Факторы возникновения эмоций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На возникновение эмоций влияют следующие факторы:

¨ индивидуальные (типологические) особенности субъекта;

¨ фактор времени;

¨ характер потребностей;

¨ уровень умственного развития человека и его способность интегрировать различные элементы информации в целое (способность к целостной оценке ситуации) и т.д.

П. В. Симонов полагает, что эти и многие другие факторы лишь обеспечивают многообразие эмоций. Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис),...] , где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и качество актуальной потребности, Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции.

Эмоции выполняют следующие функции:

¨ отражательно-оценочную;

¨ переключающую;

¨ подкрепляющую;

¨ компенсаторную (замещающую);

¨ побудительную;

¨ функцию "аварийного" разрешения ситуаций;

¨ дезорганизующую;

¨ предвосхищающую;

¨ эвристическую;

¨ функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения;

¨ функцию активации и мобилизации организма;

¨ экспрессивную.

Теории эмоций

Теории происхождения эмоций весьма многочисленны. Особенно интересными являются следующие:

- моторная теория эмоций Джеймса-Ланге

- психоаналитическая теория;

- интеллектуалистическая;

- когнитивная;

- активационно-энергетическая;

- мотивационная;

- теория дифференциальных эмоций. См.: Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.

Эмоциональные особенности личности. Развитие эмоций у детей*.

Список литературы

Основная литература:

1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.- Гл.18.

2. Общая психология: / Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.- С.354-379.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.- Гл.17.

Дополнительная литература:

4. Анохин П.К. Эволюция эмоций. Биологическая теория эмоций. - С. 181-187.

5. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980, 2000.

6. Психология эмоций: Тексты. - М., 1984.

Основные понятия: эмоции, чувства, амбивалентность эмоций, тревога, радость, удивление, стыд, чувственный тон, эмоциональные состояния, страсть, эмоциональный стресс, аффект, настроение, фрустрация, эмпатия, высшие чувства.

 

Тема 4.2. Воля

Требования к знаниям:

1. основных понятий, применяемых в психологии;

2. сферы использования категориального аппарата и основ психологии;

3. способы воспитания и самовоспитания воли;

4. способы саморегуляции учебно-профессиональной деятельности.

Требования к умениям:

1. анализировать структуру волевого акта;

2. применять способы самовоспитания воли и саморегуляции деятельности.

Содержание учебного материала

Понятие воли. Воля как способность к выбору действий, связанных с преодолением препятствий. Воля и волевые действия человека. Физиологические механизмы волевого действия. Волевое усилие. Сила воли.

Волевой акт и его структура. Звенья волевого акта. Волевое усилие. Принятие решения и его психологическая характеристика.

Мотивационная сфера личности и волевая деятельность. Важнейшие особенности волевой деятельности. Психическая регуляция поведения и деятельности. Саморегуляция деятельности.

Развитие воли у ребенка. Волевые качества личности и их формирование. Воспитание и самовоспитание воли.

Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели. Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

¨ допсихические непроизвольные реакции;

¨ образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

¨ речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.