Факторный анализ прибыли от продаж
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проведем факторный анализ изменения прибыли от продажи продукции в отчетном периоде по сравнением с предыдущим под воздействием факторов, оказывающих либо положительное, либо отрицательное влияние на ее изменение.

Прибыль от продажи продукции зависит от четырех факторов первого порядка: объема продажи продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднепродажных цен.

Эти же факторы являются факторами второго порядка по отношению к балансовой прибыли.

Исходные данные, необходимые для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли, разместили в таблице 18.

 

Таблица 18 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от продажи продукции СПК «Родина»

(тыс. руб.)

Показатель 2007 год Условный показатель, рассчитанный в ценах 2007 года на объем 2008 года 2008 год
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)   46398   53846   80444
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (38978) (46223) (72414)
Прибыль (убыток) от продаж 7420 7623 8030

 

Сравнивая сумму прибыли, предшествующего года и условную, рассчитанную исходя из фактического объема продукции отчетного года, но при ценах и себестоимости базового (предшествующего) года, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции (DП(V, стр.):

 тыс. руб.

Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим сумму прибыли базового года на процент прироста объема реализации в оценке по себестоимости или в условно-натуральном выражении и результат разделим на 100.

Прирост объема реализации составил:

 %.

Влияние объема продаж на сумму прибыли (DП(V)):

тыс. руб.

Определим влияние структурного фактора (DП(стр.)):

 

тыс. руб.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли (DП(С)) устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном году с условным показателем, рассчитываемым в ценах базового года:

 тыс. руб.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию (DП(Ц)) устанавливается сопоставлением фактической выручки отчетного года с условной, которую предприятие получило бы за фактический объем реализации при ценах базового периода:

 тыс. руб.

Общее изменение суммы прибыли:

 тыс. руб.,

в том числе за счет изменения:

объема продаж  тыс. руб.;

структуры товарной продукции  тыс. руб.;

полной себестоимости  тыс. руб.;

цен реализации  тыс. руб.

Баланс факторов: .

Далее проведем факторный анализ изменения суммы прибыли по сравнению с планом (таблица 19).

 

Таблица 19 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от продажи продукции СПК «Родина»

(тыс. руб.)

Показатель План План, пересчитанный на фактический объем продаж Факт
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)   78600   80104   80444
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (70800) (72133) (72414)
Прибыль (убыток) от продаж 7800 7971 8030

Данный анализ также проведем способом ценных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической. Алгоритм расчета представлен в таблице 20.

 

Таблица 20 - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель

Условия расчета

Алгоритм расчета

Объем продаж Структура товарной продукции Цена Себестои-мость
План План План План План Впл - Спл
Усл1 Факт План План План Ппл * Крп
Усл2 Факт Факт План План Вусл - Сусл
Усл3 Факт Факт Факт План Вф - Пусл
Факт Факт Факт Факт Факт Вф - Пф

 

где Впл, Вф, Вусл - выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), соответственно, плановая, фактическая и условная;

Спл, Сф, Сусл - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, соответственно, плановая, фактическая и условная;

Ппл, Пф, Пусл - прибыль (убыток) от продаж, соответственно, плановая, фактическая и условная;

Крп - процент выполнения плана по количеству проданной продукции.

Ппл = 7800 тыс. руб.

Найдем сумму прибыли при фактическом объеме остальных факторов. Для этого рассчитаем процент выполнения плана по реализации продукции (Кпр) и скорректируем плановую сумму прибыли на этот процент:

%.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Общее изменение суммы прибыли:

 тыс. руб.,

Изменение суммы прибыли за счет:

- объема реализации продукции:

 тыс. руб.;

- структуры товарной продукции:

 тыс.руб.;

- средних цен реализации:

 тыс. руб.;

- себестоимости реализованной продукции:

 тыс. руб.

Баланс факторов:  тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в большей степени за счет изменения структуры продукции (на 15 тыс. руб.), также увеличение объема продаж продукции способствовало увеличению суммы прибыли на 156 тыс. руб. Рост цен продаж повлек за собой увеличение суммы прибыли на 340 тыс. руб.

Отрицательное влияние на изменение суммы прибыли оказало увеличение полной себестоимости продукции, за счет этого фактора прибыль уменьшилась на 281 тыс. руб.

Такие результаты факторного анализа показывают, что руководство предприятия уделяет большое влияние структуре производимой продукции, а именно, стремится увеличить удельный вес более доходной продукции. Так, готовая продукция растениеводства являются наиболее рентабельной продукцией. Здесь также следует отметить, что положительное влияние роста цен продажи продукции и увеличения объема производимой продукции перекрывает отрицательное влияние увеличения себестоимости продукции. Это также положительно характеризует  деятельность предприятия.

Абсолютная сумма прибыли в отрыве от доходов, полученных от продажи, их себестоимости, величины активов и других показателей, характеризующих средства достижения прибыли, не позволяет в польном объеме оценить эффективность работы организации. Поэтому анализ прибыли дополняют анализом рентабельности.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 1282.