Индивидуальный подход в обучении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивидуальность – это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути.

Декларируемая сегодня ориентация на личность, индивидуальность в образовании реализуется посредством организации деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместимости, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявления и учет их личностных функций и особенностей.

Пед. деятельность включает в себя рефлексивные процессы . Ю.Н. Кулюткин определяет их так: « Это процессы отражения одним человеком ( педагогом)

« внутренней картины мира» другого человека ( ученика). Учитель должен быть способным становиться на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности; понимать, как ученик воспринимает определенную ситуацию; объяснять, почему так, а не иначе».

Умение видеть ученика, постигать его индивидуальность в процессе его личностного становления, педагог должен развивать в себе сознательно, доводить все стороны социальной перцепции до уровня профессионально значимого качества и творчески применять результаты познания детей для решения задач учебно- воспитательной работы.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным- индивидуальностью . Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и др. черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек- единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние, влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенностей интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на Этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения- все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых , одаренных и неспособных, а также старательных , любознательных и ничем на свете не интересующихся.

Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.

Очень убедительно эту мысль выразил Гегель: « Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать её, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкли от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание».

Отечественная педагогика стоит на иных позициях- воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.

Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются « трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 312.