По данным разных авторов, самые ранние суицидальные попытки относятся к 5 годам. По данным Л.Я. Жезловой, в возрасте 6-13 лет около 70% суицидентов составили больные шизофренией и только 18% дети с ситуационными реакциями. В возрасте 13-14 лет и старше процент больных шизофренией снижается до 38%, а ситуационные реакции имеют место в 60% суицидов [29].
Одной из основных причин совершения суицидальных действий в данном возрасте являются конфликты с родителями. Отчужденность от родительской семьи, обусловленная реакцией эмансипации, при одновременной потребности подростка в близких, эмоционально окрашенных отношениях, приводят к стремлению вырваться из семейного окружения и поиску тепла вне дома, часто в компании людей старших по возрасту, с асоциальными наклонностями. Все это, в свою очередь, усиливает и обостряет конфликтные отношения с родителями. Старшее поколение стремится контролировать детей, что приводит лишь к усилению проявления реакций эмансипации и группирования со сверстниками.[28]
Нередко протестное поведение играет роль условно выгодного симптома, когда в дисфункциональной семье, поведенческие проблемы ребенка играют роль фактора примирения родителей. В таких случаях отчаявшийся подросток совершает суицидальную попытку с единственной целью: повлиять на отношения между родителями, заставить их обратить внимание на его потребности, восстановить мир в семье [37].
Семья может выступать в качестве важного источника психической травматизации, прежде всего, непосредственно участвуя в ней. Больше всего травмируют детей психологическая непостоянность, обиды, равнодушие, а при психореактивных расстройствах - сверхсильные воздействия (тяжелое личное горе, издевательства, истязания). Кроме того, существуют различные способы косвенного участия семьи в процессе травматизации - когда она определяет уязвимость своих членов по отношению к травме, длительность последствий травмы, ее устойчивость к терапевтическим воздействиям .
Каким образом может возникнуть суицидальная ситуация? Переживание социально-психологических кризисов можно связать с утратой подростком или юношей высоко значимой для него позиции [26].
Позиция в общении может быть охарактеризована как сильная или слабая в зависимости от того, сколько коммуникативных возможностей она дает личности и в какой мере он удовлетворен своим местом в системе общения. Достижение той или иной позиции в общении зависит от личности, гибкости ее психики и умения приспосабливаться к другим, от его сознательных усилий достичь желаемого к себе отношения, и от оценки, которую дают индивиду окружающие. Прежде всего, следует отметить, что подростку не всегда удается понять, какого рода поведения ждут от него окружающие [8].
Степень удовлетворенности своей позицией зависит от того, что именно в общении привлекает подростка, на что он ориентируется, от чего отталкивается и в какой среде ему удается этого достичь.
Суицидальное поведение является крайним средством манипуляции с целью оказать давление на окружение и вернуть таким образом утраченную позицию. В других случаях, когда подросток или юноша осознает необратимость прежней позиции в общении и вместе с тем не чувствует в себе сил для продолжения жизни, возможен истинный суицид.
Необходимо обратить внимание на происшествия в семье, происходившие в последнее время, и их возможную роль в суицидоопасной ситуации в семье.
А.Г. Амбрумова и соавт., обследовав 770 детей, подростков и юношей с суицидальным поведением, показали, что в допубертатном возрасте (до 13 лет) попытку самоубийства совершили 14,4%, в пубертатном (13-16 лет) — 51,8% и постпубертатном (17- 18 лет) — 33,8%. Самыми молодыми из суи-цидентов были дети 7 лет. Большинство в группе обследованных составили девочки (80,8%). Наиболее частыми способами покушений и суицидальных попыток у девочек были отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение. У 5% девочек, совершивших попытки самоубийства в возрасте старше 13 лет, была обнаружена беременность [7].
Большинство авторов отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет — явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет [18, 22, 38].
По данным А.Е. Личко, среди подростков с незавершенными суицидами 32% были в возрасте 17 лет; 31% — 16 лет; 21% — 15 лет; 12% — 14 лет и лишь 4% — в возрасте 12-13 лет. Как уже отмечалось, частота законченных суицидов среди подростков относительно невелика и не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальные действия в этом возрасте чаще имеют демонстративный характер и нередко могут носить черты «суицидального» шантажа.[29]
Б.Н. Алмазов, обследовав группу подростков 14-18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4% из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания, у 30% самопорезы были совершены в результате ссоры со сверстниками, у 20% как обряд «братанья кровью», у 20% как демонстрация, бравада перед сверстниками и сверстницами. При последующем стационарном обследовании 15% из них признаны психически здоровыми, у остальных отмечены различные аномалии развития личности: психический инфантилизм, пограничная умственная отсталость, в 50% случаев — акцентуация характера [1].
Однако, дифференцировать покушения и демонстративные суицидальные попытки у подростков бывает чрезвычайно трудно [37, 13].
А.Е. Личко, А.А. Александров, обследовав группу подростков в возрасте 14-18 лет, нашли, что примерно у половины из них (49%) суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции (аффективный тип суицидальных действий), которая развивается по механизму «короткого замыкания», когда порой малозначительный повод играет роль «последней капли» и провоцирует суицидальное действие. При этом действия подростка в момент суицидальной попытки нередко внешне кажутся демонстративными. Они совершаются на глазах у обидчика, сопровождаются плачем или, наоборот, бравадой спокойствия. Однако эта «игра в самоубийство» часто заходит слишком далеко и может закончиться трагично[30].
На условность границ между суицидами, покушениями и суицидальными попытками указывают и другие авторы. Е. Шир отмечает, что большинство суицидальных действий в подростковом и юношеском возрасте, будучи микросоциально обусловленными (отношения в семье, в школе и т.п.), направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в этом возрасте чаще всего речь идет не о «покушении на самоубийство», а лишь о применении «суицидальной техники» для достижения той или иной первичной (несуицидальной) цели. Иногда суицидальное поведение определяется стремлением к временному «выключению» из ситуации. И в том и в другом случаях, несмотря на отсутствие суицидальных намерений, потенциальная опасность таких действий достаточно высока [7].
В.Т. Кондратенко и соавт. обследовали подростков и юношей в возрасте 15-18 лет. Суициды отмечались у 3%, покушения — у 6%, суицидальные попытки и проявления — у 91%. Среди суицидентов, совершивших суициды и покушения, лиц мужского и женского пола было примерно поровну (49 и 51%), в группе подростков с суицидальными попытками и намерениями преобладали девушки (80%). Среди всех подростков с суицидальным поведением учащиеся школ составили 38%, учащиеся ГПТУ — 30%, студенты техникумов — 10%, институтов — 3%, рабочие — 10%, служащие — 3% и лица, не имеющие определенных занятий — 6%. Подростков в возрасте 15 лет было 10%, 16 лет — 38,5%, 17 лет — 28,2%, 18 лет — 23,3%. Четвертая часть подростков суицидальные действия совершили повторно. Суицидальное поведение в этой группе сочеталось с другими формами девиаций поведения [5].
Мы видим, что четко прослеживается увеличение частоты суицидальных попыток от детского к подростковому и юношескому возрасту. Еще один аспект суицидального поведения в данном возрасте - понимание необратимости завершенного суицида.
Таким образом, суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрасте можно рассматривать как проявление дезадаптации и крайнее проявление психологического кризиса (В.В. Козлов, 1999).[31]
2 Исследование социально-психологических факторов юношеского суицида
Программа исследования
Анамнестические сведения были получены в ходе беседы (клинического интервью) с испытуемыми и их родственниками, а также на основании имеющейся документации. Анализу подвергались также объективные сведения, полученные у родителей и других членов семей суицидентов, данные врачей-токсикологов, невропатологов.
Клиническое интервью позволило выявить, а в некоторых случаях уточнить характеристики суицидальной попытки (мотив, цель, средство, степень риска завершенности).
Экспериментально-психологическое обследование включало в себя следующие методики.
Исследование характерологических особенностей пациентов проводилось с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) (А.Е. Личко, 1977), включающего в себя дополнительные шкалы, в т.ч. для оценки истинности суицидальной попытки. Данная методика позволила определить наличие и степень выраженности акцентуированных черт характера, степень риска формирования психопатии, депрессивных расстройств, социально - психологической дезадаптации. Дополнительные шкалы опросника в комплексе с другими методами применялись для дифференциальной диагностики мотивов и целей суицидальных попыток.[32]
С целью выявления и анализа мотивационных аспектов суицидальных отравлений были использованы: тест «Суицидальная мотивация» (Вагин, 1998). Тест позволяет выявить и количественно оценить семь мотивационных комплексов суицидального поведения. Каждому мотивационному комплексу соответствует 5 из 35 высказываний. На основании количественных показателей строится график, позволяющий наглядно отобразить спектр суицидальной мотивации каждого обследованного ребенка.
Объективно оценить истинность суицидальных намерений позволила объективная «Шкала суицидальной интенции» (A. Beck, 1999). Тест позволяет в баллах оценить степень суицидальной интенции, т.е. выраженность, напряженность, и в определенном смысле истинность суицидальных тенденций у лиц, совершивших суицидальную попытку. Чем выше общий балл по всем 15 параметрам, учитываемым в тесте Бека, тем более достоверна реальность суицидальных намерений.
Для оценки эмоционального состояния обследованных пациентов была использована объективная шкала степени выраженности депрессии (М. Hamilton, 1967).
Поскольку результаты, полученные при использовании всех перечисленных шкал и экспериментально-психологических методик, имеют числовое выражение - это сделало возможным применение методов математической статистики.
Нами было обследовано 34 подростка и юноши, совершивших суицидальные попытки. Для исследования были отобраны психически здоровые испытуемые – точно их можно отнести к психически здоровым???, включая лиц с акцентуациями характера, совершившие суицидальную попытку в условиях психотравмирующей ситуации. До совершения суицидальной попытки ни один из них не наблюдался у психиатра.
Возраст пациентов варьировал от 14 до 18 лет. При этом большинство суицидальных попыток было совершено 18-летними. Средний возраст суицидентов составил 17,2 лет. Распределение суицидентов по полу показало, что 84% составили девочки, 16% - мальчики. В возрастной группе старше 16 лет количество суицидентов женского пола почти в 6 раз превышало количество лиц мужского пола (табл. 2).
Большинство обследуемых обучались в классах массовых школ, в соответствии с возрастом. Семь испытуемых обучались на различных курсах средних специальных учебных заведений (профессиональный колледж, лицей). Четверо обучались в школах-интернатах для детей-сирот по программам массовых школ. В уровне успеваемости был значительный разброс (от «второгодников» до «круглых отличников»).
Таблица - 2. Распределение суицидентов по возрастам
Возраст (лет) | Мальчики | Девочки | Всего |
14 | 0 | 1 | 3,0% |
15 | 1 | 1 | 5,0% |
16 | 1 | 2 | 8,0% |
17 | 2 | 7 | 28,5% |
18 | 2 | 17 | 54,5% |
Всего | 16% | 84% | 100% |
Более 80% испытуемых были выписаны из соматического стационара домой под расписку родителей. На долечивание в психиатрический стационар было переведено 3 чел. (9%).
По катамнестическим данным, повторная суицидальная попытка была совершена у 27% детей. Смертельных исходов при повторных попытках не было. 8% поступали в стационар повторно. Эти дети в дальнейшем были переведены в детскую городскую больницу по поводу стойкой суицидальной установки.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.