МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Астраханский государственный университет»
СОГЛАСОВАНО Руководитель ОПОП __________________ О.А. Халифаева «_____» ______________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ____________ (наименование) __________________ Ю.В. Кузнецова «_____» ______________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Психология лидерства и командообразования
наименование
Составитель(-и) | Майсак Н.В., доцент, к.псх.н., доцент кафедры конфликтологии и организационной психологии |
Направление подготовки / специальность | 37.03.01 Психология |
Направленность (профиль) ОПОП | Психология |
Квалификация (степень) | бакалавр |
Форма обучения | Заочная |
Год приема | 2017 |
Курс | 3 |
Астрахань – 2019 г.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Целью освоения дисциплины (модуля) «Психология лидерства и командообразования» является овладение студентами системой представлений о решении комплексных задач в сфере психологии лидерства, развитие практических навыков и умений в области командообразования.
1.2. Задачи освоения дисциплины (модуля):
· ознакомить студентов с зарубежными и отечественными теориями лидерства;
· выработать практические навыки развития лидерских качеств;
· сформировать умения и навыки выявления лидерских качеств;
· развить практические навыки работы в группе для развития лидерской позиции;
· научить студентов коллективному анализу конкретных ситуаций для принятия оптимальных лидерских решений;
· сформировать навыки анализа системы межличностных отношений в социальной группе в связи с совместной деятельностью;
· освоить навыки предотвращения конфликтов в команде и способов управления ими;
· освоить технологии командообразования для оптимизации деятельности в социальной группе.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП
2.1. Учебная дисциплина (модуль) Б1.В.01 «Психология лидерства и командообразования» относится к Вариативной части (обязательные дисциплины). Дисциплина осваивается в 5-м семестре (зачет).
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОНФЛИКТОЛОГИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА.
Знания: знать научные основы Общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии, Психологии общения и воздействия.
Умения: уметь интегрировать знания психологической науки и практики на развитие коммуникативных умений и лидерских качеств.
Навыки: владеть поведенческими навыками коммуникативной и конфликтологической культуры, а также развития лидерских качеств в команде.
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ПСИХОЛОГИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
ОК-6 - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Б) профессиональных (ПК):
ПК-3 - способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий.
Таблица 1
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дисциплина Б1.В.01 «Психология лидерства и командообразования» осваивается в 5-м семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Форма итогового контроля – зачет.
На изучение дисциплины отведено 108 часов. Из них: 4 ч. лек. + 6 ч. сем./практических занятий + 98 ч. самостоятельной работы студента.
Таблица 2
Структура и содержание дисциплины (модуля)
№ п/п | Наименование радела (темы) | Семестр | Неделя семестра | Контактная работа (в часах) | Самостоят. работа | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
Л | ПЗ | ЛР | ГК | ИК | АИ | ||||||
1 | Тема 1. Психология лидерства и командообразования как научная дисциплина. Современные проблемы лидерства. | 5 | 1 | - | 18 | Коллоквиум, конспекты. Презентация теорий лидерства. | |||||
2 | Тема 2. Лидер как личность, играющая в организации ключевую роль. | 5 | 1 | 2 | 20 | Коллоквиум, конспекты. Участие в деловой игре. | |||||
3 | Тема 3. Деятельность лидера по командообразованию и развитию корпоративной культуры организации | 5 | 1 | 1 | 20 | Коллоквиум, конспекты. Участие в тренинге. Контрольная работа №1. | |||||
4 | Тема 4. Базовые инструменты лидера в предотвращении организационных конфликтов и развитии навыков конструктивного общения членов организации | 5 | 1 | 1 | 20 | Коллоквиум, конспекты. Участие в мини-тренинге и мастер-классе. Контрольная работа №2. | |||||
5 | Тема 5. Технологии и методы воспитания лидеров. Развитие лидерских качеств в командной деятельности. | 5 | 2 | 20 | Участие в семинаре-тренинге и творческой игре. Подготовка к зачету. | ||||||
6 | Итого: 108 ч. | 4 | 6 | 98 | Зачет |
Таблица 3
Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Психология лидерства и командообразования как научная дисциплина. Современные проблемы лидерства
Цель, задачи и предмет дисциплины. Лидерство как служение идеалам. Современные проблемы лидерства. Национальные особенности лидерства. Лидер как выразитель потребностей группы и личность, играющая в организации ключевую роль. Лидерство как социально-психологический феномен.
Формальное и неформальное лидерство. Отличительные черты лидера и менеджера. Лидерство как процесс. Функции лидера. Лидерство как статус. Эффективность результата деятельности лидера организации и лояльность персонала.
Литература: 1, 2.
Семинар №1
Тема 2.Лидер как личность, играющая в организации ключевую роль.
Вопросы к семинару:
1. Дайте характеристику феномену лидерства в социальной психологии.
2. Раскройте основные концепции лидерства.
3. Формальное и неформальное лидерство.
4. Навыки и компетенции лидеров различных организационных культур.
5. Профессионально важные качества формального лидера.
6. Харизма неформального лидера.
7. Личностный подход к феномену лидерства.
8. Поведенческий подход к феномену лидерства.
9. Ситуационный подход к феномену лидерства.
10. Проблемы российского лидерства.
Литература: [1-6].
Соломанидина, Т.О. Лидерство и профессионализм менеджмента в формировании и развитии оргкультуры, приобщении к ней сотрудников // Организационная культура компании: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 439-480 с.
Соломанидина Т. О. Общие закономерности и проблемы российского лидерства // Организационная культура компании: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 467-480.
Семинар № 2
Тема 3. Деятельность лидера по командообразованию и развитию корпоративной культуры организации
Вопросы к семинару:
1. Корпоративная культура организации. Навыки и компетенции лидеров различных оргкультур.
2. Четыре системы Лейкерта: эксплуататорско-авторитарная, благосклонно-авторитарная, консультативно-демократическая, основанная на участии.
3. Теории стиля руководства Мак’Грегора.
4. Концепция У. Реддина о взаимодействии стиля лидерства и его восприятии подчиненными.
5. Теория Ф.Э. Фидлера об условиях лидерства и типах лидеров.
6. Деятельность лидера в направлении интеграции интересов компании и работников.
7. Управленческая решетка Блейка-Моутон.
8. Лидерство и принятие решений. Модель принятия управленческого решения Врума-Йеттона.
9. Групповое управление как наилучший стиль лидерства.
10. Факторы, влияющие на стиль лидерства: характер руководителя, квалификация подчиненных, ситуации.
Литература: [1-6].
Соломанидина, Т.О. Лидерство и профессионализм менеджмента в формировании и развитии оргкультуры, приобщении к ней сотрудников // Организационная культура компании: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – С. 439-480 с.
Семинар № 3
Семинар № 4
Тема 5. Технологии и методы воспитания лидеров. Развитие лидерских качеств в командной деятельности.
Вопросы к семинару:
1. Социально-психологические и педагогические методы и способы воспитания лидеров.
2. Воспитание лидерских качеств в процессе социализация личности.
3. Адаптация/дезадаптация личности и формирование лидерских качеств.
4. Обучение лидерству и развитие лидерских качеств.
5. Коммуникативные техники и технологии в развитии лидерских качеств.
6. Развитие лидерских качеств в командной деятельности.
7. Методы и способы предотвращения конфликтов лидера и членов группы (организации).
Практическое занятие № 1
«Псевдопрофессиональная деятельность с применением бросового материала»
Цель: выявление сильных и слабых сторон личности, а также лидерских качеств в процессе псевдопрофессиональной деятельности.
Ход занятия:
Выявление лидерских качеств в процессе псевдопрофессиональной деятельности, организованной с применением бросового материала (пластиковых крышек).
Практическое занятие № 2.
Игра «Строим организацию».
Цель игры: закрепить основы организационной структуры, разработать концепцию организации, ее философию, миссию, девиз и лозунг; формировать лидерские качества в игровой деятельности.
Ход занятия:
Группа студентов, разбившись на подгруппы, «строит организацию» из геометрических фигур, придумываем миссию, цели и лозунг организации, которой руководит эффективный лидер).
Практическое занятие № 3
Практическое занятие № 4
«Игра с посыльным»
Цель игры: диагностика и коррекция патогенного мышления лидера.
«Игра с посыльным» с целью развития профессиональной рефлексии, необходимой эффективному лидеру.
Практическое занятие № 5
Таблица 4
Содержание самостоятельной работы обучающихся
Номер радела (темы) | Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов | Формы работы |
1 | Тема 1. Психология лидерства и командообразования как научная дисциплина. Современные проблемы лидерства. | 18 | Подготовка к коллоквиуму, написание конспекта. Подготовка презентаций по теориям лидерства. |
2 | Тема 2. Лидер как личность, играющая в организации ключевую роль. | 20 | Подготовка к коллоквиуму, написание конспекта. Участие в деловой игре. |
3 | Тема 3. Деятельность лидера по командообразованию и развитию корпоративной культуры организации | 20 | Подготовка к коллоквиуму, написание конспекта. Участие в тренинге. Контрольная работа №1. |
4 | Тема 4. Базовые инструменты лидера в предотвращении организационных конфликтов и развитии навыков конструктивного общения членов организации | 20 | Подготовка к коллоквиуму, написание конспекта. Участие в мини-тренинге и мастер-классе. Контрольная работа №2. |
5 | Тема 5. Технологии и методы воспитания лидеров. Развитие лидерских качеств в командной деятельности. | 20 | Подготовка к коллоквиуму, написание конспекта. Участие в семинаре-тренинге и творческой игре. Подготовка к зачету. |
6 | Итого: | 98 | Зачет |
5.3. Виды и формы письменных работ, предусмотренных при освоении дисциплины, выполняемые обучающимися самостоятельно.
· чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы в процессе подготовки к семинарам, выполнения контрольных работ, самостоятельной учебной работы;
· написание эссе «Мой кумир–лидер»;
· написание синквейнов, определяющих термины изучаемой дисциплины: лидер, лидерство, коммуникация, общение, культура, конфликт, управление, руководство.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
6.1. Образовательные технологии: лекция, семинар-практикум, мастер-класс, мозговой штурм, синквейн как учебная технология для проверки знания терминов и понимания феноменов, интерактивные формы проведения занятий (дискуссия, деловые и ролевые игры, кейс-метод, анализ конфликтных ситуаций, поведенческий тренинг с целью формирования конструктивных навыков).
Принципы и технологии обучения: peer education / равный обучает равного; обучение действием («аction learning»), деловая игра, креативные игры.
6.2. Информационные технологии:
Использование возможностей Интернета в учебном процессе, включая доступ к мировым информационным ресурсам, с использованием которых строится учебный процесс:
- использование личного сайта преподавателя – n-maisak.ru
- использование информационных страниц преподавателя на психологических сайтах: https://www.b17.ru/articles/n_maysak/ (B17.ru)
https://www.all-psy.com/1322/#articles (Все психологи / All-psy.com)
- использование возможностей электронной почты преподавателя: n-maisak@mail.ru (рассылка заданий, предоставление выполненных работ, ответы на вопросы, ознакомление учащихся с оценками и т.д);
- возможность общения в skype: n-maysak
- использование электронных учебников и различных сайтов как источник информации (электронные библиотеки, журналы и т.д.).
- использование средств представления учебной информации (электронных учебных пособий и практикумов, презентаций и т.д.)
- использование интерактивных средств взаимодействия участников образовательного процесса (веб-конференция, вебинар, форум);
- использование интегрированных образовательных сред, где главной составляющей являются не только применяемые технологии, но и содержательная часть, т.е. информационные ресурсы ()]
6.3. Перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Таблица 5
Таблица 6
Контрольная работа №1
Контрольная работа №2
Контрольная работа №3
Вопросы к зачету
1. Психология лидерства как научная дисциплина. Цель, предмет, задачи дисциплины «Психология лидерства».
2. Лидерство как социально-психологического феномен. Формальное и неформальное лидерство. Отличия лидера и менеджера.
3. Лидер как выразитель потребностей группы и личность, играющая в организации ключевую роль. Проблемы российского лидерства.
4. Психологические теории происхождения лидерства: психоаналитический подход.
5. Психологические теории происхождения лидерства: когнитивный подход.
6. Психологические теории происхождения лидерства: поведенческий подход.
7. Психологические теории происхождения лидерства: деятельностный подход.
8. Психологические теории происхождения лидерства: гуманистический подход.
9. Психологические теории происхождения лидерства: системный подход.
10. Теория Ф.Э. Фидлера о типах и условиях лидерства.
11. Психология личности лидера. Интегративные качества лидера: компетентность, этичность, ответственность, самостоятельность.
12. Профессионально важные качества современного менеджера.
13. Характеристика классических стилей управления и руководства (по Курту Левину). Гармоничный стиль деятельности лидера.
14. Концепция У. Реддина о взаимодействии стиля лидерства и его восприятии подчиненными.
15. Решетка стилей лидерства Р. Блейка и Дж. Моутон. Типология лидеров по Р. Блейку и Дж. Моутон.
16. Теория В. Врума о стилях принятия управленческого решения. Правила, повышающие степень принятия решения подчиненными.
17. Роль лидера в управлении организационными конфликтами.
18. Оптимальные (продуктивные) и непродуктивные стратегии поведения лидера в конфликтной ситуации и в ситуации стресса.
19. Роль лидера как посредника в разрешении межличностных конфликтов.
20. Лидер как авторитет и медиатор в урегулировании межличностных и организационных конфликтов.
21. Деятельность лидера и менеджера по оптимизации работы организации.
22. Профессионализм лидера-менеджера в формировании и развитии организационной культуры.
23. Характеристика стилей мышления лидера. Возможности коррекции патогенного мышления лидера.
24. Роль менеджера в адаптации и социализации персонала.
25. Деятельность лидера в обучении и развитии персонала организации.
26. Задачи коучинга для лидеров и менеджеров.
27. Проблемы выгорания лидера и менеджера. Методы и способы предотвращения выгорания менеджера.
28. Преодоление выгорания лидера и менеджера.
29. Методы изучения лидерских качеств.
30. Возможности деловой и ролевой игры в диагностике лидерских качеств. Игры-катастрофы в выявлении лидера группы. Игра как метод работы с лидерами различных социальных групп (детских и взрослых).
31. Игромоделирование в коучинге лидеров. О.С. Анисимов о профессиональной рефлексии и игромоделировании в реконструкции деятельностного пространства.
32. Организационно-деятельностные игры (ОДИ) в управлении межличностными конфликтами в организациях разного типа.
33. Технологии формирования и развития лидером организационной культуры.
34. Методы коррекции непродуктивного поведения лидера школьного класса.
35. Игра как способ передачи групповых, организационных и профессиональных норм.
36. Оптимизация стратегий поведения лидера в конфликтной ситуации.
37. Психологические игры в выявлении карьерных ориентаций личности.
38. Игра в развитии продуктивных стратегий совладания лидера с ситуациями стресса.
39. Детская игра как метод выявления лидера и развития лидерских качеств.
40. Дидактические и ролевые игры в формировании лидерских качеств детей и подростков.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.
Аттестация знаний по дисциплине будет осуществлена в форме устного зачета (10%) с учетом систематической посещаемости студентом занятий (10%), наличия конспектов (10%), участия в трех тренингах (30%), выполнения трех контрольных работ (30%), написание синквейнов как показателей знания терминологии, употребляемой в рамках данной дисциплины (10%). Итого: 100% рейтинг.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
а) Основная литература:
2. Зайцев, Л.Г. Организационное поведение: Доп. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 "Менеджмент организации" / Л. Г. Зайцев,, М. И. Соколова,. - М.: Экономистъ, 2005. - 665 с. - ISBN 5-98118-100-1 : 225-72. (в библ. АГУ - 40 экз.).
3. Занковский, А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурноценностной парадигме [Электронный ресурс] / А. Н. Занковский. - М. : Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. - 296 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru
4. Ильин, В. А. Психология лидерства: учебник для бакалавриата и магистратуры. Гриф УМО. – М.: Издательство Юрайт, 2015. — 311 с. http://urss.ru/PDF/add_ru/191245-1.pdf (Книга доступна в ЭБС biblio-online.ru).
5. Молоканов, М. Лидерство по-русски. Руководство пользователя / М. Молоканов; науч. ред. сер. С.Д. Фурта . - М. : Рид Медиа, 2013. - 187 с.
6. Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010 (624 с.). (20 книг есть в учебной библиотеке АГУ).
б) Дополнительная литература:
1. Бендас Т. В., Якиманская И. С. Лидерство в кросс-культурных и гендерных исследованиях. Монография. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – 294 с.
2. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: Учебник для вузов / И. Е. Ворожейкин,, А. Я. Кибанов,, Д. К. Захаров,. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 240 с.
4. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пос. для вузов. - М.: Академия, 2002. – 416 с.
5. Захаров Д.К., Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Изд. 2. – М.: Инфра-М, 2010. – 424 с. (ISBN 9785160032283. Серия «Высшее образование»).
6. Ильин В.А. К вопросу об актуальных проблемах организационной психологии: обеспечение эффективности организационного лидерства — функциональный и личностный аспекты // Социальная психология и общество. – 2010. - № 1. – С. 62-77.
7. Майсак Н.В. Девиации в профессиях социономического типа: теоретико-эмпирическое исследование: Монография. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2012. – 364 с.
8. Оксинойд К.Э. Власть, принятие решений и лидерство в организациях // Организационное поведение: Учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – С. 270-303.
9. Организационное поведение: учеб. пособие: Доп. Советом УМО по образованию в обл. менеджмента в качестве учеб. пособия по направлению "Менеджмент" / О.К. Минева [и др.]. - Астрахань: Астраханский ун-т, 2012. - 148 с. - (М-во образования и науки РФ. АГУ). - На обл.: 80 лет АГУ. (всего 5 экз.: ЕИ-1; РФ-1; УЧ-3).
10. Сергеев А.М. Организационное поведение. – М., 2012. – 322 с. (1 экз. - в читальном зале главного корпуса АГУ и 2 экз. в учебной библиотеке АЦКК).
11. Скотт Дж. Г. Конфликты: пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991. – 192 с.
12. Трайнев В. А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинке, социологии, психологии: методология и практика проведения: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 303 с.
13. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск: Амалфея, 1997. – 288 с.
В) Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимый для освоения дисциплины (модуля)
1. Лидерство / Живица О.В. - М.: Университет "Синергия", 2017. – 192 с. [Доступ через ЭБС «Консультант студента» http://www.studentlibrary.ru/book/ ISBN9785425702166.html].
2. Лидерство / - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 224 с. [Доступ через ЭБС «Консультант студента» http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785961455830.html].
3. https://library.asu.edu.ru - Электронный каталог Научной библиотеки АГУ на базе MARK SQL НПО «Информ-систем».
4. https://biblio.asu.edu.ru - Электронная библиотека «Астраханский государственный университет» собственной генерации на электронной платформе ООО «БИБЛИОТЕХ». Учетная запись образовательного портала АГУ (Регистрация в 905 аудитории. Пристрой)
5. http://нэб.рф - Государственная информационная система «Национальная электронная библиотека (НЭБ)» — Федеральная государственная информационная система, обеспечивающая создание единого российского электронного пространства знаний. НЭБ объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. Доступ с компьютеров сети АГУ
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ):
компьютер, проектор или ноутбук для презентаций; программы для презентаций, Интернет-ресурсы.
Макет листа изменений в РПД
СОГЛАСОВАНО Руководитель ОПОП __________________ И.О. Фамилия ______________________ «___» _________ 201_ г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ____________ (наименование) __________________ И.О. Фамилия «____» ______________ 201_ г. |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочей программе (модуле) дисциплины_________________________
(название дисциплины)
по направлению подготовки __________________________________
на 20__/20__ учебный год
1. В ____________________ вносятся следующие изменения:
(элемент рабочей программы)
1.1. .…………………………………..;
1.2. …………………………………...;
…
1.9. …………………………………… .
2. В ____________________ вносятся следующие изменения:
(элемент рабочей программы)
2.1. .…………………………………..;
2.2. …………………………………...;
…
2.9. …………………………………… .
3. В ____________________ вносятся следующие изменения:
(элемент рабочей программы)
3.1. .…………………………………..;
3.2. …………………………………...;
…
3.9. …………………………………… .
Составитель ______________________ /___________________/
подпись ФИО, ученая степень, звание, должность
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Астраханский государственный университет»
СОГЛАСОВАНО Руководитель ОПОП __________________ О.А. Халифаева «_____» ______________ 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ____________ (наименование) __________________ Ю.В. Кузнецова «_____» ______________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Психология лидерства и командообразования
наименование
Составитель(-и) | Майсак Н.В., доцент, к.псх.н., доцент кафедры конфликтологии и организационной психологии |
Направление подготовки / специальность | 37.03.01 Психология |
Направленность (профиль) ОПОП | Психология |
Квалификация (степень) | бакалавр |
Форма обучения | Заочная |
Год приема | 2017 |
Курс | 3 |
Астрахань – 2019 г.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Целью освоения дисциплины (модуля) «Психология лидерства и командообразования» является овладение студентами системой представлений о решении комплексных задач в сфере психологии лидерства, развитие практических навыков и умений в области командообразования.
1.2. Задачи освоения дисциплины (модуля):
· ознакомить студентов с зарубежными и отечественными теориями лидерства;
· выработать практические навыки развития лидерских качеств;
· сформировать умения и навыки выявления лидерских качеств;
· развить практические навыки работы в группе для развития лидерской позиции;
· научить студентов коллективному анализу конкретных ситуаций для принятия оптимальных лидерских решений;
· сформировать навыки анализа системы межличностных отношений в социальной группе в связи с совместной деятельностью;
· освоить навыки предотвращения конфликтов в команде и способов управления ими;
· освоить технологии командообразования для оптимизации деятельности в социальной группе.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП
2.1. Учебная дисциплина (модуль) Б1.В.01 «Психология лидерства и командообразования» относится к Вариативной части (обязательные дисциплины). Дисциплина осваивается в 5-м семестре (зачет).
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, КОНФЛИКТОЛОГИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА.
Знания: знать научные основы Общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии, Психологии общения и воздействия.
Умения: уметь интегрировать знания психологической науки и практики на развитие коммуникативных умений и лидерских качеств.
Навыки: владеть поведенческими навыками коммуникативной и конфликтологической культуры, а также развития лидерских качеств в команде.
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ПСИХОЛОГИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
ОК-6 - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Б) профессиональных (ПК):
ПК-3 - способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий.
Таблица 1
Декомпозиция результатов обучения
Код компетенции | Планируемые результаты освоения дисциплины | ||
Знать | Уметь | Владеть | |
ОК-6 - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-3 - способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий | базовые процедуры оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий | применять базовые процедуры оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий | методами и технологиями оказания психологической помощи индивиду, группе, организации |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дисциплина Б1.В.01 «Психология лидерства и командообразования» осваивается в 5-м семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Форма итогового контроля – зачет.
На изучение дисциплины отведено 108 часов. Из них: 4 ч. лек. + 6 ч. сем./практических занятий + 98 ч. самостоятельной работы студента.
Таблица 2
Структура и содержание дисциплины (модуля)
№ п/п | Наименование радела (темы) | Семестр | Неделя семестра | Контактная работа (в часах) | Самостоят. работа | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||||
Л | ПЗ | ЛР | ГК | ИК | АИ | ||||||
1 | Тема 1. Психология лидерства и командообразования как научная дисциплина. Современные проблемы лидерства. | 5 | 1 | - | 18 | Коллоквиум, конспекты. Презентация теорий лидерства. | |||||
2 | Тема 2. Лидер как личность, играющая в организации ключевую роль. | 5 | 1 | 2 | 20 | Коллоквиум, конспекты. Участие в деловой игре. | |||||
3 | Тема 3. Деятельность лидера по командообразованию и развитию корпоративной культуры организации | 5 | 1 | 1 | 20 | Коллоквиум, конспекты. Участие в тренинге. Контрольная работа №1. | |||||
4 | Тема 4. Базовые инструменты лидера в предотвращении организационных конфликтов и развитии навыков конструктивного общения членов организации | 5 | 1 | 1 | 20 | Коллоквиум, конспекты. Участие в мини-тренинге и мастер-классе. Контрольная работа №2. | |||||
5 | Тема 5. Технологии и методы воспитания лидеров. Развитие лидерских качеств в командной деятельности. | 5 | 2 | 20 | Участие в семинаре-тренинге и творческой игре. Подготовка к зачету. | ||||||
6 | Итого: 108 ч. | 4 | 6 | 98 | Зачет |
Таблица 3
Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля
Дата: 2019-12-09, просмотров: 348.