Характеристика основных этапов развития социального знания. Предпосылки возникновения социологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История социологии представляет собой естественный и необходимый источник развития социологического знания. Первые теоретические представления об обществе, о месте и роли в нем человека появились на заре возникновения и развития человеческих цивилизаций примерно 6-8 тыс. лет тому назад. В ходе становления и развития философских школ в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Египте, Греции, Риме социальные знания оформляются в более или менее развитые системы теоретических воззрений. Наибольшую известность приобрели идеи таких выдающихся древнегреческих философов, как Сократ, Платон, Аристотель. Они, как и современные социологи, изучали традиции, обычаи, нравы, людей, особенности их взаимодействия, обобщали факты, формулировали концепции, которые завершались практическими рекомендациями усовершенствования общества. Их взгляды принято классифицировать как научный этап в развитии социологического знания.

Дальнейшее развитие представления об обществе получили в средние века. Наибольшую известность приобрела концепция, развитая религиозным мыслителем Аврелием Августином (Августином Блаженным) в его трудах «О граде божьем» и «Земной град». Светскому государству – «земному граду» – средневековый философ противопоставляет «Божий град». Человека он рассматривает как посредника между вечным царством духа и земным царством материи; исторические события зависят от божественного проведения, а светская власть должна подчиняться авторитету церкви.

Итальянский мыслитель, историк, политик, писатель Никколо Макиавелли (1469 –1527гг.) в своем главном произведении «Государь» впервые в исследовании общества и государства делает акцент не на их структуре, функциях и закономерностях (как это принято в современном обществознании), а на поведении политического лидера и его роли в судьбе страны.

Томас Мор (1478 – 1535гг.) – английский гуманист, государственный деятель и писатель является создателем целостной литературной утопии (утопия – «несуществующая страна»), в рамках которой он описал социалистический строй, основанный на коллективной собственности на средства производства. Идеи Т. Мора получили свое дальнейшее развитие в произведениях итальянского философа и поэта Томмазо Кампанеллы (1568-1639гг.) – автора романа «Город солнца» – и английского социалиста-утописта Джерарда Уинстэнли (1609-ок.1652гг.), которые утверждали, что идеальное общество это не мечта, а общественный строй, который может быть осуществлен в действительности.

Английский философ-материалист Томас Гоббс (1588 – 1679гг.) является одним из авторов теории общественного договора. Его воззрения положили начало учению о гражданском обществе, которое, согласно его взглядам, является высшим этапом социальности. В таком обществе в результате общественного договора должна прекратиться «война всех против всех». Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен от государства необходимую поддержку и защиту.

Французские философы-просветители XVIIIв. Ш.Монтескье, М.Вольтер, Д.Дидро, П.Гольбах, Ж.Ламетри, Ж.Ж.Руссо и другие развивали важные социологические идеи о разделении властей, о возникновении государства из общественного договора, о свободе, собственности и безопасности как естественных правах человека; о свободе мысли и совести, о неограниченном суверенитете народа. В этот период под влиянием Великой Французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями. В центре такого общества – человек в его специфическом социальном измерении.

Начало современного эмпирического обществоведения связывают с выходом в 1662г. в Лондоне работы Джона Граунта «Естественные и политические наблюдения». Эта работа положила начало направлению, получившему название «политическая арифметика» и ставшему основой демографии, экономической географии, отчасти – истории, этнографии, политэкономии, экономической социологии и многих отраслей статистики.

Особенно активно эмпирические и теоретические исследования в Европе развиваются с начала XIX в. под влиянием следующих факторов. Интенсивное развитие капиталистических отношений вело к быстрому росту городов, к увеличению численности городского населения. Следствием стремительного развития рыночных отношений становится резкая дифференциация населения. Повышается уровень преступности, наблюдается рост социальной нестабильности. В это время активизируются социальные движения – восстание лионских ткачей во Франции, силезских – в Германии, чартистское движение в Англии, революция 1848г. во Франции. Все эти события свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений, о необходимости научного изучения наиболее актуальных проблем общественного развития.

В 1835г. была издана работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни», которая имела большое значение для разработки методологии и методики социологических исследований. Происходящее одновременно быстрое развитие других общественных наук – истории, экономики, права, социальной философии – еще более ярко высветило новый комплекс проблем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоятельного разрешения.

 

2. Формирование социологии как самостоятельной науки. Позитивистская доктрина О. Конта

Как самостоятельная академическая наука социология ведет отсчет своей истории с середины XIX века. Впервые термин «социология» в научный оборот ввел французский философ, основатель позитивизма и позитивистской социологии Огюст Конт (1798-1857гг.) в своей работе «Курс позитивной философии» в IV томе, опубликованном в 1839 г. 

Основной идеей позитивного метода Конта было отделение науки от метафизики и теологии. Конт выступил против философии в традиционном ее понимании, так как эта наука, в представлении ученого, не имеет ни своего особого предмета, ни собственного метода, отличного от методов научного познания, которые используются в других науках.

Позитивную науку об обществе Конт назвал сначала социальной физикой, а позднее – социологией, противопоставив ее теологическим и метафизическим представлениям об обществе и человеке. Конт критиковал как теологов, которые рассматривали человека как создание бога или провидения, так и предшествовавших ему философов-метафизиков, которые создавали лишь «социальные утопии». Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.

Область социологических исследований очерчивалась Контом очень широко и неопределенно. Основной и первоначальной действительностью, из которой должен исходить исследователь, является общество, трактуемое им как органическое единство всего человечества. Выступая против умозрительности, Конт обосновывает необходимость применения в социологии методов наблюдения, эксперимента, сравнительного и исторического методов. Ученый исходит из предположения, что существуют естественные законы общественной жизни и их открытие дает возможность обеспечить создание социологии как науки об обществе.

По аналогии с разделами физики О. Конт разделил социологию на социальную статику и социальную динамику. Первая была сфокусирована на изучении частей общества (семьи, государства, религии и т.д.), их роли и взаимовлияния, вторая – на осмыслении законов развития и изменения социальных систем. Основные общественные институты – семья, религия, государство – анализируются ученым с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.

Рассматривая роль различных факторов, влияющих на общественное развитие, Конт делит их на первичные и вторичные. Первичные – это духовное, умственное развитие. Вторичные – климат, раса, прирост населения, продолжительность жизни.

 Краеугольный камень контовской социальной динамики – закон трех стадий. В развитии общества французский философ выделил три стадии, которые соответствуют трем стадиям развития человеческого ума – теологическая (с начала зарождения человечества до 1300 года), метафизическая (с 1300 до 1800 года) и позитивная (начинается с 1800 года). Позитивизм провозглашается Контом «религией человечества». Из идеи единения чувств и разума Конт выводит большую общественную роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм. 

Роль Конта в истории социологии противоречива. Многие его идеи и введенные им понятия прочно вошли в оборот современной социологической мысли. Вместе с тем, социологической концепции Конта свойственны и серьезные недостатки. Так, проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, ставилось под сомнение и критиковалось еще при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни и естественных наук порой значительно различаются. Фактически все развитие (прогресс) общества этот философ сводит к ведущей роли разума, отводя второстепенную роль преобразованиям в экономике, политике и т.д. Стремясь сделать социологию наукой «позитивной», он включал в нее и элементы религиозного мышления, что низводило принципы науки до уровня обыденного сознания.

 

Наряду с О.Контом одним из основателей социологии считается английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903), родоначальник «органицистской школы» в социологии. На основе изучения органического мира Спенсер на семь лет ранее Чарльза Дарвина приходит к идее существования эволюции в биологическом мире и формирует принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Идея эволюции Спенсера основывалась на научных фактах и данных, а принципы эволюционизм распространялись им на все без исключения явления и процессы в природе и обществе – космические, химические, биологические, социальные.

Как и в любом организме, развитие и рост общества, считал Спенсер, сопровождается увеличением сложности его органов и частей. В обществе, как и в организме, в процессе эволюции происходит специализация составляющих его структур, усложняются и дифференцируются их функции. Однако общество имеет не только общие черты с биологическим организмом, но и отличается от него. Если в организме часть существует ради целого, то в обществе наоборот – оно, то есть общество, существует ради блага своих членов.

Спенсер считал, что показателем социального прогресса является переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм служит для блага составляющих его индивидов. Основное различие социальных структур состоит в том, является ли сотрудничество людей в достижении общей цели добровольным или принудительным. В таком различии он видел критерий, разделяющий общества «военного» и «промышленного» типов. Более прогрессивным является промышленное общество, базирующееся на принципах сциентизма, возрастающей роли науки в эволюции общества.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 214.