Искусственные и синтетические материалы для верха обуви
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Искусственные кожи для верха обуви представляют основу из ткани, трикотажа, нетканых материалов, покрытых полимерный ми материалами.

В зависимости от вида связующих веществ, входящих в состав покрытий, различают искусственные кожи для верха обуви: Я каучуковым покрытием (кирза обувная), с поливинилхлоридны, (винилискожа), с полиамидным к др.

Кирза обувная изготавливается из хлопчатобумажной двух - трехслойной кирзы с пропиткой латексами каучука.

Кирза имеет высокую прочность на разрыв, жесткая на ощупь применяется в основном для голенищ юфтевых сапог.

Искусственные кожи обладают технологическими и эксплуатационными недостатками: плохо формуются, недостаточно гигиеничны и морозоустойчивы.

Современным направлением в развитии ассортимента искусственных и синтетических кож является улучшение гигиенических показателей, эстетического оформления за счет применения модных отделок. Разрабатываются синтетические кожи на тканевой основе, изнаночная сторона таких тканей напоминает бахтарму натуральных кож. Вырабатывают искусственные обувные материалы с подкладочным слоем. В этом случае в производстве обуви исключается технологическая операция, когда соединяются наружные детали верха с подкладкой. На искусственные обувные материалы способом тиснения наносят рисунок, напоминающий мерею натуральных кож, что улучшает их внешний вид.

Сырьем для выработки кож являются шкуры крупного рогатого скота, коз, овец и других животных. Шкура животного состоит в основном из трех слоев: эпидермис, дерма и подкожный слой клетчатки. Кожу вырабатывают из дермы, эпидермис и подкожную клетчатку удаляют.

Топография шкуры

Шкура крупного рогатого скота состоит из следующих участков: голова, вороток, чепрак, лапы, полы, пашины, огузок (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Топография шкуры а - крупного рогатого скота; б – конской

 

Участки шкуры неодинаковы по толщине, прочности и тяжести. Это учитывается в технологии производства обуви. Самым ценным участком шкуры является чепрак.

Сырье консервируют, сортируют, комплектуют и отправляют на кожевенные предприятия. Операции превращения шкуры в кожу: подготовительные, дубление и отделка.

Подготовительные операции к дублению: шкуры отмачивают, юлят, удаляют шерсть и подкожно-жировой слой.

Дубление - процесс обработки полуфабриката дубильными веществами. После дубления шкура превращается в кожу.

В производстве обувных кож применяются различные способы

дубления, наиболее распространенные из них: - хромовое дубление с применением солей хрома; - комбинированное дубление с хромовыми солями и растительными дубителями; - жировое дубление с применением жира морских животных; - алюминиевое дубление с применением солей алюминия. Для того чтобы кожа стала более плотной, жесткой, водостойкой, проводят отделку. После отделочных операций кожа приобретает приятный внешний вид. Отделочные операции: пролежка, промывка, разводка, крашение, шлифование и др.

Хромовые кожи для верха обуви Хромовые кожи обладают гигиеническими свойствами, упруги, пластичны, формоустойчивы, имеют красивый внешний вид. Их окрашивают в черные, белые, светлые (светло-серые, бежевые), яркие (красные, синие, зеленые и др.) цвета. По способу и характеру отделки лицевой поверхности хромовые кожи бывают гладкие, нарезные и тисненые (прессованием получают рисунок на коже).

Хромовые кожи из шкур крупного рогатого скота: опоек - шкура, снятая с телят-сосунков до 6 месяцев одна из наиболее ценных;

- выросток - из шкур телят возрастом до года;

- полукожник - из шкур телят до полутора лет;

- яловка - из шкур нетелившихся коров старше 1,5 года;

- бычок - из шкур молодых бычков.

Шевро и козлину хромового дубления вырабатывают из шкур коз. Мерея шевро (рисунок лицевой поверхности) отличается красивым мелким узором. Кожа шевро имеет площадь до 60 дм а кожи площадью более 60 дм2 называются хромовой козлиной

Шеврет вырабатывают из шкур овец, кожа менее прочная, чем шевро; кожа мягкая, тягучая, рыхлая, применяется для подкладки, пинеток, легкой летней и комнатной обуви.

Свиная хромовая кожа грубая, жесткая, имеет некрасивую марею. У

свиной кожи сивозные крупные поры, возникающие при удалении щетины. Свиные кожи редко выпускают с естественным лицом, чаще облагораживают. Свиная кожа бывает гладком и нарезной.

Конские хромовые кожи - жеребок, выметка, передины бывают с естественной и искусственной лицевой поверхностью, гладкие и нарезные.

Велюр вырабатывают из опойка, выростка, полукожника, шевро, свиных хромовых кож, имеющих заметные пороки лицевой слоя. Велюр имеет ворсовую поверхность, которую получают шлифованием кожи со стороны бахтармы (изнанка кожи).

Недостатки велюра - большая намокаемость, понижения прочность на разрыв, загрязняемость.

Нубук хромовый получают из опойка, выростка, полукожника тонким шлифованием лицевого слоя, имеющего небольшие повреждения.

Лаковая кожа применяется для модельной обуви, имеет нарядный вид, блестящую поверхность. Лаковая кожа вырабатывает™ хромовым дублением из кож опойка, выростка, полукожника шевро с лаковым покрытием. Гигиенические свойства лаковой кожи невысокие. Наилучшими по качеству являются лаковая кожа - шевро и лаковая кожа - опоек.

В обувном производстве применяется кожа жирового метод дубления - замша. Ее выделывают из шкур опойка, овец, лося, оленей. Замшу обычно шлифуют с обеих сторон. Замши обладает повышенной тягучестью, мягкостью, хорошей воздухопроницаемостью, устойчивостью к действию воды. Замшу применяют преимущественно для верха модельной обуви.

Юфтевые кожи.

Юфтевые кожи вырабатывают комбинированным методом дубления - это толстые, мягкие кожи с высоким содержанием жира (26-30%), водостойкие. К наиболее ценному виду юфти относится яловичная юфть. В зависимости от назначения юфть бывает обувная и сандальная.

Юфтевые кожи вырабатываются с естественной и искусственной лицевой поверхностью, бывают гладкие и нарезные, окрашиваются в различные цвета и могут быть натуральными.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 226.