На возникновение эмоций влияют следующие факторы:
¨ индивидуальные (типологические) особенности субъекта;
¨ фактор времени;
¨ характер потребностей;
¨ уровень умственного развития человека и его способность интегрировать различные элементы информации в целое (способность к целостной оценке ситуации) и т.д.
П. В. Симонов полагает, что эти и многие другие факторы лишь обеспечивают многообразие эмоций. Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис),...] , где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и качество актуальной потребности, Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции.
Эмоции выполняют следующие функции:
¨ отражательно-оценочную;
¨ переключающую;
¨ подкрепляющую;
¨ компенсаторную (замещающую);
¨ побудительную;
¨ функцию "аварийного" разрешения ситуаций;
¨ дезорганизующую;
¨ предвосхищающую;
¨ эвристическую;
¨ функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения;
¨ функцию активации и мобилизации организма;
¨ экспрессивную.
Теории эмоций
Теории происхождения эмоций весьма многочисленны. Особенно интересными являются следующие:
- моторная теория эмоций Джеймса-Ланге
- психоаналитическая теория;
- интеллектуалистическая;
- когнитивная;
- активационно-энергетическая;
- мотивационная;
- теория дифференциальных эмоций. См.: Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.
Эмоциональные особенности личности. Развитие эмоций у детей*.
Список литературы
Основная литература:
1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.- Гл.18.
2. Общая психология: / Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.- С.354-379.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.- Гл.17.
Дополнительная литература:
4. Анохин П.К. Эволюция эмоций. Биологическая теория эмоций. - С. 181-187.
5. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980, 2000.
6. Психология эмоций: Тексты. - М., 1984.
Основные понятия: эмоции, чувства, амбивалентность эмоций, тревога, радость, удивление, стыд, чувственный тон, эмоциональные состояния, страсть, эмоциональный стресс, аффект, настроение, фрустрация, эмпатия, высшие чувства.
Тема 4.2. Воля
Требования к знаниям:
1. основных понятий, применяемых в психологии;
2. сферы использования категориального аппарата и основ психологии;
3. способы воспитания и самовоспитания воли;
4. способы саморегуляции учебно-профессиональной деятельности.
Требования к умениям:
1. анализировать структуру волевого акта;
2. применять способы самовоспитания воли и саморегуляции деятельности.
Содержание учебного материала
Понятие воли. Воля как способность к выбору действий, связанных с преодолением препятствий. Воля и волевые действия человека. Физиологические механизмы волевого действия. Волевое усилие. Сила воли.
Волевой акт и его структура. Звенья волевого акта. Волевое усилие. Принятие решения и его психологическая характеристика.
Мотивационная сфера личности и волевая деятельность. Важнейшие особенности волевой деятельности. Психическая регуляция поведения и деятельности. Саморегуляция деятельности.
Развитие воли у ребенка. Волевые качества личности и их формирование. Воспитание и самовоспитание воли.
Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели. Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:
1. Непроизвольная регуляция:
¨ допсихические непроизвольные реакции;
¨ образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.
2. Произвольная регуляция:
¨ речемыслительный уровень регулирования.
3. Волевая регуляция.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 316.