Тема 4. Базовые инструменты лидера в предотвращении организационных конфликтов и развитии навыков конструктивного общения членов организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конструктивное общение и конфликты лидера и членов группы. Особенности лиц с низкой культурой поведения и нарушенной коммуникации. Правила поведения людей с низкой культурой человеческого общения: правило силы, правило «козла отпущения», правило отвода агрессии от себя, правило «круговой поруки» и др. нарушения коммуникации. Нарушения коммуникации при выгорании и прочих личностно-профессиональных деформациях и деструкциях. Особенности поведения конфликтной личности. Анализ конфликтогенов и причин межличностных и организационных конфликтов. Типы конфликтогенов:

1)    Стремление к превосходству, цель которого - возвыситься над другими (прямые его проявления в виде приказания, обвинения, насмешки, замечания, угрозы, снисходительного отношения, а также хвастовство, категоричность, навязывание советов, перебивание собеседника, утаивание информации, нарушение этики, обман).

2)    Проявления агрессивности как попытки самоутверждения, выражение протеста против своего зависимого положения, снятия напряженности, защитной реакции при фрустрации как препятствии к реализации потребностей.

3)    Проявления эгоизма.

Конфликты между инстанциями личности - Родитель – Взрослый – Дитя (РВД) и их преодоление. Причины межличностных конфликтов (по Э. Берну): тактильный голод как желание физической близости; голод по признанию другими; голод по структурированию времени (бежать – догонять). Смысловой голод личности (по С.В. Ковалеву). Базовая мета-позиция личности: «Я+, Другие+, Мир+».

Конфликтный треугольник Карпмана и посредник вне его. Выходы из позиций Тирана, Жертвы и Спасателя: 1) Разоблачение игры («Да, но…», «Попался, негодяй!», «Пни меня!», «Загнанная домохозяйка» и др.). 2) Игнорирование игры. 3) Предложение альтернативы (например, игра в шахматы, доращивание Взрослого, принятие Естественного Дитя). 4) Принять участие в игре, обесценив конфликтную позицию конфликтной личности.

Продуктивное общение. Техники конструктивного общения. Коммуникативная и конфликтологическая компетентность лидера. Стратегии поведения в конфликте. Продуктивные стратегии лидера в управлении конфликтами. Базовые инструменты лидера в предотвращении организационных конфликтов и развитии навыков конструктивного общения членов организации.

Тренинг коммуникативной культуры лидера группы. Тренинг конфликтологической компетентности лидера.

Литература: 1-6.

 

Тема 5. Технологии и методы воспитания лидеров. Развитие лидерских качеств в командной деятельности.

Технологии, методы и способы воспитания лидеров. Игра как метод формирования карьерных ориентаций личности и воспитания лидера. Игромоделирование в работе с лидерами различных социальных групп. Виды и функции игр в диагностике и развитии лидерства. Игровая коррекция поведения лидера.

Приемы и способы воспитания и развития лидерских качеств. Игра как метод развития лидерских качеств. Игра в развитии продуктивных стратегий совладания лидера с ситуациями стресса. Развитие в игровой деятельности профессиональной рефлексии лидера. Диагностика и коррекция патогенного мышления лидера. Преодоление выгорания менеджера с помощью релаксационных игр. Оптимизация стратегий поведения лидера в конфликтной ситуации.

Литература: 1-6

 

Тематика семинарско-практических занятий

Семинар №1

Тема 2.Лидер как личность, играющая в организации ключевую роль.

Вопросы к семинару:

1. Дайте характеристику феномену лидерства в социальной психологии.

2. Раскройте основные концепции лидерства.

3. Формальное и неформальное лидерство.

4. Навыки и компетенции лидеров различных организационных культур.

5. Профессионально важные качества формального лидера.

6. Харизма неформального лидера.

7. Личностный подход к феномену лидерства.

8. Поведенческий подход к феномену лидерства.

9. Ситуационный подход к феномену лидерства.

10. Проблемы российского лидерства.

Литература: [1-6].

Соломанидина, Т.О. Лидерство и профессионализм менеджмента в формировании и развитии оргкультуры, приобщении к ней сотрудников // Организационная культура компании: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 439-480 с.

Соломанидина Т. О. Общие закономерности и проблемы российского лидерства // Организационная культура компании: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 467-480.

 

Семинар № 2

Тема 3. Деятельность лидера по командообразованию и развитию корпоративной культуры организации

Вопросы к семинару:

1. Корпоративная культура организации. Навыки и компетенции лидеров различных оргкультур.

2. Четыре системы Лейкерта: эксплуататорско-авторитарная, благосклонно-авторитарная, консультативно-демократическая, основанная на участии.

3. Теории стиля руководства Мак’Грегора.

4. Концепция У. Реддина о взаимодействии стиля лидерства и его восприятии подчиненными.

5. Теория Ф.Э. Фидлера об условиях лидерства и типах лидеров.

6. Деятельность лидера в направлении интеграции интересов компании и работников.

7. Управленческая решетка Блейка-Моутон.

8. Лидерство и принятие решений. Модель принятия управленческого решения Врума-Йеттона.

9. Групповое управление как наилучший стиль лидерства.

10. Факторы, влияющие на стиль лидерства: характер руководителя, квалификация подчиненных, ситуации.

Литература: [1-6].

Соломанидина, Т.О. Лидерство и профессионализм менеджмента в формировании и развитии оргкультуры, приобщении к ней сотрудников // Организационная культура компании: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 439-480 с.

Семинар № 3

Дата: 2019-12-09, просмотров: 383.