План
1.1. Банк как главная составляющая финансово-кредитной системы
1.2. Классификация коммерческих банков
1.3. Организационно-управленческая структура коммерческих банков
1.4. Сущность, основные принципы организации банковских операций, их классификация
Коммерческие банки составляют основу кредитной системы страны и концентрируют основную часть их ресурсов.
Правовым фундаментом банковской деятельности в Украине есть Закон Украины «О банках и банковской деятельности», который был принят Верховной Радой Украины 07.12.2000 г.
Банк ─ юридическое лицо, которое имеет исключительное право на основании лицензии Национального банка Украины осуществлять следующие операции: привлечение в виде вкладов денежных средств физических и юридических лиц и размещение обозначенных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Для достижения основной цели банку необходимо:
- предоставлять качественные банковские услуги;
- содействовать экономическому развитию корпоративных и улучшению благосостояния индивидуальных клиентов на основе взаимовыгодного партнерства;
- получать максимальную прибыль для собственного развития;
- завоевывать и удерживать передовые позиции на финансовом рынке страны.
Стратегическая цель коммерческого банка ─ быть самым надежным универсальным (или специализированным) банком страны, сориентированным на интересы клиентов, быть лидером в предоставлении полного спектра качественных услуг по всем сегментам финансового рынка, содействовать интеграции на международные рынки денежных средств и капиталов.
Банки выполняют в рыночной экономике такие функции:
- посредничество в кредитах;
- посредничество в платежах;
- мобилизация денежных доходов и сбережений и превращение их в капитал;
- создание кредитных орудий обращения (банкнот, чеков, векселей), которые заменяют металлические деньги.
-
Рис. 1. Система целей коммерческого банка
Важнейшие задания банков (экономическая функция) состоят:
- в предоставлении необходимого финансирования промышленным предприятиям, государственным бюджетам и частным хозяйствам;
- предоставлении широкого круга возможностей вложения денежных средств с целью накопления сбережений народного хозяйства;
- обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала.
Банковское дело, как правило, достаточно выгодный бизнес, который управляется определенными принципами.
1. Правовой режим осуществления банковской деятельности. Основные параметры организации и функционирования национальных банков должны приближаться к общепринятым стандартам и нормам. Сейчас используются стандарты и нормы, рекомендованные Базельским комитетом по вопросам банковского надзора (Швейцария).
2. Прибыльность. Прибыль ─ это то, без чего банк не может существовать, без чего теряет смысл его экономической деятельности. Но получить самую большую прибыль банк сможет только тогда, когда он наилучше удовлетворит потребности своего клиента, если клиент, получив банковскую услугу, в свою очередь тоже получит прибыль. Значит, и для клиента, и для банка существует общая цель их деятельности ─ прибыль.
3. Договорной характер отношений между банком и клиентами. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного и кассового обслуживания, могут обслуживаться по разным видам банковских операций в одном или нескольких банках.
4. Принцип «дешевле купить ─ дороже продать». Стратегия банка состоит в самой дешевой покупке ресурсов и продаже их по самой дорогой цене; кроме этого, необходимо учитывать факторы снижения риска потерь (путем подбора надежных клиентов, получения гарантий, диверсификации капитала в освоении различных рынков заемного капитала).
5. Основное (неизменное) правило: «все для клиентов, для их безопасности на основе партнерских отношений, на принципе взаимной заинтересованности». Этот принцип деятельности основывается на том, что коммерческие банки ─ рискованные предприятия, но рисковать они могут только объемом своего капитала.
Рис. 2. Комплекс мер для сохранения финансово стабильных клиентов и привлечения новых
На современном этапе функционирования отечественных банков основными проблемами, которые усложняют их работу и влияют на формирование негативного имиджа, есть:
1. Несовершенство законодательной
2. Недостаточная защита кредитора, диктат ссудовладельца.
3. Недобросовестная работа агентских валютных пунктов.
4. Высокий уровень налогообложения банков (в сумме ─ до 70%).
5. Ненадежность государственных ценных бумаг(казначейских векселей, облигаций).
6. Недоверие клиентов к банкам.
7. Отсутствие поощрений со стороны НБУ к созданию межбанковских рынков (особенно валютных).
8. Отсутствие реестра предприятий-должников.
9. Высокая стоимость банковских операций.
10. Слабая клиентская база.
11. Поощрение деятельности карманных банков, финансовых групп.
12. Переложение государственных функций на банки: валютный контроль, «прозрачность» платежей.
13. Большие объемы внебанковских операций (нелегальная экономика).
14. Неодинаковые условия работы банков (резервирование, рефинансирование, бюджетные средства, штрафы).
15. Нерешительность НБУ в вопросах закрытия безнадежных банков.
16. Низкие требования к капитализации банков, которые не регулируются лицензированием по операциям.
17. Невозможность обеспечить банковскую тайну (информирование ГНА).
18. Разрешение монетарных проблем НБУ за счет банков.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 287.