Принципы учета товаров в оптовой торговле.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о вы­полнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью. При этом руководствуются следующими принципами:

1. единство прогнозных и учетных показателей;

2. своевременное и быстрое формирование информации о выполнении плана;

3. единство оценки товаров;

4. строгая система контроля за соблюдением цен;

5. четкая система материальной ответственности и правильная организация хранения товаров;

6. учет товаров в натуральном и стоимостном выражении;

7. система хозяйствования.

Единство прогнозных и учетных показателей обеспечивается экономически обоснованной единой методологией определения каждого показателя. Информация в бухгалтерском учете должна характеризовать показатели плана.

Своевременное и быстрое формирование информации о выполнении плана сводится к тому, что бухгалтерский учет должен информировать о выполнении плана не только за месяц, но и за более короткие промежутки времени (день, пятидневку, декаду). Это повысит значение учета как функции управления хозяйственной деятельностью и позволит руководителям принимать меры по устранению недостатков в работе.

Сущность единства оценки товаров заключается в том, что в каждой организации товары приходуют и списывают в расход по одинаковым ценам: свободным отпускным, свободным розничным, свободным розничным плюс налог с продаж, свободным розничным плюс торговая наценка, плюс сбор на услуги (общественное питание).

Соблюдение цен контролируется тщательной проверкой каждого платежного документа поставщика и каждого документа на отпуск товаров покупателю.

Четкая система материальной ответственности характеризуется тем, что учет ведется раздельно по каждой бригаде. Это обеспечивает строгое разграничение материальной ответственности за сохранность товаров и помогает выявить лиц, виновных в утрате ценностей.

На оптовых складах товары учитываются по сортам, качеству, ценам и количеству по бригадам и материально-ответственным лицам. Это позволяет иметь данные о приходе и расходе, остатках товаров в натуральном и стоимостном выражении на складах, т. е. по местам хранения. Такая организация учета усиливает контроль за отдельными товарами и позволяет выявить соответствие фактических запасов установленным нормативам.

 

 

1.3 Политика ценообразования в оптовой торговле.

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь – категории, принципы свободного ценообразования, государственного регулирования и контроля цен – установлены Законом Республики Беларусь «О ценообразовании», №255-3, подписанным Президентом Республики Беларусь 10 мая 1999 г. Девятой статьей Закона установлено, что государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет глава государства. Министерство экономики Республики Беларусь и Комитет цен при Министерстве экономики разрабатывают, выносят на рассмотрение Президента Республики Беларусь и проводят государственную политику в области ценообразования, координируют работу других государственных органов, осуществляющих контроль за ценообразованием.

Цена – денежное выражение стоимости единицы товара. В рыночной экономике цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции (товаров); является инструментом управления предприятием и позволяет всем нормально работающим предприятиям покрыть затраты хозяйственной деятельности и получить прибыль, регулирует общественные отношения по распределению прибавочного продукта между государством, материальным производством и сферой обращения. Оптовая торговля получает долю прибавочного продукта в виде оптовой надбавки (торговой скидки).

Система цен на товары включает:

- свободные цены – договорные, отпускные, розничные и закупочные, которые формируются под действием спроса и предложения, свободной конкуренции;

- регулируемые цены – фиксированные розничные, предельные отпускные цены, предельные торговые надбавки (скидки) к ценам. Регулируемые цены применяют на товары субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на рынках Беларуси и включенных в Государственный реестр; на отдельные социально значимые товары, конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров.

При установлении цен на товары юридические лица и индивидуальные предприниматели руководствуются Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 10 сентября 2008 г., №183 «Об утверждении инструкции о порядке формирования и применения цен и товаров».

В основе любой цены лежит плановая (нормативная) себестоимость промышленной (сельскохозяйственной) продукции, которая включает затраты на их изготовление и реализацию.

Отпускная цена – цена, применяемая субъектами хозяйствования в расчетах за поставляемую продукцию (товары) со всеми покупателями, за исключением населения.

Товаропроизводители отпускную цену на товары (без налога на добавленную стоимость) формируют на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции (товаров) и коньюктуры рынка. При этом отпускные цены формируют на условиях франко-станция отправления, а при одногородних поставках – франко-склад изготовителя. При иногородних поставках по договоренности сторон отпускные цены могут формировать на условиях франко-станция назначения. Предприятия-изготовители отпускные цены на продукцию (товары) подтверждают плановыми калькуляциями с расшифровкой всех статей затрат. Отпускные цены утверждаются руководителем предприятия. Товаропроизводители ведут прейскуранты отпускных цен на готовую продукцию и ссылаются на них в договорах и товарных документах при реализации продукции. Согласование отпускных цен с покупателями в протоколах согласования цен к договорам они производят только в том случае, когда расчеты за товары осуществляются по ценам, отличным от помещенных в прейскуранты. Предприятия-изготовители могут предоставлять покупателям скидки со сформированной ими отпускной цены исходя из условий договора (объемов поставки, сроков платежа, сезонного спроса и т. д.), т. е. корректировать отпускную цену и устанавливать договорную цену или согласовывать с покупателями конечные розничные цены с предоставлением в пользу последних торговых скидок в размерах, не превышающих предельных уровней торговых надбавок.

Предельные отпускные цены регулируются органами государственного управления, величина которых ограничена верхним и (или) нижним пределами. Устанавливаются они на продукцию предприятий-монополистов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь. Предприятия-изготовители, декларирующие отпускные цены на свою продукцию, реализуют ее по ценам, не превышающим зарегистрированных органами ценообразования.

Оптовая надбавка взимается субъектами хозяйствования при поставке (реализации, продаже, обмене) продукции (товаров) и предназначена для компенсации расходов, связанных с осуществлением оптовых операций и получением прибыли. Фактический размер оптовой надбавки устанавливают в договоре в лице оптовых, розничных или других предприятий. Оптовую надбавку устанавливают в процентах к отпускной цене (без налога на добавленную стоимость), сформированной предприятием-изготовителем в республике, или к отпускной цене, цене приобретения импортера (без налога на добавленную стоимость). Ее максимальный размер не может превышать 20% независимо от количества участвующих оптовых продавцов. Деление оптовой надбавки между субъектами хозяйствования осуществляют по соглашению сторон, а при не достижении согласия надбавка делится поровну.  

Торговая надбавка устанавливается торговыми предприятиями (иными субъектами хозяйствования) при реализации товара населению и предназначена для покрытия расходов, связанных с продажей товара (продукции) в розницу, и получения прибыли от этих операций. Торговую надбавку устанавливают в процентах к отпускной цене (без налога на добавленную стоимость), сформированной предприятием-изготовителем, или к отпускной цене, цене приобретения импортера без налога на добавленную стоимость, а также исходя из плановых издержек обращения, установленных налогов, неналоговых платежей и прибыли. Максимальный размер торговой надбавки, включая оптовую, не может превышать 30%, а по социально значимым товарам – предельных размеров, установленных Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом согласно утвержденному перечню товаров.

   

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 295.