Декомпозиция результатов обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Астраханский государственный университет»

 

СОГЛАСОВАНО Руководитель ОПОП   __________________ О.А. Халифаева    «_____» ______________ 2017 г.     УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ____________ (наименование) __________________ Ю.В. Кузнецова    «_____» ______________ 2019 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Психология лидерства и командообразования

наименование

Составитель(-и) Майсак Н.В., доцент, к.псх.н., доцент кафедры конфликтологии и организационной психологии
Направление подготовки / специальность 37.03.01 Психология
Направленность (профиль) ОПОП Психология
Квалификация (степень) бакалавр
Форма обучения Заочная
Год приема 2017
Курс 3

 

Астрахань – 2019 г.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Целью освоения дисциплины (модуля) «Психология лидерства и командообразования» является овладение студентами системой представлений о решении комплексных задач в сфере психологии лидерства, развитие практических навыков и умений в области командообразования.

1.2. Задачи освоения дисциплины (модуля):

· ознакомить студентов с зарубежными и отечественными теориями лидерства;

· выработать практические навыки развития лидерских качеств;

· сформировать умения и навыки выявления лидерских качеств;

· развить практические навыки работы в группе для развития лидерской позиции;

· научить студентов коллективному анализу конкретных ситуаций для принятия оптимальных лидерских решений;

· сформировать навыки анализа системы межличностных отношений в социальной группе в связи с совместной деятельностью;

· освоить навыки предотвращения конфликтов в команде и способов управления ими;

· освоить технологии командообразования для оптимизации деятельности в социальной группе.


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП

2.1. Учебная дисциплина (модуль) Б1.В.01 «Психология лидерства и командообразования» относится к Вариативной части (обязательные дисциплины). Дисциплина осваивается в 5-м семестре (зачет).

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОНФЛИКТОЛОГИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА.

Знания: знать научные основы Общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии, Психологии общения и воздействия.

Умения: уметь интегрировать знания психологической науки и практики на развитие коммуникативных умений и лидерских качеств.

Навыки: владеть поведенческими навыками коммуникативной и конфликтологической культуры, а также развития лидерских качеств в команде.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ПСИХОЛОГИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК):

ОК-6 - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Б) профессиональных (ПК):

ПК-3 - способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий.

Таблица 1

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Дисциплина Б1.В.01 «Психология лидерства и командообразования» осваивается в 5-м семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Форма итогового контроля – зачет.

На изучение дисциплины отведено 108 часов. Из них: 4 ч. лек. + 6 ч. сем./практических занятий + 98 ч. самостоятельной работы студента.

Таблица 2

Структура и содержание дисциплины (модуля)

п/п

Наименование радела (темы)

Семестр

Неделя семестра

Контактная работа

(в часах)

Самостоят. работа

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Л ПЗ ЛР ГК ИК АИ
1 Тема 1. Психология лидерства и командообразования как научная дисциплина. Современные проблемы лидерства. 5   1 -         18 Коллоквиум, конспекты. Презентация теорий лидерства.  
2 Тема 2. Лидер как личность, играющая в организации ключевую роль. 5   1 2         20 Коллоквиум, конспекты. Участие в деловой игре.  
3 Тема 3. Деятельность лидера по командообразованию и развитию корпоративной культуры организации 5   1 1         20 Коллоквиум, конспекты. Участие в тренинге. Контрольная работа №1.
4 Тема 4. Базовые инструменты лидера в предотвращении организационных конфликтов и развитии навыков конструктивного общения членов организации 5   1 1         20 Коллоквиум, конспекты. Участие в мини-тренинге и мастер-классе. Контрольная работа №2.
5 Тема 5. Технологии и методы воспитания лидеров. Развитие лидерских качеств в командной деятельности. 5     2         20 Участие в семинаре-тренинге и творческой игре. Подготовка к зачету.  
6 Итого: 108 ч.     4 6     98 Зачет

Таблица 3

Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Психология лидерства и командообразования как научная дисциплина. Современные проблемы лидерства

Цель, задачи и предмет дисциплины. Лидерство как служение идеалам. Современные проблемы лидерства. Национальные особенности лидерства. Лидер как выразитель потребностей группы и личность, играющая в организации ключевую роль. Лидерство как социально-психологический феномен.

Формальное и неформальное лидерство. Отличительные черты лидера и менеджера. Лидерство как процесс. Функции лидера. Лидерство как статус. Эффективность результата деятельности лидера организации и лояльность персонала.

Литература: 1, 2.

 

Семинар №1

Тема 2.Лидер как личность, играющая в организации ключевую роль.

Вопросы к семинару:

1. Дайте характеристику феномену лидерства в социальной психологии.

2. Раскройте основные концепции лидерства.

3. Формальное и неформальное лидерство.

4. Навыки и компетенции лидеров различных организационных культур.

5. Профессионально важные качества формального лидера.

6. Харизма неформального лидера.

7. Личностный подход к феномену лидерства.

8. Поведенческий подход к феномену лидерства.

9. Ситуационный подход к феномену лидерства.

10. Проблемы российского лидерства.

Литература: [1-6].

Соломанидина, Т.О. Лидерство и профессионализм менеджмента в формировании и развитии оргкультуры, приобщении к ней сотрудников // Организационная культура компании: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 439-480 с.

Соломанидина Т. О. Общие закономерности и проблемы российского лидерства // Организационная культура компании: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 467-480.

 

Семинар № 2

Тема 3. Деятельность лидера по командообразованию и развитию корпоративной культуры организации

Вопросы к семинару:

1. Корпоративная культура организации. Навыки и компетенции лидеров различных оргкультур.

2. Четыре системы Лейкерта: эксплуататорско-авторитарная, благосклонно-авторитарная, консультативно-демократическая, основанная на участии.

3. Теории стиля руководства Мак’Грегора.

4. Концепция У. Реддина о взаимодействии стиля лидерства и его восприятии подчиненными.

5. Теория Ф.Э. Фидлера об условиях лидерства и типах лидеров.

6. Деятельность лидера в направлении интеграции интересов компании и работников.

7. Управленческая решетка Блейка-Моутон.

8. Лидерство и принятие решений. Модель принятия управленческого решения Врума-Йеттона.

9. Групповое управление как наилучший стиль лидерства.

10. Факторы, влияющие на стиль лидерства: характер руководителя, квалификация подчиненных, ситуации.

Литература: [1-6].

Соломанидина, Т.О. Лидерство и профессионализм менеджмента в формировании и развитии оргкультуры, приобщении к ней сотрудников // Организационная культура компании: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 439-480 с.

Семинар № 3

Семинар № 4

Тема 5. Технологии и методы воспитания лидеров. Развитие лидерских качеств в командной деятельности.

Вопросы к семинару:

1. Социально-психологические и педагогические методы и способы воспитания лидеров.

2. Воспитание лидерских качеств в процессе социализация личности.

3. Адаптация/дезадаптация личности и формирование лидерских качеств.

4. Обучение лидерству и развитие лидерских качеств.

5. Коммуникативные техники и технологии в развитии лидерских качеств.

6. Развитие лидерских качеств в командной деятельности.

7. Методы и способы предотвращения конфликтов лидера и членов группы (организации).

 

Практическое занятие № 1

«Псевдопрофессиональная деятельность с применением бросового материала»

Цель: выявление сильных и слабых сторон личности, а также лидерских качеств в процессе псевдопрофессиональной деятельности.

Ход занятия:

Выявление лидерских качеств в процессе псевдопрофессиональной деятельности, организованной с применением бросового материала (пластиковых крышек).

 

Практическое занятие № 2.

Игра «Строим организацию».

Цель игры: закрепить основы организационной структуры, разработать концепцию организации, ее философию, миссию, девиз и лозунг; формировать лидерские качества в игровой деятельности.

Ход занятия:

Группа студентов, разбившись на подгруппы, «строит организацию» из геометрических фигур, придумываем миссию, цели и лозунг организации, которой руководит эффективный лидер).

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

«Игра с посыльным»

Цель игры: диагностика и коррекция патогенного мышления лидера.

«Игра с посыльным» с целью развития профессиональной рефлексии, необходимой эффективному лидеру.

 

Практическое занятие № 5

Таблица 4

Содержание самостоятельной работы обучающихся

Номер радела (темы) Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов Формы работы
1 Тема 1. Психология лидерства и командообразования как научная дисциплина. Современные проблемы лидерства. 18 Подготовка к коллоквиуму, написание конспекта. Подготовка презентаций по теориям лидерства.
2 Тема 2. Лидер как личность, играющая в организации ключевую роль. 20 Подготовка к коллоквиуму, написание конспекта. Участие в деловой игре.
3 Тема 3. Деятельность лидера по командообразованию и развитию корпоративной культуры организации 20 Подготовка к коллоквиуму, написание конспекта. Участие в тренинге. Контрольная работа №1.
4 Тема 4. Базовые инструменты лидера в предотвращении организационных конфликтов и развитии навыков конструктивного общения членов организации 20 Подготовка к коллоквиуму, написание конспекта. Участие в мини-тренинге и мастер-классе. Контрольная работа №2.
5 Тема 5. Технологии и методы воспитания лидеров. Развитие лидерских качеств в командной деятельности. 20 Подготовка к коллоквиуму, написание конспекта. Участие в семинаре-тренинге и творческой игре. Подготовка к зачету.
6 Итого: 98 Зачет

5.3. Виды и формы письменных работ, предусмотренных при освоении дисциплины, выполняемые обучающимися самостоятельно.

· чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы в процессе подготовки к семинарам, выполнения контрольных работ, самостоятельной учебной работы;

· написание эссе «Мой кумир–лидер»;

· написание синквейнов, определяющих термины изучаемой дисциплины: лидер, лидерство, коммуникация, общение, культура, конфликт, управление, руководство.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

6.1. Образовательные технологии: лекция, семинар-практикум, мастер-класс, мозговой штурм, синквейн как учебная технология для проверки знания терминов и понимания феноменов, интерактивные формы проведения занятий (дискуссия, деловые и ролевые игры, кейс-метод, анализ конфликтных ситуаций, поведенческий тренинг с целью формирования конструктивных навыков).

Принципы и технологии обучения: peer education / равный обучает равного; обучение действием («аction learning»), деловая игра, креативные игры.

6.2. Информационные технологии:

Использование возможностей Интернета в учебном процессе, включая доступ к мировым информационным ресурсам, с использованием которых строится учебный процесс:

- использование личного сайта преподавателя – n-maisak.ru

- использование информационных страниц преподавателя на психологических сайтах: https://www.b17.ru/articles/n_maysak/ (B17.ru)

https://www.all-psy.com/1322/#articles (Все психологи / All-psy.com)

- использование возможностей электронной почты преподавателя: n-maisak@mail.ru (рассылка заданий, предоставление выполненных работ, ответы на вопросы, ознакомление учащихся с оценками и т.д);

- возможность общения в skype: n-maysak

- использование электронных учебников и различных сайтов как источник информации (электронные библиотеки, журналы и т.д.).

- использование средств представления учебной информации (электронных учебных пособий и практикумов, презентаций и т.д.)

- использование интерактивных средств взаимодействия участников образовательного процесса (веб-конференция, вебинар, форум);

- использование интегрированных образовательных сред, где главной составляющей являются не только применяемые технологии, но и содержательная часть, т.е. информационные ресурсы ()]

6.3. Перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Таблица 5

Таблица 6

Контрольная работа №1

Контрольная работа №2

Контрольная работа №3

Вопросы к зачету

1. Психология лидерства как научная дисциплина. Цель, предмет, задачи дисциплины «Психология лидерства».

2. Лидерство как социально-психологического феномен. Формальное и неформальное лидерство. Отличия лидера и менеджера.

3. Лидер как выразитель потребностей группы и личность, играющая в организации ключевую роль. Проблемы российского лидерства.

4. Психологические теории происхождения лидерства: психоаналитический подход.

5. Психологические теории происхождения лидерства: когнитивный подход.

6. Психологические теории происхождения лидерства: поведенческий подход.

7. Психологические теории происхождения лидерства: деятельностный подход.

8. Психологические теории происхождения лидерства: гуманистический подход.

9. Психологические теории происхождения лидерства: системный подход.

10. Теория Ф.Э. Фидлера о типах и условиях лидерства.

11. Психология личности лидера. Интегративные качества лидера: компетентность, этичность, ответственность, самостоятельность.

12. Профессионально важные качества современного менеджера.

13. Характеристика классических стилей управления и руководства (по Курту Левину). Гармоничный стиль деятельности лидера.

14. Концепция У. Реддина о взаимодействии стиля лидерства и его восприятии подчиненными.

15. Решетка стилей лидерства Р. Блейка и Дж. Моутон. Типология лидеров по Р. Блейку и Дж. Моутон.

16. Теория В. Врума о стилях принятия управленческого решения. Правила, повышающие степень принятия решения подчиненными.

17. Роль лидера в управлении организационными конфликтами.

18. Оптимальные (продуктивные) и непродуктивные стратегии поведения лидера в конфликтной ситуации и в ситуации стресса.

19. Роль лидера как посредника в разрешении межличностных конфликтов.

20. Лидер как авторитет и медиатор в урегулировании межличностных и организационных конфликтов.

21. Деятельность лидера и менеджера по оптимизации работы организации.

22. Профессионализм лидера-менеджера в формировании и развитии организационной культуры.

23. Характеристика стилей мышления лидера. Возможности коррекции патогенного мышления лидера.

24. Роль менеджера в адаптации и социализации персонала.

25. Деятельность лидера в обучении и развитии персонала организации.

26. Задачи коучинга для лидеров и менеджеров.

27. Проблемы выгорания лидера и менеджера. Методы и способы предотвращения выгорания менеджера.

28. Преодоление выгорания лидера и менеджера.

29. Методы изучения лидерских качеств.

30. Возможности деловой и ролевой игры в диагностике лидерских качеств. Игры-катастрофы в выявлении лидера группы. Игра как метод работы с лидерами различных социальных групп (детских и взрослых).

31. Игромоделирование в коучинге лидеров. О.С. Анисимов о профессиональной рефлексии и игромоделировании в реконструкции деятельностного пространства.

32. Организационно-деятельностные игры (ОДИ) в управлении межличностными конфликтами в организациях разного типа.

33. Технологии формирования и развития лидером организационной культуры.

34. Методы коррекции непродуктивного поведения лидера школьного класса.

35. Игра как способ передачи групповых, организационных и профессиональных норм.

36. Оптимизация стратегий поведения лидера в конфликтной ситуации.

37. Психологические игры в выявлении карьерных ориентаций личности.

38. Игра в развитии продуктивных стратегий совладания лидера с ситуациями стресса.

39. Детская игра как метод выявления лидера и развития лидерских качеств.

40. Дидактические и ролевые игры в формировании лидерских качеств детей и подростков.

 

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.

Аттестация знаний по дисциплине будет осуществлена в форме устного зачета (10%) с учетом систематической посещаемости студентом занятий (10%), наличия конспектов (10%), участия в трех тренингах (30%), выполнения трех контрольных работ (30%), написание синквейнов как показателей знания терминологии, употребляемой в рамках данной дисциплины (10%). Итого: 100% рейтинг.

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

а) Основная литература:

  1. Вернигорова, Т. П. Социальное лидерство: учебное наглядное пособие. - М.: МГУУ ПМ, 2013. – 100 с.

2. Зайцев, Л.Г. Организационное поведение: Доп. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 "Менеджмент организации" / Л. Г. Зайцев,, М. И. Соколова,. - М.: Экономистъ, 2005. - 665 с. - ISBN 5-98118-100-1 : 225-72. (в библ. АГУ - 40 экз.).

3. Занковский, А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурноценностной парадигме [Электронный ресурс] / А. Н. Занковский. - М. : Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. - 296 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru

4. Ильин, В. А. Психология лидерства: учебник для бакалавриата и магистратуры. Гриф УМО. – М.: Издательство Юрайт, 2015. — 311 с. http://urss.ru/PDF/add_ru/191245-1.pdf (Книга доступна в ЭБС biblio-online.ru).

5. Молоканов, М. Лидерство по-русски. Руководство пользователя / М. Молоканов; науч. ред. сер. С.Д. Фурта . - М. : Рид Медиа, 2013. - 187 с.

6. Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010 (624 с.). (20 книг есть в учебной библиотеке АГУ).

б) Дополнительная литература:

1. Бендас Т. В., Якиманская И. С. Лидерство в кросс-культурных и гендерных исследованиях. Монография. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – 294 с.

2. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: Учебник для вузов / И. Е. Ворожейкин,, А. Я. Кибанов,, Д. К. Захаров,. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 240 с.

  1. Горанчук, В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. Теория и практика: Учеб. пос. / В. В. Горанчук,. - СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 288 с.

4. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пос. для вузов. - М.: Академия, 2002. – 416 с.

5. Захаров Д.К., Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Изд. 2. – М.: Инфра-М, 2010. – 424 с. (ISBN 9785160032283. Серия «Высшее образование»).

6. Ильин В.А. К вопросу об актуальных проблемах организационной психологии: обеспечение эффективности организационного лидерства — функциональный и личностный аспекты // Социальная психология и общество. – 2010. - № 1. – С. 62-77.

7. Майсак Н.В. Девиации в профессиях социономического типа: теоретико-эмпирическое исследование: Монография. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2012. – 364 с.

8. Оксинойд К.Э. Власть, принятие решений и лидерство в организациях // Организационное поведение: Учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – С. 270-303.

9. Организационное поведение: учеб. пособие: Доп. Советом УМО по образованию в обл. менеджмента в качестве учеб. пособия по направлению "Менеджмент" / О.К. Минева [и др.]. - Астрахань: Астраханский ун-т, 2012. - 148 с. - (М-во образования и науки РФ. АГУ). - На обл.: 80 лет АГУ. (всего 5 экз.: ЕИ-1; РФ-1; УЧ-3).

10. Сергеев А.М. Организационное поведение. – М., 2012. – 322 с. (1 экз. - в читальном зале главного корпуса АГУ и 2 экз. в учебной библиотеке АЦКК).

11. Скотт Дж. Г. Конфликты: пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991. – 192 с.

12. Трайнев В. А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинке, социологии, психологии: методология и практика проведения: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 303 с.

13. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск: Амалфея, 1997. – 288 с.

В) Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины (модуля)

1. Лидерство / Живица О.В. - М.: Университет "Синергия", 2017. – 192 с. [Доступ через ЭБС «Консультант студента» http://www.studentlibrary.ru/book/ ISBN9785425702166.html].

2. Лидерство / - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 224 с. [Доступ через ЭБС «Консультант студента» http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785961455830.html].

3. https://library.asu.edu.ru - Электронный каталог Научной библиотеки АГУ на базе MARK SQL НПО «Информ-систем».

4. https://biblio.asu.edu.ru - Электронная библиотека «Астраханский государственный университет» собственной генерации на электронной платформе ООО «БИБЛИОТЕХ». Учетная запись образовательного портала АГУ (Регистрация в 905 аудитории. Пристрой)

5. http://нэб.рф - Государственная информационная система «Национальная электронная библиотека (НЭБ)» — Федеральная государственная информационная система, обеспечивающая создание единого российского электронного пространства знаний. НЭБ объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. Доступ с компьютеров сети АГУ

  1. http://dvs.rsl.ruЭлектронная библиотека диссертаций (ЭБД) РГБ - Российская государственная библиотека (РГБ) является уникальным хранилищем подлинников диссертаций, защищенных в стране с 1944 года по всем специальностям. В настоящее время ЭБД содержит около 898178 полных текстов диссертаций и авторефератов. Регистрация самостоятельная на сайте vchz.rsl.ru/register из любого места в сети Интернет После регистрации необходимо обратиться к администратору для подтверждения заявки Доступ с компьютеров АГУ
  2. www.studentlibrary.ru - Электронная библиотечная система (ЭБС) ООО «Политехресурс» «Консультант студента». Многопрофильный образовательный ресурс "Консультант студента" является электронной библиотечной системой, предоставляющей доступ через сеть Интернет к учебной литературе и дополнительным материалам, приобретенным на основании прямых договоров с правообладателями. Каталог в настоящее время содержит около 15000 наименований. Регистрация с компьютеров АГУ
  3. www.knigafund.ru/ - Электронная библиотечная система (ЭБС) ООО «Центр цифровой дистрибуции» «КНИГАФОНД». Электронно-библиотечная система разработана в целях легального хранения, распространения и защиты цифрового контента учебно-методической литературы для вузов с условием обязательного соблюдения авторских и смежных прав. Обеспечивает широкий законный доступ к необходимым для образовательного процесса изданиям с использованием инновационных технологий и соответствует всем требованиям новых ФГОС ВПО Регистрация с компьютеров АГУ
  4. http://elibrary.ru - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU Информационно - аналитическая система SCIENCE INDEX [организация]. Позволяет проводить анализ публикационного потока и цитируемости публикаций как на уровне всей организации в целом, так и на уровне ее отдельных подразделений (лабораторий, факультетов и т.д.) или сотрудников. Регистрация с компьютеров АГУ
  5. www.azps.ru/handbook (психологический словарь)
  6. www.edu.ru (федеральный портал «Российское образование»)
  7. Скотт, Дж. Конфликты: пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991. – 192 с. // http://www.rulit.me/books/sila-uma-sposoby-razresheniya-konfliktov-read-315068-1.html
  8. Скотт, Дж. Сила ума // https://www.litmir.me/bd/?b=178951
  9. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск: Амалфея, 1997. – 288 с. // https://www.livelib.ru/author/7103/top-viktor-shejnov

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ):

компьютер, проектор или ноутбук для презентаций; программы для презентаций, Интернет-ресурсы.


 



Макет листа изменений в РПД

 

СОГЛАСОВАНО Руководитель ОПОП __________________ И.О. Фамилия ______________________ «___» _________ 201_ г.     УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ____________ (наименование) __________________ И.О. Фамилия  «____» ______________ 201_ г.

 

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочей программе (модуле) дисциплины_________________________

(название дисциплины)

по направлению подготовки __________________________________

 

на 20__/20__ учебный год

 

1. В ____________________ вносятся следующие изменения:

(элемент рабочей программы)

1.1. .…………………………………..;

1.2. …………………………………...;

1.9. …………………………………… .

 

 

2. В ____________________ вносятся следующие изменения:

(элемент рабочей программы)

2.1. .…………………………………..;

2.2. …………………………………...;

2.9. …………………………………… .

 

3. В ____________________ вносятся следующие изменения:

(элемент рабочей программы)

3.1. .…………………………………..;

3.2. …………………………………...;

3.9. …………………………………… .

 

 

Составитель         ______________________         /___________________/

                                                     подпись                                          ФИО, ученая степень, звание, должность

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Астраханский государственный университет»

 

СОГЛАСОВАНО Руководитель ОПОП   __________________ О.А. Халифаева    «_____» ______________ 2017 г.     УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ____________ (наименование) __________________ Ю.В. Кузнецова    «_____» ______________ 2019 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Психология лидерства и командообразования

наименование

Составитель(-и) Майсак Н.В., доцент, к.псх.н., доцент кафедры конфликтологии и организационной психологии
Направление подготовки / специальность 37.03.01 Психология
Направленность (профиль) ОПОП Психология
Квалификация (степень) бакалавр
Форма обучения Заочная
Год приема 2017
Курс 3

 

Астрахань – 2019 г.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Целью освоения дисциплины (модуля) «Психология лидерства и командообразования» является овладение студентами системой представлений о решении комплексных задач в сфере психологии лидерства, развитие практических навыков и умений в области командообразования.

1.2. Задачи освоения дисциплины (модуля):

· ознакомить студентов с зарубежными и отечественными теориями лидерства;

· выработать практические навыки развития лидерских качеств;

· сформировать умения и навыки выявления лидерских качеств;

· развить практические навыки работы в группе для развития лидерской позиции;

· научить студентов коллективному анализу конкретных ситуаций для принятия оптимальных лидерских решений;

· сформировать навыки анализа системы межличностных отношений в социальной группе в связи с совместной деятельностью;

· освоить навыки предотвращения конфликтов в команде и способов управления ими;

· освоить технологии командообразования для оптимизации деятельности в социальной группе.


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП

2.1. Учебная дисциплина (модуль) Б1.В.01 «Психология лидерства и командообразования» относится к Вариативной части (обязательные дисциплины). Дисциплина осваивается в 5-м семестре (зачет).

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОНФЛИКТОЛОГИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА.

Знания: знать научные основы Общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии, Психологии общения и воздействия.

Умения: уметь интегрировать знания психологической науки и практики на развитие коммуникативных умений и лидерских качеств.

Навыки: владеть поведенческими навыками коммуникативной и конфликтологической культуры, а также развития лидерских качеств в команде.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ПСИХОЛОГИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК):

ОК-6 - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Б) профессиональных (ПК):

ПК-3 - способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий.

Таблица 1

Декомпозиция результатов обучения

 

Код компетенции

Планируемые результаты освоения дисциплины

Знать Уметь Владеть
ОК-6 - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-3 - способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий базовые процедуры оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий применять базовые процедуры оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий методами и технологиями оказания психологической помощи индивиду, группе, организации

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Дисциплина Б1.В.01 «Психология лидерства и командообразования» осваивается в 5-м семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Форма итогового контроля – зачет.

На изучение дисциплины отведено 108 часов. Из них: 4 ч. лек. + 6 ч. сем./практических занятий + 98 ч. самостоятельной работы студента.

Таблица 2

Структура и содержание дисциплины (модуля)

п/п

Наименование радела (темы)

Семестр

Неделя семестра

Контактная работа

(в часах)

Самостоят. работа

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Л ПЗ ЛР ГК ИК АИ
1 Тема 1. Психология лидерства и командообразования как научная дисциплина. Современные проблемы лидерства. 5   1 -         18 Коллоквиум, конспекты. Презентация теорий лидерства.  
2 Тема 2. Лидер как личность, играющая в организации ключевую роль. 5   1 2         20 Коллоквиум, конспекты. Участие в деловой игре.  
3 Тема 3. Деятельность лидера по командообразованию и развитию корпоративной культуры организации 5   1 1         20 Коллоквиум, конспекты. Участие в тренинге. Контрольная работа №1.
4 Тема 4. Базовые инструменты лидера в предотвращении организационных конфликтов и развитии навыков конструктивного общения членов организации 5   1 1         20 Коллоквиум, конспекты. Участие в мини-тренинге и мастер-классе. Контрольная работа №2.
5 Тема 5. Технологии и методы воспитания лидеров. Развитие лидерских качеств в командной деятельности. 5     2         20 Участие в семинаре-тренинге и творческой игре. Подготовка к зачету.  
6 Итого: 108 ч.     4 6     98 Зачет

Таблица 3

Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля

Дата: 2019-12-09, просмотров: 324.