Анализ и обсуждение результатов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Суицидальное поведение всегда является сложным результатом взаи­модействия нескольких мотивационно-когнитивных комплексов с различной степенью выраженности каждого из них. Мотивационные компоненты могут осознаваться, или быть неосознаваемыми.

Мотив - осознанное побуждение для определенного действия. Мотив любых человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мо­тивом является стремление ее достигнуть. Но мотив может расходиться с це­лью и сместиться на один из результатов деятельности, и входить в состав действий, ее составляющих. В таком случае побочный результат действий становится для человека целью его действий.

Необходимо отметить и разницу между такими понятиями как мотив (побуждение) и мотивировка (рациональное объяснение субъектов своих действий).

С помощью методики «Суицидальная мотивация» нами были выявле­ны и проанализированы мотивационные аспекты суицидальных отравлений. Результаты представлены в табл. 3.

 

Таблица 3. Основные суицидальные мотивационные комплексы

 

 

Мотив Количество чел. %
Альтруистический 10%
Анестетический -
Аномический 2%
Аутопунитический 8%
Гетеропунитический 47%
Инструментальный 32,5%
Поствитальный 0,5%

Альтруистические мотивы в нашей выборке диагностированы в 10% случаев. Этот мотив отражает желание умереть, «чтобы всем было только лучше»; желание избавить окружающих от проблем, связанных с собственным существованием, никому не мешать, не быть обузой; мысли о том, что собственная смерть может что-то изменить к лучшему вокруг. Альтруисти­ческое самоубийство впервые было описано Е. Durkheim.

Альтруистическая мотивация часто выявляется у подростков, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей. В этих случаях альтруистическая мотивация, как правило, сочетается с мотивацией самонаказания.

Альтруистическая мотивация нередко встречается у девочек - подрост­ков при любовных конфликтах. Они утверждают, что если умрут, то избавят любимого от всех проблем, что он «немного погорюет, а затем будет счаст­лив с другой».

Анемические мотивы диагностированы в 2% случаев и были связаны с депрессивным расстройством. Этот мотив отражает потерю смысла и интере­са к жизни, утрату внутренней силы для жизни, представления о том, что всё хорошее позади и впереди ничего нет.

Та жизнь, которая мысленно рисуется подростку впереди, не устраива­ет его по тем или иным причинам. Она не соответствует его ожиданиям — и он не видит смысла в своём дальнейшем существовании.

Анемическое самоубийство наряду с альтруистическим описано Е. Durkheim как самостоятельная форма. «Всякое живое существо может жить, а тем более чувствовать себя счастливым только при том условии, что его потребности находят себе достаточно удовлетворения. В противном слу­чае, то есть, если живое существо требует большего или просто иного, чем то, что находится в его распоряжении, жизнь для него неизбежно становится непрерывной цепью страданий. Стремление, не находящее себе удовлетворе­ния неизбежно атрофируется, а так как желание жить есть по существу сво­ему производное всех других желаний, то оно не может не ослабеть, если все прочие чувства притупляются»[33] - нужна ссылка со страницей откуда взята цитата.

Анестетические мотивы отражают представление о том, что только смерть может избавить подростка от внутренних психологических страданий, невозможность больше терпеть ситуацию, невозможность найти другие пути избавиться от бесконечной и мучительной душевной боли.

Выявление анестетической мотивации у подростка при выраженной психалгии, в первую очередь, требует специализированной психологической и психотерапевтической помощи. Анестетические мотивы не были диагно­стированы в нашей выборке. Мы это связываем с однородностью выборки по способу суицида, при анестетической мотивации, по-видимому, подростки выбирают более опасные способы самоубийства.

Инструментальные мотивы диагностированы в 32,5% случаев. Данная мотивация отражает неспособность изменить неблагоприятную для подрост­ка ситуацию другим образом, и связана с желанием доказать что-то хотя бы таким образом, хотя бы своей смертью как последним и самым веским аргу­ментом; иногда же это просто желание привлечь к себе внимание.

Подростки с инструментальной мотивацией используют суицидальную модель поведения как шантажно-манипулятивную технику. Высокого риска совершения суицида в таких случаях, как правило, нет. Суицидальное пове­дение остаётся на уровне мыслей, фантазий, высказываний, демонстративных попыток с использованием заведомо не смертельных способов и средств.

Особое внимание необходимо уделять суицидальному поведению с ин­струментальной мотивацией у детей младшего школьного возраста. Дети убеждены, что смерть имеет свой конец и после того, как она закончится, жизнь начнётся сначала, без прежних трудностей и конфликтов. Дети образ­но представляют собственные похороны, горе и раскаяние близких. Они под­сознательно уверены в том, что можно быть свидетелями этого события и убедиться собственными глазами, что все, кого ребёнок хотел наказать или разжалобить своей смертью, пребывают в глубоком отчаянии.

Аутопунитические мотивы диагностированы в 8% случаев. Данная мотивация отражает желание наказать себя, и связана с представлениями о недопустимости своего существования, желание быть самому себе и судьёй и палачом.

У мальчиков достаточно распространённой причиной аутопунитического суицидального поведения является неспособность чего-либо добиться с последующими обвинениями себя в слабости, бесхарактерности, безволии. При этом суицидальное поведение рассматривается ими как, в какой-то сте­пени, компенсация слабости, как единственный сильный поступок, на кото­рый они могут быть способны: «если я не могу быть сильным в жизни, то я хотя бы смогу быть сильным в смерти».

У девочек аутопунитические суицидальные мысли часто возникают как следствие чувства собственной неполноценности, ненужности, когда им на­чинает казаться, что их существование каким-либо образом мешает окру­жающим, особенно в ситуации «любовного треугольника».

Гетеропунитическая мотивация в нашей выборке диагностировалась чаще всего - в 47% случаев. Данная мотивация отражает желание отомстить кому-то, наказать, причинить боль, страдание, пробудить у окружающих му­ки совести, создать своей смертью всем проблему.

Для подростковой культуры подобный мотивационный механизм очень характерен. Подобный тип суицидального поведения более характерен для младшего и среднего подросткового возраста. Суицидальные мысли с моти­вацией «наказать другого» встречаются даже у детей, которые представляют, как (чаще не после самоубийства, а просто собственной смерти) будут му­читься родители, учителя, близкие, которые их чем-то обидели. Эти фантазии имеют чаще защитный, компенсаторный характер, не являются патологией и в подавляющем большинстве случаев не выходят за пределы мыслительной активности.

У подростков старшего возраста суицидальные мысли данного типа реализовываются в поведении, чаще всего с элементами демонстративности и, следовательно, в сочетании с инструментальной мотивацией.

Поствитальная мотивация отражает надежду на что-то лучшее после смерти, желание умереть «здесь», чтобы иметь возможность возродиться к новой жизни, желание уйти «туда», к кому-то очень важному в жизни подро стка и любимому, мысль о смерти как о пути к новой жизни. В нашей выбор­ке данная мотивация была диагностирована у одного ребенка (0,5%) с тяже­лым реактивным депрессивным расстройством.

Для диагностики эмоционального состояния, а, именно, наличия и сте­пени выраженности депрессивной симптоматики использовалась объективная шкала Гамильтона (HRDS) (Рис. 1). Использование субъективной шкалы Бека для этих целей у детей и подростков оказалось неинформативным, что связано с не сформированностью у них навыков самоотчета, незрелостью рефлективных процессов, эмоциональной лабильностью, присущей возрасту, а также зависимостью изменения актуального состояния от внешних факторов.

 

Рисунок 1 - Оценка депрессивного состояния – подписать условные обозначения – 1,2,3.4 и т.д., почему шкала означает число испытуемых?

 

Всем суицидентам, состояние которых оценивалось в 18-25 баллов, психиатрами были выставлены диагнозы: депрессивный эпизод легкой сте­пени (F32.1), кратковременная депрессивная реакция, обусловленная рас­стройством адаптации (F43.2), смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации (F43.25). Состояние, оцененное по шкале депрессии ниже 18 баллов, как депрессивное не рассматривалось.

Необходимо отдельно сказать про группу пациентов, которые по шкале депрессии были оценены в 4 балла. В этой группе можно было по­ложительно оценить лишь один пункт № 3 «Суицидальные намерения», со­гласно которому любая серьезная попытка оценивается как 4 балла. Соответ­ственно, сам факт госпитализации с суицидальным отравлением предполагал подобную оценку.

То же относится к значениям 5-13 баллов. В 4 балла оценивался факт суицидального отравления, остальные балы складывались в основном из на­личия невротической симптоматики, такой, как диссомнии, чувство вины, сниженное настроение.

Показатели значений по объективной шкале суицидальной интенции Бека отражены в диаграмме – в какой диаграмме??? На рис.1????. Большое количество средних значений можно расценивать как «шанс на спасение», который оставляют себе суициденты.

Анализ результатов по тесту А. Личко ПДО показал у 30 испытуемых (90%) высокий риск дезадаптации, у 17 испытуемых (50%) риск психопатизации. Показа­тели конформности и эмансипации соответствуют типичным для каждого вида акцентуации показателям. Показатели «истинности - демонстративности» суицидальной попытки коррелируют с показателями теста суицидаль­ной интенции и являются значимыми для дальнейшей психокоррекционной работы.

По типу акцентуаций распределение произошло следующим образом (табл.4, рис. 2).

 

Таблица 4. Распределение типов акцентуаций в выборке

 

Тип акцентуации Кол-во, чел., %
нет 7%
истироидный тип 37%
истеро-эпилептоидный тип 18%
лабильно-истероидный       тип 8%
шизоидно-  истероиднып тип 1%
эпилептоидный тип 4%
циклоидный  тип 10,5%
лабильный тип 14,5%

 

У суицидентов преобладают истероидный, истеро-эпилептоидный, ла­бильный и циклоидный. Встречаются лабильно-истероидный, эпилептоид-ный и шизо-истероидный. Наши результаты подтверждают и соответствуют данным литературы.

Истероидный тип. В суицидальном поведении преобладают инстру­ментальные мотивы и демонстративно-шантажные суицидальные попытки.

Истеро-эпилептоидный тип. Нет характерного типа суицидальной мо­тивации, суицидальные действия совершаются на высоте аффекта, имеют ла­тентные черты демонстративности.

Циклоидный тип. Суицидальные действия обычно совершаются в суб­депрессивной фазе на высоте аффекта. Суицидальная мотивация чаще ауто-пунитическая, альтруистическая, аномическая и анестетическая. Все цикло­идные подростки отличались сенситивностью. Однако МДЧ сенситивного типа не было достигнуто ни в одном случае.

Лабильный тип. Суицидальные действия совершались в период острых аффективных реакций интрапунитивного типа. Суицидальное поведение аф­фективно, принятие решения и его исполнение осуществляется быстро, как правило, в тот же день. Были диагностированы все типы суицидальных мо­тивов, в т.ч. смешанные.

Рисунок 2 - Распределение по типам акцентуаций

 

Эпилептоидный тип. Суицидальные действия совершаются в период дисфорических аффективных реакций, которые чаще бывают экстрапунитивными (агрессивными), но трансформировались в интрапунитивные. Мо­тивы - разные, в т.ч. смешанные, часто суицидальным действиям предшест­вовала гетероагрессия.

Лабильно-истероидный тип. Для них характерно сочетание гетеропу-нитической и инструментальной мотивации.

Шизоидно-истероиднып тип. Как правило, четко выраженная альтруи­стическая или аутопунитическая мотивация. Таких детей было всего трое, поэтому результаты не могут быть статистически значимыми. Все дети были препубертатного возраста, поэтому есть высокий риск трансформации лич­ностных особенностей в психопатологическое состояние.

Распавшаяся семья, отсутствие родителей, неправильное воспитание, многочисленные семейные конфликты, повторные психические травмы, ост­рые тяжелые психогенные переживания, наряду с психопатологической на­следственной отягощенностью и соматическими заболеваниями способству­ют формированию суицидальных тенденций у детей и подростков. Негармо­ничная семья стоит на первом месте среди психогенных факторов возникно- вения психопатологических (в т.ч. реактивных состояний) в подростковом возрасте. Острые и длительно действующие психогенные воздействия, обу­словленные изменившейся жизненной ситуацией, связанной с семьей, в под­ростковом возрасте носят характер субшоковых факторов.

По составу семьи подростков, совершивших суицидальную попытку, разнообразны. Более половины семей (51,5%) были неполные, среди них бы­ли многодетные и асоциальные, дети воспитывались одинокими матерями или разведенными женщинами. Контактов с отцами в большинстве случаев не было, либо они были эпизодическими, формальными. Отцы в воспитании детей участия не принимали. В 17% семья состояла из матери, подростка, от­чима и ребенка от второго брака матери. Стаж второго замужества во всех случаях не превышал 5 лет. Появление нового члена семьи во всех случаях приходилось на ранний пубертатный или препубертатный возраст обследо­ванных нами детей и сам по себе являлся психотравмирующим фактором. В 23,5% случаев семья была полная, формально гармоничная. Среди полных семей были многодетные и асоциальные. Трое детей (1,3%) воспиты­вались отцами, пятеро (2,1%) - в новой семье отца, все восемь детей не име­ли сибсов. Шестеро (2,5%) детей жили «на два дома», родители были разве­дены, жили отдельно, дети же по нескольку дней в неделю находились, то у матери, то у отца. На вопрос «С кем ты живешь, а к кому ходишь в гости?» они затруднялись ответить. Четверо детей (1,7%) воспитывались опекунами-родственниками (табл. 5).

 

Таблица 5. Характеристика семей суицидентов по составу

 

Состав семьи

Количество семей, %

Полная семья 23,5%  
Мать 51,5%  
Отец 1,3%  
Мать / отчим 17%  
Отец / мачеха 2,1%  
Развод 2,5%  
Опекун 1,7%  
Детский дом 0,4  
В т.ч. многодетные 0%  

 

На основании данных литературы и в результате собственных наблюде­ний нами были выделены типичные конфликты, усиливающие социально-психологическую дезадаптацию, и препятствующие реадаптации подростков, совершивших суицидальную попытку в семьях.

1. Семья не принимает меня, не прощает прошлого.

2. Семья не доверяет мне, контролирует каждый мой шаг и встречи с друзьями.

3. Члены семьи сознательно «отгораживают» меня от семейных дел.

4. Члены семьи обвиняют меня в своих несчастьях.

5. Семья обвиняет меня в иждивенчестве.

6. Семья частично принимает меня, (отец игнорирует, считая меня «наказанием», мать - «разрывается» между мной и отцом и наоборот).

7. Семья игнорирует меня.

8. У меня нет семьи.

9. У матери появился новый муж, который против меня.

10. Я боюсь возвращаться в семью.

Анализ данных показал, все обследованные нами суициденты:

1) испытывают чувство вины, неадекватно оценивают свою ответст­венность за все негативное, что происходит в семье и в учебе;

2) испытывают тревогу, связанную с тем, что ситуация в жизни не за­висит от его усилий;

3) испытывают нервное напряжение, связанное с выполнением различных обязанностей и взаимоотношениями.

 

 

 Заключение

 

 

Таким образом, мною были изучены социально-психологические аспек­ты суицидального поведения в юношеском возрасте. Была подтверждена гипотеза, выдвинутая нами в начале работы: выявление социально-психологических факторов суицидального поведения в юношеском возрасте позволит оптимизировать психокоррекционное воздействие в постсуицидальном периоде с целью профилактики повторных суицидальных попыток.

Теоретическое и экспериментальное исследование социально-психо­логических аспектов суицидального поведения в юношеском возрасте позволило сделать следующие выводы:

1. Социально-психологические факторы и личностные особенности иг­рают основную роль в суицидальном поведении в виде преднамеренных от­равлений в данной возрастной категории.

2. Отклонения в воспитании, семейные и межличностные отношения обычно выступают как факторы, определяющие формирование личности и способствующие возникновению суицидального поведения.

4. Установление личностных и социально-психологических факторов способствует оптимизации диагностики, выбору адекватных методов психокоррекции и профилактике повторных суицидальных отравлений у юношей и девушек.

5. Наиболее эффективные коррекционные приемы и ме­тоды в работе с юными суиидентами - это техники арт-терапии, кататимно-имагинативной пси­хотерапии, психосинтеза, когнитивно-поведенческая психотерапия.

Подросткам кажется, что еще много всего их ждет впереди, они легкомысленно относятся к жизни. Поэтому мысли о самоубийстве появляются у подростков чаще, нежели у других возрастных групп. Взрослые понимают все значение слова "смерть" и какие последствия принесет самоубийство. У них есть семья, дети, о которых нужно заботиться.  Пожилые люди знают, что им недолго осталось жить на этом свете, поэтому они не так часто думают о самоубийстве.

Идеального общества не может быть ни сейчас, ни в будущем. Человек не может полностью избавиться от всех проблем и невзгод. Рассмотрев причины, толкающие подростка на суицидальные действия, выявив категории лиц, способных совершить этот шаг, можно прийти к выводу, что суициды подросткового возраста были, есть и будут происходить.

Жизнь и смерть приходят в мир вместе; глаза и окружающие их глазницы создаются в один и тот же момент. С самого рождения мы уже достаточно взрослые для того, чтоб умереть. Жизнь и смерть исполнены смысла и дополняют друг друга, и одну можно понять только с помощью другой. Умереть - значит прекратить жить.

Мало по объёму – 3-5 страниц, нужно кратко повторить основные результаты исследования с цифрами

Глоссарий

Понятие Содержание
1        2                                         3
  1     Суицид целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).
  2     Суицидальное поведение   - завершенное самоубийство; или - покушение на свою жизнь (суицидальная попытка); или - намерение совершить самоубийство (суицидальная идея).
  3     Меланхолия    - в психиатрии - глубокая эндогенная депрессия, иногда приводящая к мании самоубийства.  
  4   Инициаторы смерти:     к ним относятся неизлечимо больные, лишаю­щие себя систем обеспечения, отсоединяя иглы или канюли.
  5     Игроки со смертью     это те кто, делает свою жизнь ставкой в ситуа­ции с относительно низкой вероятностью выживания, как, например, в рус­ской рулетке.  
  6     семья   социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.    
1           2                         3
    7       конфликт       ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
  8     развод   формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов.
  9       Постсуицидальный период   временной промежуток после совершени суицидальной попытки
  10     парасуицид     истинный суицид  
  11     подросток     - несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов.  
  12     агрессия   индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.  
  13 1   псевдосуицид           2   демонстративное самоубийство                                   3
  14     антисуицидальные факторы личности   являются нереализованные творческие планы, осознание бессмысленности самоубийства, боязнь причинить душевную боль родным и близким, неуверенность в надёжности выбранного способа самоубийства, а также религиозные и социальные табу, связанные с проблемой смерти и самоубийства  
  15     терминальное поведение   желательное, конечное поведение, которое должно быть сформировано перед самоубийством    

 

 

 

Список сокращений

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 268.