Теоретические подходы к исследованию суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

Введение.................................................................................................. .........3

1 Теоретические подходы к исследованию суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте.................................................................................... 8

1.1 Научные теории и основные теоретические аспекты суицидального

поведения......................................................................................................... 8

1.2 Структура и классификация суицидального поведения........................ 17

1.3 Особенности суицидального поведения подростков и юношей............ 32

2 Исследование социально-психологических факторов

юношеского суицида..................................................................................... 38

2.1 Программа исследования....................................................................... 38

2.2 Анализ и обсуждение результатов......................................................... 40

Заключение.................................................................................................... 51

Глоссарий...................................................................................................... 53

Список использованных источников.................. ……………………………55

Приложение А............................................................................................... 59

Приложение Б........................................................................................................68


  Введение

 

Актуальность проблемы. Работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию социально-психологических факторов юношеского суицида.

В последние десятилетия проблема суицидального поведения подростков и молодых людей приобретает все большую актуальность. Уровень самоубийств среди населения России и других экономически развитых стран мира неуклонно растет. В возрастной группе 10-18 лет за последние десять лет удвоилось количество самоубийств. По данным разных авторов, каждый год от 2 до 10% учащихся системы профессионального образования (колледжи, профессиональные училища) совершают суицидальную попытку. Ежегодно уходят из жизни около 60 тыс. россиян. Суицид как причина подростково - юношеской смертности занимает одно из первых мест наряду с тяжелой врожденной патологией и травматизмом. Частоту завершенных суицидов оценить трудно. Имеются данные о том, что завершенный суицид встречается с частотой 0,5 - 1,0 на 100 тыс. детей, а в старшем подростковом и юношеском возрасте (15 - 18 лет) этот показатель составляет 12 - 16 на 100 тыс. представителей данной возрастной группы. По данным разных авторов на один завершенный суицид в возрастной группе до 18 лет приходится 14 суицидальных попыток. С увеличением возраста этот показатель увеличивается и на один завершенный суицид приходится 100 суицидальных попыток.[1]

Часто задается вопрос о том, что можно сделать для подростка или юноши, который решил уйти из жизни и можно ли его переубедить. Далеко не все суициденты обращаются за медицинской или психологической помощью. Однако, есть данные, по которым около 50% людей, намеревающихся покончить с собой, обращаются за профессиональной помощью, таким образом, давая возможность превентивного вмешательства.

Представление о том, что суицидента нельзя отвратить от принятого им решения, базируется на неверном предположении о неотвратимости суицидального намерения у самоубийцы. В работах известных американских суицидологов Н. Фарбероу и Э. Шнейдмана сам факт суицида трактуется как своеобразный призыв к окружающим, «крик о помощи». Именно потребность суицидента в живом человеческом участии, готовность принять предлагаемую ему помощь служат основанием для возможности организовать профилактику самоубийств. В этом и состоит гуманистическая сущность суицидологической превенции.

Проблема суицидологической превенции, в т.ч. и повторных суицидов, является актуальной и требует вмешательства ряда специалистов: психологов, психиатров, педагогов.

Степень научной разработанности проблемы. В России XX в. суицидальное поведение долго рассматривалось только лишь в рамках душевных болезней. В 80-х годах прошлого столетия группой ученых во главе с А.Г. Амбрумовой был создан Всесоюзный научно-методический суицидологический центр, а также разработана концепция суицидального поведения как следствия социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Среди публикаций по детской суицидологии основное место занимают исследования суицидальных проявлений у детей и подростков с депрессивными расстройствами и шизофренией (В.В. Ковалев, 1973; А.Е. Личко, 1977; А.Г. Амбрумова, Е.М. Вроно, 1983; H.B. Конончук, 1991; Я.М. Славгородский, 2000). Подробно изучены суицидальные и противосуицидальные мотивационные комплексы, связь суицидального поведения подростков с другими видами девиаций. Семья, как малая социальная группа и условия воспитания в семье как фактор социально-психологической адаптации изучены подробно без связи с суицидальным поведением. В работах, посвященных суицидологическим исследованиям А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Ю.Р. Вагин, указывается, что среди способов покушений на самоубийство ведущее место занимают самоотравления.

Актуальность проведения исследования обусловлена появлением данных о зависимости течения пресуицидального периода, в том числе выбора способа суицида и характере постсуицидального состояния, а также эффективности коррекционно-реабилитационной работы.

Таким образом, острота проблемы суицидов в обществе и, особенно, в данной возрастной группе, недостаточность исследований в социально-психологическом аспекте, обусловливает актуальность настоящего исследования.

Цель исследования - изучить социально-психологические факторы, способствующие суицидальному поведению в юности.

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1. Изучить и систематизировать социально - психологические теории и концепции отечественных и зарубежных авторов в области суицидологии.

2. Изучить мотивы преднамеренных действий суицидального характера в юности.

3. Выявить индивидуально-личностные особенности суицидентов.

4. Изучить особенности семейной ситуации юношей, склонных к суициду, причины и  их влияние.

Объект исследования – поведенческая сфера личности.

Предмет исследования – социально-психологические факторы суицида в юности.

Гипотеза исследования: выявление социально-психологических факторов суицидального поведения в юношеском возрасте позволит оптимизировать психокоррекционное воздействие в постсуицидальном периоде с целью профилактики повторных суицидальных попыток.

Теоретико-методологическую основу работы составили основные положения отечественных и зарубежных психологических, психотерапевтических и психиатрических школ, имеющих социально-психологическую направленность. В области социальной психологии, изложенные в трудах Г.А. Андреевой, В.В. Козлова, В.В. Новикова, касающиеся социально-психологической коррекции социальных установок, девиантного поведения, социальной адаптивности детей и подростков. В области социологии: концепция зависимости аутоагрессивного поведения от внешних, социальных факторов Е. Durkheim. В области общей и возрастной психологии: теории деятельности А.Н. Леонтьева, а также теоретических концепций Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, касающихся процесса становления личности человека в онтогенезе, исследований психологии взросления подростков И.С. Кона. В области детско-подростковой психиатрии: исследования А.Е. Личко, посвященные пограничной патологии и вариантам нормального онтогенеза; исследования В.В. Ковалева, показавшего связь между возрастной психической патологией и социально-психологическими условиями развития. В области суицидологии: теория социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта А.Г. Амбрумовой, исследования суицидальной и противосуицидальной мотивации Ю.Р. Вагина, принципы превенции суицидального поведения Е. Shneidman, N. Farberow, исследования Е.М. Вроно, касающиеся индивидуально-психологических особенностей суицидентов детского и подросткового возраста. В области психоанализа: теории суицидального поведения S. Freud, K.G. Jung. В области психоанализа: исследования G. Ammon, показавшего, что в основе суицидального поведения лежит нарушение взаимоотношений, в т.ч. ранних в диаде «мать-дитя» и теория объектных отношений — М. Klejn, О. Kernberg.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Клиническое интервью.

3.  Методы психодиагностики.

4. Методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что поставлена проблема изучения социально-психологических аспектов суицидальных попыток, совершенных в юношеской возрастной категории. Систематизирован теоретический и эмпирический материал по проблеме суицидального поведения, выявлены и изучены социально-психологические характеристики семей подростков и юношей, совершивших суицидальные попытки.

Теоретическая значимость. Представлена классификация суицидального поведения с учетом всех его аспектов.

Практическая значимость работы заключается в разработке психодиагностической схемы обследования суицидентов.

Мною было обследовано 34 испытуемых с преднамеренными действиями в анамнезе, совершенными с суицидальной целью. Все они находились на стационарном лечении в период с 1.01.2010 по 1.04.2010 г. Возраст пациентов варьировал от 14 до 18 лет. Большинство обследуемых обучались в разных классах массовых школ, в соответствии с возрастом. Семь испытуемых обучались на первом курсе средних специальных учебных заведений.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованной литературы.

 




Программа исследования

 

Анамнестические сведения были получены в ходе беседы (клиническо­го интервью) с испытуемыми и их родственниками, а также на основании имеющейся документации. Анализу подвергались также объективные сведе­ния, полученные у родителей и других членов семей суицидентов, данные врачей-токсикологов, невропатологов.

Клиническое интервью позволило выявить, а в некоторых случаях уточнить характеристики суицидальной попытки (мотив, цель, средство, сте­пень риска завершенности).

Экспериментально-психологическое обследование включало в себя следующие методики.

Исследование характерологических особенностей пациентов проводи­лось с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) (А.Е. Личко, 1977), включающего в себя дополнительные шкалы, в т.ч. для оценки истинности суицидальной попытки. Данная методика позво­лила определить наличие и степень выраженности акцентуированных черт характера, степень риска формирования психопатии, депрессивных рас­стройств, социально - психологической дезадаптации. Дополнительные шка­лы опросника в комплексе с другими методами применялись для дифферен­циальной диагностики мотивов и целей суицидальных попыток.[32]

С целью выявления и анализа мотивационных аспектов суицидальных отравлений были использованы: тест «Суицидальная мотивация» (Вагин, 1998). Тест позволяет выявить и количественно оценить семь мотивационных комплексов суицидального поведения. Каждому мотивационному комплексу соответствует 5 из 35 высказываний. На основании количественных показа­телей строится график, позволяющий наглядно отобразить спектр суици­дальной мотивации каждого обследованного ребенка.

Объективно оценить истинность суицидальных намерений позволила объективная «Шкала суицидальной интенции» (A. Beck, 1999). Тест позволяет в баллах оценить степень суицидальной интенции, т.е. выраженность, на­пряженность, и в определенном смысле истинность суицидальных тенденций у лиц, совершивших суицидальную попытку. Чем выше общий балл по всем 15 параметрам, учитываемым в тесте Бека, тем более достоверна реальность суицидальных намерений.

Для оценки эмоционального состояния обследованных пациентов была использована объективная шкала степени выраженности депрессии (М. Ham­ilton, 1967).

Поскольку результаты, полученные при использовании всех перечис­ленных шкал и экспериментально-психологических методик, имеют число­вое выражение - это сделало возможным применение методов математиче­ской статистики.

Нами было обследовано 34 подростка и юноши, совершивших суицидальные попытки. Для исследования были отобраны психически здоровые испытуемые – точно их можно отнести к психически здоровым???, включая лиц с акцентуациями характера, совершившие суицидальную попытку в условиях психотравмирующей ситуации. До со­вершения суицидальной попытки ни один из них не наблюдался у психиат­ра.

Возраст пациентов варьировал от 14 до 18 лет. При этом большинство суицидальных попыток было совершено 18-летними. Средний возраст суицидентов составил 17,2 лет. Распределение суицидентов по полу показало, что 84% составили девочки, 16% - мальчики. В возрастной группе старше 16 лет количество суицидентов жен­ского пола почти в 6 раз превышало количество лиц мужского пола (табл. 2).

Большинство обследуемых обучались в классах массовых школ, в соответствии с возрастом. Семь испытуемых обучались на различных курсах средних специальных учебных заведений (профессиональ­ный колледж, лицей). Четверо обучались в школах-интернатах для детей-сирот по программам массовых школ. В уровне успеваемости был зна­чительный разброс (от «второгодников» до «круглых отличников»).

 

Таблица - 2. Распределение суицидентов по возрастам

 

Возраст (лет) Мальчики Девочки Всего
14 0 1 3,0%
15 1 1 5,0%
16 1 2 8,0%
17 2 7 28,5%
18 2 17 54,5%
Всего 16% 84% 100%

 

Более 80% испытуемых были выписаны из соматического стационара до­мой под расписку родителей. На долечивание в психиатри­ческий стационар было переведено 3 чел. (9%).

По катамнестическим данным, повторная суицидальная попытка была совершена у 27% детей. Смертельных исходов при повторных попытках не было. 8%  поступали в стационар повторно. Эти дети в дальнейшем были переведены в детскую городскую больницу по поводу стойкой суицидальной установки.

Глоссарий

Понятие Содержание
1        2                                         3
  1     Суицид целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).
  2     Суицидальное поведение   - завершенное самоубийство; или - покушение на свою жизнь (суицидальная попытка); или - намерение совершить самоубийство (суицидальная идея).
  3     Меланхолия    - в психиатрии - глубокая эндогенная депрессия, иногда приводящая к мании самоубийства.  
  4   Инициаторы смерти:     к ним относятся неизлечимо больные, лишаю­щие себя систем обеспечения, отсоединяя иглы или канюли.
  5     Игроки со смертью     это те кто, делает свою жизнь ставкой в ситуа­ции с относительно низкой вероятностью выживания, как, например, в рус­ской рулетке.  
  6     семья   социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.    
1           2                         3
    7       конфликт       ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
  8     развод   формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака ввиду кончины одного из супругов.
  9       Постсуицидальный период   временной промежуток после совершени суицидальной попытки
  10     парасуицид     истинный суицид  
  11     подросток     - несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов.  
  12     агрессия   индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.  
  13 1   псевдосуицид           2   демонстративное самоубийство                                   3
  14     антисуицидальные факторы личности   являются нереализованные творческие планы, осознание бессмысленности самоубийства, боязнь причинить душевную боль родным и близким, неуверенность в надёжности выбранного способа самоубийства, а также религиозные и социальные табу, связанные с проблемой смерти и самоубийства  
  15     терминальное поведение   желательное, конечное поведение, которое должно быть сформировано перед самоубийством    

 

 

 

Список сокращений

 

I. САМОЧУВСТВИЕ

1. У меня почти всегда плохое самочувствие

2. Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил

3. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо

4. Мое самочувствие часто меняется иногда по несколько раз в день

5. У меня почти всегда что-нибудь болит

6. Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств

7. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей

8. Я легко переношу боль и физические страдания

9. Мое самочувствие вполне удовлетворительное

10. У меня встречаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски

11. Самочувствие мое очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие

12. Я очень плохо переношу боль и физические страдания

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

II. НАСТРОЕНИЕ

1. Как правило, настроение у меня очень хорошее

2. Мое настроение легко меняется от незначительных причин

3. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе

4. Мое настроение зависит от общества, в котором я нахожусь

5. У меня почти всегда плохое настроение

6. Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия

7. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного

8. У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим

9. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев

10. Малейшие неприятности сильно огорчают меня

11. Периоды очень хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения

12. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

III. СОН И СНОВИДЕНИЯ

1. Я хорошо сплю, а сновидениям значения не придаю

2. Сон у меня богат яркими сновидениями

3. Перед тем, как уснуть, я люблю помечтать

4. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем

5. Я сплю мало, но встаю бодрым; сны вижу редко

6. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения

7. У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно тоскливые сновидение

8. Бессонница у меня наступает периодически без видимых причин

9. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час

10. Если меня что то расстроит, я долго не могу уснуть

11. Я часто вяжу разные сны то радостные, то неприятные

12. По ночам у меня бывают приступы страха

13. Мне часто снится, что меня обижают

14. Я могу свободно регулировать свой сон

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

IV. ПРОБУЖДЕНИЕ ОТ СНА

1. Мне трудно проснуться в назначенный час

2. Просыпаюсь я с неприятной мыслью, что надо идти на работу или на учебу

3. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие безо всякой причины с утра угнетен и уныл

 

 

Продолжение приложения А

4. Я легко просыпаюсь, когда мне нужно

5. Утро для меня самое тяжелое время суток

6. Часто мне не хочется просыпаться

7. Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне

8. Периодами я утром чувствую себя бодрым, периодами разбитым

9. Утром я встаю бодрым и энергичным

10. С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером

11. Нередко бывало, что проснувшись, я не мог сразу сообразить, где я и что со мной

12. Я просыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать

13. Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

VII. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Половое влечение меня мало беспокоит

2. Малейшая неприятность подавляет у меня половое влечение

3. Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни

4. Периоды сильного полового влечения чередуются у меня с периодами холодности и безразличия

5. В половом отношении я быстро возбуждаюсь, но быстро успокаиваюсь и охладеваю

6. При нормальной семейной жизни не существует никаких половых проблем

 

Продолжение приложения А

7. У меня сильное половое влечение, которое мне трудно сдерживать

8. Моя застенчивость мне очень сильно мешает

9. Измены бы я никогда не простил

10. Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно мешает плодотворной работе

11. Наибольшее удовольствие мне доставляет флирт и ухаживание

12. Я люблю анализировать свое отношение к половым проблемам, свое собственное влечение

13. Я нахожу ненормальности в своем половом влечении и стараюсь бороться с ними

14. Считаю, что половым проблемам не следует придавать большого значения

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

VIII. ОТНОШЕНИЕ К ОДЕЖДЕ

1. Люблю костюмы яркие и броские

2. Считаю, что одетым надо быть всегда прилично, потому что встречают "по одежке"

3. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой

4. Люблю одежду модную и необычную, которая невольно привлекает взоры

5. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось

6. Люблю одеваться так, чтобы было к лицу

7. Не люблю слишком модничать, считаю - надо одеваться как все

8. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке

9. Об одежде я мало думаю

10. Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм

11. Предпочитаю темные и серые тона

12. Временами мне хочется одеться модно и ярко, временами своей одеждой не интересуюсь

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

IX. ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

1. Нехватка денег меня раздражает

2. Деньги меня совершенно не интересуют

3. Очень огорчаюсь и расстраиваюсь, когда денег не хватает

4. Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать мне будет трудно

5. Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг

6. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить

7. Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы

8. Деньги мне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить

9. Стараюсь быть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком

11. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг

12. Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь, периодами все пугаюсь остаться без денег

13. Я никогда никому не позволяю ущемлять меня в деньгах

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

X. ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ

1. Очень боюсь остаться без родителей

2. Я считаю, что родителей надо уважать, даже если хранишь в сердце против них обиды

3. Люблю и привязан, но бывает сильно обижаюсь и даже сержусь

4. В одни периоды мне кажется, что меня слишком опекали, в другие - укоряю себя за непослушание и причиненные родным огорчения

5. Мои родители не дали мне того, что необходимо в жизни

6. Упрекаю их в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью

7. Очень люблю (любил) одного из родителей

8. Я люблю их, но не переношу, когда мною распоряжаются и командуют

9. Очень люблю мать и боюсь, что с ней что-нибудь случится

10. Упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) родителей

11. Они меня слишком сильно притесняли и во всем навязывали свою волю

12. Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими

13. Я считаю себя виноватым перед ними

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

XI. ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ

Продолжение приложения А

 

1. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды

2. Хорошо себя чувствую с тем, кто мне сочувствует

3. Для меня важен не один друг, а дружный хороший коллектив

4. Я ценю такого друга, который, умеет меня выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить

5. О друзьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых

6. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей

7. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы

8. Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю

9. Я предпочитаю тех друзей, которые внимательны ко мне

10. Я сам выбираю себе друга и решительно бросаю его, если разочаровываюсь в нем

11. Я не могу найти себе друга по душе

12. У меня нет никакого желания иметь друга

13. Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества

14. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями

15. Люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

XII. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ

1. Я окружен глупцами, невеждами и завистниками

2. Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня

3. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие периоды они меня тяготят

4. Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих

5. Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого

6. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока

7. Легко схожусь с людьми в любой обстановке

8. Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе

9. Я быстро чувствую хорошее или недоброжелательное отношение к себе и также отношусь сам

10. Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь

11. Я часто и подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих

12. Людное общество меня быстро утомляет и раздражает

13. От окружающих я стараюсь держаться подальше

14. Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими

15. Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чем-то плохом

16. Мне приходилось терпеть от окружающих много обид и обманов и это всегда настораживает меня

17. Мне часто кажется, что окружающие смотрят на меня, как на никчемного и ненужного человека

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

XV. ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ

1. Я мечтаю о счастливом будущем, но боюсь неприятностей и неудач

2. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным

3. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим

4. В будущем меня больше всего беспокоит мое здоровье

5. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы

6. Не люблю много раздумывать о своем будущем

7. Мое отношение к будущему часто и быстро меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным

8. Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания

9. Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем

10. Мои планы на будущее я люблю разрабатывать в малейших деталях и во всех деталях стараюсь их осуществить

11. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту

12. Я живу своими мыслями и меня мало волнует, каким в действительности окажется мое будущее

13. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами – мрачным

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

XVI. ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ

1. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но периодами начинаю их бояться и избегать

2. Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит

3. Я люблю перемены в жизни - новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг

4. У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знакомства, но бывает, когда я избегаю их

5. Я сам люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все

6. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает

7. Не люблю всяких новшеств, предпочитаю раз установленный порядок

8. Я боюсь перемен в жизни: новая обстановка меня пугает

9. Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее

10. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

XVII. ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧАМ

1. Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи

2. Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малейших неудач опускаются руки

3. Неудачи приводят меня в отчаяние

4. Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невинных

5. Если случается неудача, то я всегда ищу что же я сделал неправильно

6. Неудачи вызывают у меня протест и негодование и желание их преодолеть

7. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным

8. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться

 

Продолжение приложения А

 

9. Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьезные неприятности я переношу стойко

10. Неудачи меня пугают, и я прежде всего виню самого себя

11. Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимания

12. При неудачах я еще больше мечтаю о свершении своих желаний

13. Я считаю, что при неудачах нельзя отчаиваться

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

XIX. ОТНОШЕНИЕ К ЛИДЕРСТВУ

1. Я могу идти впереди других в рассуждениях но не в действиях

2. Я люблю быть первым в компании, руководить и направлять других

3. Я люблю опекать кого-либо, кто мне понравится

4. Я всегда стремлюсь учить людей правилам и порядку

5. Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими командую сам

6. Периодами я люблю "задавать тон", быть первым, но периодами мне это надоедает

7. Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю

8. Я не умею командовать другими

9. Я не люблю командовать другими - ответственность меня пугает

10. Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет

11. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной бы следовали другие

12. Я охотно следую за авторитетными людьми

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

XXIV. ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

1. Любил вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять или сходить в кино

 

Продолжение приложения А

 

2. Сильно переживал замечания и отметки, которые меня не удовлетворяли

3. В младших классах любил школу, потом она стала меня тяготить

4. Периодами любил школу, периодами она мне начинала надоедать

5. Не любил школу, потому что педагоги относились ко мне несправедливо

6. Школьные занятия меня очень сильно утомляли

7. Больше всего любил школьную самодеятельность

8. Любил школу, потому что там была веселая компания

9. Стеснялся ходить в школу: боялся насмешек и грубости

10. Очень не любил физкультуры

11. Посещал школу регулярно и всегда активно участвовал в общественной работе

12. Школьная обстановка меня очень тяготила

13. Старался аккуратно выполнять все задания

0. Ни одно из определений ко мне не подходит

Оглавление

Введение.................................................................................................. .........3

1 Теоретические подходы к исследованию суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте.................................................................................... 8

1.1 Научные теории и основные теоретические аспекты суицидального

поведения......................................................................................................... 8

1.2 Структура и классификация суицидального поведения........................ 17

1.3 Особенности суицидального поведения подростков и юношей............ 32

2 Исследование социально-психологических факторов

юношеского суицида..................................................................................... 38

2.1 Программа исследования....................................................................... 38

2.2 Анализ и обсуждение результатов......................................................... 40

Заключение.................................................................................................... 51

Глоссарий...................................................................................................... 53

Список использованных источников.................. ……………………………55

Приложение А............................................................................................... 59

Приложение Б........................................................................................................68


  Введение

 

Актуальность проблемы. Работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию социально-психологических факторов юношеского суицида.

В последние десятилетия проблема суицидального поведения подростков и молодых людей приобретает все большую актуальность. Уровень самоубийств среди населения России и других экономически развитых стран мира неуклонно растет. В возрастной группе 10-18 лет за последние десять лет удвоилось количество самоубийств. По данным разных авторов, каждый год от 2 до 10% учащихся системы профессионального образования (колледжи, профессиональные училища) совершают суицидальную попытку. Ежегодно уходят из жизни около 60 тыс. россиян. Суицид как причина подростково - юношеской смертности занимает одно из первых мест наряду с тяжелой врожденной патологией и травматизмом. Частоту завершенных суицидов оценить трудно. Имеются данные о том, что завершенный суицид встречается с частотой 0,5 - 1,0 на 100 тыс. детей, а в старшем подростковом и юношеском возрасте (15 - 18 лет) этот показатель составляет 12 - 16 на 100 тыс. представителей данной возрастной группы. По данным разных авторов на один завершенный суицид в возрастной группе до 18 лет приходится 14 суицидальных попыток. С увеличением возраста этот показатель увеличивается и на один завершенный суицид приходится 100 суицидальных попыток.[1]

Часто задается вопрос о том, что можно сделать для подростка или юноши, который решил уйти из жизни и можно ли его переубедить. Далеко не все суициденты обращаются за медицинской или психологической помощью. Однако, есть данные, по которым около 50% людей, намеревающихся покончить с собой, обращаются за профессиональной помощью, таким образом, давая возможность превентивного вмешательства.

Представление о том, что суицидента нельзя отвратить от принятого им решения, базируется на неверном предположении о неотвратимости суицидального намерения у самоубийцы. В работах известных американских суицидологов Н. Фарбероу и Э. Шнейдмана сам факт суицида трактуется как своеобразный призыв к окружающим, «крик о помощи». Именно потребность суицидента в живом человеческом участии, готовность принять предлагаемую ему помощь служат основанием для возможности организовать профилактику самоубийств. В этом и состоит гуманистическая сущность суицидологической превенции.

Проблема суицидологической превенции, в т.ч. и повторных суицидов, является актуальной и требует вмешательства ряда специалистов: психологов, психиатров, педагогов.

Степень научной разработанности проблемы. В России XX в. суицидальное поведение долго рассматривалось только лишь в рамках душевных болезней. В 80-х годах прошлого столетия группой ученых во главе с А.Г. Амбрумовой был создан Всесоюзный научно-методический суицидологический центр, а также разработана концепция суицидального поведения как следствия социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Среди публикаций по детской суицидологии основное место занимают исследования суицидальных проявлений у детей и подростков с депрессивными расстройствами и шизофренией (В.В. Ковалев, 1973; А.Е. Личко, 1977; А.Г. Амбрумова, Е.М. Вроно, 1983; H.B. Конончук, 1991; Я.М. Славгородский, 2000). Подробно изучены суицидальные и противосуицидальные мотивационные комплексы, связь суицидального поведения подростков с другими видами девиаций. Семья, как малая социальная группа и условия воспитания в семье как фактор социально-психологической адаптации изучены подробно без связи с суицидальным поведением. В работах, посвященных суицидологическим исследованиям А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Ю.Р. Вагин, указывается, что среди способов покушений на самоубийство ведущее место занимают самоотравления.

Актуальность проведения исследования обусловлена появлением данных о зависимости течения пресуицидального периода, в том числе выбора способа суицида и характере постсуицидального состояния, а также эффективности коррекционно-реабилитационной работы.

Таким образом, острота проблемы суицидов в обществе и, особенно, в данной возрастной группе, недостаточность исследований в социально-психологическом аспекте, обусловливает актуальность настоящего исследования.

Цель исследования - изучить социально-психологические факторы, способствующие суицидальному поведению в юности.

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1. Изучить и систематизировать социально - психологические теории и концепции отечественных и зарубежных авторов в области суицидологии.

2. Изучить мотивы преднамеренных действий суицидального характера в юности.

3. Выявить индивидуально-личностные особенности суицидентов.

4. Изучить особенности семейной ситуации юношей, склонных к суициду, причины и  их влияние.

Объект исследования – поведенческая сфера личности.

Предмет исследования – социально-психологические факторы суицида в юности.

Гипотеза исследования: выявление социально-психологических факторов суицидального поведения в юношеском возрасте позволит оптимизировать психокоррекционное воздействие в постсуицидальном периоде с целью профилактики повторных суицидальных попыток.

Теоретико-методологическую основу работы составили основные положения отечественных и зарубежных психологических, психотерапевтических и психиатрических школ, имеющих социально-психологическую направленность. В области социальной психологии, изложенные в трудах Г.А. Андреевой, В.В. Козлова, В.В. Новикова, касающиеся социально-психологической коррекции социальных установок, девиантного поведения, социальной адаптивности детей и подростков. В области социологии: концепция зависимости аутоагрессивного поведения от внешних, социальных факторов Е. Durkheim. В области общей и возрастной психологии: теории деятельности А.Н. Леонтьева, а также теоретических концепций Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, касающихся процесса становления личности человека в онтогенезе, исследований психологии взросления подростков И.С. Кона. В области детско-подростковой психиатрии: исследования А.Е. Личко, посвященные пограничной патологии и вариантам нормального онтогенеза; исследования В.В. Ковалева, показавшего связь между возрастной психической патологией и социально-психологическими условиями развития. В области суицидологии: теория социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта А.Г. Амбрумовой, исследования суицидальной и противосуицидальной мотивации Ю.Р. Вагина, принципы превенции суицидального поведения Е. Shneidman, N. Farberow, исследования Е.М. Вроно, касающиеся индивидуально-психологических особенностей суицидентов детского и подросткового возраста. В области психоанализа: теории суицидального поведения S. Freud, K.G. Jung. В области психоанализа: исследования G. Ammon, показавшего, что в основе суицидального поведения лежит нарушение взаимоотношений, в т.ч. ранних в диаде «мать-дитя» и теория объектных отношений — М. Klejn, О. Kernberg.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Клиническое интервью.

3.  Методы психодиагностики.

4. Методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что поставлена проблема изучения социально-психологических аспектов суицидальных попыток, совершенных в юношеской возрастной категории. Систематизирован теоретический и эмпирический материал по проблеме суицидального поведения, выявлены и изучены социально-психологические характеристики семей подростков и юношей, совершивших суицидальные попытки.

Теоретическая значимость. Представлена классификация суицидального поведения с учетом всех его аспектов.

Практическая значимость работы заключается в разработке психодиагностической схемы обследования суицидентов.

Мною было обследовано 34 испытуемых с преднамеренными действиями в анамнезе, совершенными с суицидальной целью. Все они находились на стационарном лечении в период с 1.01.2010 по 1.04.2010 г. Возраст пациентов варьировал от 14 до 18 лет. Большинство обследуемых обучались в разных классах массовых школ, в соответствии с возрастом. Семь испытуемых обучались на первом курсе средних специальных учебных заведений.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованной литературы.

 




Теоретические подходы к исследованию суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте

Дата: 2019-12-22, просмотров: 267.