Организация банковского кредитования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кредитная политика коммерческого банка ─ это стратегия и тактика банка относительно привлечения средств и направления их на кредитование клиентов банка (заемщиков) на основе таких принципов кредитования, как срочность, платность, обеспеченность, возврат и целевой характер использования. Кредитная политика с позиции стратегии включает приоритеты, принципы и цели отдельного коммерческого банка на кредитном рынке, а с позиции тактики ─ финансовый и другой инструментарий, который используется коммерческим банком для реализации его целей при заключении кредитных договоров, правила их осуществления, регламент организации кредитного процесса.

Можно выделить такие приоритеты в разработке кредитной политики:

1. Предоставление качественных кредитов. Качественные кредиты (стабильные, стойкие кредиты)─ это такие кредиты, которые обеспечивают адекватную процентную прибыль даже при негативных изменениях макроэкономических условий или при изменении условий ведения бизнеса.

2. Прибыльность. Стоимость кредита должна соответствовать прогнозной (расчетной) степени риска.

3. Разумный рост кредитного портфеля. Цель банка состоит в долгосрочном стабильном росте прибыльности бизнеса.

К наиболее важным внешним факторам принадлежат:

- общее состояние экономики страны, темпы инфляции, темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП), дефицит государственного бюджета;

- денежно-кредитная политика Национального банка Украины;

- уровень доходов населения, способность потреблять банковские услуги, наличие социальных льгот;

- региональная специфика функционирования банка;

- уровень конкуренции;

- уровень цен на банковские продукты и услуги;

- политизированность общества;

- социальная напряженность;

- спрос на услуги банка его клиента.

К наиболее важным внутренним факторам, определяющим кредитную политику банка, принадлежат:

- кредитный потенциал банка;

- степень риска и прибыльности отдельных видов займов;

- стабильность депозитов;

- спектр выполняемых операций и услуг;

- обеспеченность займов;

- профессиональная подготовленность, квалификация и опыт персонала банка;

- клиентура банка;

- ценовая политика банка.

Процесс банковского кредитования состоит из определенных этапов, каждый из которых обеспечивает решение локального задания, а вместе достигается главная цель кредитных операций ─ их надежность и прибыльность для банка.

Условно можно выделить три этапа банковского кредитования, каждый из которых имеет определенные составные части:

- предыдущий;

- текущий;

- итоговый.

Предыдущий этап процесса кредитования начинается с подачи потенциальным заемщикам кредитной заявки, которая содержит:

- обоснованное ходатайство, в котором, как правило, говорится о сумме займа, сроке пользования нею, сущность и экономическое обоснование мероприятия, которое будет прокредитовано, и прочее;

- иные материалы, перечень которых зависит от конкретных обстоятельств. В частности, если клиент впервые обратился за кредитом, к ходатайству прилагаются учредительные документы.

Структурирование кредита ─ это подготовка к заключению кредитного договора. На этом этапе банк определяет:

- вид кредита и срок кредитования, которые зависят от того, куда будут вкладываться средства ─ в сферу обращения или в сферу производства;

- сумму кредита, которая играет значительную роль, т.к. недостаточная сумма не даст возможности завершить мероприятие, которое кредитуется, а излишняя сумма может быть не погашена;

- способы выдачи и погашения кредита и процентов за пользование ним. Это обеспечивает реальную возможность эффективно тратить средства, а также правильно установить график возврата кредита;

- величину процентной ставки, которая устанавливается банком в зависимости от кредитного риска и факторов, влияющих на плату за ресурсы.

Заканчивается предыдущий этап кредитования принятием работником кредитного отдела решения о возможности предоставления кредита и подачей документов в кредитный комитет банка. Решение о выдаче кредита оформляется протоколом кредитного комитета.

Текущий этап процесса кредитования сводится к документальному оформлению кредитного договора, предоставлению займа и формированию резерва на возмещение возможных затрат по предоставленным займам.

Кредитный договор является основным развернутым юридическим документом, подтверждающим права и обязанности банка и клиента. Заключив кредитный договор, работник кредитного отдела формирует кредитное дело заемщика, которое содержит материалы по предоставлению займа и финансово-экономическую информацию.

Предоставление займа происходит с соответственного заемного счета по методу, который определен кредитным договором. Выдача оформляется распоряжением кредитного подотдела операционному отделу банка.

Итоговый этап процесса кредитования сводится к проведению кредитного мониторинга. Банк выполняет контрольные функции, проверяет целевое использование кредита, поступление суммы долга и платы за пользование займом в соответствии с графиком, решает вопросы при несвоевременном выполнении обязательств.

Кроме этапов, рассмотренных выше, можно отдельно выделить работу с проблемными кредитами, которая сводится не только к поиску возможностей возврата просроченных займов, но и к уменьшению кредитного риска по каким-либо займам.

Ценовая политика в предоставлении кредитных услуг предусматривает обоснованность установления уровня процентных ставок по кредитам, тарифов, комиссионных, премий, скидок. В экономической теории и на практике есть несколько методов ценосоставления на банковские услуги.

Метод «стоимость плюс» учитывает стоимость привлеченных средств и все затраты банка, связанные с предоставлением займа. Процентная ставка по займу включает:

- стоимость привлеченных кредитных ресурсов для банка;

- операционные затраты, связанные с процессом кредитования (заработная плата работников кредитного отдела, стоимость обслуживания кредита, контроля над ним, стоимость управления обеспечением);

- премию за риск невыполнения обязательств клиентом;

- премию за риск, связанный со сроком кредитования;

- желательный уровень прибыльности кредита, который обеспечивает достаточные выплаты акционерам банка.

Сущность метода «базовая ставка плюс» состоит в определении кредитной ставки как суммы базовой ставки и кредитного спрэда. За базовую можно взять ставку предложения межбанковского регионального рынка, ставку первоклассного заемщика, ставки международных рынков (LIBOR, KIBOR и т.д.), иные ставки, являющиеся общепринятыми на конкретных рынках.

Метод «надбавки» состоит в определении кредитной ставки как суммы процентных затрат по привлеченным средствам и надбавкам. Надбавка включает премию за кредитный риск и прибыль банка. В основном такой метод ценосоставления используется для предоставления кредитов большим фирмам на короткие сроки (до 30 дней), включая кредиты «овернайт».

Метод «анализа доходности клиента» базируется на учете всех взаимоотношений с конкретным клиентом. Оценивая все составляющие, особенное внимание уделяют расчету прибыльности тех видов операций, которые осуществляются клиентом в этом банке. Метод требует четкого учета всех доходов и затрат, связанных с каждым клиентом, и применяется, прежде всего, для кредитования больших компаний, имеющих постоянные и разнообразные связи с банком. Определение процентной ставки по такому методу сравнительно с общепринятым уровнем поощрения самых выгодных клиентов.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.