Потери, выделяемые в элементах электрических машин, превращаются в тепло, которое вызывает их нагрев и рассеивается в окружающее пространство. По мере увеличения температуры деталей машины увеличивается их теплоотдача, в результате чего температура не возрастает до бесконечности, а принимает установившееся значение. В этом случае выделившееся в машине тепло полностью отдаётся в окружающую среду. Величина установившейся температуры определяется мощностью потерь, габаритами машины и должна соответствовать температурной устойчивости изоляции. Поскольку точный учёт всех факторов нагрева и условий теплоотдачи в машинах малой мощности затруднителен, то расчёт превышений температуры элементов машины над окружающей средой производится приближёнными методами.
49. Превышение температуры якоря. При расчётах считается, что всё тепло, выделяющееся в обмотке якоря, передаётся через пазовую изоляцию стали якоря. Поэтому суммарные потери якоря, определяемые потерями в обмотке, стали якоря и потерями от трения о воздух, снимаются охлаждающим воздухом с его поверхности.
Среднее превышение температуры обмотки якоря при установившемся режиме определяется выражением
, (8.1)
здесь aa - результирующий коэффициент теплоотдачи наружной поверхности якоря, Вт/(м2× К),
aa = a¢ (1 + 01 V a), (8.2)
a’ - коэффициент теплоотдачи наружной поверхности неподвижного якоря, для машин закрытого исполнения a¢ = 14 - 18 Вт/(м2× К); для машин защищённого исполнения с вентиляцией a¢ = 36 - 44 Вт/(м2× К);
b Z1 - ширина вершины зубца якоря;
b - общая толщина изоляции от меди до стенки паза,
b = b1 +b2, (8.3)
где b1 - толщина пазовой изоляции плюс односторонняя толщина изоляции проводника;
b2 - эквивалентная межвитковая изоляция проводников в пазу,
; (8.4)
здесь m a - число проводников в ряду по средней ширине паза;
d a.из - диаметр изолированного проводника;
Kс - коэффициент, определяемый выражением
Kс = 1 + 4 (d a / d a.из - 0,4); (8.5)
l¢ - коэффициент теплопроводности междувитковой и пазовой изоляции,
l¢ = (0,12 - 0,13) Вт/(м ×К);
П - периметр паза;
wм.a - удельные потери в меди обмотки якоря на единицу длины,
(8.6)
wс.a - удельные потери в стали якоря на единицу его длины,
(8.7)
wТР.В - удельные потери трения якоря о воздух на единицу длины якоря,
(8.8)
50. Превышение температуры коллектора. Полные потери в коллекторе
DРК = DРЩ + DРТР.Щ. (8.9)
Поверхность охлаждения коллектора
SК.ОХ = p DК lК. (8.10)
Среднее превышение температуры коллектора над температурой окружающей среды
(8.11)
где aк - коэффициент теплоотдачи коллектора,aк = 40 - 70 Вт/(м2 × К).
51. Превышение температуры обмотки возбуждения. Потери в одной катушке обмотки возбуждения
wM.B = DPM.B / 2p. (8.12)
Поверхность охлаждения одной катушки обмотки возбуждения для машины с отъёмными полюсами
SВ.ОХ = 2 (bПЛ + lПЛ + 4 dК) hК + 2 (bПЛ + 2 dК) dК, (8.13)
для машины с шихтованной станиной
SВ.ОХ = (b0 + bПЛ + 2lПЛ + 8 dК) hК + (b0 + bПЛ + 4 dК) dК. (8.14)
В этих выражениях: bПЛ и lПЛ - ширина и длина сердечника полюса;
dК и hК - ширина и высота катушки обмотки возбуждения.
Среднее превышение температуры обмотки над температурой окружающей среды
(8.15)
где a0¢ - коэффициент теплоотдачи катушек обмотки возбуждения, для машин закрытого исполнения a0¢ = 26 - 30 Вт/(м2 × К); для машин защищённого исполнения с вентиляцией a0¢ = 52 - 60` Вт/(м2 × К).
Рассчитанные значения превышений температуры элементов электрических машин над температурой окружающей среды (QОКР = 400 С) не должны превышать допустимых для выбранного класса изоляции.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 223.