным показателем их благосостояния, и вместе с тем, определяет возможности отдельных лиц по отдыху, получению образования, пользования услугами здравоохранения, удовлетворения самых важных жизненных потребностей. Денежные доходы населения включают в себя заработную плату, доходы от предпринимательской деятельности, все виды денежных поступлений в виде пособий, пенсий, стипендий, доходы в форме процентов от собственности, дивидендов, ренты, доходы, поступившие от реализации ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, изделий ремесленничества и оказания разнообразных услуг.

В соответствии со стратегической задачей по увеличению в нашей стране до 2010 года размера реальной зарплаты в 2-2,5 раза, в 2008 году размер заработной платы, пенсий, стипендий и пособий увеличился в 1,5 раза Ярким примером этому может служить то, что в 2009 году номинальные денежные доходы населения выросли на 36,4 процента, а реальные на 26,5 процентов и средний размер пенсий вырос на 40 процентов. Денежные расходы и сбережения - на 34,7 процента. А в 2008 году размер средней номинальной заработной платы в последнем месяце увеличился до 418,1 тыс. сумов против 270,6 тыс. сумов в 2007 году, а средний размер пенсий с 62,3 тысячи сумов 98,3 тыс. сумов. Основная часть номинальных денежных доходов населения израсходована на приобретение потребительских товаров и оплату оказанных услуг – 71,8 процента. Это свидетельствует о правильном составлении соответствующих программ по улучшению качества социальной сферы. Произошли заметные изменения и в структуре производства валового внутреннего продукта, в частности, в 2008 году темы роста валового внутреннего продукта составили 9 %, а в 2009 году из-за влияния мирового финансового экономического кризиса этот показатель составил 8,1 процента. Между тем обеспечивая стабильный рост показателей ВВП государство стремится погасить свои долги, так если в 2008 году внешний долг Узбекистана составляла 13,3 процентов от ВВП, то к 2010 году этот показатель не превышает 10 процентов.

Рост доходов населения, повышение его платежеспособности в свою очередь обеспечивает расширение емкости потребительского рынка, создает условия для развития отечественного производства потребительских товаров и сферы обслуживания, что в свою очередь приведет к расширению занятости и росту доходов населения.

В результате влияния мирового финансово-экономического кризиса по всему миру появилась 56 миллионная армия безработных. А в это время в Узбекистане создаются сотни тысяч новых рабочих мест. Примечательно, что сформировался своеобразный механизм создания новых рабочих мест, который последовательно действует по ряду направлений. Для повышения уровня населения с помощью новых рабочих мест в стране созданы в 2009 году 940 тыс. мест, 500 тыс. из них в сельской местности. Дифференциация в доступе к социальной инфраструктуре между городскими и сельскими домохозяйствами не очень велика по природному газу, но значительна по централизованному водоснабжению и еще больше – по канализации. Для смягчения этой ситуации для многих сельских жителей доступ к чистой питьевой воде обеспечивается за счет артезианских колодцев. Дифференциация между обеспеченными и малообеспеченными домохозяйствами в сельской местности незначительна, так к началу 2010 года обеспеченность населения коммунальными услугами, то есть удельный вес домохозяйств имеющих доступ к холодному водоснабжению составил 82,6 процентов, а обеспеченность газоснабжением составляет 85,0 процентов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Наша главная задача – дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. - Доклад Прeзидeнта Ислама Кaримoва на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год // Народное слово, 30 января 2010 года.

2. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет. – доклад Прeзидeнта Ислама Кaримoва на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан // Народное слово, 28 января 2010 года.

3. Конституция Узбекистана – прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества. – доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании 5 декабря 2009 года по случаю 17-летия Конституции Республики Узбекистан// Народное слово, 6 декабря 2009 года.

4. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана / И.А.Каримов. – Т: Узбекистон, 2009. – 56 с.

5. Дальнейшая модернизация и обновление страны – требование времени. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2009 год // Народное слово, 14 февраля 2009 года.

6. Каримов И.А. Самый основной критерий – отражение правды жизни. Т.: Узбекистон, 2009. – 24 с.

7. Указ Президента Республики Узбекистан. О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики. 18 ноября 2008 года, УП-№4053.

8. Указ Президента Республики Узбекистан. О дополнительных мерах по обеспечению гарантий защиты вкладов граждан Республики Узбекистан в коммерческих банках. 28 ноября 2008 года, УП-№4057.

9. Указ Президента Республики Узбекистан. О программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их устойчивой работы и увеличению экспортного потенциала. 28 ноября 2008 года, УП-№4058.

10. Постановление Президента Республики Узбекистан. О дополнительных мерах по дальнейшему развитию производственной и социальной инфраструктуры. 20 января 2009 года, ПП-№1041.

11. Постановление Президента Республики Узбекистан. О вступлении в силу Государственной программы «Год развития и благоустройства села». 26 января 2009 года, ПП-№1046.

12. Постановление Президента Республики Узбекистан. О дополнительных мерах по расширению производства продовольственной продукции и пополнению внутреннего рынка. 26 января 2009 года, ПП-№1047.

13. Постановление Президента Республики Узбекистан. О дополнительных мерах по стимулированию расширения производства отечественных непродовольственных потребительских товаров. 28 января 2009 года, ПП-№1050.

14. Постановление Президента Республики Узбекистан. О дополнительных мерах по стимулированию расширения подрядных работ по реконструкции и ремонту жилищного фонда на условиях “под ключ”. 29 января 2009 года, ПП-№1051.

15. Постановление Президента Республики Узбекистан. О Государственной программе “Год гармонично развитого поколения”. 27 января 2010 года, ПП-№1271.

16. Распоряжение Президента Республики Узбекистан. Об утверждении порядка реализации экономически несостоятельных предприятий коммерческим банкам. 19 ноября 2008 года, Р-№4010.

17. Постановление заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан. Об итогах социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2009 год. 13 февраля 2009 года.

18. Учебное пособие по изучению книги Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «Мировой финансово-экономических кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана». – Т.: Иктисодиёт, 2009. – 120 с.

19. Узбекистан – на пути нового и высшего этапа модернизации экономики и углубления реформ. (Бекмуродов А.Ш., Гафуров У.В.) Т.: Иктисодиёт, 2008. – 126 с. (с электронной версией).

20. Массовая экономика: суть и основные понятия (на узбекском и русском языках). Научно-популярное пособие. (Бекмуродов А.Ш., Гимранова О.Б., Шамшиева Н.Н.). - Т.: Иктисодиёт, 2009. – 92 с. (с электронной версией).

21. Узбекистан на пути либерализации и модернизации экономики. Экспресс-проспект. (Бекмуродов А.Ш., Беркинов Б.Б., Усмонов Б.Б., Хамидов О.М., Гафуров У.В. и        Неъматов И.У.). - Т.: Иктисодиёт, 2009. – 10 с. (с электронной версией).

22. Итоги социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшие приоритеты экономической программы на 2009 год. Экспресс-тесты. (Бекмуродов А.Ш., Амонбоев М.А., Каттаев Н.Т.). - Т.: Иктисодиёт, 2009. – 15 с. (с электронной версией).

23. Статистические сборники по соответствующим годам Государственного комитета статистики Республики Узбекистан.

24.Основные показатели социально-экономического развития республики Узбекистан в 2010 году. Ташкент, Госкомстат,2010.

25. Учебное пособие по изучению докладов Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Модернизация страны и построение сильного гражданского общества – наш главный приоритет» и на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год «Наша главная задача – дальнейшее развитие   страны и повышение благосостояния народа», Ташкент, Иктисодиёт, 2010.

26. www.stat.uz

27. www.gov.uz

28. www.edu.uz

29. www.prezident.uz

           30. www.Press.uz


Приложение 1

 

Строительство и реконструкция академических лицеев

 

введено в действие,
ученических мест

освоено инвестиций,
млрд.Сум.

всего

в том числе:

всего

в том числе:

новое строительство реконструкция новое строительство реконструкция
 
Республика Узбекистан 12300 8895 3405 60,5 46,3 14,2
Республика Каракалпакстан 495 495 - 3,1 3,1 -
области:            
Андижанская 1755 795 960 7,0 3,6 3,4
Бухарская 795 795 - 3,6 3,6 -
Джизакская - - - 0,8 0,8 -
Кашкадарьинская 795 795 - 3,6 3,6 -
Навоийская - - - 0,0 0,0 -
Наманганская - - - 0,0 0,0 -
Самаркандская 495 495 - 4,4 4,4 -
Сурхандарьинская 930 930 - 5,3 5,3 -
Сырдарьинская 975 - 975 3,7 0,1 3,6
Ташкентская 1290 1290 - 4,3 4,3 -
Ферганская 1290 1290 - 8,2 8,2 -
Хорезмская 795 795 - 3,6 3,6 -
г.Ташкент 2685 1215 1470 12,9 5,7 7,2

 

 

                                                                                                          Приложение 2

 

Строительство и реконструкция профессиональных колледжей

 

 введено в действие,
ученических мест

освоено инвестиций,
млрд.Сум.

всего

в том числе:

всего

в том числе:

новое строительство реконструкция новое строительство реконструкция
Республика Узбекистан 115610 96165 19445 472,9 421,4 51,5
Республика Каракалпакстан 2580 1710 870 13,4 11,6 1,8
области:            
Андижанская 7065 7065 - 30,7 30,7 -
Бухарская 8850 8850 - 39,6 38,0 1,6
Джизакская 7035 7035 - 31,4 31,4 -
Кашкадарьинская 10590 10590 - 46,3 46,3 -
Навоийская 1305 1305 - 6,5 6,5 -
Наманганская 4860 4860 - 20,9 20,9 -
Самаркандская 16065 16065 - 68,5 68,5 -
Сурхандарьинская 7275 7275 - 33,6 33,6 -
 Сырдарьинская 2520 2520 - 10,5 7,9 2,6
Ташкентская 14745 9660 5085 51,7 40,0 11,7
Ферганская 15390 14985 405 62,4 60,3 2,1
Хорезмская 2760 2760 - 12,3 12,3 -
г.Ташкент 14570 1485 13085 45,1 13,4 31,7

 

 

                                                                                                       Приложение 3

 

Строительство и реконструкция общеобразовательных школ

 

введено в действие,
ученических мест

освоено инвестиций,
млрд. сум.

всего

в том числе:

всего

в том числе:

новое строительство реконструкция новое строительство реконструкция
 
Республика Узбекистан 230033 18956 211077 360,8 96,7 264,1
Республика Каракалпакстан 23475 2013 21462 32,4 9,0 23,4
области:            
Андижанская 11837 805 11032 18,7 5,0 13,7
Бухарская 8280 - 8280 11,5 1,5 10,0
Джизакская 16779 1278 15501 28,8 6,9 21,9
Кашкадарьинская 21231 5076 16155 46,2 22,3 23,9
Навоийская 7698 636 7062 13,9 3,2 10,7
Наманганская 15047 - 15047 19,7 2,3 17,4
Самаркандская 28360 1968 26392 47,9 9,8 38,1
Сурхандарьинская 20620 1017 19603 31,5 8,2 23,3
Сырдарьинская 7270 726 6544 11,6 3,9 7,7
Ташкентская 29554 4177 25377 43,7 15,7 28,0
Ферганская 19704 630 19074 24,6 4,6 20,0
Хорезмская 14718 - 14718 18,5 1,8 16,7
г.Ташкент 5460 630 4830 11,8 2,5 9,3

 

                                                                                                         Приложение 4

                 Уровень обеспеченности газом жилых домов

 

В процессе повышения качества жизни и создания удобств для людей важное значение приобретает газификация жилых домов и установление цены на газ, поставляемый населению. Природный газ в нашей республике поставляется в ценах более низких, чем в соседних государствах. К примеру, цена 1 кубометра м3 природного газа для населения в Киргизии составляет 309 долларов, Таджикистане 303,5 долларов, Казахстане 100-140 долларов, а в Узбекистане 30 долларов.

Вместе с тем, в стране после достижения независимости, уделяется большое внимание газификации домов и квартир населения. Особенно, в этом отношении уделяется внимание сокращению разницы в газообеспечении между городом и селом.

 

 

В результате по состоянию на 1 января 2010 года уровень газификации жилья населения в республике в городах составил 85 процента, в сельской местности - 78,7 процента. До сегодняшнего дня количество всех газифицированных домов составило 4270,6 тысячи, из них 2419,8 тысячи расположены в городах, 1850,8 тысячи - в сельской местности.

 

 

                                                                                                         Приложение 5

 

Основные показатели Народного образования Республики Узбекистан на 2008-2009 учебный год

 

Количество школ Количество учеников Количество учителей






Глава 1. Теоретические основы социальной сферы и социальной политики в условиях Узбекистана

1.1Стратегия реформирования социальной сферы в Узбекистане

1.2Приоритеты – социальная сфера, образования, здравоохранение

1.3Реформирование и развитие системы образования и здравоохранения

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 457.