Характеристика основных законов и закономерностей обучения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Законы обучения

В дидактической литературе (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Μ. Н. Скаткин и др.) выделяют следующие законы обучения.

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов организации учебного процесса.

Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся. Здесь подразумевается непременное влияние всех компонентов учебного процесса (содержания, стиля общения, характера заданий учащимся) на формирование ориентаций, личностных качеств, духовного мира, способностей, черт характера обучающихся.

Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся. Этот закон раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами; влияние формирующих личность процессов, в том числе познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности учащихся на результаты обучения (В. И. Загвязинский).

Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость гармоничного единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов деятельности, овладения знаниями и развития.

Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении. Этот закон подтверждает, что любое научное знание непосредственно или опосредовано служит практике и в конечном счете из нее выводится. А это значит, что в обучении необходимо опираться на общественную практику и жизненный опыт обучающихся, конкретизировать изучаемые научные положения и применять их на практике с учетом специфики учебного материала, уровня подготовленности обучающихся и условий обучения.

Закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой, коллективной учебной деятельности. Эти виды организации учебной деятельности в реальном учебном процессе могут выступать отдельно или совмещаться, взаимопроникать. Какой-то вид деятельности на том или ином этапе обучения может быть ведущим, но ни один из них не должен исключаться, а наоборот, предполагать друг друга.

Перечисленные законы носят объективный характер и действуют во всех ситуациях обучения.

Закономерности обучения. В отличие от законов закономерности обучения чаще всего отражают эмпирически установленные зависимости компонентов обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, т.е., по сути, между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая их часть, как было отмечено, действует только при создании обязательных условий обучения. Укажем некоторые из таких закономерностей.

Связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает обучение. Описание этих условий характеризует частные проявления указанной закономерности.

Зависимость между взаимодействием учителя и уче – пика и результатами обучения:обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности субъектов процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. В свою очередь, частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников: при рассогласовании целей эффективность обучения снижается.

Назовем еще ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при наличии определенных условий.

► Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.

► Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

► Формирование понятий в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операций по сопоставлению и разграничению понятий, установлению их содержания, объема и т.п.

Указанные закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой заключается в том, что результаты обучения и воспитание личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся. Именно поэтому они служат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения. В сути своей эта концепция сводится к следующим идеям:

· • нацеленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;

· • единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося как условие формирования личности;

· • оптимизация содержания, методов, средств, установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда.

Напомним, что задача дидактики – устанавливать закономерности обучения и, давая знание об этом учителю, делать процесс обучения для него более сознательным, управляемым, эффективным. При этом следует помнить, что в процессе обучения действуют, проявляются и другие закономерности – психологические, физиологические, гносеологические и т.п. Их не надо путать с дидактическими закономерностями, которые касаются главным образом связей между учителем, учеником и изучаемым материалом. Дидактические закономерности устанавливаются с учетом данных психологии и других наук и на основе этих данных, но с позиции теории обучения и в ее терминологии. Таким образом, знание дидактических закономерностей протекания процесса обучения, наряду с психологическими и другими его характеристиками, позволяет педагогам построить его оптимально в самых разных конкретных случаях.

3. Анализ принципов современного образования и их роли в практике образовательной деятельности.

Основными целями функционирования системы образования в об-ществе выступают:

- подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира;

- обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведения;

- воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.

В настоящее время усиливается направленность системы образова-ния на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры, обеспечение условий для непрерывного образования.

Ситуация, сложившаяся сейчас в системе образования РБ, оценивается как достаточно стабильная. Это объясняется тем, что:

- образование - это одна из социальных областей, которая функционирует достаточно стабильно;

- республика имеет достаточно высокие показатели по уровню образованности населения среди развитых стран (по итогам участия школьников, студентов в предметных международных олимпиадах и турнирах).

Тем не менее, в образовании все же существуют как позитивные, так и негативные тенденции развития.

Позитивные тенденции:

- гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

- вариативность и разноуровневое^ содержания образования, введение новых специальностей и специализаций учебных дисциплин;

- разработка новых образовательных стандартов, учебных планов, программ, учебно-методических комплексов по предметам;

- дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений;

- переход вузов на 2-ступеньчатую подготовку специалистов, отве-чающую международным требованиям;

- разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;

- использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования (доход от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства).

Негативные тенденции:

- отрицательное влияние современной школы на здоровье (неспособность справиться с учебной программой, сложные и перегруженные программы и учебники, чрезмерная учебная нагрузка (40 - 42 ч. в неделю у старшеклассников);

- авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением, который порождает страх и напряжение, конфликтность; в силу этого затрудняется возможность полной самореализации, развитие умственных сил, способностей и дарований учащихся в полной мере;

- унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ;

- бюрократизм и формализм в системе образования, проявляющиеся в дидактоцентризме и предметоцентризме. Дидактоцентризм - превращение урока в центральное звено УВП школы, причем традиционного урока, что препятствует формированию личности школьника. Предметоцентризм - набор недостаточно связанных между собой предметов как «слепков» основ наук. Содержание учебных дисциплин носит информативный характер, слабо реализуются межпредметные связи;

- недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы;

- продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса;

- кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и со-циально-экономическими изменениями в стране, распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения.

Наметился кризис дополнительного образования, особенно из-за низкого дохода большей части населения РБ.

В условиях кризиса формируются негативные черты растущей лич-ности.

Поэтому возникает необходимость разработки новой образовательной парадигмы, которая должна предполагать реализацию деятельностно- го содержания обучения, а также создание и внедрение развивающих технологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в субъект учебно-исследовательской, обще- ственно-созидательной деятельности, а также собственной жизнедеятель-ности.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 461.